ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Звездные минуты» Нурали
— Жизнь заставит — начнешь ценить минуту... Эту фразу Нурали Латыпов произнес в декабре 1984 года, когда ему вручали первую в истории клуба «знатоков» Хрустальную Сову. Но тогда я еще не знал, какая глубокая подоплека звучала в словах победителя. «Победителем минуты» Нурали стал с детства. Его всегда одолевали самые разные увлечения: чуть ли не в два года он нарисовал первую свою карикатуру, в семь лет написал первый фантастический рассказ, в двенадцать — стал изобретателем. Спустя еще десять лет получил диплом биофизика. Затем увлекся науковедением. Защитил кандидатскую по философии. И на все это нужно было время, время, время... Но и став вполне солидным человеком, Нурали не отказался от увлечений детства и отрочества. Писал и печатал фантастические рассказы. Участвовал в конкурсах на лучшую карикатуру, за что был удостоен весьма почетных призов: «Янтарный карандаш» и «Золотой теленок» (СССР), «Казино» (Бельгия). Мало того. В один прекрасный день Латыпов увидел передачу «Что? Где? Когда?» и понял, что он еще и игрок. — Произошло это случайно,— вспоминает он.— Я всегда был так занят, что на телевизор просто не оставалось времени. И, быть может, не видать мне Хрустальной Совы, если бы не... Однажды у меня дома, в Фергане, раздался телефонный звонок из Москвы и чей-то озорной голос (я даже решил, что это розыгрыш) сказал: «Гражданин Латыпов? Вас беспокоят «Веселые ребята». Мы видели ваши карикатуры в «Литгазете» и решили, что наша передача без них просто не может обойтись. Приезжайте на ЦТ — пропуск заказан». В нашей жизни интересных предложений не так уж много, и я не долго раздумывал. Вскоре стал соавтором «Веселых ребят» — вместе с ленинградцем Володей Петровым рисовал для передачи. И вот как-то вечером я сидел в телередакции. Шла подготовка к очередному выпуску. Включил монитор и попал... к самому началу передачи «Что? Где? Когда?». Сразу по окончании помчался в бар Телецентра, откуда она велась — поздравить «знатоков» с победой. В тот же вечер познакомился с редактором Наталией Стеценко и был приглашен к участию в отборочном туре. Эта игра затмила все другие увлечения. В 1980 году я, можно сказать, жил в самолете Фергана — Москва: отборочные туры, тренировки, игры... Но вот что удивительно: на отборочных турах был, можно сказать, корифеем, а когда в первый раз оказался перед камерами, да еще прожектора светят, то просто оцепенел. И не пошла игра! На следующий день после передачи в клуб «знатоков» пришла телеграмма из родного города: «Латыпов, зачем Фергану позоришь?» ...Игра «Что? Где? Когда?» — это удивительное сочетание закономерностей и случайностей. Взять хотя бы того же Латыпова. Обладая блестящими качествами игрока, «звездой» он стал лишь через четыре года. А когда Нурали только появился в клубе, всем казалось, что он тут же выделится. Но от природы Нурали склонен скорее к созерцательности, чем к активности. Он не рвался вперед, был очень сдержан. И вызревал долго. Нужен был случай. Правда, случай в «Что? Где? Когда?» тоже не приходит сам по себе. Должна быть команда, ведомая таким капитаном, который дает развернуться талантам, умеет подстеречь случай и кинуть в этот омут того или иного игрока. Латыпову помог Андрей Каморин: он выбрал момент, когда игра сложилась так, что на Нурали замкнулся ее исход. С тех пор утекло немало воды. Нурали Латыпов простился с клубом, но не с миром игры. Анализ интеллектуальных игр стал основным направлением его научной работы. Мы не виделись с ним почти пять лет, а встретились снова в клубе «знатоков» — на очередной передаче. И вот я расспрашиваю Нурали о «делах давно минувших дней». — С чего же все-таки началась твоя удача в игре? — С огня, воды и медных труб,— смеется Нурали.— Начали мы ту игру горячо. И тут же получили от телезрителей ушат холодной воды — проиграли подряд три раунда. А затем... Распорядитель зала внес медные трубы. Вопрос: «Почему так закручена валторна?» Я сразу подумал: если валторну вытянуть — что получится? Вспомнил наш узбекский сурнай-карнай, четырехметровый, с очень низким звуком. И понял, что тональность зависит не от формы трубы, а от ее длины. Вызвался отвечать. Вся команда подсказывает другую версию — мол, потому валторна так закручена, чтобы легче было переключать регистры. Не послушаешь ребят — загрызут, если ответ неверный. А свернешь на общую версию — все простят: сами виноваты. Как быть? Напряжение такое, что, когда я потом увидел себя по телевизору, обратил внимание — на виске жила вздулась. Пошел-таки на риск, против всех — и выиграл! Как сквозь сон слышу голос Ворошилова: «Я искренне поздравляю вас!». Вокруг вопли, восторги болельщиков, Алла Пугачева — она готовилась петь в музыкальной паузе — протягивает цветок. ...Каждый «знаток» переживает победы и поражения по-своему. Та победа запомнилась Латыпову не только безграничной радостью. Стресс был так велик, что он потом три месяца даже слышать не мог об игре. Старался держаться подальше от «знатоков». Восстанавливался. Психологи объясняют подобное состояние «супермобилизацией» — способностью человека так сконцентрировать умственную энергию в нужный момент, что после этого может наступить временный кризис. — Что главное в минуте обсуждения? — интересуюсь я. — Нужно поймать первое мгновение решения задачи. В нем, этом первом моменте, таится, как правило, точная догадка—то зернышко, из которого может вырасти росток ответа. Если поймал — раскручивай свою догадку. У меня есть свой фильтр в игре. Я не засыпаю ребят кучей версий, а жду, пока мои версии не пройдут через внутреннее сито. Это хорошо, но это же и плохо — иногда отсеиваются варианты, которые могли бы привести к правильному ответу. — Многие, я знаю, недоумевают: как можно за одну минуту найти решение задачи? — О, минута — огромное время! Однажды на игровой стол поставили кипящий самовар, сахар, конфеты, сушки. Налили нам по стакану чаю и спрашивают: «Как был устроен замок на космической станции «Венера-4»?» Стал думать. Вот краник у самовара... Нет, здесь ничего не нашел. Вот сушечки кругленькие — вроде бы похоже на миниатюрный замок... Иду дальше: конфеты с фантиками, сахар... Ну и что — сахар? Чай... Постойте, а зачем нам его налили? Я уже знаю: в хорошей задаче не бывает лишних данных. Так для чего же нам налили чай? Бросаю сахар в чай, он растворился. Сахар растворился. Так-так... Стоп! В «Моонзунде» у Пикуля балтийские моряки ставят мины с сахарными запалами. Сахарная пробка. Тральщики оставляют мины, а спустя некоторое время сахар тает и запал становится в боевое положение... Не таким ли методом решили воспользоваться на «Венере-4?» На Венере же сплошная водная поверхность. Есть! И на пятидесятой секунде высказал идею: замок станции «Венера-4» был сахарный! — Гениально! — Что тут гениального? Да этому можно учить — так рассуждать. В том-то, если хочешь, и заключается задача игры «Что? Где? Когда?» — продемонстрировать ход таких рассуждений, опирающихся и на образы, и на строгую логику. — Но ведь и удача, наверное, нужна в этой игре? Можешь ты назвать какого-нибудь явно удачливого или неудачливого «знатока»? — Здесь многое решает волчок на столе — гарант игровой справедливости. А вот каждому ли он дает шанс? Для меня такой шанс имеет большое значение— и в жизни, и в игре. Мне пришлось ждать его долго. Не могу сказать, что я удачливый. Но если хочешь, чтобы случай все-таки нашел тебя, оставайся, несмотря ни на что, самим собой. И тогда удача к тебе придет. В нашей игре это, пожалуй, главное правило. Марина Летавина — вот ярчайший пример удачливости и неудачливости. Случай был постоянно с ней, пока Марина оставалась органичной. Она быстро стала известной. Но... удача отвернулась от нее тотчас, едва она перестала быть сама собой. В самом деле, что может быть хуже наигранной непосредственности? А вот самый неудачливый игрок — Сергей Царьков. Игра никогда не складывалась в его пользу. А ведь Сергей объективно сильнее всех Хрустальных Сов: и меня, и Владимирского, и Шангина, и Говорушкиной. — Кстати, о женщинах: как ты относишься к их игре? — Мне много раз задавали этот вопрос. Первый раз спросил один казахский корреспондент: «Могут ли женщины играть в «Что? Где? Когда?»?» Я ответил, что несомненно, но при двух маленьких условиях. Во-первых, если они красивые или симпатичные; во-вторых, не проявляют чрезмерной активности. Женщины должны поддерживать за столом комфортный психологический климат и давать дополнительный стимул к игре. — Тем не менее, у вас в клубе играла чисто женская шестерка. И, наверное, такие еще будут? — Я выражаю сугубо личное мнение: чисто женская команда не может играть по-настоящему творчески, хотя бы из-за характера отношений женщин между собой. Ворошилова здесь обвинять не стоит: была бы возможность шесть медведей посадить за игровой стол — он бы и их посадил. Ему необходимо экспериментировать... Однако я против не только чисто женской, но и чисто мужской шестерки. Я считаю, что в мужской команде обязательно нужна девушка — чтобы «медвежьей компании» не получилось. Это можно и научно обосновать. Дело в том, что мужчина по своей природе тяготеет к крайним точкам, экстремальным величинам. А жизненная программа женщины — это стабильность, женщина психологически более устойчива. Вот почему гении встречаются чаще среди мужчин, но и полные идиоты — тоже. Женщины намного ровнее — жизненные задачи обязывают. Согласно некоторым научным теориям, мужчине в истории отводится поисковая роль на грани риска, женщина же — консервативный, уравновешивающий элемент. И только в единстве этих двух начал происходит историческое развитие. Ну а если от глобальных процессов вернуться к нашей игре: что здесь может женщина? В чем ее конек? Это знания, аккуратное взвешивание версий, спокойная интуиция. А потеет за столом от умственного напряжения пусть мужчина. На его же долю достаются риск, озарения и сумасшедшие идеи. — В клубе «Что? Где? Когда?» играют не против одноклубников, а против команды телезрителей. Ты себе как-то представлял ее? — В момент игры я всегда ощущал соперника. Но не как массу людей, а как отдельного, конкретного человека, который заслуживает большого уважения. Без зрительских вопросов мы, «знатоки»,— ничто. Никакого высокомерия или пренебрежительности ты ведь во мне не замечал? На экране это хорошо видно. Каждый вопрос вызывает у меня определенный образ автора: вот это, наверное, дама с характером, а этот человек — сугубый интеллигент... Ну а среди тех зрителей, с которыми я познакомился на финальных встречах, есть совершенно замечательные люди. Я их просто полюбил. — Выходит, свои «звезды» есть и среди телезрителей. А как в роли «звезды» чувствовал себя ты? — Весьма противоречиво. Я ведь по натуре стеснителен... — Разве игра не избавила тебя от комплексов? — Вообще-то комплексы, если они не гипертрофированы, даже необходимы человеку. Они являются своего рода предохранителями от потери совести, от зазнайства, хамства... Я в детстве много болел, в школе за свои увлечения и созерцательность подвергался насмешкам. Передача «Что? Где? Когда?» помогла мне многое поставить на место. Но возникли другие проблемы. Мог ли я предположить, сколько грязи налипнет на мое участие в передаче... Едва приехал в Фергану, начался шквал телефонных звонков: «Молодец, утер нос русским!» Другие, напротив, издевались: «Что там, русских не нашлось?» Я удивлялся, откуда этот ожесточенный национализм... А вообще известность осложнила мою жизнь. Я всегда старался участвовать в том, что мне интересно, старался быть с людьми. Свободного времени совсем не оставалось, поэтому обычно я и в поезде, в метро, в автобусе чем-то занимался — читал, делал выписки, сочинял рассказы... Но теперь и здесь не стало покоя — всюду приставали с разговорами и автографами. Тогда я понял: хорошо быть как все, незаметным. Но самое плохое ожидало впереди. Некоторые друзья, теперь уже бывшие, никак не могли простить мне моей удачи. Хрустальная Сова, которой я очень дорожу, стала, представь себе, причиной многих нелепых упреков и подозрений: меня до сих пор обвиняют в «блатных» московских связях, на каждом шагу перекрывают кислород... Говорю об этом не для того, чтоб меня пожалели. Просто пусть знают те, кто мечтает о популярности, что она не сулит легкой жизни. — Некоторые считают, что игра «Что? Где? Когда?» отнимает у ее участников все лучшее. Не значит ли это, что надо вовремя оставить клуб? Как в картах: выиграл — уходи, иначе рискуешь проиграть все. — Да, надо вовремя уходить. У тебя были «звездные минуты» — это огромное богатство. Ты показал себе и другим, на что способен, это нужно каждому мужчине. И пусть ощущение одержанной победы останется, не будет разрушено. У иного хорошего поэта поздняя лирика может напрочь перечеркнуть все прежнее творчество. Уважаю Владислава Третьяка, который еще лет пять мог бы блестяще стоять на воротах, — а он ушел, полный сил, ушел от славы, от больших денег... Что мне дал клуб «знатоков»? У каждого человека есть социальный инстинкт впечатлений, но наша жизнь долгое время была так сера и однообразна, что у многих он атрофировался. Передача «Что? Где? Когда?» возвращает людям инстинкт впечатлений — необходимый фактор творчества. Для многих, особенно в застойные годы, она была как глоток свежего воздуха. И я рад, что участвовал в этой игре.
Из передачи от 29 декабря 1984 года. Восьмой раунд. Счет 4:3 в пользу телезрителей. Ведущий: — Инженер Херсонского целлюлозно-бумажного завода Надежда Крылова и Леонардо да Винчи против «знатоков»! На экране — Надежда Крылова. Она говорит: — Уважаемые «знатоки»! Известно, что великий Леонардо да Винчи кроме своих научных и художественных занятий очень любил сочинять загадки. Итак, загадка Леонардо да Винчи: «Что растет тем больше, чем больше отнимают?». Я вам немного помогу: ответ начинается с конца, а кончается с начала. Идет обсуждение. Царьков: — Это знание. Блаженов: — А при чем тут — отнимают? За штрафной линией мечется Марина Летавина, с трудом удерживаясь от подсказки. К концу минуты «знатоки» явно растеряны. Молчавший до этого Латыпов вдруг произносит: «Я буду отвечать». Ведущий: — Я вынужден прекратить обсуждение. Кто отвечает? Латыпов: — Я буду отвечать. Мы решили, что растет, если отнимать, то, что копают. Это яма! Ведущий: — Что ж... А теперь правильный ответ. Слово это, как считает Надежда Крылова, начинается с конца и кончается с начала — русского алфавита! Леонардо да Винчи и Надежда Крылова считают, что это обыкновенная... яма! Счет становится 4:4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|