Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Иррационалистическая фил 20 в (А.Шопенгауэр, С.Къеркегор, Ф.Ницше)




Классическая фил (начиная с античности до сер 19в) была ориент-на на разум как на основание мирового порядка и способ его познания (мир можно постичь рационально с помощ разума), преобладала онтологическая проблематика. Неклассическая фил – совокупность учений, кот сформировались начиная с сер 19 до наст времени. Неклассическая фил не имеет единого мировоззренческого центра, кот предавал бы ей типологический целостный образСовременная философия эклектична(смешение разл взглядов). В неклассич. фил отсутствует единство методологии и присутствует ориентация на проблемы сущ-я чел, языка, культуры, общ-ва, науки, подчерк-тся индетерминизм (приоритет вероятных и случайных связей). Вся действ-сть предст-ся абсурдной и иррацион-ой. Иррац-зм(лат-неразумный) – фил взгляд, кот признает огранич-сть познавательных возможностей разума. Осн способами познания явл чувства, интуиция, инстинкт. Иррационализм был реакцией на неоправданную веру классической фил неразумное устройство мира и саму возможность переустройства общ-й жизни на принципах равенства, свободы и справедливости. С.Къеркегор (1813-55) противопоставил гегелевской идеи бытия понятие экзистенция. Экзистенция – конкретное сущ-ние отдельного чел.; уникальный опыт личности, ее страдания, страхи и устремления. Способ индив сущ-я. С точки зрения Къеркегора изучить экзистенцию невозможно с помощью унифицированного научного метода. Поэтому фил должна изучать единичное бытие чел, его внутр мир, что позволяет искать основания и возможности чел-ой истины. В конце 19 в появилось иррационалистическое направление фил- «фил жизни». Для этого направления такие понятия как человек и жизнь становятся ключевыми. Шопенгауэр(1788-1860)- рассм-ет жизнь как стихию, бессознательную силу и как «волю к жизни». Жизнь непредсказуема, в ней нет логики и ей нельзя управлять. Все желания людей — это проявление воли к жизни. Желания ведут к страданиям, а чтобы избавится от страданий нужно подавить в себе волю,т.е. животный инстинкт и собственный эгоизм. Тем самым он фактически предполагает буддийский опыт нирваны. Он считал, что бол-во людей явл злобными эгоистами. Критерий нравственности – сострадание, кот позволяет чел забыть о собств нуждах и помогать др люд. Ф Ницше в качестве жизненной реальности рассм-ет волю к власти – это творческое начало, кот утверждает власть сильных над слабыми, этот принцип распространяется не только на людей, но и на всю природу. Ницше впервые поставил проблему переоценки ценностей. Он критикует сущ-ющие формы нравств-ти и культуры, говорит о девальвации высших ценностей. Религия, по его мнению, призывает не к жизни, а скорее к смерти; бог умер для людей и нет ничего святого. Поэтому нужны нов ценности кот основаны не на сострадании слабости, а на приоритете жизни и силы. Творцом новой культуры и морали у Ницше выступает сверхчеловек- сильная волевая личность, способная преодолеть стереотипы и возвыситься над толпой. Это иррац-я традиция.

 


 

16 Осн истор-е формы позитивистской фил: позитивизм, непозит-зм, постпоз-м

Позитивизм – философ. течение, кот возникло в 30е г 19 века и в своем развитии прошло несколько стадий.

1.Классический позитивизм

2.Эмпириокритицизм

3.Неопозитивизм

4.Постпозитивизм

Позитивизм признает единственным источником истинных знаний конкретные науки.

Огюст Конт (1798-1857) полагал, что истинным явл то знание, кот полезно и достоверно.

1. Подлинно-научное или положительные, или позитивное знание мб получено естествен науками с помощью наблюдения или эксперимента.

Философия должна стремится построить систему бесспорных и полезных для применения знаний, при этом она должна отказаться от неразрешимых вопросов, таких как первооснова мира, смысл жизни, свобода, добро, зло и тд.

2. Эмпириокритицизм возникает на рубеже 19-20в. Для него хар-но критич отношение к научному опыту, поскольку познание объекта зависит от субъекта, ощущений и представлений самого ученого. Все законы и теории – результат ума познающего субъекта. Поэтому все то, что не находит подтверждения в опыте должно быть исключено из языка науки.

3. Неопозитивизм (20е г 20в). Для него хар-но использование аналитических методов исследования и акцент направление языкового знания. Неопозитивизм ориентирован на изучение формально-логической структуры научного знания и логический анализ языка науки.

4. Постпозитивизм складывается в 70е г 20 в. Предметом философии становится динамика научного знания и его социокультурная обусловленность.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2025 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных