Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Античная философия натурфилософского (досократического) периода. Платон и Аристотель.




Первые, досократические философские школы Древней Гре­ции возникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

· милетская школа;

· школа пифагорейцев;

· школа Гераклита Эфесского;

· элейская школа;

· атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

· ярко выраженный космоцентризм;

· повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы;

· поиск первоначала, породившего все сущее;

· гилозоизм (одушевление неживой природы);

· доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

 

1) Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета — крупного торгово-ремесленного поли­са в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анакси­мандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

· выступали с материалистических позиций;

· занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;

· пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

· искали первоначало - субстанцию, из которой возник окру­жающий мир.

Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милет­ской школы, один из самых первых выдающихся греческих уче­ных и философов. Фалес, оставивший большое научное и фило­софское наследие:

· первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

· представлял Землю в виде плоского диска, который покоит­ся на воде;

· считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);

· допускал наличие множества богов;

· считал центром вселенной Землю;

· точно определил продолжительность года — 365 дней;

· сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

· первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, не­измеримую, бесконечную субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится;

· вывел закон сохранения материи (фактически открыл ато­марное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организ­мов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и жи­вые организмы;

· первым выдвинул идею о происхождении человека в резуль­тате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

· первопричиной всего сущего считал воздух;

· выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре­вращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, ка­мень и т. д.);

· проводил параллели между душой человека ("психэ") и воз­духом ("пневмой") - "душой космоса";

· отождествлял божества с силами природы и небесными све­тилами.

2) Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

· первоначалом всего сущего считал огонь;

· вывел закон единства и борьбы противоположностей — клю­чевой закон диалектики (наиболее важное философское от­крытие Гераклита);

· считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

· был сторонником круговорота веществ в природе и циклич­ности истории;

· признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных си­туациях один и тот же поступок человека может быть и хо­рошим, и плохим);

· всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;

· выступал за материальность человеческой и мировой души;

· был сторонником чувственного (материалистического) по­знания окружающей действительности;

· движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

3) Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого филосо­фа и математика:

· первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

· выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеали­стическим сознанием);

· считали единицу мельчайшей частицей всего;

· пытались выделить "протокатегории", которые показывали диа­лектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

4) Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

· изучали проблемы познания;

· жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

· были сторонниками монизма — выводили всю множествен­ность явлений из единого первоначала;

· считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

5) Атомисты — материалистическая философская школа, фило­софы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материа­лом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопиче­ские частицы — "атомы".

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" — противопо­ложность "линии Платона" — идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

· весь материальный мир состоит из атомов;

· атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

· атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

· атомы имеют различную величину (от мельчайших до круп­ных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

· между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

· атомы находятся в вечном движении;

· существует круговорот атомов: вещи, живые организмы сущест­вуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают но­вые живые организмы и предметы материального мира;

· атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.

· Платон (427–347 гг. до н. э.) является создателем философии, представляющей собой законченную общемировоззренческую, политическую и нравственную систему. Философское учение Платона – первая синтетическая система, в которой присутствуют все основные разделы античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, учение о государстве.

· Онтология Платона – это, прежде всего, учение об идеях («эйдосах»), которым он положил начало классическому объективному идеализму.

· Согласно Платону, в основе чувственно воспринимаемого мира, т. е. мира вещей, который текучий и изменчивый, находятся бестелесные идеи. Идеи – это вечные, неизменные, умопостигаемые прообразы вещей, которые и являются единственной подлинной реальностью (бытием). Только мир идей обладает действительным существованием. А чувственный мир оказывается при этом производным, вторичным. Идеальный мир Платона напоминает умопостигаемое Единое Парменида, но отличается от последнего многообразием форм. Идеи, обладая творческой активностью, воплощаются в материи, которую в силу ее неопределенности и инертности Платон характеризовал как небытие. Результатом этого и является «рождение» вещей, постоянно стремящихся к сопричастным им идеям. Этот мир вещей Платон называл «миром становления». В мире идей, не обладающих телесностью и находящихся вне времени и пространства, есть своя иерархия, которая завершается высшей идеей – идеей Блага как высшего совершенства, нередко понимаемого Платоном как Бог, к которому стремятся все другие идеи.

· Из онтологии Платона вырастает его гносеология (теория познания), которая опирается на учение о душе. Признавая смертность тела человека, мыслитель отстаивает мысль о бессмертии его души, которая не умирает, а лишь освобождается от телесной оболочки и воспаряется в мир идей. Вселяясь же при рождении человека в его тело, душа в процессе приобретения человеком жизненного опыта «припоминает» те идеи, которые созерцала в мире идей. Однако чувственные впечатления составляют лишь необходимую предпосылку действительного знания и порождают только «мнения о вещах». Истинное же знание дает только мышление как высшая способность души. Познание Платон понимал как анамнесис – «воспоминание» душой мира идей, которые она созерцала до ее соединения с телом, а процесс познания – как искусство ставить вопросы, пробуждая «воспоминания» души, и отвечать на них. Это искусство он и называет диалектикой.

· Онтология и гносеология Платона явились мировоззренческой и методологической базой для обоснования нравственно-этического учения, которое он считал важнейшим для человека. Мыслитель полагал, что условием нравственности является истинное знание. Таковым, в определенной мере, может обладать душа, благодаря своей способности к мыслительной, разумной деятельности. Душа состоит из трех частей – разумной, аффектной (волевой) и вожделеющей (чувственно-деятельной). Платон исходит из того, что только активная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т. е. добродетели. Платон выделяет четыре основные добродетели: мудрость, мужество (храбрость), самообладание, умеренность; объединяет и гармонизирует их пятая высшая добродетель – справедливость.

· Платоновская этика ориентирована не только на самосовершенствование личности, но и на создание совершенного общества. Причем общественное начало Платон ставит выше личностного. В связи с этим платоновская этика органически сочетается с его учением о государстве.

· С точки зрения Платона, государство – необходимое условие существования общества. Исследуя основные формы государственного устройства, существующие в полисах Греции, он выделяет:

· • четыре плохих:

· – тиранию – власть одного во имя собственного блага;

· – плутократию – власть богатых во имя большего обогащения;

· – тимократию – власть, основанную на тщеславии;

· – демократию – власть толпы;

· • две хороших:

· – монархию – власть одного на благо всех;

· – аристократию – власть немногих, но лучших, во имя блага всех.

· Но и две последние не являются совершенными.

· Платон считается разработчиком теории идеального государства. Идеальное государство возникает, согласно Платону, как общество трех социальных групп (классов), подразделяющихся в зависимости от того, какая из названых частей души является определяющей. Это:

· – правители (носители добродетели мудрости) – философы;

· – носители добродетели мужества – стратеги, воины;

· – носители добродетели умеренности – производители, земледельцы и ремесленники.

· Добродетель же справедливости Платон считал общегосударственной, благодаря этой добродетели каждый осуществляет то, к чему более приспособлена его душа. Соответствие этих моментов, т. е. добродетелей и видов занятий, достижимое на путях правильного воспитания, обеспечивает справедливость, идеальный строй в обществе.

Аристотель.

· Тройственную структуру Платона (мир идей, чувственный мир, материя) Аристотель (384–322 гг. до н. э.) заменяет двойственной – форма и материя. Если для Платона материя без идеи – не существующее, то для Аристотеля и форма без материи не может существовать. Сохраняя характерное для Платона понимание бытия как устойчивого и неизменного, Аристотель в то же время не отождествляет бытие с идеями. Признавая существование идей – сущностей (он называет их формами), Аристотель полагает, что они находятся в реальном мире вещей и являются внутренними движущими силами вещей и неотделимы от них. Материя у Аристотеля – это первичный материал, предпосылка вещей. Однако поскольку она вполне реальна, ее нельзя назвать небытием. Вещи содержатся в материи лишь в возможности, превращает же их в действительность форма – подлинная сущность вещей. И материя, и формы вечны, т. е. существуют всегда, причем материя, будучи инертной и косной, изменяется лишь под воздействием формы. Форма проявляет себя в материи. Изначально материя неопределима, как апейрон. Свою определенность она получает, оформляясь в четыре первостихии: воду, воздух, огонь и землю. Реальные вещи являются соединением материи и определенной формы. Например, для человека формой является душа, а материей – тело.

· Для понимания возникновения вещей и их изменений Аристотель вводит понятие причины. Это понятие у него имеет четыре значения:

· 1) материальное, то из чего состоят вещи;

· 2) формальное, в котором форма проявляет себя как сущность вещи;

· 3) производящее, выступающее как источник превращения возможности в действительность;

· 4) целевое, определяющее направленность изменений материи.

· Высшей формой, содержащей в себе потенциал всех изменений материи, в том числе и изменчивости Космоса в целом, согласно Аристотелю, должен быть Бог, или неподвижный перводвигатель, – чистая энергия, сам себя мыслящий ум (нус), запредельный Космосу.

· Аристотелю принадлежит разработка первого в истории философии учения о формах движения. Он выделяет пять таких форм:

· 1) возникновение;

· 2) уничтожение;

· 3) изменение по качеству;

· 4) изменение по количеству;

· 5) перемещение.

· Ступенями природы, по Аристотелю, являются неорганический мир, растение, животное, человек.

· Человек отличается от животного наличием разума. Разум обусловливает действия человека, прежде всего он формирует его волю, которая складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору. Этот выбор, в свою очередь, основан на знании общего.

· В области этики Аристотель исходит из того, что главное для человека – разумное поведение, умеренность.

· Этика Аристотеля органично перерастает в учение о государстве. Его социально-политические взгляды состояли в следующем: человек – существо общественное. В сферу его жизни входят семья, государство, назначение которого – охрана интересов свободных граждан посредством законов. Формы государственного правления Аристотель делит:

· – на правильные (монархия, аристократия, полития);

· – неправильные (плутократия, тирания, демократия).

· Наилучшей формой государства Аристотель называет политию (умеренную демократию) – правление среднего класса на основе Конституции.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных