Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема сознания в философии и науке.




Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Самые 1е представления о сознании возникли в древности. Тогда оно выражалось понятиями душа и ум. Были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж-ся споры о сущности сознания и возможности его познания.

В истории ф-фии Сущ-ло 2 основных понимания сознания:

Фил идеализм: сознание абсолютизировалось в виде некоего абсолютного духа, мирового разума, творящего мир; сознание первично;

Фил материализм: сознание объявлялось функцией мозга отражать мир, создавать идеальные модели мира, с помощью к-рых ч-к может приспосабливаться к окружающей действ-ти; материя первична и исторически и гносеологически; она носитель и причина его возникновения; сознание - производное от материи.

Можно выделить 3 стороны сознания: (1)предметное (направлено на окружающие вещи, предметы, события), (2)самосознание (на себя), (3)сознание как поток непосредственных переживаний.

Сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из св-в материи и, следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол. противопоставление материи и сознания ведет к тому, что сознание выступает как некая самост. субстанция, сущ-щая наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ-я материи. Между сознанием и материей сущ-т и различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств. Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме от этих объектов, как идеальные их копии. Единство и связь - возникающие в сознании псих. образы сходны по содержанию с вызывающими их матер объектами.

Центральным фил? всегда был? об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляют человеку сознание. Поэтому сознание выступает как ключевое исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Основными подходами к происхождению сознания были следующие:

Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной.

Христианство: разум человека, его мышление-искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании

Декарт: сознание – внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания.

Гегель: С. - одно из воплощений всемирного разума.

В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание – это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

 

8)Гносеология – философское учение о познании. Основные подходы в решении вопроса о познаваемости мира.

Гносеология — это учение о познании. Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Задача гносеологии – выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опирается на многовековой опыт. Центральный вопрос: «как возможно истинное знание?» Основные теоретико-познавательные установки: 1)гносеологический оптимизм: мир познаваем и человек располагает средствами, позволяющими получить о нем верное представление 2)скептицизм – отрицание возможности достижения истинного знания 3) агностицизм – отрицание возможности познания сущности вещей. Реалистические (конструктивные) теоретико-познавательные доктрины и их особенности: Позиция наивного реализма: 1)знание – продукт отражения внешнего мира 2)познавательный образ – это копия оригинала 3)источником знания являются чувственные данные 4)мир познается без опосредующего влияния культуры 5)сознание человека связано с функционированием мозгового субстрата. Натуралистические доктрины: -редукционизм (физикализм, физиологический редукцилнизм) –нативизм -эволюционная эпистемология. Уровни и формы познания: 1)чувственное познание –ощущение, восприятие, представление, -воображение 2)рациональное познание –понятие –суждение –умозаключение 3)интуиция(чувственная, рациональная и мистическая).

 

Вопрос 10

10) “Истина” в философии и науке. Объективность истины. Абсолютная и относительная истина.

Истина — это адекватное отражение объекта в сознания субъекта, которое воссоздает объект таким, каким он существует независимо от сознания субъекта. С древнерус «естина»-это то что,есть, а не то,что кажется.

Разные определения: И - соответствие знаний действительности; И - опытная подтверждаемость; И - свойство самосогласованности знаний.

Объективная истина — это содержание человеческих знаний о действительности, не зависящее ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Знание объекта, а не нашей интерпретации. Она существует потому, что объективным является материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает схожесть с оригиналом. Поэтому в познании существует такой момент, который не зависит от нашего сознания, а целиком обусловлен влиянием на него внешнего мира. Это независимое от нас содержание наших знаний и является объективной истиной.

Истину нельзя понимать как готовое знание, неизменное и данное раз и навсегда. Истина является бесконечным процессом приближения к объекту, который сам находится в развития. В этом плане любое знание, зафиксированное на том или ином конкретно-историческом уровне, является неполным, неточным, в определенной мере односторонним, то есть на каждом конкретно-историческом уровне развития познания мы имеем дело лишь с относительной истиной.

Относительная истина — это такое знание, которое в принципе правильно, но неполно отражает действительность, не дает ее всестороннего, исчерпывающего образа.

Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее отражение объекта в сознания субъекта; в широком понимании — абсолютное знание обо всем мире. В этом значении абсолютная истина является границей, к которой стремится научное познание, никогда ее не достигая. В узком понимании абсолютная истина означает полное и точное знание отдельных моментов действительности, и в этом значении она является элементом достигнутого знания. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абс. истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное.

Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Источником лжи м. б. и логически неправильное мышление.

 

Вопрос 11.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных