Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.




Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. По­нятия, отражающие множество предметов, включают общие сущест­венные признаки. По­нятие, отражающее один предмет наря­ду с общими существенными признаками включает единичные.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокуп­ности в абстрактной, обобщенной форме на основании их сущест­венных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания.Термины, понятия, слово.

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей — словом Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосоче­таниях.

Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений Например, слово русского языка «связка» употребляется в значени­ях: 1) несколько однородных предметов, связанных вместе («связка книг»), 2) сухожилие, соединяющее отдельные части скелета или органа тела («мышечные связки»), 3) элемент суждения, связываю­щий субъект и предикат или простые суждения. Несколько значений имеют слова «закон», «субъект», «край» и др.

В любом языке существуют омонимы и синонимы.

Омонимы (от греч. homos — «одинаковый» и onyma — «имя») — это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (коса)
Синонимами (от греч. synonymus — «одноименный») называют­ся слова, близкие или тождественные по своему значению, выра­жающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. («ро­дина» и «отечество»;)

В различных областях науки и техники вырабатывается специ­альная терминология — система терминов, употребляемых в данной области знания. Термин это слово или словосочетание, обозна­чающее строго определенное понятие и характеризующееся одно­значностью по крайней мере в пределах данной науки или родствен­ной группы наук. Важное значение разработке и уточнению терми­нологии придается правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснения терминов, употребляемых в определенной области права. Например, в Уголовно-процессуальном кодексе разъясняют­ся термины (наименования): «суд», «суд первой инстанции», «касса­ционная инстанция», «надзорная инстанция», «судья», «прокурор», «следователь», «законные представители» и др.

Эти и подобные разъяснения позволяют однозначно применять правовые термины.

 

9. Классификация понятий.

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и аб­страктные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотноситель­ные и соотносительные.

1. единичные - в котором мыслится один элемент (например, «Москва», «Л.Н. Толстой»). и общие - в котором мыслится множество элементов (напри­мер, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут быть регистрирующими - в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется («участник Великой Отечест­венной войны 1941—1945 гг.») и нерегистрирую­щими - о бщее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов («человек», «следователь», «указ»).

2. Понятия делятся на собирательные -в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое («коллектив», «полк», «созвездие».) и несобирательные - п онятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу («звезда», «командир полка», «государство».).

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

3. Понятия делятся на конкретные - п онятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто самостоятельно существующее (книга) и абстрактные - понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами (смелость).

4. Понятия делятся на положительные -понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету (грамотный) и отрицательные - понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (неграмотный).

5. Понятия делятся на безотносительные -понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам («студент», «государство») и соотносительные - понятия содержат

признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию («родители» (по отношению к понятию «дети»)

10. Логические операции над понятиями.

 

11. Логические приемы и методы образования понятий.

Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов:

сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагиро­ванием

Синтез пред­ставляет собой мысленное соединение частей предмета, расчле­ненного анализом.

Обобщение прием, с помощью которого отдельные предметы на основе прису­щих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов. Благодаря обобщению существенные признаки, выяв­ленные у отдельных предметов, рассматриваются как признаки всех предметов, к которым приложимо данное понятие

Таким образом, устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение), расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные признаки и отвлекаясь от несуще­ственных (абстрагирование), соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя их на все однородные предметы (обобще­ние), мы образуем одну из основных форм мышления — понятие.

 

12. Содержание и объем понятия.

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.

Например, содержанием понятия «преступление» является сово­купность существенных признаков преступления: общественно опасный характер деяния противоправность, виновность, наказуе­мость.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

 

13. Класс, подкласс, элемент класса.

Логика оперирует понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокуп­ность предметов, имеющих некоторые общие признаки (классы высших учебных заведений, студен­тов). На основании изуче­ния определенного класса предметов формируется понятие об этом классе. Так, на основе изучения класса (множества) юридических законов образуется понятие юридического закона.

Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмно­жество. Например, класс студентов включает в себя подкласс сту­денток юридических вузов.

Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса это предмет, входящий в данный класс. Так, элементами множества высших учебных заведений будут Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московская государственная юридическая академия и т.д.

 

14. Универсальный, единичный, нулевой (пустой) класс.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­вается универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет еди­ничный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю.

 

15. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Различают универсальный класс, единичный класс и нулевой, или пустой, класс.

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­вается универсальным классом (например, класс планет Солнечной системы). Если класс состоит из одного элемента, то это будет еди­ничный класс (например, планета Юпитер); наконец, класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым (пустым) классом. Пустыми классами являются, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, леший и др. Число элементов пустого класса равно нулю.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объ­емом, и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем при­бавления нового признака — «современный», мы переходим к поня­тию «современное государство», имеющему меньший объем. Увели­чивая объем понятия «учебник по теории государства и права», переходим к понятию «учебник», имеющему меньшее содержание, так как оно не включает в себя признаки, характеризующие учебник по теории государства и права.

Подобное же отношение между объемом и содержанием имеет место в понятиях «преступление» и «преступление против личнос­ти» (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию), «ге­неральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.Закон обратного отношения между объемом и содержанием по­нятия лежит в основе логических операций.

 

16. Виды понятий.

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и аб­страктные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотноситель­ные и соотносительные.

1. единичные - в котором мыслится один элемент (например, «Москва», «Л.Н. Толстой»). и общие - в котором мыслится множество элементов (напри­мер, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут быть регистрирующими - в которых множест­во мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется («участник Великой Отечест­венной войны 1941—1945 гг.») и нерегистрирую­щими - о бщее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов («человек», «следователь», «указ»).

2. Понятия делятся на собирательные -в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих единое целое («коллектив», «полк», «созвездие».) и несобирательные - п онятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу («звезда», «командир полка», «государство».).

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

3. Понятия делятся на конкретные - п онятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто самостоятельно существующее (книга) и абстрактные - понятие, в котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами (смелость).

4. Понятия делятся на положительные -понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету (грамотный) и отрицательные - понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств (неграмотный).

5. Понятия делятся на безотносительные -понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам («студент», «государство») и соотносительные - понятия содержат

признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию («родители» (по отношению к понятию «дети»)

 

17. Сравнимые и несравнимые, совместимые и несовместимые понятия.

Рассматривая отношения между понятиями, следует всего различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом. Например, «пресса» и «телевидение» — сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации.

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Например:

«квадрат» и «общественное порицание», «преступление» и «косми­ческое пространство», «государство» и «симфоническая музыка».

Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообьемность ( понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают. Геом.фигура с 3 равными углами и геом. Фигура с 3 равными сторонами), 2) пересечение (перекрещивание) (понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть. Юрист и преподаватель) и 3) подчинение (субординация) понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть. Суд и городской суд).

Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называются несовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости: соподчине­ние (координация). Два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию.(суд,гор.суд,областной суд). 2) противоположность (контрарность). понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не совместимые с ними. (черный и белый). 3) про­тиворечие (контрадикторность). Понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает. (четный, нечетный).

 

Суждение

18. Суждение как форма мышления.

Познавая объективный мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предме­та. Эти связи и отношения отражаются в мышлении в форме сужде­ний, представляющих собой связь понятий. Связи и отношения выражаются в суждении посредством ут­верждения или отрицания

Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т.е. соответствовать действительности либо не соответствовать ей.

Итак, суждение — это форма мышления, в которой утвержда­ется или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предме­та; суждение может быть либо истинным, либо ложным.

 

19. Суждение и предложение.

Языковой формой выражения суждения является предложение. Суждения не могут возникнуть и суще­ствовать вне предложений. Однако единство суждения и предложе­ния не означает их полного совпадения. И если всякое суждение выражается в предложении, то из этого не следует, что всякое пред­ложение выражает суждение. Суждение выражается повествова­тельным предложением, в нем содержится сообщение о чем-либо. Кроме повествовательных существуют вопросительные и побу­дительные предложения, которые суждений не выражают.

От собственно вопросительных предложений следует отличать предложения вопросительно-риторические (риторический вопрос), содержащие утверждение или отрицание в форме вопроса. Например: «Кто же этого не знает?», Эти предложения выражают суждения, о ни могут быть как истинными, так и ложными.

Суждение и предложение различаются по своему составу.

Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух поня­тий (терминов) суждения: субъекта (S) отра­жающего предмет суждения, и предиката (P), отражающего признак предмета. Кроме субъекта и предиката суждение включает в свой состав связку элемент суждения, кото­рый соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая при­надлежность предмету некоторого признака. Связка выражается словами «есть» («не есть»), «является» («не является») и т.п.
Таким образом, суждение и предложение образуют неразрывное единство, но это единство включает в себя определенные различия, которые необходимо учитывать, так как отождествление суждения как формы мышления и предложения как его языкового выражения порождает ошибки в их анализе.

 

20. Простые и сложные суждения.

Суждения делятся на простые и сложные.

Простым называется суждение, не включающее другие сужде­ния. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, назы­вается сложным.

 

21. Виды простых суждений: атрибутивные суждения; суждения с отношениями; суждения существования (экзистенциальные).

В зависимости от того, что утверждается или отрицается в сужде­ниях, — принадлежность признака предмету, отношение между предметами или факт существования предмета,— они делятся на

1) атрибутивные суждения, 2) суждения с отношениями и 3) сужде­ния существования (экзистенциальные).

1. Атрибутивнымназывается суждение о признаке предмета. В нем отражает­ся связь между предметом и его признаком, эта связь утверждается или отрицается. Например: «Сроки аренды определяются догово­ром», «Никто из судей не вправе воздержаться от голосования».

Атрибутивные суждения называют также категорическими.

Атрибутивное, или категорическое, суждение состоит из субъек­та, предиката и связки; его логическая схема S —Р, где S — субъект суждения, Р — предикат суждения, «—» — связка.

Субъектом суждения называется понятие о предмете суждения. Понятие о признаке предмета называется предикатом суждения. Связка выражает отношение между субъектом и предикатом.

Субъект и предикат называются терминами суждения.

Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между терминами суждения, они широко используются в анализе умозаключений, построенных из атрибутивных суждений.

2. Суждением с отношением называется суждение об отноше­нии между предметами. Это могут быть отношения равенства, не­равенства, родства, пространственные, временные, причинно-след­ственные и другие отношения. Например: «А равно В», «С больше D», «Семен — отец Сергея», «Казань восточнее Москвы».

Принята следующая запись суждения с отношениями: xRy, где х и у — члены отношения, они обозначают понятия о предметах, R — отношение между ними (R — первая буква латинского слова relati-vus — «относительный»). Запись читается: х находится в отношении R к у. Запись отрицательного суждения ~\ (xRy) (неверно, что х находится в отношении R к у).

3. В суждениях существования (экзистенциальных суждениях) выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения. Напри­мер: «Существуют статистические законы»; «На Земле уже нет мно­гих видов животных»; «Суждения без предложения не существует». Предикатами этих суждений являются понятия о существовании или несуществовании предмета; связка, как правило, в языке не выражается, но путем преобразования грамматической формы суж­дения она может быть выражена словами «есть», «не есть», «являет­ся» и т.п. Например: «Статистические законы (S) есть (связка) то, что существует (Р)».

 

22. Категорические суждения, их деление по качеству.

Категорические суждения делятся 1) по качеству и 2) по количе­ству. А так как любое суждение имеет и количественную и качест­венную характеристику, их принято делить по 3) объединенной классификации.

1. Деление суждений по качеству. По качеству суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Утвердительным называется суждение, выражающее принадлежность предмету некоторого при­знака. Суждение, выражающее отсутствие у предмета некоторого признака, называется отрицательным. Например, «Автором про­изведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано» — утвердительное суждение. Его логическая схема «S есть Р». «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность» — отрицательное суждение. Логическая схема отрицательного сужде­ния — «S не есть Р».

Утвердительное и отрицательное суждения различаются харак­тером связки, ее качеством. Утвердительная связка («есть») указы­вает на принадлежность признака предмету. Суждение с отрица­тельным предикатом, но с утвердительной связкой «S есть не-Р» рассматривается как утвердительное. Например: «Данное решение суда является необоснованным», «Религия — ненаучное мировоз­зрение».

Важно подчеркнуть, что «есть» и «не есть» — логические связки. В языке они могут выражаться другими словами: «является», «не является» «представляет собой», «не представляет собой», «при­знается», «не признается», а также с помощью тире или подразу­меваться.

Иногда в анализе рассуждений возникает необходимость изме­нять языковую форму выражения суждения, с тем чтобы привести его в соответствие с логической структурой «S есть (не есть) Р». Например, суждение «Обвиняемый не обязан доказывать свою не­виновность» может быть выражено следующим образом: «Обвиняе­мый (S) не есть (связка) лицо, обязанное доказывать свою невинов­ность (Р)». В преобразованных предложениях отчетливо выражена структура суждения.

 

23. Распределенность терминов в суждениях.

Распределенность терминов в суждениях. В логических операциях с суждениями возникает необходимость' установить, распределены или не распределены его термины — субъект и предикат. Термин считается распределенным, если он взят в полном объеме. Термин считается нераспределенным, если он взят в части объема.

Рассмотрим, как распределены термины в суждениях А, Е, I, О.

Суждение А (Все S суть Р). «Все студенты нашей группы (S) сдали экзамены (Р)». Субъект этого суждения («студенты нашей группы») распределен, он взят в полном объеме: речь идет обо всех студентах нашей группы. Предикат этого суждения не распределен, так как в нем мыслится только часть лиц, сдавших экзамены, совпадающая со студентами нашей группы.

В общеутвердительных суждениях S распреде­лен, а Р не распределен

Суждение Е (Ни одно S не есть Р). «Ни один студент нашей группы (S) не является неуспевающим (Р)». И субъект, и предикат взяты в полном объеме. В общеотрицательных суждени­ях и S, и Р распределены.

Суждение I (Некоторые S суть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) — отличники (Р)». В частноутвердительном суждении ни S, ни Р не распределены.

Исключение из этого правила составляют частновыделяющие суждения, предикат которых полностью входит в объем субъекта. Например: «Некоторые родители, и только они (S), являются много­детными (Р)».

Суждение О (некоторые S не суть Р). «Некоторые студенты нашей группы (S) — не отличники (Р)». В частноотрицательном сужде­нии S не распределен, а Р распределен.

Субъект распределен в общих (А и Е) и не распределен в частных суждениях (I и О). Предикат распределен в отрицательных (Е и О) и не распределен в утвердительных суждени­ях (А и I). В выделяющих суждениях предикат распределен.

 

24. Сложное суждение и его виды.

Сложные суждения

Сложным называют суждение, состоящее из нескольких про­стых, связанных логическими связками. Различают следующие виды сложных суждений: 1) соединительные, 2) разделительные, 3) услов­ные, 4) эквивалентные. Истинность таких сложных суждений опре­деляется истинностью составляющих их простых.


25. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и отрицания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных