ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Античная философия натурфилософского (досократического) периода. Платон и Аристотель.Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: · милетская школа; · школа пифагорейцев; · школа Гераклита Эфесского; · элейская школа; · атомисты. Характерными чертами досократических философских школ являлись: · ярко выраженный космоцентризм; · повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; · поиск первоначала, породившего все сущее; · гилозоизм (одушевление неживой природы); · доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
1) Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: · выступали с материалистических позиций; · занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; · пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков"); · искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: · первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"); · представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; · считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее); · допускал наличие множества богов; · считал центром вселенной Землю; · точно определил продолжительность года — 365 дней; · сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: · первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; · вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; · первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: · первопричиной всего сущего считал воздух; · выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); · проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"; · отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. 2) Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): · первоначалом всего сущего считал огонь; · вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); · считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды"); · был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; · признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); · всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум; · выступал за материальность человеческой и мировой души; · был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; · движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему". 3) Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика: · первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); · выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); · считали единицу мельчайшей частицей всего; · пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.). 4) Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: · изучали проблемы познания; · жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое; · были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала; · считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). 5) Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы". Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противоположность "линии Платона" — идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: · весь материальный мир состоит из атомов; · атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; · атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); · атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.); · между атомами существует пространство, заполненное пустотой; · атомы находятся в вечном движении; · существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; · атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания. · Платон (427–347 гг. до н. э.) является создателем философии, представляющей собой законченную общемировоззренческую, политическую и нравственную систему. Философское учение Платона – первая синтетическая система, в которой присутствуют все основные разделы античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, учение о государстве. · Онтология Платона – это, прежде всего, учение об идеях («эйдосах»), которым он положил начало классическому объективному идеализму. · Согласно Платону, в основе чувственно воспринимаемого мира, т. е. мира вещей, который текучий и изменчивый, находятся бестелесные идеи. Идеи – это вечные, неизменные, умопостигаемые прообразы вещей, которые и являются единственной подлинной реальностью (бытием). Только мир идей обладает действительным существованием. А чувственный мир оказывается при этом производным, вторичным. Идеальный мир Платона напоминает умопостигаемое Единое Парменида, но отличается от последнего многообразием форм. Идеи, обладая творческой активностью, воплощаются в материи, которую в силу ее неопределенности и инертности Платон характеризовал как небытие. Результатом этого и является «рождение» вещей, постоянно стремящихся к сопричастным им идеям. Этот мир вещей Платон называл «миром становления». В мире идей, не обладающих телесностью и находящихся вне времени и пространства, есть своя иерархия, которая завершается высшей идеей – идеей Блага как высшего совершенства, нередко понимаемого Платоном как Бог, к которому стремятся все другие идеи. · Из онтологии Платона вырастает его гносеология (теория познания), которая опирается на учение о душе. Признавая смертность тела человека, мыслитель отстаивает мысль о бессмертии его души, которая не умирает, а лишь освобождается от телесной оболочки и воспаряется в мир идей. Вселяясь же при рождении человека в его тело, душа в процессе приобретения человеком жизненного опыта «припоминает» те идеи, которые созерцала в мире идей. Однако чувственные впечатления составляют лишь необходимую предпосылку действительного знания и порождают только «мнения о вещах». Истинное же знание дает только мышление как высшая способность души. Познание Платон понимал как анамнесис – «воспоминание» душой мира идей, которые она созерцала до ее соединения с телом, а процесс познания – как искусство ставить вопросы, пробуждая «воспоминания» души, и отвечать на них. Это искусство он и называет диалектикой. · Онтология и гносеология Платона явились мировоззренческой и методологической базой для обоснования нравственно-этического учения, которое он считал важнейшим для человека. Мыслитель полагал, что условием нравственности является истинное знание. Таковым, в определенной мере, может обладать душа, благодаря своей способности к мыслительной, разумной деятельности. Душа состоит из трех частей – разумной, аффектной (волевой) и вожделеющей (чувственно-деятельной). Платон исходит из того, что только активная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т. е. добродетели. Платон выделяет четыре основные добродетели: мудрость, мужество (храбрость), самообладание, умеренность; объединяет и гармонизирует их пятая высшая добродетель – справедливость. · Платоновская этика ориентирована не только на самосовершенствование личности, но и на создание совершенного общества. Причем общественное начало Платон ставит выше личностного. В связи с этим платоновская этика органически сочетается с его учением о государстве. · С точки зрения Платона, государство – необходимое условие существования общества. Исследуя основные формы государственного устройства, существующие в полисах Греции, он выделяет: · • четыре плохих: · – тиранию – власть одного во имя собственного блага; · – плутократию – власть богатых во имя большего обогащения; · – тимократию – власть, основанную на тщеславии; · – демократию – власть толпы; · • две хороших: · – монархию – власть одного на благо всех; · – аристократию – власть немногих, но лучших, во имя блага всех. · Но и две последние не являются совершенными. · Платон считается разработчиком теории идеального государства. Идеальное государство возникает, согласно Платону, как общество трех социальных групп (классов), подразделяющихся в зависимости от того, какая из названых частей души является определяющей. Это: · – правители (носители добродетели мудрости) – философы; · – носители добродетели мужества – стратеги, воины; · – носители добродетели умеренности – производители, земледельцы и ремесленники. · Добродетель же справедливости Платон считал общегосударственной, благодаря этой добродетели каждый осуществляет то, к чему более приспособлена его душа. Соответствие этих моментов, т. е. добродетелей и видов занятий, достижимое на путях правильного воспитания, обеспечивает справедливость, идеальный строй в обществе. Аристотель. · Тройственную структуру Платона (мир идей, чувственный мир, материя) Аристотель (384–322 гг. до н. э.) заменяет двойственной – форма и материя. Если для Платона материя без идеи – не существующее, то для Аристотеля и форма без материи не может существовать. Сохраняя характерное для Платона понимание бытия как устойчивого и неизменного, Аристотель в то же время не отождествляет бытие с идеями. Признавая существование идей – сущностей (он называет их формами), Аристотель полагает, что они находятся в реальном мире вещей и являются внутренними движущими силами вещей и неотделимы от них. Материя у Аристотеля – это первичный материал, предпосылка вещей. Однако поскольку она вполне реальна, ее нельзя назвать небытием. Вещи содержатся в материи лишь в возможности, превращает же их в действительность форма – подлинная сущность вещей. И материя, и формы вечны, т. е. существуют всегда, причем материя, будучи инертной и косной, изменяется лишь под воздействием формы. Форма проявляет себя в материи. Изначально материя неопределима, как апейрон. Свою определенность она получает, оформляясь в четыре первостихии: воду, воздух, огонь и землю. Реальные вещи являются соединением материи и определенной формы. Например, для человека формой является душа, а материей – тело. · Для понимания возникновения вещей и их изменений Аристотель вводит понятие причины. Это понятие у него имеет четыре значения: · 1) материальное, то из чего состоят вещи; · 2) формальное, в котором форма проявляет себя как сущность вещи; · 3) производящее, выступающее как источник превращения возможности в действительность; · 4) целевое, определяющее направленность изменений материи. · Высшей формой, содержащей в себе потенциал всех изменений материи, в том числе и изменчивости Космоса в целом, согласно Аристотелю, должен быть Бог, или неподвижный перводвигатель, – чистая энергия, сам себя мыслящий ум (нус), запредельный Космосу. · Аристотелю принадлежит разработка первого в истории философии учения о формах движения. Он выделяет пять таких форм: · 1) возникновение; · 2) уничтожение; · 3) изменение по качеству; · 4) изменение по количеству; · 5) перемещение. · Ступенями природы, по Аристотелю, являются неорганический мир, растение, животное, человек. · Человек отличается от животного наличием разума. Разум обусловливает действия человека, прежде всего он формирует его волю, которая складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору. Этот выбор, в свою очередь, основан на знании общего. · В области этики Аристотель исходит из того, что главное для человека – разумное поведение, умеренность. · Этика Аристотеля органично перерастает в учение о государстве. Его социально-политические взгляды состояли в следующем: человек – существо общественное. В сферу его жизни входят семья, государство, назначение которого – охрана интересов свободных граждан посредством законов. Формы государственного правления Аристотель делит: · – на правильные (монархия, аристократия, полития); · – неправильные (плутократия, тирания, демократия). · Наилучшей формой государства Аристотель называет политию (умеренную демократию) – правление среднего класса на основе Конституции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|