Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика и периодизация 1 страница




В 395 г. после Р.Х. прежде формально единая Римская империя окончательно разделилась на Западную и Восточную. И прежде соответствующие части Римской империи довольно сильно различались, как по языку – в Западной части говорили и писали в основном на латинском, а в Восточной – греческом языке, так и по образу жизни и мысли. В 325 г. после Р.Х. римский император Константин объявил христианство официальной религией империи. Однако уже за два века до этого христианство стало популярным не только среди простого народа, и среди интеллектуальной элиты. Христианские идеи в этот период часто выражались на языке знакомой образованным людям философии неоплатонизма и получили более и менее органичное выражение в понятиях этой философской традиции. Сначала христианство было одним из нескольких конкурирующих мировоззрений. Однако постепенно оно стало единственным. Исторический период развития Западной Европы, называемый Средними веками, характеризуется, прежде всего, огромным влиянием христианства на все сферы жизни, в т.ч. и на философию. На философию средневекового латинского Запада повлияли три основные фактора: христианская религия, философское наследие античности, прежде всего, неоплатонизм и Аристотель, латинский язык и противостояние с арабской культурой. В истории средневекой латинской мысли можно выделить на пять периодов:

1. С II по VI вв. после Р.Х. в латинском христианстве появляются мыслители, которых объединяет бескомпромиссное стремление к истине и попытка создать целостное мировозрение на основе синтеза христианства с философскими идеями поздней античности. Среди них, прежде всего, следует назвать Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (155/165 – 220/240), св. Аврелия Августина (354-430), Аниция Манлия Торквата Северина Боэция (ок. 480-524).

2. В конце VIII в. начинается так называемое Каролинское возрождение. Объединивший под своим началом племена франков Карл Великий, провоглашается императором Римской империи. Он и его наследники призывают ученых из всех концов Европы для создания при дворе школы. В философском смысле среди них особенно следует отметить Иоанна Скота Эриугену (810-870). В XI-XII вв. в Западной Европе начинается активное усвоение сочинений Аристотеля, на основе которых возникает новая религиозно-философская культура – схоластика. Схоластическую философию можно назвать отличительным знаком средневековой философии латинского Запада. Для схоластики были характерны попытки осмылить религиозные истины в терминах аристотелевской философии и упорядочить христианское богословие по образцу аристотелевской науки. В XII в. в Западной Европе окончательно победили богословы, выступавшие за допустимость и полезность использования логики и независимых рациональных аргументов для подкрепления авторитета Священного Писания. Можно сказать, что логика стала главным инструментом мыслителя, заменив собой в этом качестве риторику. Наиболее известными представителями схоластики этого периода являются Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Пьер Абеляр (1079-1142).

3. XIII в. принято считать расцветом схоластики. Альберт Великий (1206-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Бонавентура (1221-1274), Иоанн Дунс Скотт (1265-1308) – наиболее значимые богословы и философы этого времени. В это время в Западной Европе окончательно утверждается университетская система образования. Университеты, среди которых в этот период наиболее значимым являлся Парижский, представляли собой админстиративно независимые корпорации, состоявшие из четырех факультетов: подготовительного, на котором преподавали философию, медицинского, юридического и богословского. На подготовительном факультете кроме философии преподавались т.н. семь свободных искусств, делившихся на тривиум (грамматика, логика и риторика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Изучение философии было общеобязательным для продолжения учебы на любом из трех остальных факультетов. Философские и теологические учения излагались, как правило, в форме т.н. сумм, учебников, в которых материал излагался в виде отдельных вопросов. В каждом вопросе рассматривалась определенная тема. Например, обладает ли человек свободной волей? При этом сначала излагались аргументы против защищаемого тезиса. Потом давался правильный по мнению автора ответ на рассматриваемый вопрос и излагались аргументы в его пользу. Самыми известными были Сумма теологии и Сумма против язычников, написанные Фомой Аквинским.

4. В XIV в. в аристотелевскую логику и метафизику стали вводится некоторые новшества, которые получили название нового пути (лат. via moderna). Особенно ярко это выразилось в сочинениях Уильяма Оккама (ок. 1285-1342) и его учеников. Значение изменений, произошедших в XIV в. оцениваются по-разному. Некоторые историки полагают, что они стали основой для возникновения философских идей Нового времени и естественной науки современного типа. Другие считают, что не следует преувеличивать новизны нового пути.

5. В XV-XVI вв. схоластическая философия оттесняется на второй план более модным тогда движением гуманизма. Однако несмотря на это она продолжает играть важную роль на философских факультетах большинства европейских университетов. В испанских и португальских университетах возникает т.н. вторая схоластика. Она отличалась большей степенью самостоятельности по отношению к текстам Аристотеля и систематичностью богословской и философской аргументации. Наиболее значительными представителями второй схоластики можно считать Луиса де Молина (1535-1600), Франсиско Суареса (1548-1617). Ф. Суарес написал первый систематический независимый от Аристотеля трактат по метафизике – Метафизические рассуждения (1597), который использовался в качестве учебника по философии во многих университетах Европы и оказал большое влияние на многих мыслителей XVII в., в т.ч. Р. Декарта и Г.В. Лейбница.

В заключении следует отметить роль католической церкви и монашества в становлении и развитии богословского и философского образования на средневековом латинском Западе. В этом процессе можно выделить три основные периода, связанные с возникновением новых форм посвященной жизни:

1. В VI-XII вв. основными ячейками культуры и образования в Западной Европе были бенедиктинские аббатства и епископальные школы. В монастырях сохранялись и переписывались рукописи античных авторов. Большинство мыслителей этого периода вели монашеский образ жизни. Наиболее яркими примерами могут служить Августин и Ансельм Кентерберийский.

2. В XIII-XV вв. возникают новые движения “нищенствующих” орденов – доминиканцев и францисканцев. Их представители составляли основную массу преподавателей в крупнейших университетах Западной Европы. Например, к ордену св. Доминика принадлежали Альберт Великий и Фома Аквинский, а к ордену св. Франциска – Бонавентура, Дунс Скотт и Уильям Оккам.

3. В XVI в. Игнатий Лойола основывает новый орден – Общество Иисуса (орден иезуитов). С XVI по XVIII вв. его представители по просьбе властей создают образовательные учреждения во многих уголках Европы. И соответственно начинают преподавать в основанных ими коллегиях и университетах. Среди выдающихся философов того времени иезуитами были Луис де Молина и Франсиско Суарес

15. Патристика

ЛАТИНСКАЯ ПАТРИСТИКА и апологетика – Тертуллиан, Григорий Великий, Августин. Тертуллиан противопоставляет христианство философии. Вера в Христа и человеческая мудрость –несовместимы. Чтобы придти к Богу, надо быть простодушным, а не мудрым. Вершиной патристики является Аврелий Августин (354-430 гг.) Его самые известные работы - «О граде Божьем», «Бессмертие души», «О порядке», «Исповедь» и т.д. Эти труды – выражение зрелой христианской философии, философствования в вере, опирающиеся на идеи Платона. Вера – это страстное влечение души к Богу, достижение внутреннего света. Но без мысли не может быть веры, они взаимно дополняют друг друга. Понимание вознаграждается верой.

Проблема всех проблем - не космос, а человек, его внутренний мир, его способность противостоять воле Бога. Эта способность, внутренний человек, «Я», есть образ и подобие Бога и Троицы. Душу человека и Бога соединяет Истина. Условие истины – пламенная вера. Истина возникает, если к ощущениям душа добавляет неизменное и совершенное – идеи, т.е. фундаментальные формы вещей, постоянное и неизменное в вещах. Идеи даны Богом, и душа прозревает их. Будучи бытием Бог творит, будучи Истиной, Он все освещает будучи Любовью, Он все притягивает и умиротворяет. Это сущностные атрибуты бога. Его существование доказывается совершенством мира, всеобщее согласие людей относительно бога, наличие различных степеней блага. Единая сущность Бога наличествует в трех субстанциях –Троице. Человеческий Ум – образ Троицы. Мир сотворен по идеям Бога, в мир вложены все возможные семена будущего. Вместе с миром Бог сотворил пространство и время До этого была вечность. Время существует лишь в духовном мире человека, это протяженность души. Зло в мире связано с иррациональным выбором свободной воли человека. Это прежде всего – грех высокомерия, впадение в рабство телу. Это не свобода, истинная свобода – служение Христу. Зло – это любовь к себе, надменность и спесь, презрение к Богу – отличительные черты града земного. Желание и любовь к Богу, истинному благу, - самозабвение, углубление в себя – качества людей, принадлежащих граду божьему. Оба града имеют своих посланников на небе – восставших ангелов (демонов) и ангелов, верных богу. Ход истории, жизнь общества – борьба двух противоположных царств – земного и божественного. Церковь – единственная сила, способная объединить мир. История человека – это история любящего индивида.

16. Схоластика

СХОЛАСТИКА получила свое название от латинского слова «schola», т.е. школа. Характерным признаком схоластики является осмысление истин божественного Откровения в понятиях аристотелевской философии. Схоластика прошла в своем развитии четыре фазы:

1) 6 – 9 вв. н.э. ПредсхослатикаБоэций, Эриугена.

2) 9-12 вв. - Ранняя схоластика – Ансельм Кентерберийский, Абеляр.

3) Высокая схоластикаФома Аквинский, Бонавентура, Дунс Скот.

4) Поздняя схоластикаУильям Оккам.

Схоластика своей разработкой в значительной мере обязана университетам, появившимся в 13 веке в Париже, Болонье. Основные проблемы схоластики - соотношение между верой и разумом, проблема существования Бога, проблема универсалий.

Эриугена считал неправильным разделение философии и религии - истинная философия ничто иное как религия и наоборот. Ансельм Кентерберийский выдвинул четыре доказательства бытия бога. Но откровение не может опираться только на авторитет. Надо пролить свет разума на то, что есть в вере. Пьер Абеляр (1079-1142) утверждал, что сомнение и научный поиск укрепляет веру. Между Логосом и разумом человека есть место для критического разума. Цель разума – стать подобным Логосу. Вера включает в себя разум. Между миром мысли и миром бытия находятся универсалии - всеобщие понятия – подлинное существование. Эта точка зрения реализма - одного из важных направлений в средневековой философии. Крупнейшим схоластом является Фома Аквинский (1221 – 1274). Он прославил себя такими работами как «Сумма теологии », «Сумма против язычников » и др. Он обосновал положение, что существование Бога можно обосновать с помощью разума. Это доказательство опирается на философию Аристотеля, из которой почерпнута идея невозможности бесконечного продолжения причинного ряда, восхождения от следствия к причине. В этом случае необходимо предположить наличие причины, существование которой более ничем не обосновано и которая не является следствием. Рассуждая аналогичным образом, можно строить не ряд действующих причин, а целевой ряд, предположив наличие конечной цели, цели в себе. Согласно Фоме, мировая сущность – это Бог, эссенция, Фома разделяет сущность и существование (экзистенция). В Боге бытие совпадает с сущностью. Вещи возникают в акте, реализующем сущность, обещанное бытие в Боге. Вещи открываются навстречу сущностям, давая им возможность воплотиться. Это их конечная цель. Вещь, воплощающая сущность, переходит из логического бытия в реальное. В метафизике Фомы акцент с умопостигаемого мира (сущность) переносится на бытие – что оно есть, почему оно больше, чем ничто. Бытие – это действие, акт, в котором сущность есть фактически. Бытие нераздельно с единым, истинным и благим. Без единства бытие рассыплется. Все сущее постижимо разумом, истинно как результат мышления Бога. Но разные вещи по-разному участвуя в боге, по-разному истинны. Все сущее благословенно, все сущее стремится к совершенству, благое – объект желания, цель. Вещи принадлежат Богу с разной степенью интенсивности, и это различие свидетельствует о существовании Бога. Фома выдвинул пять доказательств существования Бога. Доказательство от движения — все, что движется, необходимо должно иметь первопричину своего движения и эта первопричина есть Бог. 2) Доказательство от причины – все, что существует, необходимо должно иметь причину своего существования, и эта причина есть Бог. 3) Доказательство от необходимости – существование случайных сущностей предполагает существование необходимой сущности, которая есть Бог. 4) Доказательство от степени качества – существуют более совершенные и менее совершенные существа, следовательно, необходимым образом должно существовать и совершеннейшее существо, т.е. Бог. 5) Целевое доказательство – все в мире имеет цель, смысл, поэтому необходимо, чтобы существовала и высшая цель всех вещей, т.е. Бог.

Согласно Фоме Аквинскому, все вещи состоят из материи и формы (идеи). Любая вещь – единство формы и материи. Форма (идея) является определяющими началом, а материя – это вместилище различных форм. Форма - это одновременно и цель возникающей вещи. Форма (универсалия) вещи существует трояким образом: в божественном разуме, в самой вещи, в восприятии человека. Разум – природа человека. Человек постигает цели вещей, но человеческое знание – несовершенно, не философия, а теология ведет к спасению, совершенному знанию. Вера ориентирует разум, но теология не подчиняется философии.

Бонавентура (1217—1274) – автор «Шестоднева», утверждал, что мир – система символов, за которыми стоит Бог. Разум только распознает зерна истины, а созревают они в мистике и теологии. Бонавентура – последователь Августина. К природе надо относиться с точки зрения выявления духа, стоящего за ней, не взламывая природу. Бог разбросал семена разума, которые произрастают внутри материи. Задача человека – сделать очевидной рациональную структуру мира. Христос – начало и конец философии. Разум читает то, что вера освещает, разум записывает то, что вера предписывает.

Иоанн Дунс Скотт (1266-1308) выступил за размежевание философии и теологии. У философии – свой объект, своя методология. Она занята бытием как сущим, всем, что к нему сводится. Предмет теологии – вера. Чтобы не путать философское и религиозное, их элементы надо подвергнуть анализу, получить ясные понятия. Все существующее можно понять на основе доктрины разделения понятий – реальных, формальных, модальных – путь от сложного к простому сущему. Первый объект интеллекта – однозначно сущее. Индивидуальное первично по отношению к универсальному. Иоанн Дунс Скотт данным утверждением укрепил позиции номинализма, доказывавшего первичность и единственность индивидуальных вещей. В рефлексии природы и человека философия самодостаточна, теология беспомощна. Равновесие между разумом и верой нарушается.

Уильям Oккам (1280-1149) продолжил линию Дунса Скотта, приняв вывод об ассимметрии разума и веры и полной их независимости. Разумное основано на логической очевидности, вера принципиально избегает рационального, ее положения не самоочевидны. Владения разума и веры не пересекаются. Если мир и множество вещей – следствие чистой воли Творца, то она – единственная связь между миром и Богом. Раз дело обстоит так, то мир состоит из множества индивидуальных элементов. Различие формы и материи в отдельном отсутствует. Именно отдельные элементы – объект науки. Универсалии, упорядочивающие причины, абсолютно не нужны. Индивидуальное можно познать только в опыте. Опыт представлен отдельными терминами и предложениями. Познание простого может быть интуитивным и абстрактным. Так называемые универсалии – просто имена, за которыми ничего нет. В познании не следует умножать сущности сверх необходимого. Это положение получило название «бритвы Оккама». Познание должно опираться на такую логику, где порядок мысли гарантирует ясность языка и объективность познавательных устремлений, их доказательность. Единственный фундамент научного познания – эксперимент. Существуют только движущиеся тела Изучая объект, достаточно знать, как он функционирует. Тезисы номиналистов сыграли важною роль для формирования современной науки. Философия Средних веков стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и Нового времени.

17.Философия Возрождения

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ – это совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в 14-17 вв., которые характеризовались антисхоластической направленностью, особым вниманием к человеку, верой в его огромный физический и духовный потенциал, жизнеутверждающим и оптимистическим характером. Предпосылки возникновения философии Возрождения обусловлены общим кризисом феодализма, церкви и ее схоластической философии, как выражение перехода к новому общественно-политическому строю – буржуазному. Этот переход детерминирован такими факторами как совершенствование орудий труда, и производственных отношений, развитием ремесел и торговли, научно-техническими открытиями (изобретение пороха, огнестрельного оружия, книгопечатания, станков, доменных печей и т.д.), усиление городов, укрепление централизации европейских государств, усиление светской власти, появление первых парламентов, повышение уровня образованности в Европе, великие географические открытия. Становление идей эпохи происходило на фоне глубокого интереса к культуре и философии античности, они равнялись на культ знания о космосе и человеке. Отсюда и специфика названия эпохи – Возрождение.

Основные направления и характерные черты философии Возрождения:

1. ГУМАНИЗМ. Как философское направление гуманизм получил распространение в Европе в 14 - середине 15 в. Его центром была Италия. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Эта философия имела антицерковную и антисхоластическую направленность, стремилась уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека – антропоцентризм - воспевание его силы, величия, возможностей. Наиболее известные философы-гуманисты были одновременно и писателями. Это прежде всего Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла и др.

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1304-1374) – автор «Божественной комедии», «Новой жизни»и др. Он был склонен к христианству, но одновременно исподволь высмеивает противоречия и необъяснимые догмы этого учения. Данте смещает акцент с трактовки человека как божественного создания понимание его как природного существа, утверждает его добрую природу.

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374) – создатель «Книги песен», многих других трудов, считает, что человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Человеческая жизнь однократна и уникальна, загробной жизни, скорее всего, не существует, бессмертие возможно только в памяти людей. Человек своими силами может добиться счастья. Он должен быть свободным и духовно и физически, иметь свободу выбора и выражать себя в соответствии с этим, ибо внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

ЛОРЕНЦО ВАЛЛА (1507-1557) – автор трактата «О наслаждении как истинном благе» и других работ. Ниспровергатель церковных авторитетов, критик схоластики за ее надуманность и искусственность. Борец против аскетизма. Центр мира – человек с безграничными возможностями его разума. Человек может активно и смело изменять мир. наслаждение – высшее благо, если удовлетворяются материальные и моральные запросы человека, при равенстве мужчины и женщины.

2. НЕОПЛАТОНИЗМ – идеалистическое направление, стремившееся к строгой систематизации учения Платона, устранения из него противоречий, его дальнейшего развития. Особого расцвета неоплатонизм достиг в 15 столетии. Его виднейшие представители – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – пытались познать природу, космос, человека, его возможности. Догмам схоластики они противопоставляли философские размышления, основанные на идеях Платона, предлагая картину мира, в которой уменьшалась роль Бога, возрастало значение первичных, по отношению к миру, идей. Не отрицая божественной сущности человека, признавали его как самостоятельный макрокосм. Представители этого направления стремились к созданию целостной мировой философской системы.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) – богослов, автор известного трактата «Об ученом незнании», других работ. По его мнению, нет различия между Богом и его творением. Мир един, Бог и Вселенная – одно и то же. Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный. Все сущее заключено в Боге, а не наоборот. Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, центра, Земля не является центром Вселенной. Бесконечность Вселенной ведет к бесконечности познания. «Единое» (Бог) и «бесконечное» (его творение), соотносятся как минимум и максимум (т.е. как противоположности). Если Бог и его творения совпадают, то совпадают минимум и максимум. Так как противоположности совпадают, то совпадают форма и материя, сущность и существование. Закон совпадения противоположностей, единство материи и идеи, реальное существование актуальной бесконечности, с точки зрения Н. Кузанского, можно доказать математически. (Квадрат, вписанный в круг, при бесконечном увеличении его углов, станет кругом и т.п.) Невозможно достичь абсолютного, истинного знания, увеличение знания дает только ученость. Н. Кузанский своим творчеством создал основу для натурфилософских учений Н. Кузанского, Д. Бруно, Г. Галилея и др.

ДЖОВАННИ ПАКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (1463 - 1494) – автор «900 тезисов», стремился объединить религиозные и философские учения, найти золотую середину путем их согласования. Особо подчеркивал величие и достоинство человека как отдельной реальности космоса, наряду с элементарными, небесными и ангельскими. Человек способен принять форму любой вещи, в отличие от животных, он обладает свободой выбора.

ПАРАЦЕЛЬС (1493-1541) – врач, алхимик, ему принадлежит идея, что организм человека есть химическая машина, плод развития своеобразных семян, содержащих множество жизней.

3. НАТУРФИЛОСОФИЯ получила распространение в позднее Возрождение, особенно в Италии в 16-17 вв. Представители этого течения (Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, А. Везалий и др.) стремились отделить философию от теологии, создать новую картину мира, в которой Бог, космос, природа понимаются в единстве. Ими отвергается идея, что Земля – центр Вселенной. В работах натурфилософов обосновывается материалистическое понимание мира, формируется основы научного мировоззрения, доказывается, что мир может быть познан только с помощью органов чувств и разума, а не путем Божественного Откровения.

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473-1543) утверждал, что Солнце занимает центральное положение по отношению к Земле, все космические тела движутся по собственной траектории, космос бесконечен, процессы в космосе естественны, лишены священного смысла.

АНДРЕЙ ВЕЗАЛИЙ (1514-1564) – врач, анатом, автор знаменитого труда «О строении человеческого тела». Боролся с предрассудками средневековой медицины, в основе которой лежали труды Галена (130-200 н.э.) Призывал изучать непосредственно человеческое тело, а не животных. Человека ставил в центр мира, который понимал материалистически.

ДЖОРДАНО БРУНО (1548 - 1600) – автор труда «О бесконечности Вселенной и мирах», и последователь Н. Коперника. С точки зрения Бруно Вселенная не имеет центра, бесконечна, состоит из галактик. Звезды, подобные Солнцу, имеют свои планеты. Все небесные тела обладают свойством движения. Бог не существует отдельно от Вселенной, они составляют одно целое.

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (15641642) – последователь Н. Коперника и Д. Бруно. Изобрел телескоп, открыл спутники других планет, исследовал динамику падения тел, доказывал множественность миров, вращение Земли и т.д. Галилей разрабатывал независимые от теологии методы научных исследований. Основные элементы этих методов – наблюдение, выдвижение гипотезы, ее математическое обоснование, проверка на практике.

4. СКЕПТИЦИЗМ: наиболее известный представитель Мишель Монтень (1533 - 1592), автор знаменитых «Опытов». Воля к жизни – основная мудрость, надо отклонить любые аргументы против жизни.

5. ФИЛОСОФИЯ РЕФОРМАЦИИ. Ее цель – реформа католицизма, демократизация церкви. Причина таких намерений – кризис, моральное разложение католической церкви, практика выдачи индульгенции, а в целом – общий кризис феодализма, становление буржуазии, усиление светской власти.

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ - бюргерско-евангелическое (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер, диггеры, анабаптисты и др.)

МАРТИН ЛЮТЕР (1483-1546) выдвинул 35 тезисов против индульгенций. В них и других своих работах Лютер отстаивал следующие идеи: общение Бога и верующих не нуждается в посредничестве церкви, оно должно осуществляться напрямую. Церковные обряды должны быть понятны людям. Служение Богу – это дело всей жизни верующего, а не только монополия духовенства. Необходимо уменьшить политическую власть Папы, усилить авторитет государства и его институтов, освободить культуру от засилья католических догм, запретить индульгенции.

ЖАН КАЛЬВИН (1509 - 1564): Его ключевая идея – идея предопределения. Бог изначально предопределяет, кому из людей погибнуть, а кому спастись. Выражение смысла жизни на Земле – профессия, ибо она также есть место служения Богу. Добросовестный труд – путь к спасению, успех в работе – признак богоизбранности.

ТОМАС МЮНЦЕР (1490 - 1525) считал, что для достижения всеобщей справедливости надо реформировать не только церковь, но и общество. Основная причина зла в обществе – неравенство, классовое деление и частный интерес. Все должно быть общим. Власть и собственность должны принадлежать простому народу, жизнь человека подчинена обществу, и это угодно Богу.

6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Ее знаменитый представитель - НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ (1469 - 1527), автор трактата «Государь». Он обсуждал проблемы управления государством, методы воздействия на людей, причины политической борьбы. По его мнению, человек изначально зол и эгоистичен. Совместное существование людей возможно только в государстве. Низменную природу людей надо всегда иметь в виду государю. Он должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таким в действительности, ибо его в конце концов свергнут. Правитель не может посягать на имущество и личную жизнь людей. В борьбе за независимость родины и государства допустимы все средства, не исключая коварство и насилие.

ФИЛОСОФИЯ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ. Эти философы (Т. Мор, Т. Кампанелла) сосредоточили свое внимание на проекте идеального государства, в котором бы не существовало социальных противоречий и несправедливости.

ТОМАС МОР (1478-1535), автор «Утопии». В переводе с греческого слово «утопия» означает «место, которого нигде нет». На острове Утопия нет частной собственности, трудом заняты все, на всеобщей трудовой повинности. Результаты труда распределяются поровну между всеми жителями. Рабочий очень короткий – шесть часов. Грязную работу выполняют военнопленные и осужденные преступники. Талантливые люди занимаются наукой. Административные должности выборные. В обществе господствует веротерпимость. Мужчины и женщины равны. Первичной ячейкой общества является трудовой коллектив.

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568 - 1639) изложил свои взгляды в сочинении «Город Солнца». Здесь также все трудятся, труд и отдых расписаны по часам, все делается совместно. Результаты труда распределяются равномерно, труд совмещен с обучением, во главе Города Солнца - избираемый правитель, метафизик, владеющий всеми знаниями и профессиями своей эпохи.

Характеристика философии Возрождения была бы неполной без упоминания об Эразме Роттердамском и Гуго Гроции. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536), философ, гуманист, теолог. Высмеивал средневековую схоластику, призывал к возврату к раннему христианству, требовал морального поведения - соблюдения «философии Христа». Стремился обосновать идеал сильной, но гуманной монархии. Жизнь человека должна опираться на здравый смысл. Он должен быть свободным, миролюбивым, образованным, простым, умеренным. Ему следует избегать фанатизма, умничанья, невежества, лицемерия и насилия. Мир двойствен, в нем все взаимосвязано. У мира, как целого, есть разные стороны.

ГУГО ГРОЦИЙ (1583-1645) – философ, юрист, яркий представитель культуры Нидерландов. Создатель теории естественного права Право не дано Богом, оно изначально заложено в человеке. Все существующее право можно разделить на естественное и позитивное (написанное). Естественное право (на жизнь, достоинство, свободу и т д.) заложено в природе человека. Его надо соблюдать, даже если оно не оформлено в законах. Писаное право создается человеком, оно должно опираться на естественное право. Кроме проблемы права, Г. Гроций исследовал проблемы гносеологии, войны и мира, государства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных