Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.




Необх-ть – то, что безусловно осуществляется при данных обстоятельствах. Гегель: Необходимое – безусловная дейст-ть, то, что опопсредованно кругом обст-в. Спиноза различал 2 вида нобх: внешнюю (проявление казуальных отношений), внутр (это необх-ть существующих вещей по их собств природе).

Случ-ть – наличие в объективн реал-ти таких аспектов, которые могут происходить, могут и не происх-ть или происх-ть так, а не иначе. Случайность, как и необ-ть, может быть внутр (результат внутр причин) и внешн.

Необх-ть в чистом виде предст собой идеализацию, результат абстрагирования от ряда случайных факторов. Это легко осуществимо в механике и физике, где небх-ть проявл в динамических закономер-тях, но трудно осуществимо в познании сложных, особенно социальных явлений, где необх-ть выявляется лишь на основе обобщения массы случайностей – статистических закономер-тях (демографические процессы).

Диалектика – учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Пик развития диалектики – Гегеля. Осн принципы деалектич метода:

- объективность предполагает ряд треб-й: пр отражение, взаимосв сознания и практики, единство абс-ти и относит-ти в истинности.

- пр всесторонности выраж-я всеобщ связи всех явлений действительности: вычленен предметн исслед, проведение его границ; его целостн многоаспектное рассмотрение; изучение кажд из сторон предмета; осущствление познават процесса как разверт вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон

- пр системности

- пр историзма рассм явл, когда возникло, какие этапы прошло и чем является.

Законы: Гегель первым обосновал

I) закон единства и борьбы противоположностей. Он обращал внимание, что противополож-ти часто сходятся. (Высшее право – высшее бесправие, т.е. абстрактн пр, доведенное до крайности, превращ в несправедлив и т.д.) Противоречие – взаимод противоп.

Противоположности – это такие стороны и тенденции целого, кот одновременно предполаг и исключ друг друга. Противоречие – это взаимод противополжн, взаимоисключ предмет и тенденции, предмет и явления, кот нах-ся во внутрен единстве и взаимопроникновении, кот выступает источником движения и саморазвития. Противоречие м.б. только при наличии противопол. Сами противополож-ти нах-ся во взаимодействии.

Существует мнодество противоречий:

1) по хар-ру возникновения:

а) необходимые – те, кот вытекают из сущности системы (между трудом и капит);

б) случайные – возник в силу приходящих причин, случ связей.

2) по месту в системе:

а) внутренние – взаимод противопол-тей внутри системы;

б) внешние – противопол, отнесен к разным системам. Прежде всего важны внутренние противоречия, неразрешение их не может позволить разрешить и внешние.

3) по роли развития:

а) осн – хар-ют саму природу тех или иных образований, опред развитие системы;

б) неосн – могут влиять на развитие системы, обуславливая взаимод различн сторон.

4) по содержанию и хар-ру разрешения:

а) антогонистические – те, с разрешением которых система гибнет;

) не антогон – способствуют ее совершенств-я

II)Закон перехода колич и кач изменений. Результат колич изменений приводит к тому, что наруш мера, происходит скачек и изм-ся качество. В свою очередь качество оказывает обратное влияние на количество. Качество (Гегель) – логическая категория, которая составляет начальную ступень познания вещей. Категория качества выражает целотн хар-ку функцион единства существенных сво-в объекта, его внутр и внешн определенность. Именно благодаря качеству объект сущ и мыслится как нечто определен, отгранич от др объектов. Количество – опред-ть вещи, которая хар-ет ее сос стороны мощности множеств и интенсивности св-в. Отображ общее и однородное в качестве вещей и явлений, благодаря чему они оказ-ся сравнимыми.

III) Закон отрицания отрицания. Первое отрицание – подтверждает исчезновение сущ-ия целого. Второе – когда осущ синтез, снятия, через кот-й происх возвращение к уже пройденному. Это возвращение к «якобы старому» (не к исходной точке), моменты пройденного воспр в нов условиях и связях на нов этаже развития. Проявляется поступательный хар-р развития, восходящий и вместе с тем по кругу – по спирали.

Законы не проявл автоматически, реализуются только через деятельность людей.

 

Диалектика (марксистская философия) - наука о наиболее общих законах развития

природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений

действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними

противоречиями.

Диалектика (первоначально) - спор, столкновение противоположных мнений, в

результате которого возникает истина.

Вначале диалектика существовала в виде наивного, основанного на внешнем

наблюдении представления о том, что все в мире постоянно изменяется,

обновляется, происходит круговорот веществ в природе, вещи возникают, исчезают,

превращаются в свою противоположность (Античная философия).

В период господства метафизического метода (XV - XVIII вв.) отдельные

элементы диалектики встречаются в воззрениях крупнейших философов: Декарта

(идея происхождения миров из первоначальных элементов), Спинозы

(диалектический подход к проблемам свободы и необходимости), Дидро (догадки

об эволюции живых существ) и т.д.

Следующий этап в развитии диалектики связан с именами немецких

философов-идеалистов (XVIII - XIX вв.), внесших значительный вклад в понимание

сложности, противоречивости процесса мышления. Большую роль здесь сыграло

учение Канта об антиномиях разума (Антиномия).

Гегель представил мир как процесс всеобщего поступательного движения, развития

от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником которого являются

противоречия, присущие всем явлениям и составляющие жизненную силу всего

существующего. Он сформулировал основные законы этого развития, создал

систему категорий диалектики, оказавшую существенное влияние на

последующую философскую мысль.

Категории диалектики (качество и количество, причина и следствие,

возможность и действительность, свобода и необходимость и др.) неразрывно

связаны с законами. Сущность диалектического понимания движения, развития

явлений, его отличие от метафизики выражают законы диалектики. Основные

из них:

1) Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий внутренние

импульсы, причину развития и являющийся сутью, ядром диалектики;

2) Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно,

характеризующий развитие не как чисто внешнее изменение предметов, а как

изменение коренное, затрагивающее их внутренние свойства;

3) Закон отрицания отрицания, согласно которому развитие носит

поступательный характер, идет от простого к сложному, от низшего к высшему.

Основные законы дополняются и конкретизируются закономерностями, выраженными

в категориях диалектики и раскрывающими связь сущности и явления,

необходимости и случайности, возможности и действительности, причины и

следствия и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных