Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия Сократа. Сократический метод в философии.




Сократ (469-399 до н. э.) происходил из бедной афинской семьи. Был сыном каменотеса и повитухи. Его назначение – ходить по городу и беседовать с людьми. Он считал, что продолжает дело своей матери – тот, кто прозревает истину – рождается заново. МАЙЕВТИКА (повев иск-во) – некое рожден ч-ка, кот становится возможным в рез-те постижения им истины.

Развил искусство диалога. Путем преодоления мнений, он находит истину. Диалог – некий открытый процесс движения мысли. Диалог строится, отталкиваясь от отдельных феноменов к тому общему, кот выражается идеей.

Он отвергает всю натурфилософию, как "для человека излишнюю". В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. «Нет смысла познавать далекое (природу), познай себя».

Сократ никогда не считал себя "мудрым, но лишь философом, "любящим мудрость". «Я всего лишь инструмент в руках Бога, вот тот кто приходит с? – вот он наделен вниманием Бога». Одно из известнейших его изречений - "знаю, что ничего не знаю" - является, собственно, объяснением необходимости более глубокого познания самого себя.

В беседах и дискуссиях Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели; познание сути добродетели, познание того, что есть "нравственное", является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Добродетель – то, что делает душу благой, т.е. ведет душу к благу. Так, для Сократа мораль сливается с знанием.

Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.

Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивался дефиницией. Целью дефиниции была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции.

 

Вопрос 24

24) Объективно-идеалистическая философия Платона. “Линия Платона” и ее влияние на развитие европейской мысли.

ПЛАТОН (427 – 347 до н.э.)- ученик Сократа.

Освоил все известные формы философствования, кот были до него. Глубоко изучил, и знал ф-фию Пифагорийцев и активно ее использовал + Элейскую школу (Диалоги Парменида).

Платон стал первым греч философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей призван в качестве первичного по отношению к миру вещей. Существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постиг только умом, нах-ся поверх физического космоса. Свойства мира идей: Вечность, Истинность, Полнота, Совершенство, Активность. Мир идей вечен, то есть непорожден и неизменен, т.е. неразложим.

Миру идей противостоит мир небытия, материи. Материя – это начало и условие пространственной разделённости, множественности вещей чувственного мира. Свойства Небытия (материи): Пассивность, бесформенность.

Понятия бытия и понятие небытия (материи) противостоят друг другу, но они неравноправны. Первоначален именно мир идей, мир бытия. Мир вещей (Кажущееся бытие) есть нечто среднее между бытием и небытием, он порождение этих двух миров. ЧЕЛОВЕК – В МИРЕ ВЕЩЕЙ. Свойства мира вещей: Изменчивость, неистинность, Неполнота, Несовершенство.

Теория познания: человек имеет врожденные идеи, припоминая которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех ее проявлениях, следует знать смысл вещи, нужно умом созерцать идеи. Стимулом к знанию является любовь (к красивому телу, к душе, к знанию). Знание НЕ м.б. ощущением, д.б. знание со смыслом. Познаниепроцесс созерцания разумом высших сущностей. Душа припоминает истины, кот она уже знала, но придя в мир вещей – забыла. Основным средством воспоминания (Припоминание душой истины) является метод диалектики – беседа.

3 типа души: 1) ВОЖДЕЛЕЮЩИЙ (крестьяне-ремесленники), 2) МУЖЕСТВЕННЫЙ (воины), 3) РАЗУМНЫЙ (философы). К познанию истины способны только №2, 3.

Платон Перенял у Сократа идею о том, что задача философии – действительное делание блага.

«Линия Платона» - идеалистическое направление в философии заложенное Платоном. С Платона начинается развитие фил идеализма в европейской философии. В средневековье "линия Платона" получила продолжение и своеобразное развитие в христианстве. Итальянский гуманизм и итальянская философия Возрождения развивались под влиянием неоплатонизма и платонизма. Без глубокого изучения Гегелем античной философии, не сложились бы в известном нам виде система гегелевского идеализма и гегелевская диалектика. На учении Платона об идеях построил свою эстетику и отчасти теорию познания Шопенгауэр. К неоплатонизму восходит интуитивизм Бергсона. Своеобразное восстановление платоновского учения об «эйдосах» мы находим в учении о предмете познания и об абстракциях Эдмунда Гуссерля.

 

Вопрос 25

25) Философия Аристотеля и её значение для мировой культуры.

Аристотель(384-322до н.э) был учеником Платона и пробыл в его Академии до самой смерти Платона. Затем был воспитателем А.Македонского. Основал в Афинах свою школу – Лицей. Изучил, описал и систематизировал философию предков. Андроник Радосский систематизировал и классифицировал работы Аристотеля.

Аристот НЕэмпирик, но чувств познание не д.б. отбрасываемо,оно д.б.Нет противоречия м/у ступенью объективн идеализма и чувств познания.

Главный труд Аристотеля - Метафизика - представляет собой, строго говоря, не написанный им текст, а конспекты его лекций, сделанные его слушателями. Метафизика (в пер с греч - после физики, естествознания). В этой работе собраны все трактаты, связ с проблемой о первых основаниях, первоначалах. Эту первую философию Аристотель определяет как науку о сверхъестественных началах сущего. Метафизика, не связанная с материальными запросами, отвечает на вопросы духовные, т.е. такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине. что может существовать в качестве сущности? Сущность (по А.) должна быть, 1)мыслима, 2)способна к самостоятельному существованию.

Что же делает возможным существование отдельной вещи, определяет ее своеобразие? Ответом на этот вопрос является учение Аристотеля о четырех причинах, обусловливающих существование вещи: 1) причина формальная (всякая вещь такова, какой является); 2) причина материальная (то, из чего вещь возникает); 3) причина действующая (описывает движение любого сущего); 4) причина целевая (то, ради чего ч-либо осуществляется). Пример про кувшин.

Материю можно разложить на материю и форму, материю, которая выделится в этом случае - тоже, и так далее (та же медь в отношении формы шара является материей, но в отношении составляющих ее природных стихий – уже форма). Итогом этого движения по нисходящей станет обнаружение некоей первоматерии. Сказать о ней что-либо определенное не возможно: ведь все определенное, все качества мы уже исключили из нее. И точно так же, анализируя формы, мы придем к первоформе - форме форм (Ар. характеризует Бога как «форму форм», которая, будучи неподвижной, приводит весь мир в движение). Таким образом, и в начале каждой вещи, и в основе мироздания, по Аристотелю, лежат два начала. Они совечны. Т.о.Аристотеля следует признать дуалистом.

Метафизика изучает мир в его целостности, а точнее - мир в его существенных и необходимых формах. Ее интересует лишь "сущее как таковое", т. е. то, что существует всегда и везде и не может быть другим.

Такого рода сущее Аристотель именует "категориями". Категории – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. К ним Аристотель относит: 1) сущность, 2) качество, 3) количество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7) положение, 8) обладание, 9) действие, 10) страдание.

Категории являются формами нашего мышления, воплощающими себя как в языке, так и в поступках, во всех разумных действиях человека. По существу категории есть необходимые условия истинности нашего знания о мире. Ведь, будучи формами мышления, они одновременно выступают объективными формами окружающего нас мира (категории как формы мышления и роды бытия).

Арист.создал первую в истории систему логики - силлогистику, главную задачу которой усматривал в установлении правил, позволяющих получить достоверные выводы из определенных посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и частного. Т.о. Арист. положил конец тотальному интуитивизму, т.к. появился критерий проверки мысли, т.е. появился инструментарий для получения знаний рациональным путем.

 

Вопрос 26






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных