Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос №7.Философия средневековья, её основные черты. 2 страница




В средине 40-х гг. в московский кружок ЗАПАДНИКОВ входили Герцен, Огарев, Грановский и др. Тесную связь с кружком имел Белинский.

Одним из первых западников и наиболее ярким русским мыслителем первой половины XIX века, безусловно, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856). В 1836 году одно из восьми "философических писем", где излагались его взгляды, увидело свет в журнале "Телескоп". Резкая критика прошлого и настоящего России вызвала суровую реакцию властей: редактор был сослан, а Чаадаев царем был объявлен сумасшедшим. Это был, пожалуй, первый пример расправы с неугодными с помощью психиатрии. В своем письме Чаадаев утверждал, что православие вырыло ров между западной цивилизацией и русской культурой, что и привело русское общество к болезни. Проповедовал сакральность западного пути развития. Философ выражал симпатии к католицизму. Движущую силу исторического прогресса видел в просвещении, значительное место в котором отводил религиозному самосознанию. Являясь сторонником объективного идеализма (Шеллинг, Кант), главную задачу философии видел в примирении науки и религии через "высший синтез" и создание на этой основе новой философии.

В 40-50-х гг. XIX века "западничество" становится широким движением русской общественной мысли, сторонники которого пропагандировали и защищали идею "европеизации" России, как логическое продолжение реформаторской деятельности Петра I. На этом пути Россия сможет преодолеть вековую отсталость как экономическую, так и культурную, и стать полноправным членом мировой цивилизации. К середине 40-х гг. под влиянием европейской революции 1848 года "западничество" разделилось на два крыла: умеренно-либеральное (П.В.Анненков, В.П.Боткин, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин) и революционно-демократическое (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев).

Вопрос №14. Философия русских просветителей. Революционный демократизм А. И. Герцена, М. Г. Чернышевского.

Один из наиболее видных и ярких выразителей западничества— А. И. Герцен (1812—1870). Он получил солидное естественнонаучное образование и много занимался философскими вопросами естествознания. В своем основном труде «Письма об изучении природы» он применил диалекти­ческий метод к объяснению объективной реальности и мышле­ния, подверг критике как диалектический идеализм Гегеля, так и метафизический материализм. Природа, по Герцену, сущест­вует независимо от человека, она есть единство многообразно­го. Законы мышления являются отражением законов бытия, а диалектика составляет основной метод научного познания и способ мышления. Учение о человеке у Герцена носит материалистический ха­рактер. Человек — часть и венец природы и подчинен ее законам.

Важная часть творчества А. И. Герцена — социальная про­блематика и тема личности. Он много размышлял о судьбе рус­ского народа и постоянно подчеркивал различие между кре­постным и помещиком, Русью помещичьей и Русью крестьян­ской. Разрабатывая теорию «русского социализма», Герцен писал, что борьба крестьян неизбежно приведет Россию к по­беде социализма, минуя капитализм. «Весь русский вопрос», по его мнению, «заключается в вопросе о крепостном праве», и его Решение возможно лишь через крестьянскую общину.

В концеп­ции русского социализма он уповал на реформы и мирные преоб­разования, полагая, что нет необходимости осуществление социаль­ных изменений отмечать грудами трупов. И при этом вовсе не обя­зательно в своем движении к социализму ориентироваться на опыт Запада.

Для него философия была "алгеброй" революции. Но ход раз­вития европейских революций в 1848 году существенно изменил взгляды Герцена как на революцию, так и на социализм. В статье "С того берега" он высказывает мысль, что революция носит харак­тер перманентной смертельной борьбы и что социализм - не цель, а всего лишь один из этапов общественного развития. Посему Герцен вновь обращается к русской общине и артели, в которых заложен потенциал не революции, а эволюции.

Вслед за Герценым теорию крестьянского социализма разра­батывал Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889), пола­гая, что Россия может прийти к социализму, миновав капитализм. За "разъяснением нравст­венных и отчасти исторических вопросов" Чернышевский обраща­ется к Фейербаху, которого считал отцом новой философии. С его антропологическим материализмом Чернышевский связыва­ет научный подход к изучению природы и общества. Правда, в отличие от Фейербаха, Чернышевский полагает, что природа че­ловека находится не в самом человеке, как таковом, а в его един­стве с природными и социальными силами. Философия должна ответить не только на вопрос, что такое "человек вообще", но и определить те условия, которые обеспечивают человеку свойст­венное ему стремление к "счастью".

При одних условиях среды обитания и социальных обстоятель­ствах человек бывает добрым, при других - злым. И, чтобы напра­вить человека в сторону добродетели, необходимо изменить условия его жизни, преобразовать общество. Для этого нужна революция и только революция.

Как революционный демо­крат, он выражал интересы угнетенного крестьянства и рас­сматривал народные массы как главную движущую силу исто­рии. Несмотря на то, что «исторический путь — не тротуар Нев­ского проспекта, он проходит то через пыльные грязные поля, то через болота», но он был историческим оптимистом и верил в прогресс человечества. Эта вера в творческие силы народа со­четалась у него с идеей классовой борьбы. Не отрицая роль ве­ликих личностей в истории, он вместе с тем связывал их появ­ление и роль с исторической необходимостью.

Свою философскую концепцию Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. В области фи­лософии он стоял на позиции материализма, полагая, что при­рода существует до сознания и независимо от него. Чернышевский подчеркивал неуничтожимость материи и движения и их связь с пространст­вом и временем, как формами существования материи. Одна­ко при этом к понятию материи он подходил с естественнона­учных, а не философских позиций, истолковывая ее как веще­ство. Это было свойственно всем философам-материалистам того времени.

Сознание человека связано, прежде всего, с его биоло­гической природой и физиологией.

Вопрос №15. Народничество и анархические воззрения, Марксизм в России.

В конце 60-х — начале 70-х гг. XIX в. в России складывается мировоззрение НАРОДНИЧЕСТВА. Общей чертой их идеологии было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и при­знание самобытности пути развития России. Основными вы­разителями этого мировоззрения были Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин. В вопросах политичес­кой программы общественной борьбы различные течения внутри народничества объединял общий лозунг — «земля и воля», стремление к социальной (социалистической) револю­ции в России и общественному строю, основанному на коллек­тивной собственности и коллективном труде. Хотя философско-методологическая основа ведущих идеологов народничест­ва была различной: непоследовательный позитивизм (Михай­ловский и Лавров), материализм (Ткачев).

Лидером и ведущим теоре­тиком либерального народничества был Н. К. Михайловский (1842—1904). Он является одним из главных со­здателей субъективного метода в социологии. Так называемый субъективизм его социологической концепции выражается в априорном конструировании идеального общества, в котором должно обеспечиваться всестороннее развитие способностей личности. Он в этом вопросе выступает как великий гуманист, ибо действительно, любое общественное яв­ление должно быть оценено с точки зрения человека, с позиции не только научной, но и нравственной, с позиции обще­ственного идеала. А таковым для Михайловского выступает идеал социализма, общинного коллективизма. То, что именуется справедливостью, по его мнению, «есть не более, как замаскированное служение данному общественному строю».

Анархизм (от греч. anarchía - безвластие), мелкобуржуазное общественно-политическое течение. Основная идея А. состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. А. в России возник в конце 60-х - начале 70-х гг. 19 в. В 70-е гг. часть народников, вплоть до образования "Народной воли", находилась под влиянием анархистских идей М. А. Бакунина. Программные и тактические установки русских анархистов сформулированы Бакуниным в книге "Государственность и анархия" (1873). Характерными чертами А. тех лет были: отрицание необходимости политической борьбы с правительством, отрицание парламентаризма, вера в социалистические "инстинкты" русского крестьянства, вера в крестьянскую общину как основу социализма, в близкую социальную революцию в России, которая якобы должна произойти в результате повсеместного крестьянского восстания. Бакунин убеждал молодёжь в глубокой и неистощимой революционности крестьянских масс, считая, что "ничего не стоит поднять любую деревню" на бунт. Под влиянием Бакунина в революционном народническом движении 70-х гг. сформировалось бунтарское направление. А. 70-х гг. выражал интересы мелкой буржуазии и части крестьянства. "Хождение в народ" показало несостоятельность надежд русских анархистов на готовность крестьянства к революции. Выявились противоречия, которые были заложены в учении самого Бакунина. В 80-е гг. А. по существу не играет никакой роли в русском освободительном движении. В конце 19 - начале 20 вв. идеологом А. выступил П. А. Кропоткин. В 1903 в Швейцарии при участии Кропоткина стал выходить анархистский журнал "Хлеб и воля". В России анархистские группы образовались в Одессе, Екатеринославе, Белостоке и др. Социальная база А. в эти годы - отсталые слои рабочего класса, мелкая буржуазия. В период Революции 1905-1907 гг. среди анархистов оформилось несколько течений: например "чернознаменцы", которые выдвигали на первый план террор. Организации анархистов почти все были разгромлены полицией.

В 80-90 гг. XIX века в России начинается быстрое распространение МАРКСИЗМА. Социально-экономические и политические концепции марксизма привлекали внимание представителей различных социальных сил того времени: от народников до леволиберальной интеллигенции, которые стремились с их помощью найти ответы на проблемы, порожденные развитием капиталистических отношений в России.

Выдающийся теоретик марксизма в России Г.В.Плеханов (1856-1919) главное внимание уделял анализу различных сторон материалистического понимания истории, рассматривая его как ядро марксизма. Он решительно и принципиально расходился с большевизмом, критически относился к стратегии и тактике большевиков, отрицательно встретил Октябрьскую революцию.

Вслед за Плехановым с всесторонней критикой народничества выступили В.И.Ленин (1870-1924) и "легальные марксисты. Между этими направлениями марксизма в России складывались непримиримые, антагонистические отношения. Представители умеренного крыла ("легальные марксисты", меньшевики) обвиняли большевиков в игнорировании исторических законов, волюнтаризме, стремлении "ускорить" исторический процесс без учета социально-экономических объективных условий. А большевики обвиняли меньшевиков в выхолашивании революционной сущности марксизма, "хвостизме", сползании на идеалистические позиции, проповеди пассивности, обрекающей пролетариат на поражение в революционной борьбе.

Плеханов в своих трудах не сомневался: философия марксизма – это диалектический и исторический материализм. При всех серьезных разногласиях Ленин высоко ценил философские произведения и труды. В своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" Ленин главное внимание уделил вопросам теории познания. Рассматривал философские проблемы через призму классовой борьбы, политических интересов, разработал философское обоснование тактики и стратегии большевиков. Без сомнения можно говорить о единой философской традиции, идущей от Плеханова через Ленина до советских марксистов последних десятилетий. Согласно этой традиции марксистская (позже марксистско-ленинская) философия включала в себя учение о всеобщих диалектико-материалистических принципах и законах и категориях природы, общества и мышления (диалектический материализм), учение о движущих силах и закономерностях общественного развития (исторический материализм) и специальные философские дисциплины - этику, эстетику и другие. Таким образом, философия марксизма-ленинизма являлась обоснованием и методологией остальных частей марксизма (политэкономия, теория научного коммунизма), других отраслей знания и революционной практики. Именно эта концепция была положена в основу партийно-государственной философии в СССР.

Марксизм в России – это совершенно новая страница в его развитии, развитии неоднозначном и драматичном. Марксизм на русской интеллектуальной почве, которая складывалась веками и имела свои устойчивые и глубокие традиции, не мог не претерпеть значительных изменений. Яркий пример этого – сталинское мировоззрение. Это мировоззрение произросло на почве марксизма, использовало его материалистическую атрибутику. Но этот материализм носил вульгарный метафизический характер, оправдывающий манипулирование природой, обществом, людьми.

Вопрос №16. Религиозное направление русской философской мысли.

Периодизации истории русской философии: первый период – XI-конец XVII века; второй – конец XVII-первая четверть XIX века; третий – первая четверть XIX века и далее.

Первый период характеризуется возникновением и развитием древнерусской философии. По мере все большего развития многообразных связей с Византией, происходит знакомство с достижениями европейской, античной, а через нее и с мировой философской мыслью. Этот процесс приобретает качественно новый характер после принятия христианства на Руси, становления православия официальным мировоззрением древнерусского государства.

Следует отметить большое значение в деле распространения философских понятий переводным на русский язык произведениям византийских авторов. Наиболее значительные произведения этого периода — "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона (середина II века), "Повесть временных лет" Нестора (XII век), "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха " и другие.

Христианские ценности требуют немалых усилий для их утверждения не только в личной, но также в общественной и государственной жизни. Распространение христианства на Руси рассматривается как воцарение божественной мудрости. Идеал Святой Руси, выраженный в трудах религиозных мыслителей, имел огромное значение для формирования русского религиозного сознания. Этические принципы заложены в "Поучении Владимира Мономаха" – философско-политическом трактате. Наряду с рассмотрением вопросов единства страны, взаимоотношений между князьями, рассматривается целый ряд нравственных качеств личности – добросердечие, сострадательность, скромность, требовательное отношение к своим поступкам. Развивается этика взаимоотношений между членами семьи: родителями и детьми, мужем и женой.

Воспитанию духовности личности во многом способствовала агиографическая (житийная) литература, наиболее ярко представленная в творчестве Епифания Премудрого. В знаменитом "Житие Сергия Радонежского" рассматривается один из самых глубоких философских символов, выражающих тайну природного и человеческого бытия – тема Троицы, тринитарности мирозданья.

С именем Сергия Радонежского связана практика исихазма (от греч. исихия – безмолвие) – аскетического учения о духовной сосредоточенности, достигаемой с помощью определенных приемов медитации.

Крупнейшим мыслителем русского средневековья является Максим Грек, соединивший византийские возрожденческие тенденции и древнерусские духовные традиции.

РУССКИЙ ФИЛОСОФ ПРЕДЛОЖВШИЙ ДОКТРИНУ ВСЕЕДИНСТВА ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ - ЭТО

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – русский религиозный, христианский философ и поэт, основоположник учения о цельном знании и всеединстве. Идея "цельного знания" была воспринята Соловьевым от славянофилов и давала ответ на вопрос о смысле человеческого существования и конечной цели космо-исторического процесса. Субъектом этого процесса выступает человечество как единый организм. Содержанием цельного знания выступает органический синтез науки, умозрительной философии и религиозной веры. Богословствование Соловьева нетрадиционно, т.к. содержит естественнонаучные данные, рациональное философское теоретизирование. Эти разнородные элементы объединяет религиозно-антропологическая проблема всеединого "богочеловечества", разрешение которой в личном и общественном спасении человека через соединение с Богом.

Соловьев глубоко анализирует "естественные корни нравственности.

Философия В.С.Соловьева во многом определила духовную жизнь первых десятилетий XX века в России, оказала воздействие на поэзию А.Блока, А.Белого и других.

Русская РЕЛИГИОЗНАЯ философия конца XIX – начала XX века ("серебряный век") С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Н.Трубецкой, Н.О. Лосский, С.Л.Франк, И.А.Ильин, Г.Г. Шпет, П.Флоренский, А.Ф.Лосев и другие. Проблематика исследований философов этого периода сформировалась под влиянием традиционных мотивов русской философии, актуальных запросов общественной жизни и определялась следующими основными направлениями: нравственные устои общества и человека, смысл и цель жизни, история русской культуры и философии.

В предвоенные и предреволюционные годы русские философы были тесно связаны с традиционными центрами развития философии в Европе, обучались в университетах Берлина, Лондона, Парижа. Драматично сложилась судьба русской идеалистической философии после революции. Она встала в идейную оппозицию к властям и господствующему марксистскому мировоззрению. В 1922 году состоялась небезызвестная депортация духовной элиты русской культуры («Философский корабль»). В их числе и известные философы – Бердяев, Сорокин, Франк, Лосский, Карсавин и др. Всего изгнанию подлежало примерно около 160 человек из различных областей науки и образования.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) стремится выработать " новое христианское сознание ", расчистить путь культуре. В своей статье в сборнике "Вехи" Бердяев утверждал, что марксизм не уделяет должного внимания отдельному человеку, не подчеркивает приоритет личности перед социальными факторами. Бердяев по праву считается одним из основоположников экзистенционализма – главного философского течения XX века. Являлся сторонником христианского социализма, выступал за многообразие форм собственности и недопущения эксплуатации человека человеком.

Павел Александрович Флоренский (1882-1943) – русский ученый, религиозный философ. В основном сочинении "Столп и утверждение истины" развивал религиозно-философскую проблематику, в центре которой – идущая от В.Соловьева – концепция всеединства и учение о Софии, с экскурсами в самые различные отрасли знания.

Флоренский окончил философский и физико-математический факультеты МГУ и был всесторонне образованным человеком, совмещая преподавательскую работу в качестве профессора Московской духовной семинарии и деятельность ученого – электротехника. Коллеги Флоренского не без основания сравнивали его с великим Леонардо да Винчи, универсальные знания которого поражали современников.

Основные труды: "Столп и утверждение истины", "Общечеловеческие корни идеализма", "Первые шаги философии", "Философия культа", "Лекции по энциклопедии математики", "Словарь греческих символов" и другие.

Алексей Федорович Лосев (1893-1980) – последний из плеяды "серебряного века". В 1916 году появилась первая статья Лосева - "Эрос у Платона". Работа молодого человека, только что окончившего Московский университет, была замечена и он на равных вошел в круг тогдашней московской философской элиты.

Основная проблематика исследований Лосева – античная мифология, философия, эстетика, литература, категории диалектики, переводы Аристотеля, Плотина, Н.Кузанского и др.

Вопрос №17. Классический позитивизм о специфике философии. Махизм и эмпириокритицизм.

Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Философия же не имеет права претендовать на самостоятельное исследование какой-либо реальности. Подобный вывод имел объективное основание в том, что развитие науки и техники, промышленности, возникновение новых отраслей знания на принципах механики и математики порождали новые проблемы, решение которых было не по силам схоластическим теориям. Этим и объясняются стремление Бэкона, Декарта, Гоббса, Лейбница, а затем Юма, Канта, Гегеля и других организовать философское знание на уровне научного развития своей эпохи.

Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 годы XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию. Конт утверждает, что всякие попытки приспособить "метафизическую" проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. "Новая философия", которая должна решительно порвать со старой, метафизической ("революция в философии") своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных науках. Наука, по мнению Конта, не должна заниматься поиском сущностей и первопричин. Ее главная задача — установление фактов, их последовательности, связи (законы). Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя законы, отвечает не на вопрос "почему", а на вопрос "как".

Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи "вещи в себе" и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений. Изучая физику, Мах пришёл к выводу, что ее задача сводится к компактному описанию явлений, в том, чтобы описать ощущения человека (его чувственный опыт).

Рихард Авенариус (1843-1896, Швейцария, родоначальник ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА). Критикуют эмпирический подход. Надо очистить научный опыт от метафизических сущностей, абстракций. Их накопилось слишком много. Надо отбросить понятие материи, понятие атома, понятие причинности.

Вопрос №18. Неопозитивизм. Трактовка философского знания. Принцип верификации.

В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющаянесколько направлений.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Морица Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания - проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа Джордж Эдуард Мур (1873-1958), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), другого влиятельного направления неопозитивизма, принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

Вопрос № 19. Постпозитивизм и его модели развития науки.

Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм. Он характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии видел в проблеме демаркации — разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. Это ведет к решению все более глубоких научных проблем. Развитие науки — это смена проблемных ситуаций, отмирание и выживание теорий. Подобные взгляды получили название "критического рационализма".

С критикой неопозитивистского понимания науки выступил известный американский философ и историк науки Томас Кун (1929). В своей работе "Структура научных революций" он отрицает абсолютность критериев научности. Исторический процесс развития научного знания рассматривается как постоянная смена парадигм. Под последней понимается определенная модель научной деятельности, принятая членами научного сообщества. Старая парадигма "взрывается" под давлением "аномалий". Возникает новая, существующая до нового "революционного" периода.

Вопрос № 20. Философия Ф. Ницше. Переоценка ценностей, критика морали и христианства.

Фридрих Ницше (1844 – 1900 гг) - немецкий философ, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни.

В центре его философии был человек: проблемы свободы, смелости разума и независимости человека. Первый период жизни был под влиянием Шопенгауэра и Вагнера. Высказывал идеи о философском отражении действительности и изменении жизни посредством искусства. Взял от Шопенгауэра: искать в философии не самоуспокоения, а истины: для чего я живу, как я стал тем, чем я есть; чему учит меня жизнь; почему я страдаю? Мечтал о «сверхчеловеке»: он должен прийти на смену нынешнему человеку и бытие его достижимо в земной жизни. Отсюда образы: человек - это мост, канат над пропастью, что натянут между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек - человек, который поймет свое призвание и справится с силами, которые он сам вызвал.

Этика. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком». Мораль им считалась центром порабощения (подавления) человека. «Я постиг сущность морали. Она вся построена на лжи. Это лишь механизм манипуляции людьми. Мы должны освободиться от морали, чтобы суметь морально жить». Он требовал переоценки ценностей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных