ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Виды понятий. Отношения между понятиями (круги Эйлера и диаграммы Венна).Логика как наука. Логическая форма и законы логики. Логика в деятельности Юриста. Логика – наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью, которой человек познает окружающий мир. Познание – это деятельность человека, направленная на приобретение знаний. Познавательная деятельность включает чувственное и рациональное познание. Чувственное познание протекает в 3 формах – 1)ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых предметов – их цвета, формы, запаха. 2) представление – это сохранившийся в сознании образ предмета, который воспринимался раньше (о событии, о предмете). 3)восприятие – целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств. Познавая человеческий мир, ч-к стремится установить сущность вещей, а это невозможно без мышления, отражающегося в след формах: 1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отл от чувственного познания, мышление абстрагируется от единичного и выделяет в предметах общее. 2. Мышление – процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует на органы чувств. Знания полученные на основе уже имеющихся – опосредствованно (указания термометра). Знания, полученные из уже имеющихся, без обращения каждый раз к опыту – выводное 3. Мышление неразрывно связано с языком. Возникает мысль – она существует лишь на базе языкового материала. 4. Мышление – процесс активного отражения действительности. Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения – осн особенности мышления. Форма мышления Любая мысль содержит содержание и форму. Содержание – отображенные в ней предметы, их св-ва и отн. В мышлении содержание существует в понятиях, суждениях, умозаключениях. 1)Понятия. (Юр закон, грабеж). Юридический закон (А) – это НА, исходящий от высшего органа ГВ и обладающий высшей юр силой. (а,б,с). Т.о. форма понятия – определенная связь между предметами, их существ. признаками. 2)В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. (S - субъект - связь P – предикат). Суждение – способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания. 3)умозаключения, при помощи которого из одного или нескольких суждений (посылки) вводится новое (заключение), в умозаключении одного вида вывод получается одним и тем же. Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Закон мышления Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Ошибки, связанные с нарушением законов логики – логические ошибки. Парологизмы – непреднамеренная логическая ошибка, софизм – преднамеренная логическая ошибка, позволяющая неверное рассуждение выдать за истинное. Законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Основные законы мышления Среди множества логических законов логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания. 1 .Закон тождества. Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойство мышления — его определенность — выражает закон тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе (а есть а, или а=а, где под а понимается любая мысль). Закон тождества может быть выражен формулой р—>р (если р, то р), где р — любое высказывание, —> — знак импликации. Например, два суждения: «Н. совершил кражу» и «Н. тайно похитил чужое имущество» — выражают одну и ту же мысль. 2. Закон непротиворечия. Логическое мышление характеризуется непротиворечивостью. Противоречия разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно. Этот закон формулируется следующим образом: неверно, что а и не-а (не могут быть истинными две мысли, одна из которых отрицает другую). Он выражается формулой -| (р л~\р) (неверно, что р и не-р одновременно истинны). 3. Закон исключенного третьего. Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений. Он формулируется следующим образом: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно: а есть либо Ь, либо не-Ь. Истинно либо утверждение некоторого факта, либо его отрицание. 4. Закон достаточного основания. Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными. Высказывая истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т.е. доказать ее соответствие действительности. Требование доказанности, обоснованности мысли выражает закон достаточного основания: всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Если есть Ь, то есть и его основание а. Достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и установленная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли. Логика в деятельности юриста Велико значение логики в работе юриста. Знание логики помогают подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть необоснованные доводы. Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием всех обстоятельств дела, но и строгостью и логичностью в изложении и анализе материала. 2.Понятие как форма мышления. Содержания понятия. Виды признаков предметов: необходимые и случайные. Объем понятия: элемент объема, часть объема. Операции обобщения и ограничения понятий. Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. По наличию или отсутствию свойств признаки делятся на положительные и отрицательные. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими Логика выделяет признаки существенные и несущественные. Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными. Как форма абстрактного мышления понятия отражают предметы в необходимых признаках, кот выражают наиболее важное в предметах. Они наз существенными и несущественными. Понятие качественно отличается от форм чувственного познания: ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их свойств. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков. Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. С этой целью применяются логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Содержание понятия. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки. Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс» («подмножество») и «элемент класса».. Классом, или множеством, называется определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки. Таковы, например, классы (множества) высших учебных заведений, студентов, юридических законов, преступлений и т.д. Класс (множество) может включать в себя подкласс, или подмножество. Например, класс студентов включает в себя подкласс студенток юридических вузов, класс преступлений — подкласс экономических преступлений. Классы (множества) состоят из элементов. Элемент класса — это предмет, входящий в данный класс. Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Так, увеличивая содержание понятия «государство» путем прибавления нового признака — «современный», мы переходим к понятию «современное государство», имеющему меньший объем Обобщение понятия Обобщить понятие — значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием (Министерство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции») Ограничить понятие — значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием («юрист - «следователь»). Пределом ограничения понятия является единичное понятие (например, «следователь прокуратуры Иванов»).
Виды понятий. Отношения между понятиями (круги Эйлера и диаграммы Венна). Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) собирательные и несобирательные, 3) конкретные и абстрактные, 4) положительные и отрицательные, 5) безотносительные и соотносительные. 1.Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным («Москва»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим («столица») Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (участник ВОВ) Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующим (человек). 2.Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. («коллектив»). Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется несобирательным («звезда», «командир полка», «государство»). В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единствето такое употребление понятия называется собирательным. 3.Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами). Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. 4.Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него. Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «неграмотный», «беспорядок», «неверующий» — отрицательными. 5.Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами. Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными («студент», «государство»). Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию («родители»). Не следует смешивать логическую характеристику понятий как положительных и отрицательных с политической, нравственной, юридической оценкой тех явлений, которые они отражают Так, понятия «агрессия», «преступность», «алкоголизм» являются положительными их содержание составляют признаки, принадлежащие предмету Однако явления, отраженные в этих понятиях, вызывают у нас отрицательную оценку. Отношения между понятиями 1. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом. Например, «пресса» и «телевидение» - СМИ. Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Например:«квадрат» и «общественное порицание», Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. 1. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно. В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «преподаватель» (В): некоторые юристы являются преподавателями (как некоторые преподаватели — юристами).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|