Философия Н.А. Бердяева.
Философия Бердяева есть философия духа. Дух же для него есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект.
Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешел от марксизма к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.
У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству: единственный механизм творчества – свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа; царство природы; объективация – невозможность преодолеть рабские оковы царства природы; трансцендирование – творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике – это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она – не от Бога. Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве – «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории – это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|