ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Философия Марксизма"Капитал" Маркс и Энгельс. 4 том "Манифест коммунистич.партии".1845 год-первая работа зрелого марксизма. Марксизм м.б. только при капитализме, а появляется он только в 1600 г.-первая буржуазная революция в Нидерландах, т.е. до 1600 марксизма быть не могло. Сама марксистская философия немного неожиданна - это особая т.зр. особого класса (рабочего).Этот класс существовал всегда, но впервые осознаёт себя лишь в 1831 г - -Леонское восстание во Франции, затем в Герм, Англии. ПРОГРАММА: 1) необходимо будущее (без буд.нет и настоящего). Нужны желания и стремления. 2) Будущих м.б. много, но наступит только то, кот. мы сможем реализовать, Наши программы будущего сталкиваются с чаяниями др.людей, часто получается не то, чего хотели. В "Манифесте" Маркс выписывает т.зр. разных классов, что хотят одни, а что другие, есть единственный класс, кот. может увидеть объективно историю-самый революц. класс. Чтобы реализовать программу, нужны действия, впервые открыта ПРАКТИКА! Жизнь выше теории, из будущего можно понять прошлое (из того что получилось, можно увидеть ростки).Ф-я перестаёт быть просто текстом - в этом революционный переворот ф-и. До капитализма чувство совести, гордости могли быть мотивацией целых масс людей, типичный представитель капитализма Гобсек Бальзака-считает каждый рубль. Чтобы понять, что это особый период, должно было произойти то, что ранее не случалось - КРИЗИС ПРОМЫШЛ.ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА. 1831 г.-леонское восстание ткачей, рабочему классу нужно было понять, что они особый класс, кризис показал, сто страдают только рабочие. Крестьяне выживают на погребе, у буржуев были деньги, а у рабочих не было работы! С выходом 1го тома "Капитала" 1860г, марксизм становится наукой. Мысль - не приоритетна главное - вышагнуть в жизнь. Предпосылки философии - В экономике труд Смита и Рекарда, гегелевская диалектика и материализм Фейербаха, социализм, все научные труды того времени. Вещество описали в науке как то, что можно пощупать, оно окружает нас везде, но в обществе не могли найти вещ-во. Маркс открыл материальные отношения, где материя- объектив.реальность, кот нас окружает, но пощупать её нельзя. 4 части материи: вещ-во, материальные отношения (невещественный вид материи), поле, плазма. Итак, Маркс открыл: партийность, практику и материальные обществ.отношения. Маркс сотворил свою теорию идеальной-без опоры на географию, др.страны, классы. (но в теории нельзя уходить от этого). 20:08:37 + большаков 2. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического). 3. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем: • на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение); • производственные отношения и уровень производительных сил образуют экономическую систему, • в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства; • рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя; • уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории. 4. Выход из того положения общества, в котором оно находилось во 2-й половине 19 в. основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых: • будет ликвидирована частная собственность на средства производства; • будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц; • частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной); • произведенный продукт будут делиться между членами общества справедливым распределением. 5. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: • основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); • сознание понимается не как самост-ная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; • материя находится в постоянном движении и развитии; • Бога нет, он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; • материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; • важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека; • развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания Русская Философия - часть мировой философии, обладающая значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием, особое внимание у ней уделяется меньталитету. Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси. Наряду с евангельским вероучением, главным источником и проводником философских идей на русской почве становится патристическая литература и, прежде всего, учения восточных отцов Церкви. Подлинно же оригинальная национальная Р.Ф. появляется только в 19 в. Тем не менее, период с 10 по 17 вв. не может быть выброшен из истории философии в России. Именно на этом этапе были заложены истоки ее своеобразия, основные понятийные структуры, способы и модели рассуждения, ключевая проблематика, что и позволило Р.Ф. достигнуть в 19-20 вв. высочайшего расцвета. Одновременно, начиная с трактата киевского митрополита Илариона «Слово о законе и благодати», утверждается чрезвычайно значимая для Р.Ф. идея противопоставления благодати закону, погруженному в суету земных страстей и чуждому представлению о высшем благе. Характерные черты русской философии (Лосев) - Вся русская философия диалектична (в этом серьезное отличие от Запада) - В России не было субъективного идеализма. Материализм (даже у богословов) - Важен выход в жизнь, поскольку это продолжение теории (чаще – это осознанная позиция) - Р.Ф. художественная и не обходится без искусства (Достоевский – и писатель, фифилософ) Творчество Блока – из философии Соловьева. - Социализм как принцип - Отсутствие элитарности. Народ обязательно выше. - Антропоцентричность. Человек обязательно в центре. Время рождения русской национальной философии как особого типа философствования, принципиального опознающего себя «иным» по отношению к философии западной, - первая половина 19 в. Особое место в развитии русской философии сыграло славянофильство 1840-1850-х, в рамках которого философия истории, усматривающая в православии основу своеобразия русского исторического процесса, с необходимостью перерастает в религиозную философию. Именно в творчестве Хомякова, Киреевского и др. была четко заявлена потребность русской культуры в создании самобытной национальной философии и определены ее ключевые проблемы, особенности, категориальные структуры, причем в контексте ставшей в дальнейшем традиционной критики «отвлеченных начал» западной рационалистической философии. Важно: неприязни к Западу нет. Фундаментальной парадигмой философствования становится сформулированная Соловьевым метафизика всеединства, полагающая в основание философии не абсолютные идеи и иные абстрактные сущности, а конкретно сущее и представляющая собой принципиально неисчерпаемый объект для философской рефлексии. При этом основной идеей Соловьева становится идея богочеловечества, что ведет к пониманию христианства не только как данности, но и как задания, обращенного к человеческой свободе и активности, направленных на соединение в теургическом процессе (богодействии) двух природ, божеской и человеческой. В исследовании "Россия и Европа" Данилевский предложил новую формулу "построения истории": история не есть прогресс некоего общего разума, некоей общей цивилизации, ибо таковой просто нет, а есть развитие отдельных культурно-исторических типов. Конст Ник Леонтьев делил человечество на культурно-исторические типы, проходящие в своем развитии определённые стадии: юности, зрелости и т. д. В.И. Ленин – одни его любят, другиененавидят – родился в Симбирске. Его отец был генералом. После его смерти Ленин стал замкнутым человеком. Он превращается в вождя за 6 лет. Первые работы Ленина были о крестьянстве, он был специалистом в аграрном хазяйстве. Ленина часто обвиняли в отступлений от принрципов марксизма, но он точно знал о недостатках этой теории, говоря «Ложное в формально-экономическом смысле может быть истиной во всемирно-историческом»Ленин – православнй исихаст в марксистской оболочке. Его называли религиозным фетишистом, потому что во главу всего он ставил абсолютную истину (Бога) Своего высшего выражения онтологизм Р.Ф. достигает в опирающейся на принципы имясла-вия символической онтологии Лосева и Флоренского, фактически предварившей, но на более глубокой основе, лингвистический поворот философии 20 в. В результате Р.Ф. опирается на совершенное своеобразное понимание истины (как «естины», по Флоренскому) в качестве конкретно-онтологического, живого знания, трактуемого как «добро», «норма», «должное быть». Иными словами, онтология оборачивается этикой, которая, в свою очередь, оказывается философией историей и социальной философией. Результатом выступает профетический и эсхатологический характер Р.Ф., ее ориентация на обоснование путей утверждения Царства Божия на земле. Опасность этой идеи была осознана русскими мыслителями слишком поздно. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|