Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос №7.Философия средневековья, её основные черты. 4 страница




Причина, обусловленность бесконечна. Не может быть ни первой (т.е. беспричинной) причины, ни последнего (т.е. беспоследственного) следствия.

Диалектический детерминизм исходит из признания многообразия типов причинных связей в зависимости от характера закономерностей, действующих в данной сфере явления. Он несовместим с механистическим детерминизмом, который трактует все многообразие причин лишь как механическое взаимодействие, не учитывая качественного своеобразия закономерностей различных форм движения. Отрицая объективный характер случайностей, он ведет к фатализму. Такой детерминизм применим при некоторых инженерных расчетах машин, мостов и других сооружений. Однако с данных позиций нельзя объяснить, например, закономерности поведения микрочастиц, биологические явления, психическую деятельность, общественную жизнь.

Вопрос №37. Экологическая проблема, её научные и социально-философские аспекты.

По прогнозу Шкловского если наука и техника будут развиваться теми же темпами, что сейчас, то лет через 1000 человек исчерпает вещественные и энергетические ресурсы всей Солнечной системы. Объективный анализ экологической ситуации даёт больше фактов именно в его пользу. По данным главного в мире центра экологического прогнозирования — Римского клуба, если не принять радикальных мер по ограничению темпов роста цивилизации, уже к концу XXI века неминуема глобальная для Земли катастрофа. В её результате люди или вымрут, или деградируют обратно в дикую природу, за пределы цивилизации под влиянием резкого ухудшения климата и прочих катаклизмов, признаки которых заметны уже невооруженным глазом (озоновые дыры в атмосфере; парниковый эффект в гидросфере).

Глобальные проблемы экологические — загрязнение, вообще повреждение окружающей среды (воздуха, водных потоков, флоры и фауны, т.д.). ресурсные — истощение природных ресурсов (источников энергии, др. минерального сырья);

Термин “экология” (от греч. “oikos” — дом, обиталище) предложил в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель. Эта наука прошла несколько рубежных этапов в своем развитии. Биологическая экология изучает взаимоотношения живых организмов между собой и с физической средой их обитания. В середине XX в. появляется новая — социальная экология, рассматривающая взаимосвязи человеческого общества и природы, методы и сроки решения глобальных проблем мировой цивилизации. В современной экологии можно усмотреть как пользу, так и вред для решения глобальных проблем. Движение “зелёных” в политике и общественной жизни имеет неоспоримые заслуги, но и оно небезупречно.

Пользы от активной борьбы за “зелёный мир” больше и заключается она примерно в следующем:

экспертиза и прогнозы состояния природной среды позволяют отдельным субъектам общественного развития вносить своевременные коррективы в свою жизнедеятельность ради спасения биосферы;

международное сотрудничество помогает как-то сдерживать глобализацию экологического кризиса;

— благородные принципы биологической этики, “благоговение перед жизнью” (Альберт Швейцер) постепенно внедряются в культурную традицию всё большей части населения разных стран.

У экологической пропаганды сегодня имеются и негативные последствия:

глубокий экологизм ставит природу выше человека и предлагает уравнять права на защиту всех форм жизни без исключения, что явно нереалистично и даже издевательски звучит по отношению к людям;

— попытки всю природу сделать заповедником деформируют психику и мораль, душу и тело новых поколений людей, которые отлучаются от активного взаимодействия с природой; запрет охоты, проповедь вегетарианства, ограничение туристических путешествий, научных опытов над животными, отказ от меховой одежды, т.п. барьеры между человеком и природой приведут к худшим проблемам, нежели неизбежные потери части биосферы в ходе подобных акций;

— порой экологическими мотивами маскируются корыстные интересы малой части населения в глазах остальных (власть имущие разных стран склонны тайком использовать заповедные части природы в собственных целях — отдыха, развлечения, прибыли);

испуг людей перед радио-, химио-, озоно- и т.п. фобиями нередко бывает вреднее для их здоровья и качества жизни вообще, чем сами по себе неблагоприятные факторы природной среды. В области здравоохранения это наглядно видно на таком примере, как противопоставление официальной, профессиональной медицины “медицине” народной, нетрадиционной, паранаучной.

Вопрос №39. Проблема антропосоциогенеза. Формирование представлений о человеке в философии и медицинском знании.

Антропосоциогенез происхождение человека и общества. Появление разумных существ, их объединение в общности различного типа (расы, этносы, государства).

Реконструкция закономерностей, этапов, вариантов антропогенеза опирается на данные целого ряда научных дисциплин, прежде всего таких, как: археология (раскопки останков первых людей, их культурного инвентаря, жилищ, поселений, могил); этнография (сбор сведений о старейших традициях жизни современных народов); антропология (воссоздает физический облик древнейших людей и природные условия их обитания, т.е. биологию вида Homo sapiens); этология приматов (изучает принципы поведения высших животных и в особенности наших самых близких “родственников” — обезьян); история первобытного общества (намечающая исходные формы и первые этапы общественного развития).

Теоретический синтез выводов разных наук, объяснения причин происхождения людей, раздумья над загадочными до сих пор сторонами антропогенеза — этим занимаются богословие и философия.

Мифо-религиозные версии антропогенеза сводятся к легендам о животных-прародителях, к притчам о сотворении первых людей Богом.

Научные теории антропогенеза ( Ч. Дарвин “Происхождение человека и половой отбор”). (человек — часть животного мира, у человека и современных обезьян общие предки)

Дальнейшие открытия археологов и антропологов подтвердили правоту Дарвина.

Весьма поучительны данные молекулярной биологии о степени генетического родства и скорости эволюции человека и подобных ему обезьян. Так, выясняется, что разделение эволюционных ветвей человека и шимпанзе произошло около 4 миллионов лет назад. При сравнении их митохондриальных ДНК получается, что разделение внутри Homo sapiens началось в диапазоне 300–100 тысяч лет назад.

Итак, антропогенез научно объясняется давлением среды обитания на определённую популяцию наших обезьяноподобных предков и вызванные этим давлением (отбором) изменения в их поведении, а затем и в строении их организма.

Этапы антропогенеза могут быть упрощенно представлены следующим образом.

1. Животные-антропоиды, т.е. напоминающие человека обликом (рамапитеки), около 9 млн. лет назад.

2. Прегоминиды — древнейшие человекообразные обезьяны, т.е. животные формы, потенциально пригодные для дальнейшей эволюции в направлении человека (австралопитеки — “южные обезьяны”, поскольку жили в юго-восточной Африке); появились около 2 с лишним миллионов лет назад; отличались прямохождением; представлены несколькими видами.

3. “человек умелый”, которые перешли к постоянному использованию грубых орудий из камня и, должно быть, дерева; жили между 1 и 1,8 миллиона лет назад;

4. Гоминидыобезьяноподобные люди; начинаются с формы Homo erectus — “человек выпрямленный”; он представлен серией ископаемых форм (питекантропы, синантропы, атлантропы и т.д.); вдобавок к искусственным орудиям использовал огонь, освоил пещерные жилища; жил начиная с 1,6 миллиона лет назад и до 450 тысяч лет назад;

5. Самая близкая к современному человеку форма гоминид — неандерталец — по мнению многих современных исследователей, представлял собой тупиковую ветвь эволюции и какое-то время сосуществовал с настоящими людьми, может быть оказался ими ассимилирован или истреблен, съеден. Скорее всего, неандертальцы — это своего рода первое, погибшее человечество. Жили они примерно от 230 до 35 тысяч лет назад;

6. Второй, завершающий антропогенез скачоккроманьонец — человек вполне современного биологического типа, к которому принадлежат и практически ничем от него не отличаются и нынешние люди; примерно начиная с 35 тысяч лет назад;

Факторы антропогенеза: Мутация, животная пища.

Психологические особенности: членораздельная речь; мышление; трудовая деятельность.

Социальные признаки человечности обеспечивали культурную среду первых же людей: кровно-родственные общности, (семьи, род, племя, племен); мораль как система нормативной регуляции общения и сотрудничества людей, сочетание альтруизма с эгоизмом вместо естественного отбора сильнейших физически особей обеспечивало выживание самых сплоченных и полифункциональных коллективов первых людей;

система духовной культуры — примитивная религиозность; прикладное.

Вопрос №41. Психоанализ З. Фрейда и его последователей. Понятие бессознательного, его строение и механизмы функционирования.

З. Фрейд –бессознательноое могучая сила противостоящая сознанию.

Психика состоит из трех пластов:

1. Самый нижний и мощный слой «Оно» - по объему сравнимо с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены биологические влечения страсти.

2. Второй небольшой слой – сознательное «Я» человека.

3. Верхний класс – «супер Я». Это идеалы и нормы общества, моральная цензура и сфера долженствования.

По Фрейду, «оно» имеет решающее влияние на мысли, чувства и поступки.

Ученики Фрейда критиковали его за толкование человека как существа эротического. Юнг выделил в «оно» два слоя:

1. Личностное бессознательное - индивидуальный опыт.

2. Коллективное бессознательное – опыт предшествующих поколений. Его содержание – это человеческие первообразы (архитипы). Образ Матери – Родины, народного героя, богатыря.

Человек существо архитипное. Э. Фромм – человек имеет двойственную природу, он подчинен законам природы и одновременно является соц. существом.

Психика человека состоит из:

1) Сознания – высшей формы психологического отражения, свойственная общественно развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

2) Подсознательное -совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта

Сфера подсознательного охватывает ощущения, восприятия, представления, мышление, когда они протекают вне фокуса сознания, а также навыки, интуицию, автоматизированные действия.

Бессознательное:

1.особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольность возникновения и течения психических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти (Лейбниц, Фехнер)

2.первичных регулятор поступков человека. Некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и в социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Юнг, Фрейд)

3.основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения сознания.

Сознательное – вербальное, абстрактное, символическое, формализованное, научно систематизированное, дискретное.

Бессознательное - невербальное, образно-визуальное, иррациональное, сновидения, фантазии, оговорки, интуитивно.

Психоанализ (решение души) часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый Фрейдом в конце 19 начале 20 вв. для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которая мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание.

Неофрейдизм – направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США, сторонники которого соединили психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. (Фромм; Райх)

Представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений.

Причиной неврозов считаю тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания.

Вопрос №43. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека.

Смысл жизни человека составляет, пожалуй, основной вопрос философии.

В истории философии и культуры уже давно сложились типичные подходы к определению смысла индивидуальной жизни:

жизнь, если разобраться, абсурдна, лишена какого бы то ни было смысла: она рано или поздно разрушит любые идеи и намерения на сей счёт. “Всё суета!”. Нетрудно видеть, что отрицание в своей и чужой жизни смысла всё-таки представляет собой его, осмысления разновидность;

смысл жизни в ней самой; следует не терять время на размышления об этом, на столь отвлеченные темы, а просто жить, вбирая впечатления текущего момента; такого рода позиция чаще всего просто отодвигает итоговое осмысление собственного существования на какое-то время;

смысл жизни задан ей извне — Богом, долгом пред семьей, профессией, государством, любым другим социальным институтом, какой-то общей идеей;

человек сам творит смысл своего бытия; никто другой не в силах сделать это за него самого и выбор пути отражает предназначение и способности личности.

В отличие от жизни, где возможны поиски какого-то смысла, смерть предстает перед нами как неразрешимая проблема. Танатология (греч. thanatos — смерть) — междисциплинарное рассмотрение непосредственных причин умирания в динамике и механизмах этого процесса с его биологических, медицинских сторон, в социально-психологических аспектах.

Смерть можно определить как необратимое прекращение жизнедеятельности организма. В этом смысле она делится на две стадии:

1. клиническая смерть представляет собой в принципе обратимый этап умирания, 3–5 минут; можно реанимировать;

2. биологическая смерть — необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и органах, после чего реанимация бесполезна;

коматозное состояние - граница между клин. и биол. смертью.

Смерть в культуре разных народов, социальных групп оценивается и воспринимается по-разному. Две самых типичных модели такого отношения. Первую из них можно назвать традиционной, патриархальной, — потому, что она сложилась в условиях доиндустриальных цивилизаций, характерна для жизни больших устойчивых коллективов с относительно низким уровнем образованности и культуры. Там смерть воспринимается как необходимый момент, итог жизни. Вторая модель (Модернизированная модель) отражает процесс урбанизации, условия жизни личности, малой семьи в большом городе, работы в больших организациях, где человек — своего рода “винтик” огромного механизма. Она рассматривает любую смерть, тем более близкого человека как катастрофу, нечто непоправимо и непереносимо страшное, дикую случайность. Сама мысль о смерти изгоняется из сознания.

Эвтаназия (реч. “eu” — хорошо, приятно + “thanatos” — смерть) в медицинском смысле термина представляет собой методику облегчения предсмертных страданий больного. В качестве биоэтической проблемы, эвтаназия рассматривается как помощь пациенту умереть, причем по возможности быстро и безболезненно. В этом плане различают эвтаназию пассивную (прекращение медицинской помощи, отключение систем жизнеобеспечения) и активную (медицинское вмешательство с целью прекратить жизнь пациента). Эвтаназия в настоящее время запрещена законодательством практически всех стран мира; рассматривается как вариант уголовного преступления, убийства.

Вариантом, хотя и весьма специфическим, эвтаназии выступает суицид (самоубийство). Отношение общества к суициду зависит от его культуры и политического устройства. На Востоке с распространением таких религий, как ислам и буддизм, суицид чаще приветствуется — как выражение геройства человека, следующего долгу (самый известный пример — ритуальное, публичное самоубийство харакири в самурайском кодексе бусидо), просветления-нирваны. На Западе, в зоне христианской культуры самоубийство считается одним из самых страшных грехов — восстанием против Бога. Покончивших с собой лишают церковных таинств отпевания и погребения на общем кладбище. При тоталитарном режиме самоубийца считается сумасшедшим или преступником, заслуживающим наказания. Так, по морскому уставу Петра Великого неудачливого и разоблаченного матроса-самоубийцу надлежало привести в чувство и без суда повесить. В СССР большинству выживших самоубийц угрожало заточение в психиатрическую лечебницу и принудительное лечение. В демократических странах за личностью остается право не только на жизнь по своей воле, но и на смерть в безвыходных для нее условиях.

Смертная казнь — проблема скорее социально-политическая, нежели биоэтическая.

Вопрос №47. Природа идеального. Отражение и информация. Современные теоретические подходы к пониманию информации.

Материальное – объективная реальность существующая вне и независимо от человека.

Идеальное — особое качество внутреннего (субъективного) мира, возникающее на базе высокоорганизованной материи, природной и социальной, но не сводимое по своей сущности к этим материальным основам.

Психика (от греч. psyche — душа; psychikos — душевный) — самый высокий, образно-знаковый уровень отражения действительности и управления своим поведением у существ, наделенных в ходе биоэволюции центральной нервной системой и головным мозгом;

Сознание — совокупность высших психических функций Человека разумного; возникая в зачаточных формах у высших животных, особенно приматов, оно вполне свойственно только людям — с их способностью к абстрактному мышлению, познанию и самопознанию; страстям и мечтам, творческому воображению.

Ключевое понятие научной, материалистической психологии — отражение. В качестве философской категории оно далеко не сводится к оптическим процессам зрительного восприятия. Зеркало и т.п. варианты отражения — частный его случай. Отражение в широком смысле этого слова присуще всей материи. В этом, фундаментальном для природы качестве отражение представляет собой способность одних материальных объектов воспроизводить особенности других в результате взаимодействия их друг с другом.

Структура акта отражения:

– воздействие одного предмета на другой или же (чаще) их взаимодействие;

изменение состава, структуры или функций одного объекта или обоих под влиянием их взаимодействия;

частичное уподобление одного из взаимодействовавших объектов другому; сохранение каких-то “следов” взаимодействия после его прекращения; перенос информации о воздействовавшем объекте на подвергшийся таковому влиянию.

С понятием отражения тесно связано понятие информации. Оно получило широкое распространение в связи с появление новых средств связи и управления во второй половине XX в. С этих времен информация, так или иначе, отличается от родственных выражений (“знания”, “сведения” и т.п.). Прежде всего, тем, что информация измерима количественно; а кроме того, информация в значительной степени обезличена, носит межсубъектный характер. Основы общей теории информации были заложена в книге К. Шеннона “Математическая теория связи” (1949). Клод Шеннон обосновал вероятностную теорию информации. Он предложил понимать информацию как меру определённости той или иной ситуации, поведения системы. Противоположностью информации в этом случае выступает энтропия, т.е. мера неопределённости, неупорядоченности любой системы, идущей к своему распаду. Неопределённость возникает в том случае, если по причине отсутствия или недостатка информации необходим выбор из двух или большего числа возможностей. Информация позволяет её получателю уменьшить неопределённость, организовать систему, выбрав правильный шаг. Для общей теории информации не суть важно, стихийно это происходит (как в живой природе), или же сознательно (как у людей).

Основоположник кибернетики Норберт Винер распространил информационный подход на процессы управления и связи в природе, человеческом обществе и работе машин (в особенности компьютеров, специально предназначенных для накопления и переработки информации на основе ее электронного кодирования). Важно подчеркнуть, что информации нет без какого-то материального носителя; что она качественно отличается в неорганической природе; в биологических системах (живых, самоуправляющихся телах); в поведении сознательных существ.

С точки зрения теории информации человеческое сознание представляет собой один из механизмов выработки, передачи, приёма, преобразования, накопления и использования информации самого разного рода. В рамках этого подхода оставляются в стороне личностные, субъективные стороны психики людей; обращается внимание на то, что объединяет её работу с техническими устройствами обработки информации (компьютерами и т.п.). Информационные характеристики дополняют определение человеческого сознания как отражения.

Вопрос №48. Возникновение сознания и его биосоциальная природа. Сознание и язык. Образ и знак.

Сознание - это высшая форма отражения. Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга отражать мир в системе идеальных образов, имеющих для него большое информационно практическое значение.

В информационном отражении выделяют такие виды: раздражимость простейших одноклеточных; возбудимость нервных тканей при регуляции внутриорганических реакций животных и человека; психическое отражение. Отражение на социальном уровне включает формы общественного сознания и индивидуальные формы отражения, связанные с работой человеческой психики и сознания.

Формированию сознания человека предшествовал длительный период психологического развития животных, у которых имеются задатки интеллекта, как особой формы рассудочной деятельности, остающейся, однако неосознанной. Психологическая деятельность животных обусловлена биологическими закономерностями и служит регулятивом их адаптивного поведения, сознание человека направлено на преобразование мира. Становление человека связано с трудом, зарождаясь и развиваясь в труде сознание, прежде всего, и воплощается, создавая мир очеловеченной природы – культуру. Благодаря языку сознание формируется и развивается как духовный продукт жизни общества. Т.е. сознание имеет биосоциальную природу: и биологическое и социальное.

Применительно к процессу и результатам воспроизведения мира в человеческом сознании надо различать понятия «образ» и «знак». Поскольку язык, с помощью которого люди по большей части мыслят и общаются друг с другом, можно определить как заданную биологией наших рецепторов и историей культуры человечества систему знаков, приспособленную для выражения образов внешнего и внутреннего мира, а также стоящих за образами идей и чувств.

Образ это подобие, более или менее точная копия объекта в сознании человека или результатах его деятельности. Проще сказать, некая «картинка», более или менее реалистично, общезначимо для всех людей живописующая некий участок, момент реальности.

Знак, напротив, — не прямое, а косвенное, условное обозначение объекта. Тут перед нами явление изоморфизма — упрощённого уподобления (например, географической карты — реальной местности).

В любом знаке различаются:

· значение т.е. отражаемый им предмет или множество предметов, а точнее — закодированная понятным для субъекта способом информация о них;

· смысл мыслимое с его помощью содержание предмета или множества, совокупность их существенных признаков. Эти две характеристики любого знака находятся в обратном отношении друг к другу: чем шире значение какого-то термина, тем у же его смысл и наоборот.

Сознание имеет отражательную природу, носит характер идеальности и субъективности.

Идеальность: к образам сознания неприменимы физические характеристики, оно не вещественно, но не нематериально, т.к. материально по своему источнику – мозгу.

Субъективность: носителем сознания выступает человек, оно внутренний мир личности, другого бытия у сознания нет. Сознание продукт высокоорганизованной материи.

Вопрос №50. Высшая нервная деятельность и психические процессы. Функциональная асимметрия в деятельности головного мозга.

Высшая нервная деятельность — работа мозга, направлен­ная на осуществление реакций организма, определяющих его отно­шение к своему внутреннему миру и среде обитания; базируется на сложной врожденной программе (инстинктах) и условных рефлексах.

Инстинкт — целенаправленная адаптивная форма поведе­ния, обусловленная врожденными механизмами; характеризуется постоянством, стереотипностью своего внешнего проявления у дан­ного вида организмов; возникает на специфические раздражите­ли их внутреннего мира или среды обитания. Инстинктивное по­ведение сложного характера состоит из трех этапов — подготови­тельного, поискового и завершающего. Основные инстинкты выс­ших животных и человека: пищевой, половой, сохранения вида, миграционный, стадный, подража­тельный, игровой.

Условный рефлекс натуральный — условнорефлекторная реакция, возникающая на естественные сигналы безусловных раз­дражителей (например, вид и запах пищи).

Условный рефлекс искусственный — условнорефлекторные реакции, возникающие на сигналы, которые в естественных условиях не сопровождают действие безусловных раздражителей (например, условный слюноотделительный рефлекс у собаки на звонок).

Сущность идеального. Идеальная по своей природе психика — это функция высокоорганизованной материи (мозга, ЦНС, целого организма). Психики и, в частности, сознания нет без этой материальной субстанции. Но к ней одной психика никак не сводится. Сущность психики заключается не только и не столько в нейронах мозга, сколько в поведении наделенного мозгом индивида в обществе себе подобных. Идеальные явления психики не обладают никакими свойствами материи, ни физической, ни биологической.

Психологическая структура идеального складывается из нескольких тесно связанных, переплетающихся друг с другом процессов, которые все вместе и образуют внутренний, субъективный мир человека, управляют его поведением.

Эмоции - душевное переживание тех или других воздействий со стороны внешней и внутренней среды организма, наделенного психикой.

Виды эмоций разнообразны и амбивалентны. Все они делятся обычно на астенические (расслабляющие организм) — скука, печаль, тоска, страх, ужас, нежность, любовь, т.п., с одной стороны, и стенические (мобилизующие), с другой, — увлеченность, радость, решимость, восторг, грубость, ненависть, т.п. Как видно, в зависимости от ситуации, эмоциональное переживание способно переходить из одной крайности в другую.

Воля — это не особая часть психики, но сознательная координация разных ее функций, отдельных подсистем (интеллекта, эмоций, памяти). Разумная саморегуляция человеком своего поведения. Способность к осмысленному выбору цели деятельности и внутренние усилия, необходимые для ее достижения несмотря на различные препятствия.

Память — обратное отражение действительности; способность к запечатлению и воспроизведению в нужный момент прежнего опыта; сохранению и дальнейшей использованию когда-то обретенной нами информации.

Головной мозг: левое полушарие (речь, математические способности, логика) – установление хронологического порядка, чтение карт и схем, деформация временной шкалы (растяжка и сжатие), запоминание имен, слов; видение мира эйфорическое, речевая активность, чувствительность к звукам; восприятие деталей.

Правое полушарие (творческое) – фиксация текущего времени, синхронного с физическим; ориентация на местности и в конкретном пространстве; синхронизация биоритмов с внешними циклическими процессами; узнавание лиц; запоминание образов; видение мира эмоционально-мрачное; восприятие эмоционального состояния людей, интонаций; целостное, образное восприятие.

Вопрос №51. Формы чувственного и рационального познания. Специфика практического познания.

Познание – это процесс проникновения мысли в объект. Познавательной мыслью (целью) этого процесса является постижение истины. Познание – это процесс отражения действительности в сознание человека.

Гносеология (гносио - знания, логос - мышление) - теория познания. Учение о познании. Центральное понятие - субъект и объект познания. Субъект - человек, осуществляющий познавательную деятельность. Объект - то, на что направлена познавательная д-ть.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных