Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антропологический материализм Фейербаха.




Последним великим представ классической немецкой философии был Л.Феербах (1804 – 1872 гг.). Его выдающаяся заслуга в том, что он подверг критике идеи Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистов. Феербах - воинствующий материалист.

Феербах родился в семье юриста. Поступил на богословский факультет Гейдельбергского университета. Однако через год покидает его. Переезж в Берлин, где слушает лекци Гегеля в университете.

С 1828 г. преподает в университете, но его увольняют за отрицание личного бессмертия в работе “Мысли о смерти и бессмертии”.

С 1830 г. Феербах ведет уединенную жизнь в деревне и публикует свои работы. К 1839 г. он уже окончательно порывает с идеализмом. В 1841 г. выходит главный труд - ”Сущность христианства”. Затем он публикует “Предварительные тезисы к реформе философии”, “Основные положения философского будущего”.

Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Феербах приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовтельно философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с материальными процессами в человеческом организме, с чувственными восприятиями и т. д. Человек неотделим от природы, мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности. Феербах утверждает: “Новая философия превращает человека, включая и природу, как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку.” Антропология Феербаха, указывает на его стремление разработать материалистическую систему взглядов. Феербах возражал против характере своего учения как материализме, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это вещество, выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является по Феербаху научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Эта сущность по Феербаху прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет следовательно о том, чтобы расссматривать различные формы общественного сознания (и религию) с точки зрения заключенного в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше предшествовавших материалистов, которые утверждали, что религия лишена реального содержания. Феербах сводит сверхестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода.

Основой антропологии Феербаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.

Многообразие явлений природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.

“У природы нет ни начала не конца. Все в ней находится во взаимодействии, все относительно. Все одновремено является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...”. Однако, эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Феербаха.

Феербах отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движения материи, на их взаимопереход. Феербах говорит и о развитии, но понимает ее метафизично.

Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм существования материи к низшим. Психологические акты существенно отличаются от их физиологической основы. Единство субъективного с объективным, психического с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.

Многообразию человеческих ощущений соответствует многообразие качеств природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содержание человеческих ощущений качественной определенности чувственно воспринимаемых явлений. Тем не менее философское понимание субъекта и объекта носит антропологический характер.

Целесообразность в животном и растительном мире представляет собой не результат реализации внутренне присущей явлениям цели, а следствие единства материального мира. Таким образом он не отрицает объективной целесообразности в живой природе, он правильно указывает на ее относительность.

Таким образом философское учение о природе в целом не выходит за рамки метафизического материализма. Это сказывается, например, в определении Феербахом природы: “Я понимаю под природой совокупность всех чувственных сил, вещей и существ, которые человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или, беря слово практически, природа есть все то, что для человека - независимо от сверхъественных внушений атеистической веры - представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он является существом, непроизвольно и бессознательно действующим, - под словом природа я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.

Теория познания - сенсуализм. Реальный мир есть чувственно воспринимаемая действительность, следовательно, лишь благодаря чувственным восприятиям возможно его познание. Чувственное восприятие, непосредственно по своей природе может быть также и опосредованным, т.е. давать косвенные свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не осязаем... Органов чувств, которыми обладает человек вполне достаточно для познания любых явлений. Чувственные восприятия в силу своей непосредственной связи с вещами никогда нас не обманывают.

Однако он не включает в свое рассмотрение практическую деятельность.

Феербах признает важную познавательную функцию теоретического мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Задание мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувственные данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный характер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда является объектом непосредственного восприятия. Как же устанавливать истинность наших понятий, их соответствие реальной действительности? Путем сопоставления понятий, теоретических выводов с чувственными данными.

Таким образом чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления. В общем Феербах не понимает сложной диалектической связи между чувственным отражением мира и мышлением, его не интересует проблема категорий и логики. Глубокая идея Гегеля о движении теории мышления от абстрактного к конкретному, о возможности, следовательно, конкретном мышлении осталась чуждой для Феербаха.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных