Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философская проблема космологии, “единственный метод философии” и критический рационализм




проблему человеческого знания о мире Поппер называет космологической проблемой и вначале резко критикует процветающих во время создания книги логических позитивистов и философов-аналитиков: “Философы-аналитики полагают, что или вообще не существует подлинных философских проблем, или что философские проблемы, если таковые все же есть, являются всего лишь проблемами лингвистического употребления или значения слов. Я же, однако, считаю, что имеется по крайней мере одна действительно философская проблема, которой интересуется любой мыслящий человек. Это проблема космологии — проблема познания мира и нас самих (и наше знание) как часть этого мира” [Поппер, 1983, с.35].

В названной космологической проблеме Поппер, в свою очередь, выделяет центральную проблему эпистемологии — проблему роста знания. Он утверждает, что данную проблему не решить одним только исследованием языковых систем, т.е. надо понимать, что ее не изучить в рамках методологии аналитической философии (см.: [Поппер, 1983, с.35].

В связи с этим Поппер выделяет “единственный метод философии”, который, по его замечанию, есть одновременно “единый метод любой рациональной дискуссии, следовательно, он присущ естественным наукам не в меньшей степени, чем философии” [там же, с. 35].

Поппер, это хорошо видно, выражается весьма путанно. Сначала он говорит о “единственном философском методе”, что предполагает его специфичность именно для философии, в противоположность другим методам, например, методам изучения языковых систем в аналитической философии. затем сразу же утверждает, что этот метод универсален для всей науки, более того, для всех сфер рациональной деятельности человека. Причем рационализм Поппер сводит к критицизму. Тогда уж, если это так, нужно отнести данный метод к общенаучным, а не философским методам и дать его название. Судя по контексту, это “критический рационализм”. Поппер пишет: “Метод, который я имею в виду, заключается в сносной, четкой формулировке обсуждаемой проблемы и критическом исследовании различных ее решений. Я выделил слова “рациональная дискуссия” и “критическое” с целью подчеркнуть, что отождествляю рациональную установку с критической. Суть такого отождествления состоит в том, что, какое бы решение некоторой проблемы мы ни предлагали, мы сразу же самым серьезным образом должны стараться опровергнуть это решение, а не защищать его (курсив мой — В.К.)” [там же, с. 35—36]. Выделенное курсивом высказывание есть главный и единственный методологический принцип (можно сказать, максима познавательной деятельности) Поппера.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных