Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интердисциплинарные экспериментальные естественнонаучные методы: содержательная классификация на основании концепции природы первичного взаимодействия




Как было отмечено выше, в существующей литературе установилась тенденция, преобразующаяся в стойкую традицию отнесения (классификации) того или иного экспериментального метода к соответствующей области естествознания по основному (центральному) инструменту экспериментальной системы. При этом явно или неявно инструмент отождествляется с методом.

Поясним это на известном историческом примере взаимодействия химии и физики — становлении метода спектрального анализа. Активное взаимодействие физического и химического знаний согласно распространенному и справедливому мнению в области исследований микроструктуры вещества связывается со становлением во второй половине XIX в. экспериментального исследовательского метода — спектрального анализа. Спектроскоп — физический оптический инструмент, позволяющий разделять составляющие видимого света, был изобретен физиком Кирхгоффом в 50-е гг. XIX в.; затем в совместных работах с химиком Бунзеном в 1859—1860 гг. было показано, что линейчатые спектры светящихся в пламени бунзеновской горелки паров щелочных и щелочноземельных металлов индивидуальны для каждого элемента. Возможность идентификации различных веществ при использовании метода спектрального анализа, его высокая чувствительность и, следовательно, малые затраты анализируемого вещества определили широкое распространение метода в различных областях естествознания: химии, астрофизике, минералогии, археологии и др.

С точки зрения методологических проблем взаимодействия химии и физики принципиально важно сказать, что метод спектрального анализа возник только в результате взаимодействия физических и химических знаний. Существенно учитывать, что создание оптического инструмента — спектроскопа Кирхгоффом (устройства, реализующего оптический физический метод спектрального разложения света, открытого еще Ньютоном) еще не есть создание метода спектрального анализа вещества, а лишь спектра светового излучения как такового. Только вследствие применения спектроскопа для анализа спектров эмиссии изученных ранее в области химии элементов было обнаружено, что такая физическая характеристика химического элемента, как линейчатый спектр эмиссии, индивидуальна для каждого элемента. Именно эти результаты составили основу для создания интердисциплинарного физико-химического метода “спектральный анализ”. Физический же инструмент — оптический спектроскоп, используемый для реализации данного метода анализа вещества, является лишь материальной составной частью данного экспериментального метода, он может входить в состав материальной базы и других методов.

Дальнейшее изучение микроструктуры вещества в ХХ в. также происходило в результате взаимодействия естественнонаучных знаний, получаемых физическими, химическими и физико-химическими методами. Надо сказать, что значение химических и физико-химических (а не только чисто физических) методов в обогащении таких знаний преуменьшается. В то же время можно сослаться на справедливую оценку истоков знаний о микроструктуре вещества, данную Н.Бором. В серии публикаций 1921 г., специально посвященных рассмотрению квантовой модели атома, созданной ученым в 1913 г., Н.Бор ясно указывает на значение для ее создания и развития знаний, полученных в сфере функционирования химического метода и метода спектрального анализа (который мы относим к физико-химическим методам). “Общей чертой всех теорий строения атома, — писал Н.Бор, — было стремление найти такие конфигурации и движения электронов, которые могли бы объяснить изменение химических свойств элементов с атомным номером, столь ясно выраженное известным периодическим законом. Анализ этого закона прямо ведет к выводу, что электроны в атоме расположены отдельными группами, число электронов в каждой из которых равно одному из периодов возрастания атомного номера” [Бор, 1970, с. 286]. В последующих рассуждениях Бор продолжает соотносить положения развиваемой им теории строения атома со следствиями, вытекающими из химических знаний, содержащихся в периодической системе химических элементов.

Что касается метода спектрального анализа, то в своем развитии он прямо и косвенно определил становление в ХХ в. различных методов эмиссионной и абсорбционной спектроскопии с использованием УФ-, ИК-, ЭПР-, ЯМР-спектроскопии. Развитие и совершенствование различных экспериментальных методов на основе названных инструментов, как и в случае спектрального анализа, происходило и происходит в результате взаимодействия знаний различных естественных наук. Например, в результате исследований химических веществ и химических взаимодействий с известными структурно-функциональными характеристиками (изученными предварительно химическими методами), соотносимых с получаемыми спектральными характеристиками для последующей их интерпретации.

Как уже отмечалось, в литературе в большинстве случаев отнесение экспериментального исследовательского метода осуществляется по центральному (можно даже сказать, по наиболее заметному и внешне привлекательному) инструменту экспериментальной системы. Например, использование физического инструмента — ЭПР-спектрометра в любых экспериментальных ситуациях в области физики, химии, биологии и их пограничных областях — характе- ризуется как случай применения физического метода в соответствующей области. Аналогично использование биохимического инструмента, например, ферментных электродов (биосенсоров), в любых экспериментальных ситуациях характеризуется как применение биохимического метода. Если говорить корректно, речь идет о применении соответственно физического, в первом случае, и биохимического, во втором случае, инструментов. Какова же природа методов с использованием данных инструментов, следует анализировать особо для каждого отдельного случая.

Поясню сказанное анализом конкретных экспериментальных систем, рассматривая каждый случай на основании концепции природы первичного взаимодействия.

Применение метода изотопных меток в химии или биохимии при традиционном подходе классифицируется как применение физического метода в данной области знания. Однако учитывая, что в данной конкретной экспериментальной ситуации первичное взаимодействие реализуется посредством внесения в исследуемую систему химического агента (прибора), вступающего в определенные химические или биохимические реакции, мы на основании предлагаемого критерия классификации по природе первичного взаимодействия будем иметь соответственно химический и биохимический методы. Радиоактивная изотопная метка в данном случае есть именно метка, и ее сигнал о локализации меченых групп является уже вторичным. Он удобен для последующего преобразования, хотя та же экспериментальная ситуация может быть проконтролирована и многими другими способами.

В частности, может быть применена “спин-метка” (стабильный радикал, связанный с соответствующим веществом-прибором) с контролем за экспериментальной ситуацией уже не радиометром, а ЭПР-спектрометром. В обоих случаях мы будем иметь химический метод, если первичное взаимодействие — это химический процесс. Другое дело, если тот же инструмент — ЭПР-спектрометр — применяется для изучения свободных радикалов как промежуточных продуктов некоторых химических реакций. Поскольку такие процессы по природе относятся к пограничной области химии и физики, данный метод будет физико-химическим.

Наконец, в случае применения ЭПР-спектрометра для изучения состояния спин-систем в физических объектах (например, парамагнитных частиц в кристаллах при воздействии сильных магнитных полей) будем иметь физический метод.

Таким образом, один и тот же инструмент может применяться для реализации различных по природе и соответственно дисциплинарной принадлежности методов. Вопрос же выбора инструмента, аппаратурного оснащения больше относится к проблемам точности, удобства, возможностей практического осуществления эксперимента. Например, вместо использования меток, как это описано выше, контроль за химической экспериментальной ситуацией может осуществляться по характерным спектрам, весовым или объемным соотношениям, а если обратиться к истории, то и по цвету, запаху, вкусу (т.е. органолептически) в случае качественных экспериментов. При этом общая методология организации и проведения эксперимента будет одной и той же.

Недооценка методов химии и преувеличение методов физики в познании природы во многом проистекает от внешнего восприятия аппаратурного оформления экспериментов. В чисто химическом эксперименте (“мокрая химия”) прибор — это просто порошок или жидкость в пробирке. Физические же инструменты, оборудование имеют, особенно сейчас, весьма привлекательный вид: пульты, дисплеи, компьютеры. В то же время с методологической точки зрения, в познавательном плане, в ряде случаев с помощью химического прибора (вещества с известными свойствами) можно получить больше информации об исследуемом объекте, чем применяя прекрасного вида физический инструмент. Во всяком случае о возможностях каждого метода в сочетании с дополнительными возможностями конкретного аппаратурного оформления (устройства преобразования и усиления сигналов, накопители, программные средства и компьютеры и т.п.) нужно говорить особо.

Нетрудно заметить, что я стараюсь обосновать оригинальность и познавательную силу методов химии, значимость которых в естествознании часто принижается.

Можно привести еще несколько дополнительных примеров анализа природы экспериментальных исследовательских методов в пограничных областях, где вопрос об отнесении метода к той или иной дисциплине или интердисциплинарной области не так прост. К примеру, если мы будем контролировать температуру водного раствора по ферментативной активности какого-либо фермента (биокатализатора), который теряет активность при повышении температуры в результате перехода нативной конформации (в данном случае спирали) в денатурированную структуру (статистический клубок), мы будем иметь не биохимический метод контроля температуры, а физический метод. В данном случае первичный процесс — это изменение пространственного состояния биомолекулы, т.е. изменение физического состояния в результате физических воздействий при сохранении первичной химической структуры. Изменение же ферментативной (биохимической) активности молекулы фермента после потери ее пространственной специфичности — процесс вторичный, дающий сигнал для последующих преобразований и регистрации.

В качестве последнего примера рассмотрим метод иммунного анализа (который часто называют “иммунохимическим методом”), представляющий интерес своим пограничным положением в области трех наук. Сущность метода, как известно, заключается в высокоспецифичном комплиментарном связывании антителом (глобулярным белком) антигена в иммунный комплекс за счет образования гидрофобных, водородных, электростатических связей и сил Ван-дер-Ваальса. Перечисленный ряд так называемых слабых невалентных взаимодействий (первичных взаимодействий объект-прибор в данном методе) является по природе, с учетом биологического происхождения иммунного тела, биофизико-химическим. При этом (при реализации данного биофизико-химического метода) взаимодействия, определяющие образование вторичного сигнала, могут иметь самую различную природу. Так, для определения концентрации избыточного компонента после завершения реакции связывания применяют либо радиоактивную метку, либо ферментную метку (иммуноферментный анализ), вводимые в состав одного их компонентов. В первом случае избыточные не прореагировавшие компоненты (антиген или антитело) детектируются по физическому сигналу радиоактивного излучения; во втором случае — по биохимической активности. Однако, возвращаясь к характеристике метода по природе первичного взаимодействия (антиген-антитело), мы по критерию предлагаемой классификации будем иметь биофизико-химический метод.

Таким образом, достаточно обоснованно можно утверждать, что предлагаемый подход характеристики (разделения, классификации) экспериментальных естественнонаучных методов по природе первичного взаимодействия исследуемого объекта с прибором достаточно однозначен. С методологической точки зрения именно первичное взаимодействие, реализуемое в экспериментальной ситуации, определяет принципиальные познавательные возможности метода (см.: [Курашов, 1995]).

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных