Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема познаваемости мира в философии. Вера и знание. Исторические типы рациональности.




 

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания, тогда как агностики отрицают познаваемость мира. Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм — абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. В разумной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это — шаг к истине. Сомнение — червь, подтачивающий и разрушающий устаревшие догмы, необходимый компонент развивающейся науки. Сначала уточним, что понимается под верой. По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае. Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще. Истинность религиозного знания имеет онтологическое основание в самом существовании человека. Прагматическая вера помогает человеку получать знания, без веры в свои силы, способности не возможно чего-либо добиться. Доктринальная вера дает базовые представления о мире, создает основы мировоззрения, отталкиваясь и перерабатывая доктринальные знания человек создает новую информацию. Житейское знание характеризуется знаниями, приобретаемыми во время жизнедеятельности. Человек, приобретая жизненный опыт, не задается в основном критическими вопросами, а воспринимает происходящее “абсолютно”. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная сила — один из главных критериев для оценки научной теории. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. В науке главное — устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Наука и искусство лежат в разных плоскостях. Эти виды познания мира черпают свой метод в природе своего специфического содержания.

Исторические типы рациональности:

1). Классический (17 век – последняя треть 19 века):

- период появления науки как таковой;

- идеал абсолютной истины (нет относительной);

- объективация знания (только объективность);

- наука всегда теория;

- научное познание – автономная деятельность, «чистое познание» (познание ради познания);

- стабильная механическая картина мира (неподвижная) с абсолютными пространством и временем.

2). Неклассический:

- теория относительности Эйнштейна и Бора;

- геометрия Лобачевского;

- всё относительно;

- научное познание становится более субъективным (роль субъекта (ученого) в познании);

- мир как развивающаяся система, он изменяется;

- идеал относительной истины.

3). Постнеклассический (50 – 70 года 20 века):

- формируется новая парадигма рациональности;

- оценочность как норма научного познания;

- синергетическая картина мира (мир как самоорганизующаяся, открыта система);

- плюрализм научных подходов (наука, истина и миф объединяются).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных