Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Феноменология Э. Гуссерля.




Феноменология является особой наукой о феноменах. Феменология имеет дело с феноменами, которые есть явления какой-то реальности, проявление ее, ее самообнаружение, самораскрытие."Само-в-себе-себя показанием".

Гуссерль Эдмунд (1859 - 1938) - нем. философ-идеалист, основатель т. наз. феноменологической школы (Феноменология). Истоки его философии - учения Платона, Лейбница, Врентано. Теоретическая программа первых работ Г. - превращение философии в «строгую науку», создание теоретических основ научного знания. О этой целью, по Г., необходимо попытаться выделить в чистом виде категориальные основы научного мышления. Средством их обнаружения Г. считал «феноменологическую редукцию», метод, посредством к-рого можно очистить «данное» от наслоений, привносимых культурой, историей, личными факторами. Анализ результата «феноменологической редукции», мира феноменов, лишенных всякого произвольного истолкования, приводит Г. к выводу о наличии уровней феноменов и особой сферы сущностей, в духе платоновского идеализма. Правда, последние не существуют в виде особого «царства», а лишь обладают «значением». Однако в целом взгляды Г. субъективно-идеалистические, поскольку предмет познания существует лишь постольку, поскольку субъект осуществляет «интенциональные акты», направляет сознание на тот или иной предмет, причем предмет таким способом не только обнаруживается, но и создается.«Поздний» Г. отказался от попыток создания философии в качестве «строгой науки» и обратился к исследованию «жизненного мира», представляющего собой результат мыслительной и эмоциональной деятельности отдельных субъектов. С этой позиции он подверг критике науку и научное мышление, неспособные якобы исследовать этот предмет. Идеи Г.: оказали большое влияние на последующее развитие буржуазной философии. Элементы объективного идеализма Г. были развиты в «критической онтологии» Н. Гартмана и неореалистических школах США и Англии, а субъективный идеализм Г. в немалой степени стал основанием нем. экзистенциализма (особенно Хайдеггера). Осн. соч.: «Логические исследования» (1900, 1901) и опубликованные после смерти «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1954), «Первая философия» (1956- 59).

Особое место в феноменологии занимает работа сознания. Сознание - универсальный заменитель всего, с чем человек имеет дело. Это что-то вроде никогда не снимаемой перчатки на рук. Нельзя "потрогать" сам мир. Феноменология акцентирует внимание на неснимаемости перчатки. И мир, следовательно, это мир в сознании. Он дан в сознании. Феноменология выясняет эту данность мира, поределяет механизм этой данности, описывает условия, при которых мир может быть дан, т.е. просто может быть. Феномонология не отменяет существование реальности вне человека. Она лишь предполагает, что все "вне" изначально предполагает некие операции сознания. Следовательно сознание - это всегда сознание чего-то. В рамках феноменологии это означает, что разум офрмляет чувственный опыт не на основе этого опыта, но сам этот опыт опосредован работой разума.

Феноменология своей целью ставит не поиск причины бытия существующих феноменов, а факторы образования их значения. Констатация бытия вещи определяется состоянеие сознания, точнее его готовностью. Чтобы увидеть некую реальность, необходимо быть настроенным нечто увидеть.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных