ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Письма, письма, письма...
В «большой тройке» передачи (Ворошилов, Стеценко, Андреева) редактор Валентина Андреева заведует «почтовым ящиком» клуба. Она присоединилась к творческой группе Ворошилова в 1983 году, в самом зените популярности передачи, и ей не пришлось изведать тех мытарств, которые выпали на долю основателей телеклуба «знатоков». Зато ей досталось другое: на нового редактора хлынул такой поток писем, что она, вкупе с десятью своими разборщиками, едва не захлебнулась в нем. За первые семь лет существования передачи почта «ЧГК» выросла в сотни раз, а к приходу Вали общее число полученных писем достигло почти двух миллионов — такого не знала (и до сих пор не знает) ни одна телепрограмма. Команда Ворошилова — а создавалась она добрых два десятка лет — вообще состоит из незаменимых людей. Каждый необходим на своем месте. И в этой «команде незаменимых» Андреева — одна из тех, на ком держится передача. Свой путь на телевидении Валя начала в Ленинграде, сразу после окончания школы. В семнадцать лет, поступив на заочное отделение факультета журналистики ЛГУ, она стала помрежем. На студии добросовестную девушку гонял туда-сюда всякий, кому не лень. Впрочем, спустя два года она уже работала младшим редактором. И вот что любопытно: в передаче «От 14 до 18» ей дали работу с письмами, которую она вскоре прямо-таки возненавидела. — Но ведь у Ворошилова вы тоже работаете именно с письмами,— заметил я. — Ну, это небо и земля! — ответила Валя.— Дело ведь не в письмах, а в том, для чего они были нужны там и для чего — здесь. Почта ленинградской передачи, по правде сказать, как и сама передача, была до безобразия банальной. Письма приходили двух типов: юные спрашивали «кем быть?», а взрослые клеймили подростков за не ту музыку, не те прически и штаны. Выручало только одно: писем бывало не более пятисот в месяц. А в «Что? Где? Когда?» их десятки тысяч! Как видите, там были просто крохи. Но мне и этих «крох» вполне хватало: я так невзлюбила письма, что сама даже перестала их писать. ...Наблюдая Андрееву, я пришел к выводу, что она относится к тем людям, для которых самая желанная свобода — это работа. Причем такая, которая захватывает их полностью. Наверное, из-за этого там, в Ленинграде, ей все время хотелось бросить постылую телевизионную почту и уехать — хоть на край света. На край света, в Норильск, ее вскоре и пригласили. Собралась мгновенно. Коллеги, узнав о ее решении, крутили пальцем у виска: «Куда ты прешь? К медведям?» — Не разочаровались? — Что вы, это было прекрасно! Город молодой — средний возраст жителей двадцать восемь лет. В молодежной редакции местного телевидения нас было всего пять человек. Объем вещания — пять часов в месяц. А это — море работы. И так — четыре года. — А почему уехали из Норильска? — Вышла замуж, а у мужа кончился срок контракта, и он возвращался в Москву. Я ехала с ним без всяких надежд и перспектив. Кому я нужна в этой Москве? Искала работу целый год, билась, как рыба об лед. И тут мне предложили идти работать... к Ворошилову! Позвонила подруга и сказала «В «Что? Где? Когда?» есть место администратора. Пойдешь?» У меня аж дух захватило. А она сама тут же начала отговаривать: «Смотри, Ворошилов замучает!» Ну уж нет, решила я, ни за что не откажусь. Владимир Яковлевич назначил мне собеседование. Как потом выяснилось, он сказал: «Если у нее в глазах хоть что-то есть, этого достаточно». Первое впечатление от него — очки. Огромные. А вопросы были очень простые. Кроме, пожалуй, одного. Он спросил: «Как вы относитесь к передаче? Что вам не нравится в ней?» Я сказала, что передачу люблю. Я, и правда, так любила эту игру, что пошла бы к Ворошилову работать даже курьером. А на вопрос ответила, что в последний раз мне не понравился сам Ворошилов — он просто измочалил «знатоков» своими придирками. Теперь-то я знаю, зачем это делается — такова режиссура игры. Но тогда я была прямо в ярости: ведь он шестерку, где играл мой любимец Сережа Ильин, довел просто до белого каления! Так я ему и сказала. И, к моему изумлению, именно это и решило мою судьбу. Дома я себя кляла: «Дура! Кто тебя за язык тянул?» А он, оказывается, остался очень доволен моим ответом. Поздно вечером вдруг позвонил мне и сказал: «Завтра же выходите на работу». — В чем заключалась ваша работа? — Главное — доставать всякие уникальные предметы. ...Я уже слышал, что администраторам, работающим с Ворошиловым, то и дело приходится пускаться в головоломные розыски. Так была найдена пятикилограммовая чугунная медаль «За пьянство», настоящий «суворовский» рубль, ставший первой солдатской медалью. Вопрос о плодах кофе и какао не включали в игру, пока администратор не «заказал» их в теплице Ботанического сада... И уж кому, как не Валентине Андреевой, знать, какой ценой достаются нужные для игры предметы. — Когда Ворошилов хочет использовать сильный вопрос,— продолжает Валя,— для него не существует никаких резонов. Например, передача идет в марте, а нужны осенние цветы — живые хризантемы. «Обеспечьте!»— требует он. Больше ему ни до чего нет дела — вынь да положь! А как? Не буду описывать все подробности, но за день до съемки эти хризантемы мне прислали на самолете из Барнаула. Ближе не нашлось... Или вот еще: нужен живой бобер. Сунулась в Московский зоопарк — оба больны. А в Ленинградском зоопарке всего-то один бобер, боятся давать напрокат. — И как же вышли из положения? — Достала! Поехала по заповедникам — в Воронежском, слава Богу, повезло. — А для чего он понадобился? — Это был очень красивый вопрос. Появляется перед «знатоками» живой бобер, рядом с ним — такса. Вопрос: «Скажите, какое в этом логическом ряду должно быть третье животное?» — Ничего не понимаю! — А вот «знатоки» сразу догадались, что речь идет о талисманах зимних Олимпиад. Это было впечатляющее зрелище: такса, чемпион Москвы по охоте на бобров, отчаянно лаяла на своего соседа, а он метался по клетке, свирепо грыз прутья и пытался их раздвинуть. — Все хорошо, что хорошо кончается. Ну а если бы не удалось выполнить задание, которое вы получили от Ворошилова? — Такого просто не бывает! Не может быть... — В жизни бывает все. Ну, предположим... И что тогда? — Величайший скандал и позор! И дело даже не в страхе перед Ворошиловым, как многие думают. Эфир срывается, понимаете? Но дело опять же не только в этом. Главная заслуга Ворошилова заключается в том, что все мы постоянно находимся в состоянии азарта. Игра идет и на экране, и в жизни — за кадром. «Знаток» обязан на глазах у всех ответить на любой вопрос. Вот так и мы в своей работе. Зрители нас не видят, но и у нас есть свои вопросы, на которые мы обязаны ответить. Эту атмосферу постоянного преодоления препятствий и создает в нашей группе Ворошилов. Он ищет и берет для подготовки передачи людей азартных. Ему нужны помощники с душами игроков — нормальный человек просто не выдержит такого напряжения! — Скажите, если бы вас пригласили в другое, более спокойное место на телевидении — ушли бы? — Уже приглашали. И на больший оклад, и на должность, так сказать, более солидную. Не пошла. — Но ведь здесь, в «Что? Где? Когда?», вы чуть ли не на побегушках. От такой работы можно с ума сойти! — Привыкла. Так же, как привыкла к тому, что в группе Ворошилова ни один человек (и он в том числе) не работает «от сих до сих». Мы не по должностной инструкции работаем, а делаем то, что нужно. Вам Наташа Стеценко не рассказывала, как мы с ней в доме на улице Герцена перед каждой передачей туалет мыли? — Нет... А это еще зачем? — Дом был очень старый, с никуда не годной сантехникой. Мы арендовали его у МГК ВЛКСМ. В договоре фигурировала уборщица, но ее никто никогда не видел. Вот нам и пришлось... — Вы ведь работали в этом доме дней пятьдесят — шестьдесят в году, не больше. Что же, все остальное время хозяева дома жили в грязи? — Вероятно, так и жили. Не знаю, пользовались ли они туалетом, но запах оттуда шел такой... Мы с Наташей надевали резиновые перчатки до локтя, респираторы и принимались за дело. А перед финалом 1985 года случилось ЧП: стоял лютый декабрь, и еле дышавшая отопительная система замерзла. Передачу тогда спасли Лена Бяпко, ассистент режиссера Таня Дмитракова и директор группы Сережа Курда: всю ночь лежали на животе под мини-сценой и отогревали батареи кипятком! — Как вы привыкали к характеру Ворошилова? — Вначале с ума сходила. Случались истерики. Мы и теперь с ним, бывает, ругаемся, но... Есть тут очень важное обстоятельство: я чувствую, что необходима. Кроме того, с Ворошиловым безумно интересно работать. Потом я очень люблю весь наш коллектив. И уже не могу понять, то ли мне интересно работать, потому что я люблю этих людей, то ли я их люблю за то, что мне с ними так интересно. ...Я снова думаю о том, что люди, столь самоотверженно и талантливо делающие эту передачу, действительно совершенно незаменимы. И хотя в жизни каждый человек по-своему незаменим, нужны все-таки определенные условия, чтобы это проявилось. Ворошилов умеет создавать такие условия. А Валентина Андреева тем временем продолжает рассказывать: — Господи, как же я его вначале ненавидела! Не как человека. Я его ненавидела за то, что он на каждом шагу доказывал мне, что я не умею работать. У меня тогда еще было много всяких беспочвенных амбиций. Но рядом с его блестящей работой мои амбиции выглядели просто смешно. К счастью, я быстро это поняла. А, поняв, как-то сразу успокоилась. Мне стало ясно, что я на правильном пути в своей жизни. А ведь доходило до обмороков — от злости! Приходила домой и била посуду. — Посуда в таких случаях отличное средство,— замечаю я.— Особенно для людей, которые не умеют плакать. — Говорят, что Ворошилов — прирожденный телережиссер. А он, прежде всего, гений организации. Он людей режиссирует. Допустим, я горы своротила, у меня все в порядке, и я ужасно довольна собой. А он вдруг делает замечание и попадает, как в десятку, туда, где и в самом деле прокол. Мне уже хотелось самой себе поставить памятник, но, оказывается, есть-таки козявка. И именно в эту козявку он и ткнет пальцем. А ведь у него не одна я... Поразительная наблюдательность! — Но спасибо-то говорит? — Редко. Зато уж после этого три дня летаешь, как на крыльях. — А как вы попали в «большую тройку»? — Освободилось место редактора для работы с письмами и вопросами, вот и все. И вскоре я убедилась, что моя прежняя должность администратора по сравнению с новой, редакторской — просто детский сад. Когда я начала заниматься зрительскими вопросами, тут только и поняла, как мало знаю и помню. Мне к тому же особенно «повезло»: в первый же месяц новой работы пришло восемьдесят тысяч писем — абсолютный рекорд! — Как же вы управляетесь с таким потоком? Ведь мало прочесть все письма, мало отобрать лучшие — нужно еще проанализировать почту в целом. — Мне помогают разборщики, есть у нас такая внештатная должность. Правда, найти подходящих людей — дело очень сложное. Для этого нужно самой посидеть на разборке. И я, прежде чем стать редактором, месяц разбирала почту. Читая первый мешок, то хохотала, как ненормальная, то впадала в уныние. — Почему? — Зная вопросы, которые разыгрывались в передачах, я была уверена, что в клуб «знатоков» пишут главным образом эрудиты, интеллектуалы. А оказалось... Десятки лет наших людей развлекали всякие массовики-затейники. Отсюда и примитивнейшие вопросы, от которых просто челюсти сводит: «Как зовут Плюшкина?», «Какой самый крупный водопад в мире?», «Какое отчество у Татьяны Лариной?», «Сколько колонн у Большого театра?» Поразило меня и то, как много безграмотности в этой почте: невероятное количество грамматических ошибок, запятых во многих письмах нет вообще, о стиле уж и говорить не приходится. Вот вам и всеобщее среднее образование! А ведь среди наших корреспондентов немало людей и с высшим образованием... Правда, теперь стало приходить больше писем, отпечатанных на машинке, без единой ошибки, с тщательно расставленными знаками препинания. Это радует. Но у большинства нет ни малейшей культуры эпистолярного жанра: пишут на почтовых бланках, на клочках бумаги, пишут карандашом, жутким почерком... — Мне кажется, из того, что вы рассказали, следует еще один вывод: как же мы не уважаем друг друга! Причем часто даже и не подозревая об этом. — Не уважаем — еще что! Пусть простят меня дорогие пенсионеры, но как же некоторые из них терзают нас! Особенно ветераны войны. Мы относимся к ним с большим почтением, но это же не значит, что каждый их вопрос обязательно должен быть использован в игре. А бывает, и нередко: не включили в передачу вопрос — тут же летят протестующие письма на телевидение, затем в центральные газеты, в Министерство культуры и прочие высокие инстанции. — Когда говорят о команде телезрителей, вероятно, все-таки имеется в виду другая часть вашей аудитории. Что это за люди? — Люди, конечно, совсем разные, но что обращает на себя внимание — потрясающий энтузиазм. Иному человеку лень матери письмо написать, а тут он готов послать за тридевять земель тяжеленную посылку — и это при наших-то очередях на почтах! Вот столяр придумал вопрос: «Как нужно настилать доски для пола?» — и шлет ящик этих досок, чтобы нам не затрудняться. Шлет, не догадываясь, что, если уж мы живого бобра на передачу привезли, то доски для пола как-нибудь достанем… Однажды пришла здоровенная коробка, причем не очень тяжелая. Нам, конечно, интересно, что там. Сбежалась вся редакция. Вскрыли — и женщины чуть не попадали в обморок: в коробке лежит череп коровы! Для иллюстрации к вопросу: «Зачем корове рога?» А другой зритель прислал... кирпичи. Он каменщик, придумал вопрос насчет кладки... Едва дотащила. — У вас что же, нет грузчиков? — Какие грузчики? Да притом в редакции работают в основном женщины. Каждую неделю езжу в ближайшее к телецентру отделение связи и забираю сразу штук двадцать посылок. — Говорят, у вас такая огромная почта потому, что все хотят что-то выиграть. Это верно? — Желание выиграть свойственно людям. Думаю, однако, что уровень «Что? Где? Когда?» сегодня уже настолько высок, что многим важен не столько выигрыш, сколько сама возможность участвовать в острой интеллектуальной борьбе, испытать себя. «Знатоки» пользуются теперь такой популярностью, что люди присылают им — просто так, в подарок — и дорогие книги, и бутылки коньяка, и уральские самоцветы... Один телезритель хотел даже подарить целую библиотеку. С трудом отговорили. — Прежде чем письма попадают в руки Ворошилова, они тщательно фильтруются. Вы уже упоминали о разборщиках. Расскажите о них подробнее. — Это энтузиасты. Когда-то, на заре существования клуба «Что? Где? Когда?», их было много. Но с каждым годом найти таких людей становится все труднее. — А в чем причина? — Нужно разобрать тысячи писем, пока отыщешь крупицы оригинальных идей. Люди устают, раздражаются и, в конце концов, уходят. Вообще усталый и раздраженный человек крайне вреден в нашем деле. Его захлестывает поток писем, и он начинает плыть по течению, теряет остроту восприятия. Необходимо постоянное сопротивление этому потоку, чтобы не укачало. Изо дня в день, из месяца в месяц ты читаешь, читаешь, читаешь почту. И нередко наступает момент, когда человека заклинивает, и он просто перестает отличать оригинальные вопросы от стандартных. Иногда предлагает в работу целую гору, а в ней, увы, ничего заслуживающего внимания. Узнав об этом, сдается: «Больше не могу!» И мы честно отвечаем: «Спасибо, но больше и не надо». — А какова оплата разборки? — Долгое время была — копейка за письмо. За разборку тысячи писем платили десять рублей! Поэтому, сами понимаете, приходили к нам только те, кому это интересно. Ради одного лишь приработка на такую работу вряд ли согласишься. Была у нас, к примеру, студентка-психолог — ее наша почта интересовала с профессиональной точки зрения. Ведь на этих письмах можно диссертации защитить! Однажды позвонил инженер-изобретатель, спросил, чем он мог бы помочь. Мы пригласили его в разборщики, но он не выдержал потока серости. И так многие: вначале предлагают свою помощь, а потом уходят. Иные просто не чувствуют вопросов. Тут надо обладать интуицией. ...Из рассказа Валентины Андреевой я понял, что разборщиком в «Что? Где? Когда?» может стать в принципе любой человек, независимо от профессии, если он обладает разносторонними знаниями, железным терпением и добросовестностью. И еще — если он влюблен в игру и, как говорит Ворошилов, «чувствует вопрос животом». Такие люди здесь на вес золота, хотя платят им отнюдь не золотом. — Сегодня пришла на работу,— говорила мне Андреева,— лежит партия писем от Людмилы Ивановны и записка: «Валя, здесь, может быть, и полный бред, но не могла выбросить — кажется, что-то есть. Вдруг подойдет?» Инженер-химик Людмила Ивановна Чикушева, как я узнал, установила своеобразный рекорд: семь лет подряд изучает почту клуба. Недавно вышла на пенсию и целиком переключилась на эту работу. После всего, что я услышал о Людмиле Ивановне, мне захотелось с ней познакомиться. Тем более, что меня пригласили на совещание «большой тройки», которая помимо всего прочего должна была обсуждать вопросы из арсенала Чикушевой. Но прежде чем отправиться к Людмиле Ивановне, я прочитал один любопытный документ — «Памятку разборщикам». Приведу отрывок из этой памятки: «...письма сдаются в отдельных конвертах с пометками «Отзывы о передаче», «На участие в отборочном туре», «Претензии». Четвертая группа писем, с грифом «Вопросы на конкурс», требует предельно тщательного отбора и анализа. Вопросы и возможные ответы на них должны содержать полезную информацию для широкого зрителя, давать возможность игрокам использовать свои знания, свое умение сопоставлять факты, анализировать ситуацию, проявлять находчивость и сообразительность, фантазировать, применять метод «мозгового штурма». Таким образом, вопросы на точное знание не могут участвовать в конкурсе. Особое внимание надо обращать на те вопросы, которые несут в себе социально значимую информацию... Обязательно указываются отсутствие в письме источника информации и фотографии автора. Конверты используются в эфире! Поэтому вскрывать их необходимо аккуратно. Открытки и письма, не вошедшие ни в одну из указанных групп, сжигаются. Категорически запрещается использование их как макулатуры. Выполненная разборщиком работа сдается редактору-референту В. А. Андреевой». ...Первое, что бросилось мне в глаза, когда я пришел к Людмиле Ивановне Чикушевой — стоявший на полу огромный мешок. Извинившись за вольность, приподнял его — пуда полтора. Полтора пуда писем! — Сколько здесь? — Тысячи четыре,— ответила она.— Было шесть, две тысячи уже разобрала. Нашла с десяток тем и вопросов. Завтра их будет обсуждать «большая тройка». — Как думаете, что-нибудь используют? — Если пойдет хоть один вопрос, даже не на передачу, а в отборочный тур,— буду считать удачей. — Так мало? — Ну что вы — мало! Мы подсчитывали: в среднем на десять тысяч писем приходится один по-настоящему остроумный и красивый вопрос. Валентина Ивановна проводит меня в свой кабинет. Я ожидал увидеть и там горы писем, но вижу лишь чистый рабочий стол, а на стеллажах — книги, книги... — Занимаясь этой работой, уже не один год,— продолжает она,— я сделала вывод: интеллектуальный и художественный уровень «Что? Где? Когда?» повышается, а средний уровень писем все больше отстает от передачи. — Мне казалось, что за время своего существования передача прибавила нам страсти, азарта. — Безусловно! Но большинство зрителей все-таки смотрит ее пассивно, воспринимает лишь как зрелище. И потом многие все еще не улавливают, что именно требуется от желающих участвовать в этой игре. Чикушева вынимает из ящика стола пачку писем. Тут и образчики «игрового китча», и просто унылые вопросы, в которых, по выражению Ворошилова, «нет шампанского» — легкости, внутренней свободы, подлинного интереса к жизни. «Назовите полное имя Пеле и Пикассо»,— незатейливо просит автор. «Назовите всех генералиссимусов»,— предлагает другой. А мальчик из четвертого класса прислал и вовсе неприличную загадку: «Голова овечья, а ж... человечья. Кто такой?» — спрашивает он вполне серьезно. — От таких «шедевров» ужасно устаешь,— говорит Людмила Ивановна.— Однако хороший вопрос может снять самую тяжелую усталость. Она откровенно гордится своими находками. Живо рассказывает, как откопала для «знатоков» вопрос о Третьяковке. Звучал этот вопрос так: «Назовите первую и последнюю картины, приобретенные Третьяковым, сюжеты которых оказались пророческими в его жизни». Восхищается и своим остроумным корреспондентом и «знатоками», с блеском разгадавшими непростую загадку. — А экранизацию чеховской «Свадьбы» видели?— неожиданно спрашивает Людмила Ивановна. И, получив утвердительный ответ, вдруг предлагает: — В таком случае попробуйте ответить на один замечательный вопрос, который был прислан лет пять назад. Помните Жениха — Эраста Гарина? Он говорил, глядя на танцующих: «Выделывает кренделя, как Спиноза». Скажите, при чем тут Спиноза? — Мне, знаете, сегодня как-то не до «мозгового штурма»,— пытаюсь я уклониться. Но Людмила Ивановна и не ждет от меня ответа. Ведь на этом вопросе погорела лучшая шестерка «знатоков». А ответ был таков: оказывается, не Спиноза, а Эспиноза — имя популярного английского танцора того времени. — Впрочем, ответ оказался не совсем верным, и в результате мы получили сотни возмущенных писем от телезрителей, болевших за «знатоков». Они писали: просмотрев Балетную энциклопедию, не нашли там никакого Эспинозы. — Они были правы? — И да, и нет.— Людмила Ивановна достает с полки Балетную энциклопедию.— Давайте посмотрим. В самом деле, нет тут никакого Эспинозы. Но... зато есть Эспиноса, из семьи знаменитых английских танцовщиков второй половины прошлого века. — Однако нелегкое у вас хобби! — замечаю я. — Это не хобби! — возражает Людмила Ивановна.— Работу разборщика в игре «Что? Где? Когда?» я считаю своей второй профессией. А иногда мне даже кажется, что именно здесь я нашла свое настоящее призвание. — Если это не хобби, а работа, то когда же вы отдыхаете? — На самой передаче! Если в передаче звучит вопрос, «высеченный» мной из горы писем, радуюсь несказанно.
Из передачи от 2 декабря 1978 года. Ведущий: — Сегодня в банке клуба «Что? Где? Когда?» четыре тысячи писем с вопросами от телезрителей. Отвечают на них студенты московских вузов. На полке — призы: книги из серии «Эврика» издательства «Молодая гвардия». За игровой стол усаживаются будущие филолог, журналист, химик, конструктор... Шестерка Андрея Каморина. Ведущий продолжает: — Эти ребята впервые встретились и познакомились в нашем клубе. И сами решили, что будут играть вместе, одной командой. А играть они будут до первого поражения. В двух раундах шестерка Каморина одерживает победу. Начинается третий раунд. Ведущий: — Это письмо пришло из Новгорода от Николая Николаевича Кускова. Покажите, пожалуйста, пленку к письму номер 3002. На экране телевизора, стоящего в углу, идут кадры: Людмила Гурченко исполняет танец в телевизионном фильме «Небесные ласточки». — Николай Николаевич Кустов спрашивает «знатоков»: «В каком ритме написана эта мелодия и где родина этого музыкального стиля?» Вопрос понятен? Минута! Переворачиваются песочные часы. «Знатоки» бурно обсуждают ответ. Сквозь узкую горловину часов сыплются последние песчинки. Андрей Каморин: — Мы считаем, что была исполнена мелодия в стиле блюз. — Ответ неправильный! Людмила Гурченко исполняла танец боса-нова, а родиной этого музыкального стиля является Южная Америка. Вы уступаете место шестерке химика Андрея Ершова, а приз отправляется в Новгород. ...Это было единственное поражение Андрея Каморина как капитана команды. Но командой проигравшую шестерку можно было назвать все-таки лишь с натяжкой, ибо в то время (и вплоть до конца 1980 года) играли тройками. Перед тем как сесть за игровой стол, тройки «знатоков» по желанию объединялись, выбирая во временной импровизированной шестерке капитана. И еще на одно весьма существенное правило стоит обратить внимание (оно сохранялось в клубе вплоть до 1986 года). Команды играли на вылет: не ответил на вопрос — уступи место другим. Героем игры, состоявшейся 2 декабря 1978 года, стала команда Сергея Ершова. Ей удалось победить в четырех раундах подряд. Но и она, в конце концов, проиграла телезрителям, не ответив на вопрос учителя биологии из Бийска, приславшего снимок зуба мамонта со словами: «Что это за предмет и сколько ему лет?» Но, пожалуй, самое выдающееся событие в передачах 1978 года — непосредственное участие в игре Владимира Ворошилова. С этого времени он становится постоянным ведущим «Что? Где? Когда?», и игра приобретает новое качество. 1978 год остался в истории клуба одним из рекордных по числу игр — девять. «Урожайнее» были только два последующих года: 1979-й (одиннадцать игр) и 1980-й (десять).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|