Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные принципы классической и неклассической философии.




 

 

Классическая философия:

· классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей объективной и субъективной реальности

· классика описывает объективный мир в деятельности; отождествление деятельности и сознания

· рациональное познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума

· высшая абсолютная ценность – разум, свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость

· стиль философствования характеризуется логичностью, строгостью, доказательностью; рационально-рассудительная схема рассуждения

· глубокая уверенностьв естественной упорядоченности мироустройства, в котором царит порядок и гармония

Неклассическая философия:

· пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации иррационализма, считающего, что разум не в состоянии охватить всё разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т.п.)

· в рамках неклассической философии центральной становится антропологическая проблема, человек здесь рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практические преобразующее природу и социум.

· от монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект - субъектной стилистике

· неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного

· в рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте – переходе от философии сознания к философии языка

8. Особенности доклассического периода древнегреческой философии: милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), философия Гераклита, элейская философская школа (Парменид, Зенон)

 

· Космоцентризм (материально-чувственный и живой космос, поражающий своей гармонией, симметрией, ритмическим устроением, - основной предмет изучения)

· Онтологизм (философы этого периода искали «причины и начала бытия»). Из чего всё? – основной вопрос

· Человек и общество, с точки зрения досократиков, оказываются включенными в космические ритмы жизни. Человек – это Микрокосм.

Выделяют 2 основных направления доклассической философии:

 

1) "ионийское" - Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит

Эфесский.

Характеризуется:

• эмпиризмом

• сенсуализмом (разновидность эмпиризма)

• акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира

 

2) "италийское" (пифагореизм и элеаты - Пифагор, Парменид, Зенон).

Характеризуется:

• приоритетом рационально-логических начал

• интересом к числовой и структурной ипостаси вещей

Милетская школа:

Фалес

Фалес как ученый:

1. принес в Элладу из Египта геометрию(установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник)

2. ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев

3. объяснил причину солнечного затмения

Фалес как философ:

Как устроен мир? Каковы первоначала, определяющие изменение действительности? – эти вопросы поставил Фалес.

Фалес считал первоосновой воду (архэ) - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества).

Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю, она буквально пребывает подо всем.

С другой стороны, это не просто вода, а вода "разумная", божественная.

Мир - изменяющееся целое, обусловленное различными состояниями одного и того же материального начала, некой субстанции, её «сгущением» или «разжижением»

Первопричина мира – соотношение противоположностей.

 

Анаксимандр

Первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. Вначале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится

«апейрон» содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Его нельзя увидеть, является вечным (не имеет ни начала, ни конца во времени)

• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы

• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина)

Анаксимен

ü первопричиной всего сущего считал воздух

Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную"

ü выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.)

ü проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"

ü отождествлял божества с силами природы и небесными светилами

 

Гераклит

• первоначалом всего сущего считал огонь

• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита)

• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды", «всё течёт, всё изменяется»)

• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории

• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим)

• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум

• выступал за материальность человеческой и мировой души

• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности

движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему"

 

Парменид и Зенон

Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем.

· Поставил вопрос о взаимосвязи бытия и мышления. Принцип тождества бытия и мышления (мысль о бытие и само бытие – одно и то же)

(Мысль и то, что я мысль – одно и то же)

· Полностью исключает движение (По Пармениду, несущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было несущее, но, как вытекает из ранее сказанного, несущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие).

· В гносеологии проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное познание.

Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность.

Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение.

 

В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего.

· Сущее, по Зенону, имеет материальный характер.

· Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.

· Из не подвижности рождается движение, движение возможно только в области чувственного познания

· Апории Зенона – непреодолимые противоречия, возникающие при разрешении проблем

· Первая из апорий названа ДИХИТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может закончиться, так как оно не может начаться

· Второй - АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его.

· Разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания.

 

9. Философия софистов: гносеологический и этический релятивизм.

Одной из заслуг софистов явилась переориентации философииот натурфилософских проблем на проблемыпознания общества и человека. Среди наиболеевидных софистов выделяют: Протагора, Горгия, Гиппия и др.

 

Для философии софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

 

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

 

Протагор - основатель школы софистов. Наиболее известноизречение Протагора, что «человек – мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Протагор провозглашает человекаединственной мерой истинности суждений: любое человеческое знание опосредованочеловеческой субъективностью, индивидуальностью, следовательно, относительно. Такимобразом, если человек – мера всех вещей, то все ставится в зависимостьот его оценки, тоесть превращается вотносительное. Это касается не только знания, но и этических норм ирелигиозных представлений – этический релятивизм.

 

Идею относительности любого мнения и знания о мире выразил Горгий.

 

Он говорил:

1) истины нет (как кому кажется, так оно и есть)

2) если она и есть, то ее нельзя мыслить

3) если даже ее можно мыслить, ее нельзя высказать (ибо каждый вкладывает в слово

только свой, ему доступный смысл) – истина у каждого своя

 

Такая позиция софистов называется гносеологическим релятивизмом. Софистыограничивались установлением различий, останавливаясь на индивидуальном, частном исубъективном. Абсолютизируя индивидуальное, особенное и субъективное, они забывают обобъективном, общем, едином.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных