ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
С момента распада Римской империи (IV – V вв.) до XV в. начинается новый период в истории Европы, получивший название Средние века.На смену античным, языческим религиям народов Европы приходит христианство, которое в дальнейшем становится основой мировоззрения всей европейской цивилизации. Поэтому философия в эпоху Средних веков существует, прежде всего, как христианская философия. Христианство возникло в первой пол. I в. на Ближнем Востоке. Оно выросло из недр религии древних евреев – иудаизма. Священной книгой христианства считается Библия (от древнегреч. biblia – книги). Важнейшими религиозно-философскими идеями Библии являются: · идея единого Бога (монотеизм); · теоцентризм (единый Бог является центром всего в мире); · идея творения (Бог творит мироздание из ничего и присутствует в каждом его движении; все, что происходит в мире, есть Промысел Божий), эта точка зрения получила название креационизм (от лат. «творение», «создание»); · идея откровения (любое знание, доступное людям, есть Божественное откровение); · идея грехопадения (нарушение данных Богом заповедей); · учение о конце мира (Апокалипсис); · идея о Богочеловеческой природе Иисуса Христа; · любовь как высшая духовная ипостась человека. Выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграли мыслители, произведения которых были позднее признаны религиозно-философской базой христианского учения. Их называют отцами церкви, а период разработки и защиты «отцами церкви» основ христианской догматики называется патристикой (от лат. pater – отец). Важнейшей проблемой патристики стала проблема взаимоотношений науки, прежде всего философии, и христианского вероучения. Один из первых «отцов церкви» Тертуллиан (ок.150 – 222 гг.) заявил: «Верую, ибо абсурдно». Развивал идеи о превосходстве веры над разумом, принижал знания, разум, философию и возвеличивал слепую веру. Ориген (185 – 254 гг.) считал, что изучение философии необходимо, чтобы полностью понять христианские истины. Предпринял попытку систематизировать христианские догматы, на их основе создал учение о человеке. Согласно Оригену, человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит человеку, он дарован Богом и устремлен к добру и истине. Душа составляет наше собственное «Я», является в нас началом индивидуальности, выбирает между добром и злом, т.к. свобода воли составляет важнейшее определение человеческой сущности. Душа подчиняется духу, а тело – душе. В силу двойственности души низшая ее часть нередко берет верх над высшей, побуждая человека следовать влечениям и страстям. Зло исходит от человека, от злоупотребления им божественным даром – свободой. Наиболее выдающимся из отцов церкви является Аврелий Августин (354 – 430 гг.), прозванный «Блаженным». Он разработал основы первого систематического христианского вероучения. Провозгласил принцип: «Верю, чтобы понимать». Автор сочинений «Исповедь», «О Граде Божием» и др. Для Августина путь философии, тождественной теологии, лежит через мистическое самопознание. Августин все надежды возлагал на христианскую церковь. Вся история, по Августину, это борьба между приверженцами Бога, укрепляющими «Град Божий», и сторонниками сатаны, организующими «град земной». Греховной и временной жизни земной он противопоставляет вечное и блаженное потустороннее существование. Человек – временный путник на земле, реальная жизнь – лишь подготовка к загробной. На основе трудов отцов церкви происходит рационализация хрис-тианского вероучения, обоснование догматов веры с помощью науки, прежде всего, философии. Так возникает схоластика. Слово «схоластика» происходит от греческого «sholia» – школа. Поэтому схоластику называют «школьной философией». Другое значение термина – символ оторванного от реальности, пустого словопрения. Философскими источниками средневековой схоластики выступают идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля, приспособленные к обоснованию догматов религии. Характерной чертой средневековой философии является полемика реализма и номинализма. Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не единичные предметы. Общие понятия существуют до вещей, они представляют собой мысли, идеи в божественном разуме. Следуя платоновскому пониманию идеи, реалисты признавали приоритет разума над волей, а веру ставили выше разума. К реалистам относятся Иоанн СкотЭриугена (ок.815 – 877), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1189). Номинализм (от лат. «имя») – учение, согласно которому общие понятия (универсалии) существуют только в уме, отражая некоторые свойства реально существующих единичных вещей. Номиналисты подчеркивали приоритет воли над разумом. Например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех, а именно: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно номиналистам, универсалии существуют после вещей. Номинализм представляет материалистическую тенденцию в средневековой философии. Представители номинализма – Иоанн Росцелин (ок.1050 – ок.1112), Пьер Абеляр (1079 – 1142), Роджер Бэкон (ок.1214 – 1294), Уильям Оккам (ок.1300 – 1350). Систематизатором средневековой схоластики является Фома Аквинский (Томас Аквинат, 1225 – 1274). Учение Фомы (томизм) пользовалось большим влиянием в средние века и было официально признано римской церковью. Это учение возрождается в ХХ в. под названием неотомизма – одного из наиболее значительных течений католической философии на Западе. Аквинский христианизировал Аристотеля. Является автором «теории двух истин» (веры и разума), обосновал принцип гармонии веры и разума. Согласно этой теории, цель познавательной деятельности человека – постижение Бога. Существуют два способа постижения бытия – вера и разум. Посредством веры человек постигает истины божественные, посредством разума – материальный мир. Философия соединяет веру и разум, теологию и науку, дает рациональное обоснование бытия Бога. Вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомнения. Наука ставится на службу христианству, научное познание направлено на познание Бога. Используя категориальный аппарат философии Аристотеля, Аквинский разработал «космологические доказательства» бытия Бога. Эти пять доводов изложены им в «Сумме теологии» и «Сумме против язычников»: - Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, нельзя не прийти к «перводвигателю» (Богу). - Если все в мире имеет свою причину, то должна быть «первопричина» (Бог). - Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной (Богом). - Для измерения степеней совершенства (красоты, блага, истинности) всего, что есть в мире, должно существовать мерило всех совершенств (Бог). - Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности, а значит, должна существовать изначальная и главная цель (Бог). Номиналисты критиковали томизм. Например, Оккам разработал метод, получивший название «бритва Оккама»: без необходимости не следует утверждать многое; то, что можно объяснить посредством меньшего, не нужно объяснять посредством большего. Таким образом, выделим характерные черты средневековой философии: - теоцентризм (все сущее определяет Бог); - идея творения в онтологии и идея откровения в гносеологии; - природа и человек есть творение Бога; - зависимость философии от теологии, средневековых институтов – от церкви; - средневековое мышление определяли две традиции: христианское откровение и античная философия (в ее идеалистическом варианте – Платон, Аристотель); - полемика реализма и номинализма; - природа лишается самостоятельности и перестает быть важнейшим предметом познания; основное внимание сосредоточивается на познании Бога и человеческой души; - двойственная трактовка человека: определение сущности человека как «образа и подобия Божьего» и понимание человека как «разумного животного» (человек занимает первое место в природе как ее царь, но в качестве образа и подобия Бога выходит за пределы природы, становится над нею; Бог наделяет человека разумом и свободной волей, т.е. способностью суждения и различения добра и зла – это и есть сущность человека, образ Божий в нем); - интерес к проблемам истории; сакрализация (священность, производность от Бога) исторического бытия, история включена в рамки «священных событий». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|