Первую называли рассудком, вторую - разумом.
Недостатки и просчеты классической философии:
? Синдром системосозидания. Требование системного исчерпывающего познания, возведенное в закон. Отсюда догматизм классического мышления.
? Сведение философствования к рационально-познавательной процедуре мышления. Орган философии в классике не душа, а разум. Воля, эмоции, чувства, страсти вытесняются логикой мысли. Завышенная оценка возможностей разума.
? Стремление философии быть наукой. Начиная с Декарта, ей хотелось быть такой же строгой и доказательной, как, например, математика.
? В философии Гегеля, который задался целью создать философию как науку, классическая философская парадигма изжила себя. Философия встала перед выбором: исчезнуть или коренным образом реформировать себя. Она выбрала второе.
Примерно с середины XIX в. западная философия начинает претерпевать значительные изменения. Западная философия данного периода - это большое разнообразие философских школ, направлений, концепций. Объединяют их сходные основания - идеализм, иррационализм, субъективизм. В 40 - 50-е годы XIX в. все определеннее сказывалась потребность в новых, неклассических типах философствования. В противовес классической философии вводится понятие неклассической философии. Критики утверждали, что классическая философия «теряет» человека, не рассматривает многообразие и специфичность субъективных проявлений человека.
Утверждение иррационализма происходит по мере разочарования широких слоев европейского общества в идеалах, которыми оперировал рационализм. К середине XIX в. углубляется мнение, что прогресс науки и техники не ведет к реализации вековых идей человечества. Неверие в конструктивные созидательные силы человека, политический и социальный пессимизм - таковы характерные черты умонастроений середины XIX - начала ХХ века, которые легли в основу иррационализма как философского направления.
Таблица 1. Основные понятия в рационализме и иррационализме
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|