Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема метода познания в философии. Диалектика и метафизика




Решение проблемы мегода познания в философии Нового временисвязано с двумя течениями — эмпиризмом, у истоков которого стоялкрупный английский философ, лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон(XVI — XVII вв.), и рационализмом, яркимпредставителем которого был французскиймыслитель и математик Рене Декарт (конецXVI — первая половина XVII в)

Приверженцы эмпиризма (от греч. empeiria — опыт) считалиединственным источником познания чувственный опыт (данныеорганов чувств человека), справедливо утверждая, что процесспознания начинается с ощущений. Своеобразной модификациейэмпиризма выступает сенсуализм (от лат. sensus — чувство). Приверженцысенсуализма стремились вывести все содержание познанияуже не просто из опыта, а из деятельности органов чувств.В XVII—XVIII вв. эмпиризм и сенсуализм развивали ФренсисБэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, представители французскогоматериализма. Последовательное продолжение сенсуализмаДжона Локка привело Джорджа Беркли и Давида Юма к субъективно-идеалистическим выводам.

Приверженцы рационализма (от лат. rationalis — разумный)считали источником познания разум, логическое мышление и утверждали,что чувственный опыт не может обеспечить достоверностьи глубину знания. В отличие от средневековой схоластикии религиозного догматизма классический рационализм (Декарт,Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка —неограниченной причинной последовательности, которая пронизываетмир, т. е. имеет форму детерминизма. Рационализм,провозгласивший определяющую роль Разума не только в познании,но и в деятельности людей, стал философским фундаментомидеологии Просвещения. Однако позиция рационализма, как ипозиция эмпиризма (сенсуализма), страдала односторонностью,абсолютизацией одной из познавательных способностей человека,что стало причиной утверждения в философии метафизического,механистического способа мышления.

МЕТАФИЗИКА

(от греч. metaphysic — то, что после физики) — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная философия. Термин «М.» впервые введен Андроником Родосским, систематизатором работ Аристотеля, объединившим под этим названием все его труды, выходящие за рамки естественно-научных сочинений антич. мыслителя.

На протяжении истории философии М. либо отвергалась как ложное учение, выходящее за рамки опыта, либо возвеличивалась как высшее достижение человеческого разума. И. Кант критиковал предшествующую ему М. за ее умозрительность, за то, что она имела дело с содержательно ограниченными сферами и в то же время не знала правильного пути познания этих сфер, она только постулировала Бога, бессмертие души, целостность мира, наивно полагая, что их можно постичь так же, как постигаются предметы реальной действительности.

 

 

Особенности метафизики как метода познания. Варианты метафизики.

Диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика включает в себя объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уточнение явлений природы и общества. Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики бытия в голове человека, в его сознании. Зависимость здесь такова: диалектика вещей определяет диалектику идей. Диалектика как учение о развитии, рассматривает три круга проблем: 1)особенности, отличающие развитие от всяких других типов изменений, 2)вопрос об источнике развития, 3)его формах. Еще древнегреческими философами высказывались гениальные догадки о всеобщей изменчивости, движении и развитии мира. Например, Гераклит говорил, что нельзя войти дважды в одну и ту же реку. В середине века активное начало в мире предписывалось богу, поэтому проблемы развития природы практически не рассматривались, не анализировались. И только в эпоху Возрождения в учениях Коперника, Бруно и Галилея вновь становится вопрос о бесконечности природы, ее развитии, движении, бесчисленности миров, связи всех явлений и предметов друг с другом. Гораздо дальше своих предшественников пошел Гегель, который подытожил историю диалектики. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития имеет духовную природу. Маркс писал: ”Мой метод исследования не тот что у Гегеля, ибо я материалист, а Гегель-идеалист”. В истории развития философского метода, помимо диалектического, существует и другой - метафизический. Под метафизикой понимаются учения, которые рассматривают мир непротиворечивым, неизменным в своей основе, а предметы и явления в нем - вне связи друг с другом. Движение и развитие метафизики сводят чаще всего к чисто количественным изменениям. С этой точки зрения метафизика как метод представляет собой антидиалектику. Их противоположность прослеживается по трем основным направлениям. Во-первых, для диалектики мир представляет собой единое взаимосвязанное целое; для метафизики, напротив, вещи изолированы, оторваны друг от друга. Во-вторых, с диалектической точки зрения мир находится в постоянном движении развитии; метафизика же либо отрицает развитие, либо упрощает его, сводя к круговороту. В-третьих, диалектика видит источник движения и развития в самом предмете, в его внутренних противоречиях; метафизика во внешних факторах, находящихся вне предметов и вещей, считая их внутренне не противоречивыми. Метафизический метод мышления имел свое историческое оправдание, т.к. был связан с начальной стадией развития естествознания, когда оно больше опиралось на анализ, т.е. разложение предметов на составные части. Анализ требовал рассматривать вещи как законченные данные вне связи с другими. Диалектика же требует исследовать явление, не исключая его из общей связи, не игнорируя его взаимодействий и взаимообусловленности.

Итак, диалектика является не только наукой, но и всеобщим методом познания и преобразования действительности. Она вооружает частные науки методологическими принципами, вытекающими из: 1)принципа объективности, т.е. не подменять объективную реальность субъективной; 2)принципа всеобщей связи, требующей всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений; 3)принцип развития, т.е. как развивается все сущее; 4)принцип конкретно-исторического подхода к анализу вещей, т.е. учета условия, времени и места, в которых происходит то или иное явление; 5) принцип выделения основного звена в цепи событий в процессе человеческой деятельности; 6)при анализе общественных явлений необходимо учитывать конкретные интересы классов, социальных групп и отдельных людей. Это основа диалектического стиля мышления исследователя.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных