ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.Необх-ть – то, что безусловно осуществляется при данных обстоятельствах. Гегель: Необходимое – безусловная дейст-ть, то, что опопсредованно кругом обст-в. Спиноза различал 2 вида нобх: внешнюю (проявление казуальных отношений), внутр (это необх-ть существующих вещей по их собств природе). Случ-ть – наличие в объективн реал-ти таких аспектов, которые могут происходить, могут и не происх-ть или происх-ть так, а не иначе. Случайность, как и необ-ть, может быть внутр (результат внутр причин) и внешн. Необх-ть в чистом виде предст собой идеализацию, результат абстрагирования от ряда случайных факторов. Это легко осуществимо в механике и физике, где небх-ть проявл в динамических закономер-тях, но трудно осуществимо в познании сложных, особенно социальных явлений, где необх-ть выявляется лишь на основе обобщения массы случайностей – статистических закономер-тях (демографические процессы). Диалектика – учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Пик развития диалектики – Гегеля. Осн принципы деалектич метода: - объективность предполагает ряд треб-й: пр отражение, взаимосв сознания и практики, единство абс-ти и относит-ти в истинности. - пр всесторонности выраж-я всеобщ связи всех явлений действительности: вычленен предметн исслед, проведение его границ; его целостн многоаспектное рассмотрение; изучение кажд из сторон предмета; осущствление познават процесса как разверт вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон - пр системности - пр историзма рассм явл, когда возникло, какие этапы прошло и чем является. Законы: Гегель первым обосновал I) закон единства и борьбы противоположностей. Он обращал внимание, что противополож-ти часто сходятся. (Высшее право – высшее бесправие, т.е. абстрактн пр, доведенное до крайности, превращ в несправедлив и т.д.) Противоречие – взаимод противоп. Противоположности – это такие стороны и тенденции целого, кот одновременно предполаг и исключ друг друга. Противоречие – это взаимод противополжн, взаимоисключ предмет и тенденции, предмет и явления, кот нах-ся во внутрен единстве и взаимопроникновении, кот выступает источником движения и саморазвития. Противоречие м.б. только при наличии противопол. Сами противополож-ти нах-ся во взаимодействии. Существует мнодество противоречий: 1) по хар-ру возникновения: а) необходимые – те, кот вытекают из сущности системы (между трудом и капит); б) случайные – возник в силу приходящих причин, случ связей. 2) по месту в системе: а) внутренние – взаимод противопол-тей внутри системы; б) внешние – противопол, отнесен к разным системам. Прежде всего важны внутренние противоречия, неразрешение их не может позволить разрешить и внешние. 3) по роли развития: а) осн – хар-ют саму природу тех или иных образований, опред развитие системы; б) неосн – могут влиять на развитие системы, обуславливая взаимод различн сторон. 4) по содержанию и хар-ру разрешения: а) антогонистические – те, с разрешением которых система гибнет; ) не антогон – способствуют ее совершенств-я II)Закон перехода колич и кач изменений. Результат колич изменений приводит к тому, что наруш мера, происходит скачек и изм-ся качество. В свою очередь качество оказывает обратное влияние на количество. Качество (Гегель) – логическая категория, которая составляет начальную ступень познания вещей. Категория качества выражает целотн хар-ку функцион единства существенных сво-в объекта, его внутр и внешн определенность. Именно благодаря качеству объект сущ и мыслится как нечто определен, отгранич от др объектов. Количество – опред-ть вещи, которая хар-ет ее сос стороны мощности множеств и интенсивности св-в. Отображ общее и однородное в качестве вещей и явлений, благодаря чему они оказ-ся сравнимыми. III) Закон отрицания отрицания. Первое отрицание – подтверждает исчезновение сущ-ия целого. Второе – когда осущ синтез, снятия, через кот-й происх возвращение к уже пройденному. Это возвращение к «якобы старому» (не к исходной точке), моменты пройденного воспр в нов условиях и связях на нов этаже развития. Проявляется поступательный хар-р развития, восходящий и вместе с тем по кругу – по спирали. Законы не проявл автоматически, реализуются только через деятельность людей.
Диалектика (марксистская философия) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. Диалектика (первоначально) - спор, столкновение противоположных мнений, в результате которого возникает истина. Вначале диалектика существовала в виде наивного, основанного на внешнем наблюдении представления о том, что все в мире постоянно изменяется, обновляется, происходит круговорот веществ в природе, вещи возникают, исчезают, превращаются в свою противоположность (Античная философия). В период господства метафизического метода (XV - XVIII вв.) отдельные элементы диалектики встречаются в воззрениях крупнейших философов: Декарта (идея происхождения миров из первоначальных элементов), Спинозы (диалектический подход к проблемам свободы и необходимости), Дидро (догадки об эволюции живых существ) и т.д. Следующий этап в развитии диалектики связан с именами немецких философов-идеалистов (XVIII - XIX вв.), внесших значительный вклад в понимание сложности, противоречивости процесса мышления. Большую роль здесь сыграло учение Канта об антиномиях разума (Антиномия). Гегель представил мир как процесс всеобщего поступательного движения, развития от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником которого являются противоречия, присущие всем явлениям и составляющие жизненную силу всего существующего. Он сформулировал основные законы этого развития, создал систему категорий диалектики, оказавшую существенное влияние на последующую философскую мысль. Категории диалектики (качество и количество, причина и следствие, возможность и действительность, свобода и необходимость и др.) неразрывно связаны с законами. Сущность диалектического понимания движения, развития явлений, его отличие от метафизики выражают законы диалектики. Основные из них: 1) Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий внутренние импульсы, причину развития и являющийся сутью, ядром диалектики; 2) Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, характеризующий развитие не как чисто внешнее изменение предметов, а как изменение коренное, затрагивающее их внутренние свойства; 3) Закон отрицания отрицания, согласно которому развитие носит поступательный характер, идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Основные законы дополняются и конкретизируются закономерностями, выраженными в категориях диалектики и раскрывающими связь сущности и явления, необходимости и случайности, возможности и действительности, причины и следствия и т.д. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|