Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исторические особенности и условия формирования и развития философии в России. Основные направления русской философии.




Особенности русской философии:

(1)Религиозный характер, т.е. длительное господство в ней религиозных форм сознания, постоянный поиск смысла и значения христианских идей для отдельного человека, общества и культуры. (2)предельный дуализм (2 равноправных начала). Древнее языческое восхищение природой, привязанность к текучему материальному бытию соединились с христианским ощущением реальности высшего мира, с желанием единения с ним. (3)Специфика стиля философствования(эмоционально-образный, художественный стиль). (4)Русская философия-фил жизни, ей присуща некая социальность(общинное сознание, соборность, софийность). (6)Проблема России и Запада.

10 в. – Русс фил мысль пробуждается под влиянием перевода «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучения Вл Мономаха». Богословская направленность, нет фил сознания в чистом виде, Эстетич, натурфилос, фил истории, гносеологич идеи. Все эти ранние работы проникнуты Панэтизмом (т.е. всякая идея тогда значима, когда она имееет логич направленность и имеет этич оценку).+Софийность (постижение премудрости Божией), Антропоцентризм.

17 в. – активное развитие Схоластич ф-ии. Славяно-греко-латинская духовная академия. (Полоцкий, Потебня, Грек (в его работах значит внимание уделяется фил диалога, фил герменевтики).

Нов время 17-18 век. В Россию проникают работы Нем Класс ф-фии. 1-ые материалистич искания (Ломоносов, Радищев). Возникает кружок любомудров, в кот. входили представители аристократической молодежи (изуч Нем Кл ф, отдавая предпочтение Шеллингу).С ними дружил Пушкин.

Первая пол. 19 века хар-ся началом репрессий в отнош. философии, происходит упразднение кафедр филос-ии в вузах, чтобы вернуть приоритетность религии. 19 век – век борьбы за политич-ую свободу и справедливость. Чаадаев (1794-1856) поставил? об отсталости России, в сравнении с передовыми странами Запада. Россия, утверждает Чаадаев, выпала из мировой цивилизации. «Философические письма». Критика России «мы ничего не дали миру». Такие идеи не д.б. проникнуть в массы=>Ч. Был сослан. Россия не д. идти западн путем, но взяв от нее лучшее стать центром.

Вплоть до 20 века философствование на Руси осуществлялось в формах, не свойственных философии: худож-ая литер-ра, богословские трактаты, в кот-ых отражались отдельные фил-ие идеи.

Славянофилы (Киреевский, Хомяков, Аксаков). Ориентиров на Ф. Шеллинга. Отрицательно и критично относясь к существующим российским порядкам, они в то же время акцентировали внимание на самобытности России. В качестве ее идеальных устоев славянофилы рассматривали православие как мировоззренческую базу; монархию – в качестве политической основы и наилучшего госуд устройства, и наконец, крестьянскую общину как сочетание личностного и коллективного начал в жизни крестьян. В своих богословских трудах Хомяков обратился к теме соборной Церкви, через которую только и может совершиться преображение человека. В отношении Церкви Хомяков определял соборность как “единство во множестве”. Церковь это живой, духовный организм, воплощающий в себе истину и любовь. Киреевский и его учение о целостности духа. Цельность духа - это вопрос о внутреннем устроении жизни. ”.В основу всего построения философ положил различие “внешнего” и “внутреннего” человека. Внутренний человек - это сов-ть способностей человека: способности любви к богу, и помощи к ближнему. Внешний человек – сов-ть соц ролей, кот весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждение человека и противоречивость внутр и внеш жизни. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни они видели в идее общины, духовная основа которой - церковь. Первоначало всего сущего.

Западники (1831г) (Грановский, Белинский, Бакунин, Герцен) - философы тяготеющие к материализму и атеизму. Они положили начало традиции русского просвещения, осознали необходимость развития и обогащения российской культуры. Ставка не на религию, а на науку, взгляд на человека не с позиций религии, а с позиций физиологии и антропологии. Наконец, ставка на демократию, на утопический социализм и революционное действие. Религиозная философия 2 пол 19в.(В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность (свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия), всеединство (примиренность, гармонизированность всех несогласованных, конфликтных элементов и стихий бытия) и абсолютная ценность человека.

 

Вопрос 34






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных