Человек как философская проблема.
Основными вопросами философии, касающимися человека, были о его соотношении с обществом, его природе и месте в Мире.
Ч-к - это индивид. Индивид (от лат. individuum - неделимое), первонач. - лат. перевод греч. понятия “атом” (впервые у Цицерона), в дальнейш. - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, соц. группы,ывы общества в целом.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие к-л. явления, отд. существа, ч-ка.
В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Личность - общежитейск. и науч. термин, обознач.:
· чел. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова)
· устойч. систему социально-значимых черт, характеризующихщих индивида как члена того или иного о-ва или общности.
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение обществ. нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определ. смысла жизни.
Сократ сч., что ч-к более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для С. смысл чел. жизни заключается в философствовании, в пост. самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности.
Фома Акв. считал, что в ч-ке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительн. души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и питательную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы.
Маккиавели сч., что желания ч-ка ненасытны, и т.к. природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания.
Период
| Место человека в Мире
| Античность
| Человек- дитя богов. Его жизнь полностью от них зависима. Практически, отсутствие свободы воли.
| Средние века
| Человек- творенье Божие(по образу и подобию его). У него ограниченные полномочия в исследовании окружающего мир.
| Возрождение
| Эпоха гуманизма и антропоцентризма. Человек становится центром мира. Он всесилен. В моде универсумы, обладающие познаниями во всех сферах жизни общества. Естественные и неотчуждаемые права
| Просвещение, Новое время и далее
| Продолжение идеи естественных и неотчуждаемых прав. Человек- дитя Природы. Личность и человеческая жизнь представляют высшую ценность.
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|