Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рационалистическая линия в европейской философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц ).




Рационализм – направление в гносеологии, где разум человека является источником познания и критерием его истинности.

Р. Декарт – франц.философ, матем.,физик. Декарт начинает свою философию с радикального сомнения, кот ведет к истинному знанию. Усомниться можно во всем, даже в том, что это моя рука и т.п. Единственным несомненным явл-ся сомнение, т.е.мысль. «Я мыслю, значит я существую». Невозможно одновременно мыслить и сомневаться в том, что я сейчас мыслю. Это единственный момент, когда я знаю, что я существую. Согласно Декарту, без всякой опасности обмана мы можем идти в познании истины только двумя путями. Эти пути - интуиция и дедукция.

Правила ума в познании:

(1)Признавать истинным то, что познается с очевидностью, не оставляя сомнения. Чем замерить предельн очевидность – такого измерителя нет, здесь мы опираемся на интуицию «Свет ума». (2)Делить каждую из рассматриваемых трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. (3)Располагать свои мысли в опред порядке, двигаясь от предметов простейших к более сложным (4). Энумирация (чтобы разум держал в виду все предшествующие действия). Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Спиноза. Одно из основных понятий Спинозы - понятие единой и бесконечной субстанции, названной им Богом и Природой одновременно. Представление о слиянии бога и природы называется пантеизм. Тем самым в отличие от Декарта он стал на точку зрения монизма, признающего единую субстанцию. Субстанция обладает бесконечным множеством атрибутов, из числа которых человеку открыты только два: протяженность и мышление.

Единство в пестром многообразии вещей можно усмотреть лишь посредством интеллектуальной интуиции, дающей нам ясное знание. Чувственное (низшее по своему значению) знание усматривает только множественность вещей и не способно подняться до понимания единства их божественной природы.

Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий философ, математик, физик, изобретатель. Решительно отклонив картезианский дуализм, Лейбниц вместе с тем не принял и всепоглощающего пантеизма Спинозы, растворившего в Боге все сущее.

Центральное понятие философии Лейбница - понятие монады. Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Каждая из них замкнута и неспособна влиять на другие. Мир монад строго иерархичен. Они располагаются от низших к высшим и венчающей их все - Богу. Низшие монады -уровень обычного материального бытия. Богу принадлежит исчерпывающая полнота представления, ясное знание всего и, максимум действия, активности. Весь мир монад есть в конечном счете отражение Бога как верховной монады, и в этом заключены основания для развитой Лейбницем концепции философского оптимизма, провозглашающей, что наш мир есть лучший из всех мыслимых миров. Плюралистический мир Лейбница пронизан единством содержания, предустановленной гармонией, олицетворенной верховной монадой.

 

Вопрос 30






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных