Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философские идеи феминизма




Феминизм – это движение женщин против дискриминации по признаку пола. Известная представительница феминизма Симона де Бовуар (1908-1986) подвергла критическому осмыслению социальное положение женщин. Она утверждала, что в европейской культуре доминирует мужская самооценка как первого, высшего пола и оценка женщин как второго, а по смыслу – второсортного пола. Женщина долгое время считалась неполноценным и зависимым существом, низшим по сравнению с мужчиной, ограниченным и слабым, весь смысл жизни которого – служить мужчине и быть ему полезной. Её роль в обществе сводилась к тому, чтобы быть женой и матерью. Женщине отказывали в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина, она была выключена из общественной жизни (не работала на государственной службе, не имела избирательных прав и т.п.). Сфера принятия решений, наследование и т.п. – всё было прерогативой мужчины. Этот уцененный статус женщин в ослабленном варианте сохраняется до сих пор, объявляется данным от природы и потому неизменным, навязывается женщинам, и они с ним смиряются. «Анатомия - это судьба», - выражал мужскую позицию З.Фрейд. В результате женщины по сравнению с мужчинами обладают значительно меньшей свободой индивидуального выбора форм своей жизни.

Возражая З.Фрейду, С. де Бовуар в духе идей экзистенциализма утверждала, что нет никакой биологической запрограммированности человека. «Женщиной не рождаются, ею становятся», - говорила она. Ребёнок становится мужчиной или женщиной в зависимости от того, какие социальные программы поведения в него заложит общество, как его воспитают. При этом принимаются во внимание только анатомические различия и игнорируются более важные для самоопределения человека психические задатки. Навязываемая человеку роль женщины или мужчины может не совпадать с его личным самоощущением и потребностями.

Для изменения статуса женщины в обществе необходимо, чтобы и мужчины, и женщины пришли к новому и более равноправному пониманию самих себя и друг друга. Равенство полов, которое отстаивают феминистки, означает не их одинаковость, а юридическое, материальное и социальное равенство. Женщины должны иметь полное право и возможность самим решать, каким видом деятельности они хотят заниматься, создавать ли им семью, обзаводиться ли детьми и т.п. Общество должно избавиться от таких стереотипов как «не женское это дело» или «не мужское это дело». Статус человека в обществе должен определяться личными качествами и достоинствами, а не половой принадлежностью, анатомией. Природное фундаментальное различие полов должно оцениваться не в понятиях «высшее-низшее», а в понятиях взаимодополнительности.

Во многих странах женщины добились равноправия де-юре и теперь борются за равноправие де-факто. Беларусь, по данным Всемирного банка, занимает 23-е место в мире по гендерному равенству из 128-ми возможных.

Тема 10. Философская мысль Беларуси

Белорусская философия не отличается собственными оригинальными идеями и теориями, однако всё же стоит отметить отечественных мыслителей, внёсших свой посильный вклад в развитие белорусской культуры.

Наиболее известными мыслителями в эпоху средневековья были Ефросинья Полоцкая ( княжна-просветительница, святая, покровительница земли белорусской)и Кирилл Туровский (епископ, затворник – человек, отказавшийся от общения с людьми, закрывшийся в каком-либо помещении для уединённых размышлений, молитв, написания религиозных сочинений и т.п.) (12 в.). Они выражали типично религиозные идеи: креационизм, провиденциализм, заботу о душе, подготовку её к жизни вечной.

В эпоху Возрождения (16 в.) появляются такие мыслители как Франциск Скорина (белорусский первопечатник, просветитель, учёный) и Сымон Будный (теолог-реформатор). Они были верующими людьми, однако в духе ренессансных идей подчёркивали значимость земной жизни, активной практической деятельности на благо окружающих, познания окружающего мира, нравственного самосовершенствования личности. Сымон Будный продолжил дело книгопечатания, начатое Скориной, написал и издал две книги на белорусском языке. Будный пытался истолковать христианское вероучение с позиций разума, здравого смысла, отрицая чудеса, поэтому его идеи существенно отличались от церковного учения: Бог у него не Троица, а безличная космическая первопричина мира, Иисус Христос – человек и пророк, отрицается бессмертие души и существование загробного мира, разум ставится выше веры. Своими взглядами нажил много врагов, испытал гонения.

В 17 в. известность получили Симеон Полоцкий и Казимир Лыщинский. Симеон Полоцкий (философ-просветитель, педагог, общественный и церковный деятель) был самым известным и авторитетным мыслителем своего времени. Русские цари доверяли ему обучение и воспитание своих детей – наследников престола. Казимир Лыщинский (педагог, просветитель, общественный деятель) написал рукопись «О несуществовании Бога». Сочинение содержит критику церкви. Утверждается, что религия – это обман народа, она создана людьми неверующими для того, чтобы подчинить народ себе. За подобные идеи Лыщинский был арестован и отдан под суд. Дело атеиста привлекло внимание широкой европейской общественности, за процессом следила вся парижская пресса. Варшавский сейм 19 раз заседал по делу Лыщинского. Суд закончился вынесением смертного приговора. Перед казнью Лыщинский принародно сжёг свою рукопись, после чего ему отрубили голову, тело сожгли, пепел развеяли выстрелом из пушки.

В 18 в. на белорусских землях распространяются идеи просвещения о необходимости познания природы, накопления научных знаний, преобразования общества с целью увеличения прав и свобод личности. Иосиф Еленский пишет первую белорусскую утопию. За критику крепостного строя был сослан в Соловецкий монастырь на 7 лет.

В 19 в. усиливается политика русификации, проводимая царским правительством на белорусских землях. В ответ начинается формирование национального самосознания белорусов. Большой вклад в этот процесс внесли писатели, юрист Франтишек Богушевич и руководитель восстания 1863 г. Константин Калиновский. Оба были революционными демократами, народниками.

Ф.Богушевич (1840-1900) первым попытался осмыслить такие вопросы, как кто такие белорусы, какая у них историческая судьба, как складывались их отношения с соседними народами. Он первым из белорусских писателей выступил за сохранение белорусского языка, считал его основой существования нации. Богушевич обосновал право белорусского народа на государственный суверенитет и самостоятельность (белорусские земли тогда входили в состав Российской империи), защищал права крестьян, ратовал за предоставление политических свобод для широких народных масс. При жизни произведения Богушевича в царской России были запрещены.

К.Калиновский (1838-1864) организовал выпуск первой белорусской революционно-демократической газеты «Мужыцкая праўда», в которой говорил о народном горе, нищете и бесправии пореформенной белорусской деревни, объяснял крестьянам, что причиной их бед являются царизм и произвол чиновников российской империи. Он обосновал первую программу борьбы за политическое и духовное освобождение белорусского народа, призывал крестьян бороться за свои права, считал, что только революционным путём можно добиться свободы и независимости родины. Выдвинул идею создания демократического народного государства, основанного на конституционном и парламентском опыте Англии, США, Франции и др. Казнён после подавления восстания 1863 г. На эшафоте назвали его имя – «дворянин Константин Калиновский», в ответ он воскликнул: «У нас няма дваран, усе роўныя». К. Калиновский – один из самых известных представителей белорусской нации в мире.

В 20 веке различные темы жизни народа разрабатываются писателями Янкой Купалой и Якубом Коласом.

Василий Феофилович Купревич (1897-1969) 17 лет был президентом Академии наук Беларуси, биолог, интересовался проблемами жизни и смерти, выступал за исследования на генном уровне, чтобы сначала значительно увеличить продолжительность жизни, а потом и достичь бессмертия. «Если старость болезнь, то её можно лечить. Если она запрограммирована в гене, то эту программу нужно менять». Сейчас в Минске на улице, названной в честь академика Купревича, расположился Парк высоких технологий, в котором работают самые креативные белорусские учёные и инженеры.

Культовой фигурой белорусской интеллектуальной жизни последних десятилетий называют философа, поэта, литературного критика Валентина Васильевича Акудовича (р.1950). Он осмысливает мироощущение современного человека, положение Беларуси среди других европейских стран, национальную самооценку белорусов, специфические черты их менталитета, современное состояние белорусской культуры и исторические факторы, его определившие. Отличительным качеством белорусов является невероятная адаптивность, выживаемость при любых катаклизмах и завоевателях. Акудович отмечает, что на протяжении нескольких последних веков Беларусь становилась частью разных государств, в которых белорусы оказывались не титульной, а второстепенной нацией. Их пытались то ополячить, то русифицировать. Последнее в значительной степени удалось: белорусы пользуются русским языком, пренебрегая роднай мовай, слабо представляют национальное отличие себя от русских, дают заниженную оценку своей нации, истории, культуры. Уничижительная самооценка ведёт начало от мифа, созданного Ф.Богушевичем: Беларусь – это гнилая хатка, лапти, колтун в волосах и дурной, как ворона, мужик, со своей несчастной долей. Совсем другой образ Беларуси был создан Адамом Мицкевичем: Беларусь – страна красивых женщин и отважных мужчин, великих поэтов, благородных романтиков, бесстрашных воинов. Образ, созданный Мицкевичем, присвоили поляки, белорусы же до сих пор страдают комплексом неполноценности, описанным Богушевичем. Акудович полагает, что главной проблемой Беларуси и белорусов является избавление от комплекса национальной неполноценности, второсортности, формирование национальной гордости, патриотизма.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных