Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Примерные задания для контрольных работ




 

1. Выразите круговыми схемами отношения объёмов понятий.

1) Слон; житель Африки; существо, с которым не желательно встречаться в узком месте; многопудовость. 2) Белый слон, умеющий играть на зулейке; белый слон, умеющий танцевать качучу; белый слон, умеющий играть в шашки; белый слон, умеющий играть в шашки, танцевать качучу и вязать на спицах. 3) Страус, житель Сиднея, повышенная пушистость, хороший бегун; 4) группа страусов, боязливое животное, страус на велосипеде, осторожность.

2. Назовите ближайшие род и вид по отношению к следующим понятиям.

Неуклюжесть. Грация. Танцор. Солист слоновьего ансамбля танцев. Австралийские обычаи. Пушистость. Несколько гордых страусов. Верхняя задняя триангулярная мышца.

3. К каким видам относятся эти определения и какие правила в них нарушены.

1) Слон – это тот, с кем нежелательно встречаться на узенькой тропинке. 2) Слон – это не тот, кто произошёл от мыши, вследствие раздувания её самодовольства. 3) Слон – это тот, кто воплощает в себе все качества слона. 4) Слон – это живая гора, которая начинает ворочаться, только если её пощекотать в носу или за ухом. 5) Слон – это тот, кто дружит с бегемотом и стал таким большим от избытка дружелюбия. 6) Страус – гордая птица; 7) страус – птица, которая не приходится родственницей курице; 8) перо страуса – это перо в полном смысле слова; 9) страус – это птица, которая хорошо известна аборигенам Австралии; 10) быть страусом – это значит никогда ни прятать голову в песок.

4. Нарушены ли правила деления, если да, то какие.

1) Слоны делятся на тех, кто не участвовал в полярных экспедициях, тех, кто участвовал в экспедициях на Северный полюс, и тех, кто участвовал в экспедициях на Южный полюс. 2) Слоны бывают стройными, достающими макушкой до потолка, топающими ногами от нетерпения. 3) Среди слонов попадаются коллекционеры марок, пластинок, открыток и значков. 4) Одни слоны носят красные балдахины, другие – синие, а третьи – жёлтые. 5) Страусы делятся на любителей посвистывать, пощёлкивать и цыкать клювом; 6) страусы бывают начитанные, эрудированные и знающие светские манеры; 7) страусы попадаются ровно окрашенные, а также в клеточку, в крапинку и в полосочку; 8) мои друзья – обитатели австралийских пампас – страусы, кенгуру и все те, кто обладает добрым нравом.

5. Придайте суждениям логическую форму.

1) Слон Бимбо сегодня был явно не в духе. 2) Действия некоторых других слонов на арене также не входили в план представления. 3) Среди зрителей этого никто не заметил. 4) Дрессировщик слона Бимбо сеньор Джулиано не огорчился. 5) Некоторые его представления раньше вообще заканчивались полным разгромом цирка. 6) Мускусным мышам не рекомендуется слушать радио “Гордая птица”; 7) дух страусов необычайно поднимают репортажи с соревнований по бегу, которые иногда передают по радио “Гордая птица”; 8) среди всех участников соревнований мускусные мыши выделялись своей вежливостью; 9) шлёпанцы некоторых тушканов не выдержали уже первого поворота; 10) один из членов делегации мускусных мышей заболел нервной трясучкой после прослушивания передачи радио “Гордая птица”.

6. Сформулируйте суждения, противоречащие и противоположные данным.

1) Ни один слон не выписывает «Times» на дом. 2) Все слоны читают прессу в библиотеке. 3) Ни одна юная слониха не станет читать журнал «Охота и рыболовство». 4) Со следующего понедельника все, кто потерял шлёпанцы, будут получать новые в профкоме; 5) все белые страусы носят белые панамки; 6) перья некоторых страусов по белизне соперничают с лебедиными.

7. Сформулируйте суждения, противоречащие и совместимые с данными.

1) Некоторые слонята тайком курят. 2) Некоторые юные слонихи не читают журнал «Cosmopoliten». 3) Некоторые поступки некоторых юных слоних об этом свидетельствуют. 4) Некоторым мускусным мышам пение страусов не понравилось; 5) некоторые мыши плохо разбираются в искусстве; 6) некоторые произведения композитора Страуса не исполняются в полнолуние.

8. Представьте эти сложные суждения в символической записи.

1) Слонихе трудно играть на арфе, если рядом скопились недоброжелатели и она сидит на муравейнике. 2) Она тогда начинает ёрзать или незаметно подпрыгивает, и тогда публика в страхе разбегается и не высовывает носа неделю. 3) Если слониха и играет одна, то только по выходным или пасмурным дням, а в погожий день её к арфе не тянет. 4) Утверждение, согласно которому если Джон на дистанции потеряет панамку, то наверняка перегреется и не добежит до финиша, верно только в случае жаркой погоды. 5) Мускусные мыши проигрывают старт только в полнолуние, а страусы – во все остальные фазы Луны. 6) Если страусиха Дина высиживает яйцо, а Джон подпрыгивает, тренируя заднюю триангулярную мышцу ступни, или повязывает ей на хвост бантик, то это значит, что к забегу всё готово. 7) Если не предоставить страусу гражданских прав, то с него нельзя будет взыскать штраф за превышение скорости, а если предоставить, – то придётся оборудовать бего-дорожки.

9. Сделайте обращение.

1) В гости к слонихе вчера приехала её тётушка из Бужумбуры. 2) Этой тётушке некоторые местные обычаи не понравились. 3) Праздник мамбасы не произвёл на неё впечатления. 4) Некоторые заявления тётушки были довольно бесцеремонны. 5) Аборигены Австралии разводят белых страусов; 6) перья некоторых белых страусов украшают шляпки Елизаветы II; 7) некоторым страусам не удалось спасти хвост от выщипывания; 8) к концу дистанции из-за сильного ветра некоторые участники забега потеряли не только шлёпанцы, но и панамки.

10. Сделайте превращение.

1) Этот слон не любит жужжания мух. 2) Оно напоминает ему о воздушном перелёте в Европу. 3) Некоторые моменты были особенно неприятны. 4) Некоторых стойких слонов в самолёте не укачивает. 5) Некоторые бегуны расчётливы; 6) расчётливость не присуща юному страусу; 7) ни один австралийский министр ни разу не падал с белого страуса.

11. Сделайте противопоставление субъекту и противопоставление предикату.

1) Ни один слон не предпочтёт газете радио. 2) Все слоны большие любители газетных сплетен. 3) Композитор Страус не пишет чернилами; 4) все писатели Австралии выступают за предоставление страусам гражданских прав.

12. Выведите, если это возможно, заключение из каждой пары посылок. Укажите фигуру и модус. Если заключения нельзя вывести, укажите, какое правило силлогизма нарушено.

1) Слонам не выдают пособия по большеухости.

Некоторые слоны во время танца наступают себе на уши.

2) Передовицы некоторых газет слоны активно обсуждают.

Некоторые кипучие бездельники являются слонами.

3) Все намерения общества борьбы с курением поддерживаются слонами.

Слоны не поддерживают только борьбу с трубочным табаком.

4) Некоторые активисты общества любителей слоновьего пения глухи.

Ни один соловей не глух.

5) Все жители пампас дружат с Белым слоном.

Некоторые из тех, кто дружит с белым слоном, черны как уголь.

6). Несколько перьев, перевязанных бечёвкой, заменяют галстук.

Страус Джон ненавидит галстуки.

7). Министры правительства Австралии не берут взяток.

Все взяточники при опасности прячут голову в песок.

8). Только что команда пятнистых страусов выиграла Большой приз.

Некоторые призы не очень большие.

9). Перемещение большого числа страусов по пампасам пугает европейцев.

Все, кто недавно выщипал хвост страусу Джону, – европейцы.

10). В жару некоторые страусы не носят панамок.

Все страусы сдержаны в проявлении своих чувств.

13. Восстановите энтимемы. Укажите фигуру и модус. Если восстановление невозможно, укажите, почему.

1) Слоны не способны перелететь Атлантику, значит их крылья слишком маленького размера. 2) Он не ездит на белом слоне, значит он не Великий Могол. 3) Если некоторые студенты не изучали слоноведения, то они не смогут восстановить эту энтимему. 4) Все, кто от радости может подпрыгнуть на четыре метра, гуляли на свадьбе слона, значит некоторые их гулявших на свадьбе слона не носят кеды. 5) В профиль Джон не похож на кенгуру, так как его нос намного благороднее; 6) страусы не участвуют в завтрашних соревнованиях по бегу, значит ни один из участников не обгонит антилопу; 7) шлёпанцы, которые носит страус Джон, не умещаются в почтовом ящике, так как всё, что умещается в почтовом ящике, никого не удивляет; 8) Некоторым страусам не нравится летать в самолёте, потому что некоторые страусы мечтают летать самостоятельно.

Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету:

 

1. Общая характеристика понятия.

2. Содержание и объем понятия.

3. Отношения между понятиями.

4. Обобщение и ограничение понятия.

5. Определение как логическая операция. Виды определения.

6. Правила определения.

7. Деление как логическая операция. Правила деления.

8. Общая характеристика суждения. Суждения простые и сложные.

9. Классификация суждений по качественной и количественной

характеристикам.

10. Распределенность терминов в суждении.

11. Отношения между категорическими суждениями. (“Логический

квадрат”).

12. Операции с суждениями (непосредственные умозаключения).

13. Виды сложных суждений.

14. Основные законы логики.

15. Общая характеристика умозаключения. Виды умозаключений.

16. Простой категорический силлогизм.

17. Фигуры и модусы категорического силлогизма.

18. Общие правила категорического силлогизма.

19. Первая фигура категорического силлогизма, ее правила и модусы.

20. Сведение модусов второй, третьей и четвертой фигур к

модусам первой фигуры с использованием правил обращения.

21. Сведение модусов второй, третьей и четвертой фигур к

модусам первой фигуры методом приведения к противоречию.

22. Энтимема.

23. Полная и неполная индукция. Популярная и научная индукция.

24. Общая характеристика доказательства.

25. Структура доказательства.

26. Доказательство и опровержение.

27. Прямое и косвенное доказательства.

28. Правила и типичные ошибки аргументации.

 

Методика проведения зачёта и критерий оценки

Зачёт проводится в письменной форме.

На выполнение задания отводится 1 астрономический час.

 

Образцы зачётных заданий

Вариант 1

 

1. Назовите ближайшие род и вид по отношению к следующим понятиям.

Блестящие успехи на спортивном поприще; антипатия к перьям; взрыв аплодисментов; обожание.

2. Представьте сложное суждение в символической записи.

Спортсмен может выдать ровный бег на длинной дистанции зимой, если его шлёпанцы ошипованы, а тесёмки ушанки надёжно держат её на голове, но не в случае, когда северный ветер дует ему хвост.

3. Выполните противопоставление предикату. Постарайтесь найти положительный синоним к соответствующему отрицательному термину.

Страусиха Мэри проявила большое нетерпение в высиживании яйца.

4. Выведите, если это возможно, заключение из посылок. Укажите фигуру и модус. Если заключения нельзя вывести, укажите, почему.

1) Вскидывать голову и поводить клювом в знак согласия стало модным на Восточ ном побережье.

Всё, что приходит с Востока, быстро становится популярным на Западе.

2) Никто из моих австралийских друзей не поставит и цента на этого расфуфыренного белого страуса.

Некоторые аборигены мне не друзья.

5. Восстановите энтимему, если это возможно. Укажите фигуру и модус. Если восстановление невозможно, укажите, почему.

Ввиду того, что выдача шлёпанцев ограничена вплоть до особого распоряжения, она будет осуществляться специальной комиссией во главе с Джоном по личным заявлениям спортсменов с визой начальника команды и бухгалтера.

 

Критерий оценки:

Максимальная сумма балов, которая может быть набрана - 12.

За выполнение заданий 1-3 начисляется от 0 до 2 баллов.

За выполнение заданий 4, 5 начисляется от 0 до 3 баллов.

Оценка «отлично» – 11, 12 баллов.

Оценка «хорошо» – 9, 10 баллов.

Оценка «удовлетворительно» – 7, 8 баллов.

Оценка «неудовлетворительно» – ниже 7 баллов.

 

Вариант 2

1. Каким является высказывание «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары»:

А) Конъюнктивным

Б) Слабо дизъюнктивным

В) Условным

Г) Эквивалентностным

2. Когда два высказывания будут равносильными:

А) Когда они оба являются истинными на всех интерпретациях

Б) Когда они оба являются ложными на всех интерпретациях

В) Когда их истинностные значения совпадают на всех интерпретациях

Г) Когда истинность одного гарантирует истинность другого.

3. Являются ли приводимые ниже высказывания равносильными. Доказать 1) с помощью таблиц истинности, и 2) методом равносильных преобразований

А É (В É С), (А&ØС) É ØВ

4. Проанализировать структуру суждения, установить его вид, распределенность терминов, изобразить отношения между терминами с помощью объемной диаграммы:

«Всякое лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности».

5. Проверить, правильно ли выполнено деление. Если нет, указать нарушенное правило:

5.1. Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим.

5.2. К видам искусства относятся литература, живопись и скульптура.

6. Проверить правильность силлогизма, установить его вид:

Если замок сломан, то дверь открыта; Но замок не сломан; значит дверь закрыта.

7. Укажите нарушенное правило силлогизма а)общее, б)фигуры. Проанализировать его правильность с помощью объемной диаграммы: Многие снотворные вещества продаются только по рецепту врача; этот препарат мне продали без рецепта. Значит, он не относится к числу снотворных.

 

Критерий оценки:

Максимальная сумма балов, которая может быть набрана - 14.

За выполнение заданий 1,2 начисляется от 0 до 1 балла.

За выполнение заданий 3-5 начисляется от 0 до 2 баллов.

За выполнение заданий 6,7 начисляется от 0 до 3 баллов.

Оценка «отлично» – 12-14 баллов.

Оценка «хорошо» – 9 - 11 баллов.

Оценка «удовлетворительно» – 7 – 8 баллов.

Оценка «неудовлетворительно» – ниже 7 баллов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных