ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Духовного(идеального).§ Индивидуализированного духовного-наш внутренний мир,нет нас–мир уходит с нами.Мы произвольны в формировании своего дух. мира(он субъективен). § Объективированного духовного–не зависит от конкретного индивида. Например, Тургенев написал роман «Отцы т дети»–вначале-это И.Д,, после роман стал существовать сам по себе–О.Д. Парадокс взаимоотношения И.Д. и О.Д.: источник О.Д,-созн-е,оно может существовать благодаря индивидуальному созн-ю, но от него не зависит. § Социального духовного–форм общ-ва. Итог: Бытие- существование во всех его многообразных формах.Бытие–категория единая,его деление произведено в познавательных целях.
27.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛ КАТЕГОРИИ “МАТЕРИЯ”. Материя-фундаментальная исходная кате-гория фил.,от того или иного ее понимания зависит реше-ние практ всех других проблем.От лат.-вещ-во.Это ве-ществ.знач-е удерживалось до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой ступенью в осознании материальности мира был стих.материализм. Началом форм понятия материи явился переход от качеств разнообразия сущ.вещей к понятию единой,объемлющей это кач.разнообразие основы мира-первоматерии.Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все кач.разнообр.миравыводилось из какого-либо одного тоже качеств.определенного,эмпир. воспринимаемого эл-та.(огонь,вода.)Но уже Демокрит заметил,что с помощью одного кач.определ-я в-ва невозможно объяснить происхожд другого,т.к.он не содержит принципа своего превращения.Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике. Атомы тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи всего сущест-вующего.Так зародилась дискретная картина мира.Она была очень плодотворной для ф-и и науки в целом.С этой теорией связаны многие открытия в физике(тяжесть,со-хранение в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл.и событий мира на основе взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть и физ.картина мира полу-чит полную завершенность.Лиргоф:“Разве осталось еще что-нибудь открывать?”Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов.Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.Открытие электромагн.полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту.Поле-принципиально отличное от в-ва состояние материи.Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство,для каждой точки кот можно определить величину и направл силы взаимодей-я м/д данным объектом и другим.(поле - атрибут в-ва).Но затем было доказано,что поле не только атрибут объекта, но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид материи,основным св-вом кот.является непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя исчезла”.Этот кризис связан с утратой представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение массы электр.при измен усл-й поля или скорости,ядерные реакции-превращение в-ва в энергию.Ужас...Невозмож-ность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали при этом материю забвению=идеализм.К этому привело и то,что материализм традиционно был связан с механи-чески-вещественным пониманием материи.Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\. Диалектико-материалист.понятие материи. Необходимо было осво-бодить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием в-ва.Ленин замечал,что исчезла не материя,а метафиз.представление о ней.Единственное св-во материи-“быть объективной реальностью, сущ-ть вне нашего созн-я.” Короче “материя есть фил.категория для обозначения объективной реальности,кот.дана челу в ощущениях,кот.копируется,фотографируется,отображает-ся нашими ощущениями,существуя независимо от них”- Гольбах.Строение материи-физич.?.А? об отн-и нашего позн-я к миру-фил.проблема.Поэтому нельзя дать опреде-ления центр.категории теории позн-я как только через ее соотнесение с др, столь же шир.категорией-созн-ем и определением того,что из них берется за первичное. При-чем противопол.материи и созн-я имеет абсол.значение только в пределах очень огранич.области:искл-но в пре-делах основного гносеолог.? о том,что признать превич-ным.За этими пределами относительность данного противоположения несомненна”.
28.Движение -способ существования материи,ее всеобщий атрибут,проявляющийся в непрерывном взаимодей-ии и изменении материальных образований.Выделяют основные, специфические и общие формы движения материи. Критериями их классификации явл.след.признаки: 1)наличие специф.материального носителя,т.е. соотнесенность с опред.уровнем организации неорганической,живой или соц.материи;2)наличие специф.или системы специф.взаимодей-ий м/д объектами,образующими опред.уровень организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-ов,управляющих специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшествующими(высшая форма движения возникла на основе предшествующей и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость высших форм движения к предшествующим(лежащие в основе предшествующих форм движения взаимодей-я и управляющие ими законы не охватывают всего содержания взаимодей-й и з-ов,присущих высшим формам движения).На основе отмеченных критериев выделяют 5 основных форм движения материи: механическую- пространственное перемещение любых материальных образований, представляющее собой внеш.форму специф.материальных процессов; физическую- охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном, микроэлементарном,ядерном и атомном уровнях.Особо выделяются процессы кристаллизации,смены агрегатных состояний вещества, движения в газах, жидкостях и телах и другие, носителями к-ых являются молекулы; химическую- вкл.:процессы взаимодей-я и изменения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях (химические реакции-процессы взаимодей-я атомов и молекул).Носителями хим.формы движения являются также ионы,радикалы,макромолекулы и др.комплексные соединения; биологическую- взаимодей-я и сопутствующие им изменения объектов, образующих уровни организации живой материи.Это процессы обмена вещ-в в организмах, их самовоспроизведения и приспособляемости,образования и изменения видов и биоценозов; социальную- вкл.:процессы взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения их структуры и функций в рамках общ-ва как целостной системы. Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответствуют уровням организации материи.В их сов-сти выделяют микроэлементарную, внутриядерную, внутриатомную,молекулярную,планетарную,внутризвездную,галактическую и др. Общие формы движения материи,к числу к-ых относят механическую,тепловую, кибернетическую,гравитационную и электромагнитную,-общий способ бытия,общий тип функционирования материальных систем. Неразрывная связь движения с материей- важн. хар-ка как движения(оно,как и материя,неуничтожимо),так и материи(движение-способ существования материи).К важн.хар-кам движения относятся также его абсолютность и противоречивость. Движение противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывности,абсолютного и относительного.Оно абсолютно,поск-ку стабильность (покой)невозможна во всех формах движения одновременно,имея место в одной из них,она устраняется совокупным движением материи.
29.прост-во и временя в ф-и. То или иное понимание прост-ва и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения, движения и покоя. Демокрит:вводит понятие пустого прост-ва для движения атомов как необходимого объективного усл-я;прост-во Демокрита бесконечно и однородно,оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения;вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассм-лись в кач-ве усл-й и при-чины её движения.Такой подход к пониманию прост-ва и времени был хар-н для мн.материалистов Др.Греции. Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное,божественное, сверх-природное, совершенное. Аристотель:отвергал существо-вание пустого,однородного и бесконечного прост-ва.Оно у Аристотеля неоднородно и конечно.Время выражает число движений и течет равномерно. Ньютон:у него абсолютное прост-во было демакритовой пустотой,оно неподвижно,однородно,непрерывно,бесконечно,трехмер-ное вместилище всех материальных тел и их движений.Время-чистое,однородное,равномерное, непре-рывное, вечная и неизменная длительность,оно имеет одно направление и течет от прошлого через наст.к будущему и поэтому одномерно.Прост-во и время не от чего не зависят.Такое понимание прост-ва и времени было хар-но для Лейбница, Декарта и др. Лейбниц:ни пустоты,ни чистой длительности,как самостоятельных начал бытия,-нет.Прост-во-порядок взаиморасположения тел,а время-порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел,т.е.прост-во и время у него зависят от простейших субстанций,монад,к-ые активны,абладают движением,наделены способностью самодвижения.В тесных рамках идеализма,но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель:он считал,что только в движении прост-во и время действительны,они неразделимы и определяют друг друга как ед-во противоположностей.Диалектика прост-ва,времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божеств.духа.Субъективные идеалисты:Беркли,Юм,Кант, отчасти Мах. Кант:считал прост-во и время в качестве априорных,доопытных и врожденных св-в чел.созн-я как чистые формы созерцания,благодаря к-ым чел воспри-нимает явления внеш.мира в прост-ве и во времени.Кант считает,что тела представляются нам как имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому что так устроено созн-е чела.Мах:прост-во и время-упорядо-ченные ряды ощущений.Диалектический материализм: прост-во и время-форы или способы существования материи. Св-ва прост-ва и времени. 1.Общие св-ва:1). объективность;2).абсолютность–движение,как и прост-во и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содер-жанием прост-ва и времени является движущаяся материя,поэтому прост-во и время меняются в разл.частях света,на разных уровнях, в движущейся мате-рии;4).бесконечность–понимается в смысле бесконечно-сти всеобщности бытия.2.Специфические св-ва:1).непре-рывность и прерывность–св-во связано с движением прост-ва и время прерывно,поск-ку в движении осущет-ся переход от одних пространственно-временных струк-тур к другим;2).мерность–пространственно-временные отн-я м.б.описаны при помощи 3х пространственных отн-й и одного временного отн-я; существует понятие n-мерного прост-ва,т.е.добавляются др.хар-ки:t,p.3).Время одномерно–т.е.оно необратимо,это св-во обусловлено хар-ом причинно-следственных отн-й. Прост-во- когда любой объект занимает место,т.е.обладает протяженно-стью,находится на каком-то расстоянии от др.объектов, т.е.взаимодей-ет с ними и обладает определенной кон-фигурацией. Время –1)длительность явления;2)следова-ние сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.
30.Диaлеkтиka и ее альтернативы. Д.-учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало<вести беседу>.Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных противопо-ложных точек зрения.Элементы диалектики содержатся уже в фил. учениях в Др.Китае,Индии, Греции.Гераклит представлял мир как огонь мерами возгорающий мерами затухающий или как поток реки,в к-ый нельзя войти дважды. Всё в мире развивается, все явления взаимосвязаны между собой. У греч. философов преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным изменениям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской фил. истории возникает представление о временной направлен-ности(у Августина).Это положило начало пониманию развития как качественных изменений. Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт. Бог создал мир и дал ему импульс развития. Декарт не распространял развитие на общество.Эпоха буржуазных революций пробудила интерес к истории. Французские просве-тители Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического развития. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе. В немецкой классической Ф. диалектика предстала в виде стройной теоретической модели. Её развивали Кант, Гегель. Кант применил понятие развития к Солнечной системе. Поставил вопрос о развитии нравственности. Гегель разработал с позиции объективного идеализма целостную концепцию развития и прежде всего исторического развития человечества. Осн.принципы Д.-всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.П.целостности:проблема несводимости це-лостности к простой сумме частей заключается в связи,объединяющей предметы в сложные комп-лексы,во взамовлиянии частей.П.детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны,т.е.возникают,развива-ются и уничтожаются закономерно,в рез-те действия опред.причин, обусловлены ими.В марксизме Д.вы-ступает как учение о всеобщих связях,о наиболее общих законах развития бытия и мышления.Мате-риалистич.Д. выражается в системе филос. категорий и законов.Главные законы:1)превраще-ние количества в качество,2)взаимное проникнове-ние полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности(единство и борьба противоположно-стей),3)развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений,процессов.Категории. Единичное хар-ет отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки.Явление внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета.Содержание-сов-сть различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.Форма-принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.Причина-следствие. Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)в системе его связей и отношений с другими предметами.Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера-диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок-переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).Категории системного исследо-вания:система- упорядоченное мн-во взаимо-связанных эл-тов, обладающее структурой и организацией;эл-т- неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;структура-относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.
31.З-н диалектики -форма фил.зн-я,выражающая все-общую связь явлений природы,общ-ва и мышления, обуславливающие их развитие.З-ны диалектики внутренне связаны м/д собой.В реальном мире они дей-ют в системе целостного механизма развития.Ге- гелем были сформулированиы 3 осн.з-на:з-н ед-ва и борьбы противоположностей (расскрывает хар-р ис-точника развития);з-н взаимного перехода качеств.и колич.изменей(представления о форме,в к-ой осущ-ется процесс развития);з-н отрицания отрицания(ме-ханизмы преемственности и цикличности развития). 1.З-н ед-ва и борьбы противоположностей. Этот з-н наз.ядром диалектики: он объясняет источник разви-тия,движущие силы развития. В основе всякого само-развития лежит ед-во и борьба противоположностей. Этот з-н раскрывается через след. категории:-Тожде-ства,-Различие,-Противоположность,-Противоречие,-Ед-во и борьба.Тождество-равенство явления самому себе,момент устойчивости явлений.Различие-момент изменчивости явлений.Тождество и различие диалект. хар-ки любого изменяющегося предмета. Диалект. противоположности-такие стороны,тенденции цело-стного изменяющегося предмета,процесса,кот.однов-ременно искл-ет и взаимно предполагают друг друга. Диалект.противоречие-сложное взаимоотн-е м/у про-тивоположностями.Диалект.противоречия не лежат на поверхности явлений,а связаны с глубинной сутью предмета.Ступени развития и разрешения противоре-чия:1)Тождество2)Несущественное различие3)Сущес-твенное различие.4)Конфликт.5)Неизбежное разреше-ние противоречий и возникновение новых противопо-ложностей.Противоречие не сущ. как пара замкнутых противоположностей,а рассм-ется в контексте разл. взаимосвязей.Они присущи всем предметам и явле-ниям и определяют их бытие от возникновения до уничтожения.Ед-во противоположностей условно, временно,относительно преходяще,борьба абсолютна. Новое возникает в рез-те борьбы.Противоречия бы-вают внутр.и внеш.,основные и не основные,в общ-ве антагонистические и неантагонистические.Антаго-нист.противоречия-противоречия м/д соц.группами с непримиримыми интересами. 2.З-н перехода кол-веных и качественных изменений. Мир многообразен. Это мн-во предметов с разл.св-вами.Св-во-сторона предмета,обуславливающая его сходство и различие с др.предметами,проявляющаяся во взаимодей-и с ни-ми.Св-ва вещей объективны.Специф.св-ва вещей-при-знаки.Неотъемлемые-атрибут.Кач-во внутр.опреде-ленность предмета,проявляющаяся в целостной хар-ке его существ.св-в при взаимодей-и его с др,предме-тами.При утрате кач-ной определенности предмет перестает быть самим собой.Кол-во-фил.категория, выражающая такую определенность пр-та,кот.хар-ет его с т-ки зрения числа,величины,объема,темпа про-текания процессов.К-во-кач-во в его пространствен-но-временном аспекте.Не сущ,отдельно кач-во и кол-во.Мера-диалект.ед-во кач-ва и кол-ва или такой ин-тервал кол-нных изменений,в пределах кот.сохраняет-ся кач-ная определенность предмета.Суть з-н:посте-пенные кол-ные изменения, постоянно совершающие-ся в предметах,но до поры до времени не меняющие его осн.черт при достижении границ меры приводят к кач-ным изменениям.Не кол-во переходит в кач-во,а одно кач-во-в др.кач-во путем кол-ных изменений. Происх.нарушение старой меры и установление но-вой.З-н носит всеобщий универс.хар-р,раскрывает многокачественность мира и механизм развития.Пе- реход от одного кач-ва к др.происх в рез-те наруше-ния меры,в виде скачка.Скачки бывают взрывные(с ярко выр.границей перехода от одн.кач-ва к др.),по-степенные.Понятие скачка относительное.Необх. учитывать, относит-но чего рассм-ется скачок,уч. масштаб кач-го изменения. 3.З-н отрицания отрица-ния. Всякая конечная сис-ма развивается на основе ед-в и борьбы противоположностей и проходит ряд внут-рене связанных этапов.Предыдущий этап развития от-рицается по след.этапам.В тоже время сущ.преемст-венность развития,связь м/д тапами.Ед-во преемст-венности и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.Отрицание-необхо-димый момент всякого развития.Отрицаемое явление не м.б.абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи.Различа-ют 3вида отрицания:1)Формальнологическое2)Мета-физическое.Его источник-внеш.источник,а не ед-во и борьба противоположностей.3)Диалектич.отрицание, кот.разворачивается на основе ед-ва и борьбы проти-воположностей.Две разновидности диалектического отрицания:1)Конструктивная,с преобладанием сози-дательных моментов.2)Деструктивная,с преоблада-нием разрушит.момента.Структура отрицания:1)Те-зис(исходное положение);2)Антитезис(самоотрицание исходного положения);3)Синтез(возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного).Развитие спиралевидно.Спирале-видность развития-ед-во преемственности поступате-льности и направленности.Развитие не возможно понять либо как сугубо прогрессивное или регрессив-ное.Развитие-всегда ед-во прогресса и регрес-са.Прогресс-развитие от простого к сложно-му,регресс-наоборот.
32.Единичное,общее,особенное,целое и часть,система, структура,элемент,содержание и форма. В практ.воздей-я на мир чел сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами.Ни общее,ни единичное не обладают самостоятельным существ-ем,они не сущ-ют «как таковые».Самостоятельно сущ-ют отд.предметы, явления,процессы. Общее же и единичное сущ-ют лишь в отдельном.всякое отдельное представляет собой единство противоположностей.В одно и тоже время оно и единичное и общее.Единичное схватывает неповторимые черты отдельного,а общее отражает то,что повторяется и в др.материальных образованиях.При опред.усл-ях развития отдельного единичное может становится общим,общее-единичным(мода).чтобы составить себе более полное полное представление о том или ином объекте,надо установить не только то,что у него явл.общим с др.мате-риальными образованиями,но и то,что отличает его от др.матер.образ-й.В процессе позн-я мы ищем общее м/д иследуемыми и уже изученными явлениями,а затем пере-ходим к поиску единичного.Единичное и общее взаимос-вязаны м/д собой и связь выражается категорией особенного. Особенное- такие общие черты,свойственные индивид.предмету,к-ые отличают его от нек-ых др.пред-метов. Часть и целое -фил.категории,отражающие отн-е м/д сторонами отд.предмета.Люб.предмет состоит из частей. Целое не сводится к сумме его частей.Оно вкл.и способ соединения этих частей,их взаимосвязи и мн.др.Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому,что они возникают и сущ-ют только в единой системе.Мировое целое-целое,составленное из частей,а не целое,разделенное на части.Первичное-части,а не целое.Таким мир сформировался в нашем созн-и,таким он остается в нем до сих пор.Целое-исходный пункт теорет.анализа именно потому,что оно представляет собой ту форму,поср-вом к-ой осущ-ется проникновение в сущ-ть вещей.Категории«целое»и«часть»сходны и взаи-мосвязаны с понятиями«система»,«структура»,«элемент». Система(от гр.составленное из частей,целое)-сов-ть эле-ментов,находящихся в отн-ях и связях друг с другом,к-ая образует опред.целостность,ед-во.Структура(отлат.стро-ение,порядок)-сов-ть устойчивых связей объекта,обеспе-чивающих его целостность и тождественность самому се-бе,т.е.сохранение осн.св-в при различных внеш.и внутр. Изменениях.Элемент-(лат.стихия,первонач.вещ-во)-поня-тие,означающее превич.частицы,простейшие звенья сис-темы,из конбинаций к-ых она складывается.Системы делят на целостные(связи м/д элементами прочнее,чем связи этих элементов со средой) и суммативные(связи одного порядка).Различают динамические системы(изме-няющиеся с теч.времени)и статические;открытые(обмени-вающиеся с окруж.средой вещ-ом,инфой)и закрытые;са-моорганизующиеся(их изменения происходят автом-ки)и неорганизованные и т.д.Категория,охватывающая сов-ть всех компонентов вещи,явления,процесса, их взаимодей-й и измененийназывается содержанием. Вкл.:внутренее и внешнее взаимодей-я.Форма-органиация устойчивых связей м/д компонентами содержания.Люб.система всегда имеет как форму,так и содержание.Нет бессодержатель-ной формы и неоформленного содержания.Находясь во взаимосвязи,форма и содержание выражают противопо-ложные стремления предмета.Содержание стремится к изменчивости,форма-к постаянству.Содержание опреде-ляет форму,но и форма активно влияет на содержание. Категории имеют мировоззренческое значение, т.к. отра-жают объект.мир,раскрывают его сущность
33. Причина и следствие,необходимость и случайность,воз-можность и дей-ть. Причина-дей-е,обусловливающее опреде-ленное изменение.Следствие-рез-т взаимодей-я явлений,в к-ом фиксируется то новое,что побуждалось причиной.Причи-на и следствие не являются застывшими сторонами дей-ти.Они переходят друг в друга,меняются местами.То,что в одинх усл-ях явл-ся причиной,в др.-следствием и наоборот. Чтобы изучить предмет всесторонне,нужно его рассм-ть и как причину и как следствие взаимодей-я опред.явлений.Од-но и то же следствие может возникнуть в рез-те дей-я разных причин.Если одно и то же явление может вызывать-ся к жизни разн.причинами,то сущ-ет мн-во путей достижения одного и того рез-та.Нужно выбрать наиб.эф-фект.путь.Различают причины:внутренние(пораждаются взаимодей-ем м/д элементами целостными)и внешние(выте-кают из взаимодей-я м/д предметами,процессами).Опреде-ляющую роль играют внутр.Сложилось 2 осн.подхода пони-мания-детерменизм(усчение о всеобщей,закономерной свя-зи,причинной обусловленности явлений)и индетерменизм (хар-но отрицание всеобщего хар-ра причинности,в край-ней форме отрицает все вообще).Последовательный детер-зм утверждает объект.хар-р причинности(нет явлений без причины).Необходимость первонач-но была замечана в пр-ссе позн-я причинно-следственных отн-й.Осмысливая связь следствия с причиной,обнаруживаем,что за известной при-чиной следует не любое,а строго опред.следствие.Необходи-мость есть то,что обязательно должно произойти в конкрет-ных усл-ях.Она вытекает из внутр.основы явления, его сущ-ности.Случайность-то,что м.б.,а может и не быть,может произойти,а может и нет.Она имеет основание не в сущно-сти данного явления,а в взаимодей-и на данное явление др.явлений.Необх.и слу-ть не сущ-ют раздельно.Каждое яв-ление в одно и то же время и необходимо и случайно.Случ-ть выступает как форма проявления необходимости.Нахо-дясь в орган.взаимосвязи и взаимозависимости,случайность и необходимость в ходе движения и развития объекта пере-ходят друг в друга,меняются местами:случайное становится необходимым,необходимое-случайным.Т.к.необходимое при опред.усл-ях может становиться случайным,а случай-ное-необходимым,то,познав эти усл-я,можно создать их ис-куственно и превратить случайные св-ва,соответствую-щие практ.интересам,в необходимое,а необходимые - в случай-ные.Одна из сторон взаимосвязи м/д объективно существу-ющими и возникающими на их основе нов.явлениями пред-ставлена в теории диалект.материализма категориями дей-ть и возможность.Возм-ть-то,чего еще нет,но оно м.б.,дей-ть-ставшая,реализовавшаяся возможность.Возм-ть и дей-ть выступают как тесно связанные противоположности,к-ые подвижны.В пр-ссе развития они могут меняться местами. Чтобы быть результат-ой,практ-ая дея-ть должна опираться на дей-ть.Возм-ть м.б.прогресивными(ускоряют развитие)и реакционными(тормозят его).Возможности,порождённые за-кономерным развитием системы и необходимыми связями и отн-ями,называются реальными.Формальные возм-ти опи-раются на случайность как дополнение необходимости(пр. каждый чел может стать милионером).Различают:абстракт-ные(общий признак-отсутствие в дей-ти достаточных для их реализации усл-й и факторов);конкретные(для их осущ-я имеются необход.усл-я)возможности.Всякая возм-ть начи-нает проявляться в виде абстр.,а реализовываться способна лишь конкретной.Наш выбор всегда связан с возм-ями. Возм-ть выбора-великое благо.Гл-ое-не упустить время. Время сокращает эту возм-ть.Выбрать всегда труднее,чем просто найти.Категории имеют мировоззренческое значение,т.к.отражают объект.мир,раскрывают его сущность
34. Взаимодей-е общ-ва и природы является одной из актуальных проблем соц.ф-и.Не так давно чел-во лишь"эксплуатировало"природу,беспечно считая ее ресурсы неисчерпаемыми,безграничными и бесконечными.Адекватное понимание знач-я природы дли жизни и развития общ-ва не сформировалось полностью и по сей день.Но сегодня эта проблема из чисто теорет.превратилась в злободневную практическую,решение к-ой во многом может повлиять на будущее всего чел-ва.В широком смысле слова природа-все сущее,весь мир в многообразии его форм и проявлений.В более узком смысле-объект исследований естествозн-я.В лит-ре часто встречается толкование понятия"природа"как сов-сти естественных усл-й существования чел.общ-ва.Данный термин используется и для обозначения созданных челом материальных ср-в своей жизни и дея-сти-"второй природы".Как заметил еще Маркс,постоянное осуществление обмена вещ-в м/д челом и природой-закон,регулирующий общ.пр-во;без такого обмена была бы невозможйа сама чел.жизнь.В истории взаимодей-я природы и общ-ва можно выделить 4 типа отн-я чела к природе: Первый- древнейший.Хар-но присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда.Осн.видами дея-сти были собирательство,охота,рыболовство.В качестве жилищ использовались природные укрытия. Крупн.достижения этого этапа-овладение огнем,отбор нек-ых наиболее ценных для чела видов растений и животных.Но в целом чел еще был"в плену"у природы;В торой- аграрный, т.к.гл.сферами дея-сти людей становятся земледелие и животноводство,начинают развиваться ремесла,появляются города.К концу этого периода достигает значительного прогресса простое товарное пр-во,возникает мануфактура.Истор-ки данный этап охватывает древнюю и средневек.эпохи чел-ва.В качестве источника энергии использовались мускульная сила чела и животных,энергия ветра и воды;Т ретий- промышленный.В области энергетики формирование этого типа отн-й началось с применения в пр-ве пара,а затем и электричества.В производств.целях стали создавать машины,использование к-ых резко повысило производительность труда людей.В хозяйственный оборот было вовлечено огромное кол-во разл.минеральных,органических и иных ресурсов.Дальнейшее развитие получают с/х и транспорт.Интенсивно развивается наука,превращаясь в важный фактор прогресса чел-ва.Природные ресурсы планеты уже не считаются практически не исчерпаемыми.Мощь чел-ва сопоставима с мощью природных стихий.Ведущей сферой общ.пр-ва становятся промышленность,машинное пр-во;Ч етвертый( совр-ый)хар-ется бурным науч.-техн.развитием,превращением науч.-техн.дея-сти в ведущую сферу общ.пр-ва.На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и чел.ресурсов,но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах,что порождает ряд проблем,имеющих глобальный хар-р.И прежде всего проблему управления биосферой,решение к-ой возможно лишь на основе науч.управления всеми общ.процессами.Хар-ной особенностью 4ого типа взаимодей-я природы и общ-ва является возрастание степени сложности проблем, к-ые возникают в русле этого процесса. Совр.чел-во живет в эпоху небывалого развития науки и техники,сопровождающегося активным воздей-ем на природную среду.И хотя в последние годы принимаются меры по ее охране и оздоровлению,тем не менее общее состояние окруж.среды продолжает ухудшаться.К чему это приведет в ближайшем и отдаленном будущем?Однозначного ответа на этот? прогностика не дает.
35. Будучи чрезвычайно сложным и неоднозначным,термин"коэволюция"требует пояснений.Коэв-я предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздей-ем антропогенных факторов,что делает реальной адаптацию чела к изменяющимся внеш.усл-ям,к-ые должны носить адаптационный хар-р целенаправленного изменения параметров биосферы.Возможности чела по сравнению с мощью биосферы пока еще малы,но он своей дея-стью может нарушить ее такое равновесие,в результате к-ого биосфера перейдет в такое состояние,где места челу уже нет.Биосфера является чрезвычайно сложной нелинейной системой,состояние равновесия к-ой зависит от мн.параметров.И каждый из этих параметров может допускать критические значения,переход через к-ые будет означать начало необратимого процесса перестройки биосферы.А это приведет к совершенно новому ее состоянию,к-ое сегодня не известно.Биосфера Земли не раз проходила через подобные критические состояния.Подтверждение тому-катастрофические смены флоры и фауны.И очень важно понять,что катастрофические"перестройки"биосферы могут произойти вследствие не грандиозных явлений космического масштаба,а незначительного изменения того или иного параметра биосферы.Все это и породило проблему коэволюции природы и общ-ва. Содержание понятия"коэв-я"связано с теорией ноосферы,изучающей усл-я,при к-ых изменение хар-стик биосферы происходит в направлении,содей-ющем упрочению,расширению области гомеостазиса вида хомо сапиенс.Подобная интерпретация термина"коэв-я"может стать отправной точкой в изучении проблемы целей общ.жизнедея-сти,поск-ку она требует прежде всего изучения влияния антропогенных факторов на параметры биосферы.Перечень и хар-р целей должны основываться на знании критич.параметров биосферы,неучет к-ых может привести к необратимым процессам. Необходимо знать,напр.,допустимые пределы увеличения углекислого газа в атмосфере.В рез-те выбросов углекислоты в атмосферу увеличивается средняя температура,изменяется хар-р циркуляции атмосферы,начинается таяние ледников и т.д.Связь этих явлений с их первопричиной-добычей и сжиганием углеродистого топлива-достаточно опосредована. Кроме того,на энергетику биосферы оказывают влияние процессы биотической природы, происходящие как на суше,так и в океане.Поэтому оценить допустимые границы развития углеводородной энергетики можно лишь в рез-те комплексного системного исследования динамики биосферы.В качестве альтернативы развитию углевородородной энергетики обычно рассм-ют ядерную энергетику.Нельзя забывать о том,что она способна оказывать непосредственное влияние и на чела.Увеличение пр-ва радиоактивного углерода может иметь серьезные генетические последствия.Важно оценить вообще допустимые пределы пр-ва челом энергии,к-ое не м.б.бесконечно большим,ибо вся энергия,согласно 2ому з-ну термодинамики,в конечном счете рассеивается,в частности,идет на нагревание атмосферы.Сегодня пр-во энергии относительно невелико оно составляет лишь десятые доли процента той солнечной энергии к-ая поступает на Землю.Однако же кол-во искусственно производимой энергии удваивается каждые 15—20 лет.Если удастся использовать(а это удастся!)энергию термоядерного синтеза,то этот процесс пойдет значительно быстрее.Через неск-ко десятков лет он может привести к тому,что объем антропогенной энергии достигнет процента(или нескольких процентов)энергии солнечной радиации.А это будет означать повышение средней температуры атмосферы,что может стать началом глубочайшей перестройки всей атмосферы.Чел еще долго будет расходовать земные ресурсы и перестраивать биосферу.Но вся эта дея-сть не должна нарушать усл-й коэв-ции,не должна выводить биосферу на тот режим необратимой эволюции,к-ый может грозить челу исчезновением его как вида.Совр.общ-во способно воспринять идеи сосуществования чела и биосферы и мирное сосуществование людей.Совр.период истории чел-ва и планеты в целом-переход к тому новому состоянию биосферы,к-ый Вернадский назвал ноосферой.Для него хар-но резкое ускорение всех эволюционных процессов. Возникновение техносферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропогенных нагрузок не меняют методологических принципов,к-ые лежат в основе любой эволюционной теории.Поэтому по-прежнему должны вырабатываться опред.принципы отбора,с помощью к-ых можно будет оценить вероятность тех или иных тенденций.Но теперь речь идет об отборе вариантов развития чел-ва,к-ые определяются дей-ями людей. Все рассмотренные?? требуют объединения усилий специалистов разл.профиля,глубокого науч.синтеза естественных,техн.и общ.наук.
36.Генезис. Созн-е сущ-ло не всегда.Они возникло в ходе истор.развития материальных образований в рез-те усложнения их форм,как св-во высокоорганизованных материальных систем.Неистор.подход к созн-ю привел нек-ых ф-ов к утверждению,что созн-е присуще всей матери.Подобное возрение наз-ся гилозоизм.(вещ-во и жизнь).Созн-е-особый вид отражения.Отражением обладают все материальные образования.Оно является моментом,стороной любого взаимодей-я.Отражение-рез-т взаимодей-я,в к-ом фиксировано то,что принадлежит отражаемому телу.материя пораждает разл.формы отражения(напр.изоморфное отображение,отпечатки,возникающие в рез-те взаимодей-я 2-х и более объектов).Как св-во живого организма выступает раздражимость,к-ая проявляется в виде физиолог.реакций.Она-ср-во управления,регулирования приспособительного поведения.Дальнейший этап в развитии форм отражения-чуствительность-способность иметь ощущения,отражающие св-ва предметов,воздей-ющих на организм.Ощущения составляют нач.форму психики животных.Она-св-во высших форм органической материи.Психика-способность живых сущ-в создавать чувственные и обобщенные образы внеш.дей-сти и реагировать на них сообразно своим потребностям.присуща челу.Психика чела-сов-ть явлений и состояний его внутр.мира.Созн-е – часть психики.к-ая охватывает сознательные,подсознательные и бессознательные процессы.Созн-е могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованнго мозга,к-ый сформировался под влиянием труда и речи.«Сначала труд.а затем и вместе с ним членораздельная речь явились 2мя самыми гл.стимулами,под влиянием к-ых мозг обезьяны постепенно превратился в чел.мозг,к-ый при всем своем сходстве с обезьянами далеко превосходит его по величине и совершенству».(Маркс,Энгельс). Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании чела и его созн-я:мозг стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.Активно действующая рука учила голову думать,прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы,заведомо планирующей практ.дей-я.Т.о.ключ к разгадке,к-ую представляет для каждого чела происхождение его созн-я,закл-ется в труде.Созн-е хар-ется активным отн-ем к внеш.миру,к самому себе.Мозг чела как управляющая система высокой степени сложности устроен так,чтобы не только получать,хранить инфу,но и формировать плин дей-й и осуществлять активное управление ими.В отражение мысль предвосхищает естественный ход событий.И в этом смысле созн-е может отрываться от непосредственного отражения дей-сти.Конечная цель чела-в преобразующем мир практ.дей-и,по отн-ю к к-ому оно выступает в качестве необходимого ср-ва.Все элементы мысленно творимого заимствуются из наличного бытия,из окруж.природы.Суверенитет разума состоит в способности прежде всего правильно отражать существующее,предвидеть будущее и на основе отражения,через практ.дея-сть творить мир.Когда говорят о тв-ве,то имеют в виду лишь гениальные произведения лит-ры,открытия в науке.Между тем тв-во-св-во созн-я вообще.Вся история развития чел-ва связана с такой дея-стью людей,к-ая дает новые рез-ты,имеющие общ.значение,а это и есть тв-во. Созн-е связано с языком-наиб.эфф-ый способ передачи соц.инфы.Участвует в осуществление практ-ки всех высших псих.фцнкций.Хар-ны функции:экспресивная(поср-вом языка чел выражает мысли);когнитивная(служи важн.ср-вом позн-я);коммуника-тивная(осуществление общения м/д людьми);кумулятивная (обеспеч.накопление и сохранение зн-й).Расширение потребностей чела в общении и позн-и приводит к созданию «искусственных языков»(язык формул и графиков).Т.О.труд и язык-мощные соц.факторы,стимулирующие процесс развития созн-я
37. Американский уч. Спери – функциональная асимметрия правого и левого полушарий мозга. (Левое – процессы анализа, вербальномыслит. процесс; Правое – эмоции и чувственное восприятие). Уровни сознания: 1. сверх я (соц значимые нормы, запреты, заповеди…) 2. Я (контролир. чознанием чела) 3. Подсознание (забытые мысли, тревоги, переживаня) 4. бессознательное, оно (инстинкты, влечения, неявные знания). Cв-ва сознания: а) идеальность (отражение действ. формы дух-ой деятельности или способности чела духовно мыслить образом воспроизвед. мысли. Мыслит не мозг, а чел обладающий им. Чел – предмет социокультурной среды); б) интенциональность (связывание рез-ов псих. отражения с окр. миром); в) самосознание (осознание и оценка челом самого себя как субъекта теорет. и практич. Деятельности. Самосознание пресуще челу на высоком уровне развития. Выдел. себя из общ. массы и чувств. себя личностью. Первобытн. чел не обладал самосознанием). Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них.
38. Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования личного,индивид.созн-я.Общ.созн-е обладает относительной самостоятельностью:ему присуща преемственность,а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответствующими периодами развития общ.бытия. Общ.созн-е имеет сложную структуру.В условно "вертик." ракурсе его принято делить на уровни,а в "горизонт."-на "формы".В вертик.ракурсе применяют гносеологический и социолог.подходы. Гносеолог. аспект анализа предполагает выяснение того,что и как отражает общ.созн-е в общ.бытии.При таком подходе выделяют обыденный и теорет.уровни общ.созн-я. Обыденное созн-е охватывает и обобщает в основном внеш.связи и отношения,не проникая в сущность вещей.Вкл.:сумму зн-й и заблуждений,предрассудков и суеверий,связанных с повседневной дея-стью людей в сфере пр-ва,быта.Обыденное созн-е возникает как осозн-е повседневных потребностей людей (здравый смысл).Более глубокое отражение общ.бытия дает теорет.созн-ие- система идей, понятий,з-ов.Эти два уровня общ.созн-я тесно взаимодей-ют,ведущая роль принадлежит теорет.созн-ю.Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения дей-сти представляет опред.ценность,и он способен корректировать теорет. идеализации.При социолог.подходе осн.критерием различения уровней общ.созн-я является степень учета, способ выражения интересов отд.классов или соц.групп.По этому критерию выделяются также 2 уровня-общ.психология и идеология. Общ.психология вкл.3 осн.элемента:1) мысли и представления,порожденные практ.дея-стью опред.класса (соц.группы)и всего общ-ва,а также унаследованные от прошлых поколений;2)чувства, стремления,настроения,выражающие эмоц.отн-я класса (соц.группы)к др.классам (соц.группам)и побуждающие людей к опред.дей-ям;3)традиции, обычаи,нравы, представляющие собой"материальное" закрепление мыслей и чувств соответствующих соц.групп.Общ.психология-исходная ступень общ.созн-я,вырастающего из общ.бытия.На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают производ.,бытовые, семейные,национальные и культурные отн-я.К особенностям общ.психологии относятся стихийность формирования,возможность прямого перерастания взглядов,чувств и настроений в дей-е. Идеология дальше отстоит от усл-й повседневной жизни людей,но отражает их полнее и глубже.Она выступает как самосозн-е соответствующего класса (соц.группы).В учебной и науч.лит-ре идеология часто хар-ется как теорет.отражение интересов опред.класса.В такой трактовке она смешивается с теорет.уровнем общ.созн-я.В отличие от общ.психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеолог.работы.Идеология сущ-ет и возникает в классовом, социально неоднородном общ-ве.Общ.психология и идеология взаимодей-ют друг с другом, при этом определяющая роль принадлежит идеологии. В "горизонт."плане выделяют:полит.,нравств.,эстетическое,науч.,фил.и др.формы общ.созн-я.Они разграничиваются:1)по объекту отражения;2)по способу отражения,3)по соц.роли.Они взаимодей-ют друг с другом,исторически изменяются.Кратко охар-ем важнейшие из них. Полит.созн-е- особая форма общ.созн-я,поср-вом к-ой отражаются и регулируются полит.отн-я(т.е.отношения по поводу власти)м/д классами,нациями,гос-вами.Полит.отн-я обусловлены экон-ими.Пол.созн-е не однородно.На идеолог.уровне оно выступает в виде системы полит.взглядов,идей,теорий,лозунгов,выражающих интересы разл.классов,наций, гос-в.На уровне общ.психологии-в виде полит.взглядов,чувств, настроений,представлений людей о гос-ве и власти,об отн-ях м/д гос-вами,нациями,партиями. Нравств. (моральное)созн-е возникло еще в первобытном общ-ве.Челу для его выживания нужны не только ср-ва труда,но и опред.правила совместной жизни.Эти правила воплощены в морали,к-ая выполняет регулятивную функцию,и в этом отн-ии она близка к праву.Но в отличие от него мор.нормы поддерживаются силой привычки обще.мнения.Отн-я м/д людьми, регулируемые поср-вом морали,-нравств.отн-я.Нравств.созн-е и есть осозн-е существующей морали и нравств.отн-й.Соц.-псих.уровень мор.созн-я вкл.:мор.чув-ва(честь,долг), эмоции и представления о моральном и аморальном.На идеолог.уровне мор.созн-е-сов-сть принципов, норм,идеалов людей.Идеолог.уровень мор.созн-я закреплен в этических учениях.Соц.неоднородность обусловливает разнообразие мор.норм в разные эпохи,у различных народов и соц.групп(классов).В них заключено и непреходящее общечел.содержание (напр.,"золотое правило нравственности":не делай другим того,чего не хочешь,чтобы причиняли тебе). Эстетическое созн-е- форма общ.созн-я,отражающая дей-сть с точки зрения совершенства (или несовершенства)явлений природы и общ-ва. Воплощается в искусстве,в к-ом эстетическое превращается в осн.цель дея-сти.Искусство отражает дей-сть с помощью своих специфич.ср-в:худ.образов и худ.приемов(метафора, символ).Эстетическое отн-е присутствует как побочный элемент почти во всех формах дея-сти. Науч.созн-е- важнейшая форма общ.созн-я-сов-сть объективных зн-й о той или иной области природы или общ.жизни.Важнейшие моменты развития науч.позн-я:1)выделение науч.позн-я в качестве самостоятельного вида чел.дея-сти;2)дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки;3) появление разл.форм рефлексии о науке (методология науки,науковедение).Особое место в системе науч.зн-я принадлежит общ.и гуманитарным наукам,предметом к-ых являются разл.стороны жизни общ-ва и законы их развития.В этом дополнит.ценность гуманитарных и общ.наук,т.к.они формируют общ.взгляды о самом общ-ве, и одновременно трудность их развития,поск-ку классовые интересы могут исказить картину соц.реальности и затормозить прогресс в целом.В качестве особой формы общ.созн-я предстает и фил.созн-е. Ф-я является основой мировоззрения, "несущим каркасом"дух.культуры,и этим определяются ее значение и место в ряду др.форм общ.созн-я.Важность ф-и заключается в том,что она раскрывает общие закономерности природного и общ.бытия и позн-я.Исследуя структуру и динамику общ.созн-я,специфику и взаимосвязь отдельных форм общ.созн-я,ф-я выполняет важную функцию по интеграции общ.созн-я,стимулированию развития дух.культуры в целом.Т.о. общ.созн-е в ед-ве и многообразии своих структурных элементов обеспечивает позн-е усл-й общ.жизни и ориентацию отдельных людей и соц.групп в конкретных ситуациях.
39. Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования личного,индивид.созн-я.Общ.созн-е обладает относительной самостоятельностью:ему присуща преемственность,а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответствующими периодами развития общ.бытия.Общ.созн-е имеет сложную структуру.В условно "вертик." ракурсе его принято делить на уровни,а в "горизонт."-на "формы".В вертик.ракурсе применяют гносеологический и социолог.подходы.Гносеолог.аспект анализа предполагает выяснение того,что и как отражает общ.созн-е в общ.бытии.При таком подходе выделяют обыденный и теорет.уровни общ.созн-я. Обыденное созн-е охватывает и обобщает в основном внеш.связи и отношения,не проникая в сущность вещей.Вкл.:сумму зн-й и заблуждений,предрассудков и суеверий,связанных с повседневной дея-стью людей в сфере пр-ва,быта.Обыденное созн-е возникает как осозн-е повседневных потребностей людей (здравый смысл).Более глубокое отражение общ.бытия дает теорет.созн-ие- система идей, понятий,з-ов.Эти два уровня общ.созн-я тесно взаимодей-ют,ведущая роль принадлежит теорет.созн-ю.Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения дей-сти представляет опред.ценность,и он способен корректировать теорет. идеализации.При социолог.подходе осн.критерием различения уровней общ.созн-я является степень учета, способ выражения интересов отд.классов или соц.групп.По этому критерию выделяются также 2 уровня-общ.психология и идеология. Общ.психология вкл.3 осн.элемента:1)мысли и представления,порожденные практ.дея-стью опред.класса (соц.группы)и всего общ-ва,а также унаследованные от прошлых поколений;2)чувства, стремления,настроения,выражающие эмоц.отн-я класса(соц.группы)к др.классам (соц.группам)и побуждающие людей к опред.дей-ям;3)традиции,обычаи,нравы, представляющие собой"материальное"закрепление мыслей и чувств соответствующих соц.групп.Общ.психология-исходная ступень общ.созн-я,вырастающего из общ.бытия.На формирование взглядов и чувств людей решающее влияние оказывают производ.,бытовые, семейные,национальные и культурные отн-я.К особенностям общ.психологии относятся стихийность формирования,возможность прямого перерастания взглядов,чувств и настроений в дей-е. Идеология дальше отстоит от усл-й повседневной жизни людей,но отражает их полнее и глубже.Она выступает как самосозн-е соответствующего класса (соц.группы).В учебной и науч.лит-ре идеология часто хар-ется как теорет.отражение интересов опред.класса.В такой трактовке она смешивается с теорет.уровнем общ.созн-я.В отличие от общ.психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеолог.работы.Идеология сущ-ет и возникает в классовом, социально неоднородном общ-ве.Общ.психология и идеология взаимодей-ют друг с другом, при этом определяющая роль принадлежит идеологии. В "горизонт."плане выделяют:полит.,нравств.,эстетическое,науч.,фил.и др.формы общ.созн-я.Они разграничиваются:1)по объекту отражения;2)по способу отражения,3)по соц.роли.Они взаимодей-ют друг с другом,исторически изменяются.Кратко охар-ем важнейшие из них. Полит.созн-е- особая форма общ.созн-я,поср-вом к-ой отражаются и регулируются полит.отн-я(т.е.отношения по поводу власти)м/д классами,нациями,гос-вами.Полит.отн-я обусловлены экон-ими.Пол.созн-е не однородно.На идеолог.уровне оно выступает в виде системы полит.взглядов,идей,теорий,лозунгов,выражающих интересы разл.классов,наций, гос-в.На уровне общ.психологии-в виде полит.взглядов,чувств,настроений,представлений людей о гос-ве и власти,об отн-ях м/д гос-вами,нациями,партиями. Нравств.(моральное) созн-е возникло еще в первобытном общ-ве.Челу для его выживания нужны не только ср-ва труда,но и опред.правила совместной жизни.Эти правила воплощены в морали,к-ая выполняет регулятивную функцию,и в этом отн-ии она близка к праву.Но в отличие от него мор.нормы поддерживаются силой привычки обще.мнения.Отн-я м/д людьми, регулируемые поср-вом морали,-нравств.отн-я.Нравств.созн-е и есть осозн-е существующей морали и нравств.отн-й.Соц.-псих.уровень мор.созн-я вкл.:мор.чув-ва(честь,долг),эмоции и представления о моральном и аморальном.На идеолог.уровне мор.созн-е-сов-сть принципов,норм,идеалов людей.Идеолог.уровень мор.созн-я закреплен в этических учениях.Соц.неоднородность обусловливает разнообразие мор.норм в разные эпохи,у различных народов и соц.групп(классов).В них заключено и непреходящее общечел.содержание(напр.,"золотое правило нравственности":не делай другим того,чего не хочешь,чтобы причиняли тебе). Эстетическое созн-е- форма общ.созн-
40.Антропосоциогенез. Проблема происхождения чела стала акт.в естествознании 19в. объяснить происхождение чела чисто биолог.причинами не удавалось.Согласно Дарвину, происхождение чела является необход.звеном естественной эволюции жизни на Земле.Но вывести происхождение чела из биологической эволюции прапредков чела не удалось.Не удавалось объяснить,как возникают соц.организации,индивид.различия,сама культура.Решающий шаг был сделан Марксом и Энгельсом,подчеркнули знач-е материального пр-ва.Все известные ранее трактовки чела-как сущ-ва разумного,морального,как полит.животного и т.д.-м.б.выведены из материально-практ.дей-я.Чел и общ-во возникли одновременно.Биолог.организация сменялась социальной. Становление чела (антропогенез) и становление общ-ва (социогенез) составляют 2 стороны единого процесса- антропосоциогенеза, продолжавшегося 3-4 млн.лет.Важную роль в прояснении общего смысла антропосоциогенеза сыграла"трудовая"гипотеза Энгельса-"труд создал чела".Труд.дея-сть во многом обусловливала направленность жизн.процессов и способствовала естественному отбору.Под влиянием труда сформировались специфические качества чела:созн-е,язык,творч.способности.Идеи Энгельса были поддержаны ф-фами,археологами.Вместе с тем гипотеза Ф.Энгельса не лишена недостатков,поск-ку и сам труд должен был сформироваться,он не был одним и тем же.Не вполне понятно и то, как, при каких усл-ях прапредки людей были вынуждены трудиться.Необходимо более полно учитывать противоречивое влияние орудий труда,ведь они могли использоваться и в агрессивных целях и,значит,тормозить развитие чела.Наряду с орудийной дея-стью боль.роль играли одомашнение животных,игра и др.проявления жизнедея-сти.Одним из осн.факторов очеловечивания были нравств.отн-я. Запрет агрессивных дей-й по отн-ю к членам рода,забота каждого о пропитании своих близких-все это способствовало укреплению рода.Следует также принимать во внимание взаимообусловленность возникновения рода (филогенез)и истории индивид.развития (онтогенез).Онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез,наиболее наглядно это проявляется в овладении ребенком речью и навыками трудовой дея-сти.И здесь заложены,с одн.ст.,возможность косвенной проверки процесса антропогенеза на основе наблюдений за единичными актами индивид.формирования созн-я,а с др.ст.,возможность сознат.направления процессов воспитания и самовоспитания на основе позн-я процессов истор.развитияВ этом смысле практика ежедневно и ежечасно подтверждает гл.положения концепции антропосоциогенеза,в чем-то существенно корректируя ее.Особенно большие трудности возникают при воспитании слепоглухонемых детей.Предоставленные самим себе или традиционным методам воспитания,они вряд ли поднялись бы над уровнем животного состояния.Последовательная работа отечественных психологов и педагогов позволила ряду воспитанников не только приобрести навыки устной и письменной речи,но и создать себе имя в ученом мире.Чел увился для самого себя не только наиболее интересным,но и самым сложным объектом исследования.Этим объясняются настойчивые попытки ф-ов найти адекватные категории,способные воспроизвести эту сложность.По-видимому,адекватное раскрытие сущности чела возможно,если за основу сознательно принять сложность природы чела.Важным шагом в этом направлении является признание противоречивой сущности чела,выражаемой поср-вом сопоставления категорий"природное-соц-ое".Соотн-е природного (биолог-го)и соц-ого(общ-ого)очень сложно.В науке сложились 2 крайние точки зрения: биологизаторство (натурализм),абсолютизирующее роль естеств.начал в челе,и социологизаторство, преувеличивающее роль соц.начала.Эти позиции в чистом виде редко встречаются,чаще можно столкнуться с преобладанием той или иной точки зрения. Биологизаторские концепции довольно разнообразны.Это социал-дарвинизм,к-ый распространяет дей-е з-ов естеств.отбора на общ-во,и фрейдизм,к-ый подчеркивает ведущую роль в псих.дея-сти чела бессознательного начала и оправдывающий врожденные кач-ва(напр.,агрессивность).Одной из наиболее распространенных концепций-позиция сторонников социобиологии,к-ая накопила обширный материал,свидетельствующий о том,что в живой природе сущ-ют разн.формы организации(иерархическая структура стада, передача опыта и др.).Один из ее основоположников Уилсон склонен объявить все соц.и гуманитарные науки лишь специализированными разделами биологии,а поведение соц.сущ-ва предлагает объяснять,исходя только из генетической предопределенности. Представители социологизаторства, напротив,недооценивают или игнорируют разл.проявления жизнедея-сти чела.Они абсолютизируют знач-е соц.отн-ий и мира вещей, созданных челом("второй природы"),важность социолог.методов изучения чела.Возникнув как реакция на биологизаторство(натурализм),социологизаторство обращало внимание на качеств.специфику чела как соц.сущ-ва,представляя историю его формирования слишком краткой или высказывая прогнозы дальнейшего развития на ином,"внеприродном", субстрате.В числе приверженцев социологизаторства ряд ф-фов и социологов,стоящих на позициях структурализма,трактующих личность как"актера",исполняющего обычно неск-ко соц.ролей.Итак,обе концепции чела-биологизаторская и социологизаторская-односторонне подходят к предмету своего изучения.1ая концепция в своих крайних выражениях,в сущности,низводит чела до уровня животных,вторая-превращает его в абстрактную социолог.схему.Прежде всего следует уточнить суть оппозиции"природное-соц-ое". Дей-но,чел-животное,принадлежащее к семейству позвоночных,классу млекопитающих,отряду приматов,но это особое сущ-во,входящее в разл.общ.системы,вне к-ых он лишен возможности самостоятельно сущ-ть.Особенности чела как соц.существа связаны прежде всего с созн-ем.Он способен взглянуть на себя"со стороны",сознательно перестроить усл-я своего существования в соответствии с потребностями. Здесь коренится и принципиальная незавершенность чела как вида,и эта незавершенность преодолевается как соц.организацией людей,так и продолжающимся самоформированием чела.Эта цельность –ед-во биолог.и соц.начал в челе-выражается особой категорией-"биосоциальное сущ-во",в к-ой синтезированы поиски разл.мыслителей прошлого:"чел есть полит.животное" (Аристотель),"чел есть животное,изготовляющее орудия" (Б.Франклин) и т.д.
41.Индивид, личноcть, индивидyaльноcть. Индивид (от лат.неделимое),первоначально-лат.Перевод греч.понятия 'атом'(впервые у Цицерона),в дальнейшем- обозначение единичного в отличие от совокупности, массы;отд. живое существо, особь,отд.чел-в отличие от коллектива,социальной группы,общ-ва в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. словиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Ч. - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) сущностное понимание ч. 4) целостное понимание ч. Развитая индивидуальность->многообразие соц. качеств. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и грамоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определнию смысла жизни.
42.Проблема жизни и смерти. Аспекты проблемы смерти:1.Как определить,что данный чел уже умер?2.М.б. имеет смысл определить,что этому челу уже пора умереть?3.Непримеримость чел.созн-я,гордого чел.духа с фактом своей физ.смерти.Ситуация глобального цивилизационного кризиса,к-ый может привести к гибели всего чел-ва:цена чел.жизни возросла,а ценность упала. Сейчас осозн-е своей смертности вызывает сильнейшие эмоцион.потрясения у людей.Шкала ценностей: 1.шкала биологическая–феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие.Право на жизнь для любого живого сущ-ва в силу его рождения.2.Акцентирует внимание на специфику чел.жизни.Чел.жизнь отличается от жизни всего другого.Жизнь и смерть не связаны с чел.разумом,с оценками его совр-ами и потомками.3.Идея обретения бессмертия.Волнует всех зрелых людей. Различные категории людей определяют бессмертие по-разному: 1.бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих детях.2.Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–хар-на для тоталитарных общ-в.3.Упование на растворение тела и духа в космическом бессмертии–хар-но для восточных религ.и фил.течений.4.Результаты чел. тв-ва–произведения,идеологические концепции5.Дости-жение различных состояний,смерть–возможный прорыв в др.миры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|