Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Случайность и необходимость.




Исторически категории необходимости и случайности возникли как следствие размышления о человеческой судьбе, божественном провидении, свободе воли, о предопределенности или стихийности всего человеческого бытия. Освободились от такого этического толкования прежде всего с успехами науки, в частности теории вероятностей.

Существовали разное понимание необходимости и случайности. Одни говорят “чему быть, того не миновать”, т.е. в жизни все предопределено или судьбой (античность), или богом (христианство), или всей системой взаимодействия явлений. С позиций детерминизма (Демокрит) случайность трактуется как чисто субъективное понятие, при помощи которого мы обозначаем то, причины чего пока еще не знаем. Как только мы узнаем причину явления, оно перестает быть случаяным. Однако тот случай, причина которого познана, не перестает от этого быть случаем, наличие причины необязательно связано с необходимостью. Все события так или иначе причинно обусловлены, но это не значит, что случая нет. Наиболеее ярко детерминизм сформулирован у Лапласса - возможно в одной математической формуле выразить все параметры, характеризующие мгновенное состояние всех частей природы и всех сил, все прошлые состояния мира и предсказать любые события на все грядущие времена.

Другие считают, что все на свете - дело случая и нужно вверить ему свою судьбу.Так возникла ложная альтернатива - или в мире господствует случайность, или нет никакой случайности, только необходимость.

Что же такое случайность? Случайность - это такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Случай- это субъективно неожиданное, объективно привходящее явление, то,что в данных условиях может быть, а может и не быть.

Случай может быть внешним и внутренним. Внешняя случайность находится за пределами власти данной необходимости. Она определена привходящими обстоятельствами. Человек наступил на корку и упал (падение не вытекает из логики поступков упавшего).

Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается изнутри какого-то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия объективного условия осуществления основного причиного ряда.

Выделяются случайности субъективные, связанные с наличием у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости, и случайности объективные.

Итак случайное - это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому при соответствующих условиях. Необходимость - это закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутреней основой и совокупностью существующих условий их возникновения, существования и развития.

Необходимость может быть внешней и внутреней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Необходимость может быть динамической и статистической.

Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему же необходимость может проявляться только через случайное? Потаму что она реализуется только через единичное. Случайности оказывают влияние на ход необходимого процесса. Более того, случайности в ходе развития могут превращаться в необходимость. Так закономерные признаки одного биологического вида появились как случайное отклонение от признаков другого вида.

Основная цель познания - выявить закономерное. Но, чтобы его понять необход выявить опред порядок. А для этого надо проанализировать те конкретные формы случайностей, в которых проявляется необходимое. А вот предсказание общих событий, например, предполагает учет и того и другого. В истории, как и в поведении людей, немало иррационального. Движение истории в сильной степени зависит от субъективных факторов.

В истории общества в большей мере, чем в природе, проявляется случай, ибо тут действуют люди, побуждаемые идеями, волей и страстями. Логика истории, действие в ней необходимости как результирующая свободы деятельности множества людей была названа Гегелем хитростью исторического разума. Вне случайности история была бы фатальной. Однако и абсолютизировать волюнтаризм не надо.

Волюнтаризм - абсолютизированный внутренний аспект свободы, доводящий его до произвола. Фатализм - рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободу выбора. Однако если бы человек действовал только под влиянием внешних сил, то его постигла бы учась “буриданова осла” (2 охапки сена). Такая трактовка свободной воли, точнее несвободы, унижает человеческое достоинство с 1 стороны, а с другой снимает с него всякую ответственность и не позволяет по достоинству оценить его заслуги.

Закономерный ход исторических событий реализуется не помимо, а посредством воли людей, их сознательных действий. Что же такое свобода воли? Свобода воли - это способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своиим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельости, основанной на познанных им объективных свойствах и отношениях вещей, закономерных связей явлений и событий объективного мира. Таким образом каждое действие человека есть сплав свободы и необходимости => Свобода личности, общества заключается не в воображаемой независимости от объективных канонов, а в способности выбирать, принимать решеия.

Свобода воли есть необходимое условие любой целенаправленной деятельности субъекта которому неотъемлемо присуще чувство ответственности. Ответственность предполагает с 1 стороны осознание должного, а с другой - возможность свободы выбора путей его реализации.

Свобода есть специфически человеческий способ бытия: “Мера свободы входит в понятие человека”. Мера свободы как творческого самовоплощения человека определяется уровнем развития производственных сил и общественных отношений, а также степенью познания и овладения природными и социальными законами. И если объем человеческой свободы является мерой общественного прогресса, то сам прогресс зависит от степени свободы, которой люди располагают в своей деятельности. Личность, как таковая, обладает реальностью своей свободы, выражающейся в свободе выбора из совокупности возможностей, предоставляемых ей обществом.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стороны свобода присутствует в необходимости, т.е. необходимость реализуется только через свободу, в виде бесконечной цепи выбора в деятельности людей, которая, однажды начавшись, привела к данному общественному состоянию. Это означает, что в историческом процессе необходимость не только сознается, но и создается. С другой стороны необходимость содержиться в свободе в виде объективно даных исторических обстоятельств, объективных условий деятельности людей. В общем свобода есь осознанная необходимость.

Для того чтобы выявление закономерностей и случайностей, свободного и необходимого в целях прогнозирования будущего было максимально приближено к конкретной практике и свободно от субъективных оценок, необходимо использовать и такую чрезвычайно важную пару категорий диалектики как возможность и действительность, т.к. необходимоть, случайность и свобода являются различными способами превращения возможного в действительное, ибо человек осуществляет свою свободу в меру своих возможностей.

42.Категория “Закон”. Законы природы, общества и познания.

Все в этом мире подчинено закономерностям. Арбуз из желудя не выростет, хоть ты тресни.

Веками человек подмечал определенный порядок мироздания и повторяемость явлений, что наталкивало на мысль о существовании чего-то закономерного. Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития человеческого общества, в период становления науки как системы знания.

Закон - есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления.

Будучи по своей форме продуктами человеческих знаний, по своему внутреннему содержанию законы выражают объективные процессы действительности. Познание законов и есть основная задача науки.

Понятие закона находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему.. Если детерменизм говорит о всеобщей обусловленности явлений, то понятие закона выражает качественную устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрения констатации и причинного понимания, но с точки зрения их объективной необходимости и качественной регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он является мерой предсказуемости связи. Поэтому закон как выражение действия объективной необходимости может рассматриваться в качестве особого вида детерминации: как детерминация будущим в отличии от причинной детерминации прошлым и системной детерминации настоящим.

Однако не все формулировки закона имеют причинную форму. В подавляющем большинстве следствия закона формулируются в виде какой-либо функциональной зависимости или классификации соотношения, т.е. в конечном счете закон по форме тяготеет к системной корреллции, а не генетической причинности. Однако это не значит что причинность отсутствует в тех связях, отражением которых являются коррелятивные формулировки законов. Налицо противоречие: с одной стороны, содержание категории закона формировалось в единстве с принципом причинности, а с другой - формулирование законов всегда осуществляется в виде различного рода функциональных соответствий без всякого причинного обоснования. Это породило многочисленные споры о сущности категории закона.

Согласно религиозно-идеалистическим взглядам, в мире все течет по созданным Богом путям, которые управляют всем, выполняя волю всевышнего. Бог управляет миром через законы, “подобно ямщику, держащему в руках вожжи всех событий Вселеной”. Согласно субъективному идеализму законы возникают лишь из-за любви человека к порядку.

Однако в силу того, что мир есть самоуправляющая система, законы в ней являются ее внутренним самопроявлением.

С точки зрения сферы действия законы делятся на общие, универсальные (закон сохранения энергии) и частные, действующие лишь в ограниченной области (закон общего развития).

По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения (в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования (причинная и системная детерминация) и законы развития (область причинной детерминации). В силу диалектики необходимости и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают себе путь сквозь хаос случайностей.

По форме своего проявления законы делятся на динамические и статистические. Так любой брошенный камень вернется на землю в силу динамического закона, а количество очков на брошенных костях непредсказуемо, действует статистическая закономерность.

Необходимо различать тенденции и статистическую вероятность: тенденция отражает путь проявления однозначных динамических законов, а статистическая закономерность предполагают альтернативную вероятность конкретного события. Обычно в случае динамического, хотя бы и в форме тенденции, проявления говорят о законе, а в случае статистического проявления - о закономерности. Однако и то и другое является различными выражениями необходимости. Но закономерность в отличии от закона отражает не жестко детерминированный характер объективной необходимости, а лишь ту или иную степень вероятности ее проявления. Строение организма подчиняется законам, однако обладает и массой индивидуальных качеств, которые с точки зрения общего закона есть случайности, через которые и проявляется закон. Закон как необходимость в конкретном, действуя опосредовано через случайное, выступает для этого конкретного как закономерность. Иными словами закономерность - это форса конкретного проявления закона.

В мире действуют законы, а не слепой рок. Это особенно верно для социальных законов, т.к. закон общего развития не может осуществляться без деятельности людей, обладающих достаточно высокой степенью творческой свободы.

Итак все в мире находится во взаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Без связи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие. Раазвитие обусловлено различными видами связи. Высшим проявлением синтеза принципов всеобщей связи и развития является категория закона, категория не только объясняющая прошедшее, но и частично прогнозирующая будущее.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных