Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
Фома Аквинский полагал, что вера и разум связаны неразрывно. Вера применяет разум, а разум не в состоянии без веры преуспеть в отыскании истины. Разум не может порождать веру. Разум сопутствует вере. Вера есть согласие без испытаний, в том смысле, что принятие верою не обусловлено исследованием вопроса. Одно не может быть причиной другого, потому что «вера предполагает волю (свободу), а разум не направляет эту волю». Человек волен ни с чем не соглашаться, какими бы убедительными ни были резоны уверовать. Разум может быть полезен при обосновании естественного богословия, которое изучает бытие и сущность единого Бога. Апологет наставляет человека, чтобы довести до него два рода истин о божественном и опровергнуть то, что противоречит истине. Человек наставляется на истины естественного богословия путем рассудочного исследования вопроса, а на истины сверхъестественного богословия - верою. Фома Аквинский не считал, что разум дает основание для веры в Бога. Разум может показать, что Бог существует, но не может убедить неверующего уверовать в Бога. Разум предшествует вере. Мы можем уверовать (безоговорочно это принять) во что-то, что не представляет собой самоочевидную истину и не выводится логически из таковой, проявляя свою волю. Однако это не значит, что разум не играет предшествующей роли для веры. Разум в подтверждение веры. Фома Аквинский указывает, что «человеческое рассуждение, обосновывающее то, во что мы верим, может находиться в двояком соотношении с волей верующего». Во-первых, у неверующего может не быть желания поверить, пока его не вынудит к этому человеческое рассуждение. Во-вторых, человек, воля которого готова к тому, чтобы уверовать, любит истину, обдумывает ее и сердцем принимает свидетельство о ней.
Три сферы применения разума. Разум или философия, говорит Фома Аквинский, могут быть полезны в трех отношениях: 1)Для доказательства «преамбул веры» (что Бог существует, что мы Его творения....)
2) Для анализа философских учений с целью раскрытия соответствующих концепций в христианском вероучении. Фома Аквинский приводит примеры из труда Августина «О Троице», где философия привлекается для разъяснения доктрины Троицы.
3)Для контрдоводов при критике веры с точки зрения логики.
Разум может быть полезен при обосновании естественного богословия, которое изучает бытие и сущность единого Бога. Апологет наставляет человека, чтобы довести до него два рода истин о божественном и опровергнуть то, что противоречит истине. Человек наставляется на истины естественного богословия путем рассудочного исследования вопроса, а на истины сверхъестественного богословия - верою.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|