Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Духовного(идеального).




§ Индивидуализированного духовного-наш внутренний мир,нет нас–мир уходит с нами.Мы произвольны в формировании своего дух. мира(он субъективен).

§ Объективированного духовного–не зависит от конкретного индивида.

Например, Тургенев написал роман «Отцы т дети»–вначале-это И.Д,, после роман стал существовать сам по себе–О.Д. Парадокс взаимоотношения И.Д. и О.Д.: источник О.Д,-созн-е,оно может существовать благодаря индивидуальному созн-ю, но от него не зависит.

§ Социального духовного–форм общ-ва.

Итог: Бытие- существование во всех его многообразных формах.Бытие–категория единая,его деление произведено в познавательных целях.

 

27.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛ КАТЕГОРИИ “МАТЕРИЯ”. Материя-фундаментальная исходная кате-гория фил.,от того или иного ее понимания зависит реше-ние практ всех других проблем.От лат.-вещ-во.Это ве-ществ.знач-е удерживалось до 20в.,когда произошла револ в физике.1ой ступенью в осознании материальности мира был стих.материализм. Началом форм понятия материи явился переход от качеств разнообразия сущ.вещей к понятию единой,объемлющей это кач.разнообразие основы мира-первоматерии.Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все кач.разнообр.миравыводилось из какого-либо одного тоже качеств.определенного,эмпир. воспринимаемого эл-та.(огонь,вода.)Но уже Демокрит заметил,что с помощью одного кач.определ-я в-ва невозможно объяснить происхожд другого,т.к.он не содержит принципа своего превращения.Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике. Атомы тоже истолковывались как вещ-во,как кирпичи всего сущест-вующего.Так зародилась дискретная картина мира.Она была очень плодотворной для ф-и и науки в целом.С этой теорией связаны многие открытия в физике(тяжесть,со-хранение в-ва).Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явл.и событий мира на основе взаимодей-я атомов.Казалось еще чуть-чуть и физ.картина мира полу-чит полную завершенность.Лиргоф:“Разве осталось еще что-нибудь открывать?”Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов.Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва.Открытие электромагн.полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту.Поле-принципиально отличное от в-ва состояние материи.Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство,для каждой точки кот можно определить величину и направл силы взаимодей-я м/д данным объектом и другим.(поле - атрибут в-ва).Но затем было доказано,что поле не только атрибут объекта, но и самостоят.реальность,т.е. нов.вид материи,основным св-вом кот.является непрерывность.Все это привело к фил.кризису-“Материя исчезла”.Этот кризис связан с утратой представл-я о материи как о вещ-ве.Изменение массы электр.при измен усл-й поля или скорости,ядерные реакции-превращение в-ва в энергию.Ужас...Невозмож-ность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к матем.моделям.Нек-ые предали при этом материю забвению=идеализм.К этому привело и то,что материализм традиционно был связан с механи-чески-вещественным пониманием материи.Был этот мир глубокой тьмой окутан./ Да будет свет!\ И вот явился Ньютон.\ Но сатана недолго ждал реванша.\ Пришел Эйнштейн - и стало все как раньше\. Диалектико-материалист.понятие материи. Необходимо было осво-бодить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием в-ва.Ленин замечал,что исчезла не материя,а метафиз.представление о ней.Единственное св-во материи-“быть объективной реальностью, сущ-ть вне нашего созн-я.” Короче “материя есть фил.категория для обозначения объективной реальности,кот.дана челу в ощущениях,кот.копируется,фотографируется,отображает-ся нашими ощущениями,существуя независимо от них”- Гольбах.Строение материи-физич.?.А? об отн-и нашего позн-я к миру-фил.проблема.Поэтому нельзя дать опреде-ления центр.категории теории позн-я как только через ее соотнесение с др, столь же шир.категорией-созн-ем и определением того,что из них берется за первичное. При-чем противопол.материи и созн-я имеет абсол.значение только в пределах очень огранич.области:искл-но в пре-делах основного гносеолог.? о том,что признать превич-ным.За этими пределами относительность данного противоположения несомненна”.

 

28.Движение -способ существования материи,ее всеобщий атрибут,проявляющийся в непрерывном взаимодей-ии и изменении материальных образований.Выделяют основные, специфические и общие формы движения материи. Критериями их классификации явл.след.признаки: 1)наличие специф.материального носителя,т.е. соотнесенность с опред.уровнем организации неорга­нической,живой или соц.материи;2)наличие специф.или системы специф.взаимодей-ий м/д объектами,образующими опред.уровень организации материи;3)наличие относительно замкнутой системы з-ов,уп­равляющих специф.взаимодей-ями;4)генетическая связь высших форм движения с предшес­твующими(высшая форма движения возникла на основе пред­шествующей и ее законы не противоречат законам последней);5)несводимость высших форм движения к предшествую­щим(лежащие в основе предшествующих форм движения вза­имодей-я и управляющие ими законы не охватывают всего содержания взаимодей-й и з-ов,присущих высшим формам движения).На основе отмеченных критериев выделяют 5 основных форм движения материи: механическую- пространственное перемещение любых материальных образований, представляющее собой внеш.форму специф.материальных процессов; физическую- охватывает взаимодей-е материальных образований и сопутствующие им изменения на субмикроэлементарном, микроэлементарном,ядерном и атомном уровнях.Особо выделяются процессы кристаллизации,смены агрегат­ных состояний вещества, движения в газах, жидкостях и телах и другие, носителями к-ых являются молекулы; химическую- вкл.:процессы взаимодей-я и изме­нения материальных образований на атомном и молекулярном уровнях (химические реакции-процес­сы взаимодей-я атомов и молекул).Носителями хим.формы движения являются также ионы,радикалы,макромолекулы и др.комплексные соединения; биологическую- взаимодей-я и сопутствующие им из­менения объектов, образующих уровни организации живой ма­терии.Это процессы обмена вещ-в в организмах, их самовос­произведения и приспособляемости,образования и изменения видов и биоценозов; социальную- вкл.:процессы взаимодей-я соц.групп и институтов,изменения их структуры и фун­кций в рамках общ-ва как целостной системы. Специфические формы движения материи предполагают наличие особого материального носителя и в основном соответ­ствуют уровням организации материи.В их сов-сти вы­деляют микроэлементарную, внутриядерную, внутриатомную,молекулярную,планетарную,внутризвездную,галактическую и др. Общие формы движения материи,к числу к-ых относят механическую,тепловую, кибернети­ческую,гравитационную и электромагнитную,-общий способ бытия,общий тип функционирования ма­териальных систем. Неразрывная связь движения с материей- важн. хар-ка как движения(оно,как и материя,неуничто­жимо),так и материи(движение-способ существования ма­терии).К важн.хар-кам движения относятся также его абсолютность и противоречивость. Движение противоречиво,поск-ку оно-ед-во изменчивости и стабильности (покоя), непрерывности и прерывности,абсолют­ного и относительного.Оно абсолютно,поск-ку стабильность (покой)невозможна во всех формах движения одновременно,имея место в одной из них,она устраняется совокупным движе­нием материи.

 

29.прост-во и временя в ф-и. То или иное понимание прост-ва и времени складывается в зависимости от хар-ра взаимодей-я материи и движения, движения и покоя. Демокрит:вводит понятие пустого прост-ва для движения атомов как необходимого объективного усл-я;прост-во Демокрита бесконечно и однородно,оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения;вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассм-лись в кач-ве усл-й и при-чины её движения.Такой подход к пониманию прост-ва и времени был хар-н для мн.материалистов Др.Греции. Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное,божественное, сверх-природное, совершенное. Аристотель:отвергал существо-вание пустого,однородного и бесконечного прост-ва.Оно у Аристотеля неоднородно и конечно.Время выражает число движений и течет равномерно. Ньютон:у него абсолютное прост-во было демакритовой пустотой,оно неподвижно,однородно,непрерывно,бесконечно,трехмер-ное вместилище всех материальных тел и их движений.Время-чистое,однородное,равномерное, непре-рывное, вечная и неизменная длительность,оно имеет одно направление и течет от прошлого через наст.к будущему и поэтому одномерно.Прост-во и время не от чего не зависят.Такое понимание прост-ва и времени было хар-но для Лейбница, Декарта и др. Лейбниц:ни пустоты,ни чистой длительности,как самостоятельных начал бытия,-нет.Прост-во-порядок взаиморасположения тел,а время-порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел,т.е.прост-во и время у него зависят от простейших субстанций,монад,к-ые активны,абладают движением,наделены способностью самодвижения.В тесных рамках идеализма,но глубоко диалектически пытался решить эту проблему Гегель:он считал,что только в движении прост-во и время действительны,они неразделимы и определяют друг друга как ед-во противоположностей.Диалектика прост-ва,времени и движения лежит в мировом духе в потусторонней мощи божеств.духа.Субъективные идеалисты:Беркли,Юм,Кант, отчасти Мах. Кант:считал прост-во и время в качестве априорных,доопытных и врожденных св-в чел.созн-я как чистые формы созерцания,благодаря к-ым чел воспри-нимает явления внеш.мира в прост-ве и во времени.Кант считает,что тела представляются нам как имевшие опред.геометрическую форму,протяженность,потому что так устроено созн-е чела.Мах:прост-во и время-упорядо-ченные ряды ощущений.Диалектический материализм: прост-во и время-форы или способы существования материи. Св-ва прост-ва и времени. 1.Общие св-ва:1). объективность;2).абсолютность–движение,как и прост-во и время,носит всеобщий хар-р;3).относительность–содер-жанием прост-ва и времени является движущаяся материя,поэтому прост-во и время меняются в разл.частях света,на разных уровнях, в движущейся мате-рии;4).бесконечность–понимается в смысле бесконечно-сти всеобщности бытия.2.Специфические св-ва:1).непре-рывность и прерывность–св-во связано с движением прост-ва и время прерывно,поск-ку в движении осущет-ся переход от одних пространственно-временных струк-тур к другим;2).мерность–пространственно-временные отн-я м.б.описаны при помощи 3х пространственных отн-й и одного временного отн-я; существует понятие n-мерного прост-ва,т.е.добавляются др.хар-ки:t,p.3).Время одномерно–т.е.оно необратимо,это св-во обусловлено хар-ом причинно-следственных отн-й. Прост-во- когда любой объект занимает место,т.е.обладает протяженно-стью,находится на каком-то расстоянии от др.объектов, т.е.взаимодей-ет с ними и обладает определенной кон-фигурацией. Время –1)длительность явления;2)следова-ние сменяющих друг друга событий и явлений, имеющих одно измерение.

 

30.Диaлеkтиka и ее альтернативы. Д.-учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.

Понятие диалектики родилось в античной культуре и означало<вести беседу>.Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения и согласования различных противопо-ложных точек зрения.Элементы диалектики содержатся уже в фил. учениях в Др.Китае,Индии, Греции.Гераклит представлял мир как огонь мерами возгорающий мерами затухающий или как поток реки,в к-ый нельзя войти дважды. Всё в мире развивается, все явления взаимосвязаны между собой. У греч. философов преобладала идея круговорота: всё в мире подвержено циклическим возвратным изменениям, главенствует идея о <золотом веке>. В христианской фил. истории возникает представление о временной направлен-ности(у Августина).Это положило начало пониманию развития как качественных изменений. Важный шаг к идее развития мира внёс Декарт. Бог создал мир и дал ему импульс развития. Декарт не распространял развитие на общество.Эпоха буржуазных революций пробудила интерес к истории. Французские просве-тители Вольтер, Руссо выдвинули идеи исторического развития. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе. В немецкой классической Ф. диалектика предстала в виде стройной теоретиче­ской модели. Её развивали Кант, Гегель. Кант применил понятие развития к Солнечной системе. Поставил вопрос о развитии нравственности. Гегель разработал с позиции объективного идеализма целостную концепцию развития и прежде всего исторического развития человечества.

Осн.принципы Д.-всеобщая связь, становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.П.целостности:проблема несводимости це-лостности к простой сумме частей заключается в связи,объединяющей предметы в сложные комп-лексы,во взамовлиянии частей.П.детерминизма: реальные природные, обществ. и психич. явления и процессы детерминированны,т.е.возникают,развива-ются и уничтожаются закономерно,в рез-те действия опред.причин, обусловлены ими.В марксизме Д.вы-ступает как учение о всеобщих связях,о наиболее общих законах развития бытия и мышления.Мате-риалистич.Д. выражается в системе филос. категорий и законов.Главные законы:1)превраще-ние количества в качество,2)взаимное проникнове-ние полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности(единство и борьба противоположно-стей),3)развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития. Для Д. характерно формирование парных категорий, отражающих "полярные" стороны целостных явлений,процессов.Категории. Единичное хар-ет отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. Общее - объективно существующее сх-во характеристик единичных предметов, их однотипность в нек-рых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей. Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу, совокупность черт и др. хар-ки.Явление внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые хар-ки того или иного предмета.Содержание-сов-сть различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса.Форма-принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.Причина-следствие. Качество- целостная, интегральная хар-ка предмета (единство его св-в)в системе его связей и отношений с другими предметами.Кол-во - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах. Мера-диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, в пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета. Скачок-переход количественных измерений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).Категории системного исследо-вания:система- упорядоченное мн-во взаимо-связанных эл-тов, обладающее структурой и организацией;эл-т- неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов;структура-относительно устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого.

 

31.З-н диалектики -форма фил.зн-я,выражающая все-общую связь явлений природы,общ-ва и мышления, обуславливающие их развитие.З-ны диалектики внутренне связаны м/д собой.В реальном мире они дей-ют в системе целостного механизма развития.Ге- гелем были сформулированиы 3 осн.з-на:з-н ед-ва и борьбы противоположностей (расскрывает хар-р ис-точника развития);з-н взаимного перехода качеств.и колич.изменей(представления о форме,в к-ой осущ-ется процесс развития);з-н отрицания отрицания(ме-ханизмы преемственности и цикличности развития). 1.З-н ед-ва и борьбы противоположностей. Этот з-н наз.ядром диалектики: он объясняет источник разви-тия,движущие силы развития. В основе всякого само-развития лежит ед-во и борьба противоположностей. Этот з-н раскрывается через след. категории:-Тожде-ства,-Различие,-Противоположность,-Противоречие,-Ед-во и борьба.Тождество-равенство явления самому себе,момент устойчивости явлений.Различие-момент изменчивости явлений.Тождество и различие диалект. хар-ки любого изменяющего­ся предмета. Диалект. противоположности-такие стороны,тенденции цело-стного изменяющегося предмета,процесса,кот.однов-ременно искл-ет и взаимно предполагают друг друга. Диалект.противоречие-сложное взаимоотн-е м/у про-тивоположностями.Диалект.противоречия не лежат на поверхности явлений,а связаны с глубинной сутью предмета.Ступени развития и разрешения противоре-чия:1)Тождество2)Несущественное различие3)Сущес-твенное различие.4)Конфликт.5)Неизбежное разреше-ние противоречий и возникновение новых противопо-ложностей.Противоречие не сущ. как пара замкнутых противоположностей,а рассм-ется в контексте разл. взаимосвязей.Они присущи всем предметам и явле-ниям и определяют их бытие от возникновения до уничтожения.Ед-во противоположностей условно, временно,относительно преходяще,борьба абсолютна. Новое возникает в рез-те борьбы.Противоречия бы-вают внутр.и внеш.,основные и не основные,в общ-ве антагонистические и неантагонистиче­ские.Антаго-нист.противоречия-противоречия м/д соц.группами с непримиримыми интересами. 2.З-н перехода кол-веных и качественных изменений. Мир многообразен. Это мн-во предметов с разл.св-вами.Св-во-сторона предмета,обуславливающая его сходство и различие с др.предметами,проявляющаяся во взаимодей-и с ни-ми.Св-ва вещей объективны.Специф.св-ва вещей-при-знаки.Неотъемлемые-атрибут.Кач-во внутр.опреде-ленность предмета,проявляющаяся в целостной хар-ке его сущест­в.св-в при взаимодей-и его с др,предме-тами.При утрате кач-ной определенности предмет перестает быть самим собой.Кол-во-фил.категория, выражающая такую определенность пр-та,кот.хар-ет его с т-ки зрения числа,величины,объема,темпа про-текания процессов.К-во-кач-во в его пространствен-но-временном аспекте.Не сущ,отдельно кач-во и кол-во.Мера-диалект.ед-во кач-ва и кол-ва или такой ин-тервал кол-нных изменений,в пределах кот.сохраняет-ся кач-ная определенность предмета.Суть з-н:посте-пенные кол-ные изменения, постоянно совершающие-ся в предметах,но до поры до времени не меняющие его осн.черт при достижении границ меры приводят к кач-ным изменениям.Не кол-во переходит в кач-во,а одно кач-во-в др.кач-во путем кол-ных изменений. Происх.нарушение старой меры и установление но-вой.З-н носит всеобщий универс.хар-р,раскрывает многокачественность мира и механизм развития.Пе- реход от одного кач-ва к др.происх в рез-те наруше-ния меры,в виде скачка.Скачки бывают взрывные(с ярко выр.границей перехода от одн.кач-ва к др.),по-степенные.Понятие скачка относительное.Необх. учитывать, относит-но чего рассм-ется скачок,уч. масштаб кач-го изменения. 3.З-н отрицания отрица-ния. Всякая конечная сис-ма развивается на основе ед-в и борьбы противопо­ложностей и проходит ряд внут-рене связанных этапов.Предыдущий этап развития от-рицается по след.этапам.В тоже время сущ.преемст-венность развития,связь м/д тапами.Ед-во преемст-венности и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.Отрицание-необхо-димый момент всякого развития.Отрицаемое явление не м.б.абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи.Различа-ют 3вида отрицания:1)Формальнологическое2)Мета-физическое.Его источник-внеш.источник,а не ед-во и борьба противоположностей.3)Диалектич.отрицание, кот.разворачивается на основе ед-ва и борьбы проти-воположностей.Две разновидности диалектического отрицания:1)Конструктивная,с преобладанием сози-дательных моментов.2)Деструктивная,с преоблада-нием разрушит.момента.Структура отрицания:1)Те-зис(исходное положение);2)Антитезис(самоотрицание исходного положения);3)Синтез(возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного).Развитие спиралевидно.Спирале-видность развития-ед-во преемственности поступате-льности и направленности.Развитие не возможно понять либо как сугубо прогрессивное или регрессив-ное.Развитие-всегда ед-во прогресса и регрес-са.Прогресс-развитие от простого к сложно-му,регресс-наоборот.

 

32.Единичное,общее,особенное,целое и часть,система, структура,элемент,содержание и форма. В практ.воздей-я на мир чел сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами.Ни общее,ни единичное не обладают самостоятельным существ-ем,они не сущ-ют «как таковые».Самостоятельно сущ-ют отд.предметы, явления,процессы. Общее же и единичное сущ-ют лишь в отдельном.всякое отдельное представляет собой единство противоположностей.В одно и тоже время оно и единичное и общее.Единичное схватывает неповторимые черты отдельного,а общее отражает то,что повторяется и в др.материальных образованиях.При опред.усл-ях развития отдельного единичное может становится общим,общее-единичным(мода).чтобы составить себе более полное полное представление о том или ином объекте,надо установить не только то,что у него явл.общим с др.мате-риальными образованиями,но и то,что отличает его от др.матер.образ-й.В процессе позн-я мы ищем общее м/д иследуемыми и уже изученными явлениями,а затем пере-ходим к поиску единичного.Единичное и общее взаимос-вязаны м/д собой и связь выражается категорией особенного. Особенное- такие общие черты,свойственные индивид.предмету,к-ые отличают его от нек-ых др.пред-метов. Часть и целое -фил.категории,отражающие отн-е м/д сторонами отд.предмета.Люб.предмет состоит из частей. Целое не сводится к сумме его частей.Оно вкл.и способ соединения этих частей,их взаимосвязи и мн.др.Предмет не может быть представлен через сумму составляющих его частей потому,что они возникают и сущ-ют только в единой системе.Мировое целое-целое,составленное из частей,а не целое,разделенное на части.Первичное-части,а не целое.Таким мир сформировался в нашем созн-и,таким он остается в нем до сих пор.Целое-исходный пункт теорет.анализа именно потому,что оно представляет собой ту форму,поср-вом к-ой осущ-ется проникновение в сущ-ть вещей.Категории«целое»и«часть»сходны и взаи-мосвязаны с понятиями«система»,«структура»,«элемент». Система(от гр.составленное из частей,целое)-сов-ть эле-ментов,находящихся в отн-ях и связях друг с другом,к-ая образует опред.целостность,ед-во.Структура(отлат.стро-ение,порядок)-сов-ть устойчивых связей объекта,обеспе-чивающих его целостность и тождественность самому се-бе,т.е.сохранение осн.св-в при различных внеш.и внутр. Изменениях.Элемент-(лат.стихия,первонач.вещ-во)-поня-тие,означающее превич.частицы,простейшие звенья сис-темы,из конбинаций к-ых она складывается.Системы делят на целостные(связи м/д элементами прочнее,чем связи этих элементов со средой) и суммативные(связи одного порядка).Различают динамические системы(изме-няющиеся с теч.времени)и статические;открытые(обмени-вающиеся с окруж.средой вещ-ом,инфой)и закрытые;са-моорганизующиеся(их изменения происходят автом-ки)и неорганизованные и т.д.Категория,охватывающая сов-ть всех компонентов вещи,явления,процесса, их взаимодей-й и измененийназывается содержанием. Вкл.:внутренее и внешнее взаимодей-я.Форма-органиация устойчивых связей м/д компонентами содержания.Люб.система всегда имеет как форму,так и содержание.Нет бессодержатель-ной формы и неоформленного содержания.Находясь во взаимосвязи,форма и содержание выражают противопо-ложные стремления предмета.Содержание стремится к изменчивости,форма-к постаянству.Содержание опреде-ляет форму,но и форма активно влияет на содержание. Категории имеют мировоззренческое значение, т.к. отра-жают объект.мир,раскрывают его сущность

 

33. Причина и следствие,необходимость и случайность,воз-можность и дей-ть. Причина-дей-е,обусловливающее опреде-ленное изменение.Следствие-рез-т взаимодей-я явлений,в к-ом фиксируется то новое,что побуждалось причиной.Причи-на и следствие не являются застывшими сторонами дей-ти.Они переходят друг в друга,меняются местами.То,что в одинх усл-ях явл-ся причиной,в др.-следствием и наоборот. Чтобы изучить предмет всесторонне,нужно его рассм-ть и как причину и как следствие взаимодей-я опред.явлений.Од-но и то же следствие может возникнуть в рез-те дей-я разных причин.Если одно и то же явление может вызывать-ся к жизни разн.причинами,то сущ-ет мн-во путей достижения одного и того рез-та.Нужно выбрать наиб.эф-фект.путь.Различают причины:внутренние(пораждаются взаимодей-ем м/д элементами целостными)и внешние(выте-кают из взаимодей-я м/д предметами,процессами).Опреде-ляющую роль играют внутр.Сложилось 2 осн.подхода пони-мания-детерменизм(усчение о всеобщей,закономерной свя-зи,причинной обусловленности явлений)и индетерменизм (хар-но отрицание всеобщего хар-ра причинности,в край-ней форме отрицает все вообще).Последовательный детер-зм утверждает объект.хар-р причинности(нет явлений без причины).Необходимость первонач-но была замечана в пр-ссе позн-я причинно-следственных отн-й.Осмысливая связь следствия с причиной,обнаруживаем,что за известной при-чиной следует не любое,а строго опред.следствие.Необходи-мость есть то,что обязательно должно произойти в конкрет-ных усл-ях.Она вытекает из внутр.основы явления, его сущ-ности.Случайность-то,что м.б.,а может и не быть,может произойти,а может и нет.Она имеет основание не в сущно-сти данного явления,а в взаимодей-и на данное явление др.явлений.Необх.и слу-ть не сущ-ют раздельно.Каждое яв-ление в одно и то же время и необходимо и случайно.Случ-ть выступает как форма проявления необходимости.Нахо-дясь в орган.взаимосвязи и взаимозависимости,случайность и необходимость в ходе движения и развития объекта пере-ходят друг в друга,меняются местами:случайное становится необходимым,необходимое-случайным.Т.к.необходимое при опред.усл-ях может становиться случайным,а случай-ное-необходимым,то,познав эти усл-я,можно создать их ис-куственно и превратить случайные св-ва,соответствую-щие практ.интересам,в необходимое,а необходимые - в случай-ные.Одна из сторон взаимосвязи м/д объективно существу-ющими и возникающими на их основе нов.явлениями пред-ставлена в теории диалект.материализма категориями дей-ть и возможность.Возм-ть-то,чего еще нет,но оно м.б.,дей-ть-ставшая,реализовавшаяся возможность.Возм-ть и дей-ть выступают как тесно связанные противоположности,к-ые подвижны.В пр-ссе развития они могут меняться местами. Чтобы быть результат-ой,практ-ая дея-ть должна опираться на дей-ть.Возм-ть м.б.прогресивными(ускоряют развитие)и реакционными(тормозят его).Возможности,порождённые за-кономерным развитием системы и необходимыми связями и отн-ями,называются реальными.Формальные возм-ти опи-раются на случайность как дополнение необходимости(пр. каждый чел может стать милионером).Различают:абстракт-ные(общий признак-отсутствие в дей-ти достаточных для их реализации усл-й и факторов);конкретные(для их осущ-я имеются необход.усл-я)возможности.Всякая возм-ть начи-нает проявляться в виде абстр.,а реализовываться способна лишь конкретной.Наш выбор всегда связан с возм-ями. Возм-ть выбора-великое благо.Гл-ое-не упустить время. Время сокращает эту возм-ть.Выбрать всегда труднее,чем просто найти.Категории имеют мировоззренческое значение,т.к.отражают объект.мир,раскрывают его сущность

 

34. Взаимодей-е общ-ва и природы является одной из ак­туальных проблем соц.ф-и.Не так давно чел-во лишь"эксплуатировало"природу,беспечно считая ее ресурсы неисчерпаемыми,безграничными и бесконечными.Адекватное понимание знач-я природы дли жизни и разви­тия общ-ва не сформировалось полностью и по сей день.Но сегодня эта проблема из чисто теорет.превратилась в злободневную практическую,решение к-ой во многом мо­жет повлиять на будущее всего чел-ва.В широком смысле слова природа-все сущее,весь мир в многообразии его форм и проявлений.В более узком смыс­ле-объект исследований естествозн-я.В лит-ре часто встречается толкование понятия"природа"как сов-сти естественных усл-й существования чел.общ-ва.Данный термин используется и для обозначения созданных че­лом материальных ср-в своей жизни и дея-сти-"второй природы".Как заметил еще Маркс,постоянное осу­ществление обмена вещ-в м/д челом и природой-за­кон,регулирующий общ.пр-во;без такого об­мена была бы невозможйа сама чел.жизнь.В истории взаимодей-я природы и общ-ва можно вы­делить 4 типа отн-я чела к природе: Первый- древнейший.Хар-но присвоение и использование готовых продуктов природы с помощью примитивных орудий труда.Осн.видами дея-сти были собирательство,охота,рыболовство.В качестве жилищ ис­пользовались природные укрытия. Крупн.достижения этого этапа-овладение огнем,отбор нек-ых наиболее цен­ных для чела видов растений и животных.Но в целом че­л еще был"в плену"у природы;В торой- аграрный, т.к.гл.сферами дея-сти людей становятся земледелие и животноводство,начинают развиваться ремесла,появляются города.К концу этого перио­да достигает значительного прогресса простое товарное пр-во,возникает мануфактура.Истор-ки данный этап охватывает древнюю и средневек.эпохи чел-ва.В ка­честве источника энергии использовались мускульная сила че­ла и животных,энергия ветра и воды;Т ретий- промышленный.В области энергетики формиро­вание этого типа отн-й началось с применения в пр-ве пара,а затем и электричества.В производств.целях стали создавать машины,использование к-ых резко повыси­ло производительность труда людей.В хозяйственный оборот бы­ло вовлечено огромное кол-во разл.минеральных,ор­ганических и иных ресурсов.Дальнейшее развитие получают с/х и транспорт.Интенсивно развивается наука,превращаясь в важный фактор прогресса чел-ва.Природ­ные ресурсы планеты уже не считаются практически не исчерпа­емыми.Мощь чел-ва сопоставима с мощью природных стихий.Ведущей сферой общ.пр-ва становятся промышленность,машинное пр-во;Ч етвертый( совр-ый)хар-ется бурным науч­.-техн.развитием,превращением науч.-техн.дея-сти в ведущую сферу общ.пр-ва.На этом этапе прослеживается не только тенденция возрастания масштабов потребления природных и чел.ресурсов,но и стремление к их воссозданию в необходимых размерах,что по­рождает ряд проблем,имеющих глобальный хар-р.И прежде всего проблему управления биосферой,решение к-ой возмож­но лишь на основе науч.управления всеми общ.процессами.Хар-ной особенностью 4ого типа взаимодей-я природы и общ-ва является возрастание степени сложности проблем, к-ые возникают в русле этого процесса. Совр.чел-во живет в эпоху небывалого развития науки и техники,сопровождающегося активным воздей-ем на при­родную среду.И хотя в последние годы принимаются меры по ее охране и оздоровлению,тем не менее общее состояние окруж.среды продолжает ухудшаться.К чему это приведет в ближайшем и от­даленном будущем?Однозначного ответа на этот? прогнос­тика не дает.

 

35. Будучи чрезвычайно сложным и неоднозначным,термин"коэволюция"требует пояснений.Коэв-я предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздей-ем антропогенных факто­ров,что делает реальной адаптацию чела к изменяющимся внеш.усл-ям,к-ые должны носить адаптационный хар-р целе­направленного изменения параметров биосферы.Возможности чела по сравнению с мощью биосферы пока еще малы,но он своей дея-стью может нарушить ее такое равновесие,в результате к-ого биосфера перейдет в такое состоя­ние,где места челу уже нет.Биосфера является чрезвычайно сложной нелинейной сис­темой,состояние равновесия к-ой зависит от мн.пара­метров.И каждый из этих параметров может допускать крити­ческие значения,переход через к-ые бу­дет означать начало необратимого процесса перестройки биос­феры.А это приведет к совершенно новому ее состоянию,к-ое сегодня не известно.Биосфера Земли не раз проходила через подоб­ные критические состояния.Подтверждение тому-катастро­фические смены флоры и фауны.И очень важно понять,что катастрофические"перестройки"биосферы могут произойти вследствие не грандиозных явлений космического масштаба,а незначительного изменения того или иного параметра биосфе­ры.Все это и породило проблему коэво­люции природы и общ-ва. Содержание понятия"коэв-я"связано с теорией ноос­феры,изучающей усл-я,при к-ых изменение хар-с­тик биосферы происходит в направлении,содей-ющем упрочению,расширению области гомеостазиса вида хомо сапиенс.По­добная интерпретация термина"коэв-я"может стать от­правной точкой в изучении проблемы целей общ.жизнедея-сти,поск-ку она требует прежде всего изучения влияния антропогенных факторов на параметры биосферы.Перечень и хар-р целей должны основываться на знании критич.параметров биосферы,неучет к-ых может при­вести к необратимым процессам. Необходимо знать,напр.,допустимые пределы увеличения углекислого газа в атмосфере.В рез-те выбросов углекислоты в атмосферу увеличивается средняя температура,изменяется хар-р циркуляции атмосферы,начинается таяние ледников и т.д.Связь этих явлений с их пер­вопричиной-добычей и сжиганием углеродистого топлива-достаточно опосредована. Кроме того,на энергетику биосферы оказывают влияние процессы биотической природы, происходящие как на суше,так и в океане.Поэтому оценить допустимые границы развития угле­водородной энергетики можно лишь в рез-те комплексного системного исследования динамики биосферы.В качестве альтернативы развитию углевородородной энерге­тики обычно рассм-ют ядерную энергетику.Нельзя забывать о том,что она способна оказывать непосредственное влияние и на чела.Увеличение пр-ва радиоактивного углерода может иметь серьезные генетические последствия.Важно оценить вообще допустимые пределы пр-ва челом энергии,к-ое не м.б.бесконечно боль­шим,ибо вся энергия,согласно 2ому з-ну термодинами­ки,в конечном счете рассеивается,в частности,идет на нагре­вание атмосферы.Сегодня пр-во энергии относительно невелико оно составляет лишь десятые доли процента той солнечной энергии к-ая поступает на Землю.Однако же кол-во искусствен­но производимой энергии удваивается каждые 15—20 лет.Если удастся использовать(а это удастся!)энергию термоядерного синтеза,то этот процесс пойдет значительно быстрее.Через нес­к-ко десятков лет он может привести к тому,что объем антро­погенной энергии достигнет процента(или нескольких процен­тов)энергии солнечной радиации.А это будет означать повыше­ние средней температуры атмосферы,что может стать началом глубочайшей перестройки всей атмосферы.Чел еще долго будет расходовать земные ресурсы и перес­траивать биосферу.Но вся эта дея-сть не должна нарушать усл-й коэв-ции,не должна выводить биосферу на тот ре­жим необратимой эволюции,к-ый может грозить челу исчезновением его как вида.Совр.общ-во способно воспринять идеи сосуществования чела и биосферы и мирное сосуществование людей.Совр.период истории чел-ва и планеты в це­лом-переход к тому новому состоянию биосферы,к-ый Вернадский назвал ноосферой.Для него хар-но резкое ускорение всех эволюционных процессов. Возникновение техносферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропоген­ных нагрузок не меняют методологических принципов,к-ые лежат в основе любой эволюционной теории.Поэтому по-пре­жнему должны вырабатываться опред.принципы отбора,с помощью к-ых можно будет оценить вероятность тех или иных тенденций.Но теперь речь идет об отборе вариантов разви­тия чел-ва,к-ые определяются дей-ями людей. Все рассмотренные?? требуют объединения усилий специалис­тов разл.профиля,глубокого науч.синтеза естествен­ных,техн.и общ.наук.

 

36.Генезис. Созн-е сущ-ло не всегда.Они возникло в ходе истор.развития материальных образований в рез-те усложнения их форм,как св-во высокоорганизованных материальных систем.Неистор.подход к созн-ю привел нек-ых ф-ов к утверждению,что созн-е присуще всей матери.Подобное возрение наз-ся гилозоизм.(вещ-во и жизнь).Созн-е-особый вид отражения.Отражением обладают все материальные образования.Оно является моментом,стороной любого взаимодей-я.Отражение-рез-т взаимодей-я,в к-ом фиксировано то,что принадлежит отражаемому телу.материя пораждает разл.формы отражения(напр.изоморфное отображение,отпечатки,возникающие в рез-те взаимодей-я 2-х и более объектов).Как св-во живого организма выступает раздражимость,к-ая проявляется в виде физиолог.реакций.Она-ср-во управления,регулирования приспособительного поведения.Дальнейший этап в развитии форм отражения-чуствительность-способность иметь ощущения,отражающие св-ва предметов,воздей-ющих на организм.Ощущения составляют нач.форму психики животных.Она-св-во высших форм органической материи.Психика-способность живых сущ-в создавать чувственные и обобщенные образы внеш.дей-сти и реагировать на них сообразно своим потребностям.присуща челу.Психика чела-сов-ть явлений и состояний его внутр.мира.Созн-е – часть психики.к-ая охватывает сознательные,подсознательные и бессознательные процессы.Созн-е могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованнго мозга,к-ый сформировался под влиянием труда и речи.«Сначала труд.а затем и вместе с ним членораздельная речь явились 2мя самыми гл.стимулами,под влиянием к-ых мозг обезьяны постепенно превратился в чел.мозг,к-ый при всем своем сходстве с обезьянами далеко превосходит его по величине и совершенству».(Маркс,Энгельс). Трудовые операции сыграли решающую роль в формировании чела и его созн-я:мозг стал развиваться вслед за развитием руки как органа труда.Активно действующая рука учила голову думать,прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы,заведомо планирующей практ.дей-я.Т.о.ключ к разгадке,к-ую представляет для каждого чела происхождение его созн-я,закл-ется в труде.Созн-е хар-ется активным отн-ем к внеш.миру,к самому себе.Мозг чела как управляющая система высокой степени сложности устроен так,чтобы не только получать,хранить инфу,но и формировать плин дей-й и осуществлять активное управление ими.В отражение мысль предвосхищает естественный ход событий.И в этом смысле созн-е может отрываться от непосредственного отражения дей-сти.Конечная цель чела-в преобразующем мир практ.дей-и,по отн-ю к к-ому оно выступает в качестве необходимого ср-ва.Все элементы мысленно творимого заимствуются из наличного бытия,из окруж.природы.Суверенитет разума состоит в способности прежде всего правильно отражать существующее,предвидеть будущее и на основе отражения,через практ.дея-сть творить мир.Когда говорят о тв-ве,то имеют в виду лишь гениальные произведения лит-ры,открытия в науке.Между тем тв-во-св-во созн-я вообще.Вся история развития чел-ва связана с такой дея-стью людей,к-ая дает новые рез-ты,имеющие общ.значение,а это и есть тв-во. Созн-е связано с языком-наиб.эфф-ый способ передачи соц.инфы.Участвует в осуществление практ-ки всех высших псих.фцнкций.Хар-ны функции:экспресивная(поср-вом языка чел выражает мысли);когнитивная(служи важн.ср-вом позн-я);коммуника-тивная(осуществление общения м/д людьми);кумулятивная (обеспеч.накопление и сохранение зн-й).Расширение потребностей чела в общении и позн-и приводит к созданию «искусственных языков»(язык формул и графиков).Т.О.труд и язык-мощные соц.факторы,стимулирующие процесс развития созн-я

 

37. Американский уч. Спери – функциональная асимметрия правого и левого полушарий мозга. (Левое – процессы анализа, вербальномыслит. процесс; Правое – эмоции и чувственное восприятие). Уровни сознания: 1. сверх я (соц значимые нормы, запреты, заповеди…) 2. Я (контролир. чознанием чела) 3. Подсознание (забытые мысли, тревоги, переживаня) 4. бессознательное, оно (инстинкты, влечения, неявные знания). Cв-ва сознания: а) идеальность (отражение действ. формы дух-ой деятельности или способности чела духовно мыслить образом воспроизвед. мысли. Мыслит не мозг, а чел обладающий им. Чел – предмет социокультурной среды); б) интенциональность (связывание рез-ов псих. отражения с окр. миром); в) самосознание (осознание и оценка челом самого себя как субъекта теорет. и практич. Деятельности. Самосознание пресуще челу на высоком уровне развития. Выдел. себя из общ. массы и чувств. себя личностью. Первобытн. чел не обладал самосознанием). Созн-е-целостный процесс,состоящий из разл.элемен-тов,находящихся м/д собой в закономерных отн-ях.Ядро созн-я-зн-я.Способ,каким сущ-ет созн-е,и способ,каким нечто сущ-ет для созн-я,-зн-е.В основе всех«техн»процес-сов созн-я лежит память-способность мозга запечатлевать,сохранять и воспроизводить инфу.Как факт созн-я вы-ступает воля.Воля-практ.обнаружение созн-я-процесс,вы-ражающийся в дей-ях,направленных на удовлетворение потребностей.Созн-е чела вкл.важный момент-самосозн-е.Чел мыслит и знает себя.Он отдает себе отчет о том,что делает.думает.В ходе своего индивид.развития индивид первоначально осознает предметы и свои мысли о предметах и дей-ях.Он осознает себя как личность.самосозн-е предполагает выделение и оличение челом самого себя,своего «Я»от всего,что его окружает. Самосозн-е-осозн-е челом своих дей-й,чувств,мыслей, своего положения в общ-ве.В формировании самосозн-я б.роль играют ощущения челом своего собственного тела,дей-й.Чел может стать самим собой лишь во взаимодей-и с др.людьми.Общ.обусловленнность формирования самосозн-я закл. в формировании требований общ-ва,предъявляемых к отдельному челу, в осозн-и самих правил взаимоотн-я.Чел осознает себя не только через поср-во др.людей.но и через созданную им матер.и дух.культуру.Познавая себя,мы никогда не остаемся вполне такими же,какими были прежде.Само-созн-е возникло не в кач-ве дух.зеркала для праздного самолюбования чела.Оно появляется в ответ на зов общ.усл-й жизни,к-ые с самого начала требовали от людей умения оценивать свои поступки,слова и мисли с точки зрения опред.соц.норм.Жизнь научила нас осущ-ть самоконтроль и саморегулирование.Регулируя свои дей-я и предусм-ая рез-ты этих дей-й,самосознающий чел берет на себя полную ответственность за них.

 

38. Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования лично­го,индивид.созн-я.Общ.созн-е обладает относительной самостоятель­ностью:ему присуща преемственность,а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответ­ствующими периодами развития общ.бытия. Общ.созн-е имеет сложную структуру.В услов­но "вертик." ракурсе его принято делить на уровни,а в "горизонт."-на "формы".В вертик.ракурсе применяют гносе­ологический и социолог.подходы. Гносеолог. аспект анализа предполагает выяснение того,что и как отра­жает общ.созн-е в общ.бытии.При таком подходе выделяют обыденный и теорет.уровни общ.созн-я. Обыденное созн-е охватывает и обобщает в основном внеш.связи и отношения,не проникая в сущ­ность вещей.Вкл.:сумму зн-й и заблуж­дений,предрассудков и суеверий,связанных с повседневной дея-стью людей в сфере пр-ва,быта.Обы­денное созн-е возникает как осозн-е повседневных пот­ребностей людей (здравый смысл).Более глубокое отражение общ.бытия дает теорет.созн-ие- система идей, понятий,з-ов.Эти два уровня общ.созн-я тесно взаимодей-ют,ведущая роль принадлежит теорет.созн-ю.Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения дей-сти представляет опред.ценность,и он способен корректировать теорет. идеализации.При социолог.подходе осн.критерием разли­чения уровней общ.созн-я является степень уче­та, способ выражения интересов отд.классов или соц.групп.По этому критерию выделяются также 2 уров­ня-общ.психология и идеология. Общ.психология вкл.3 осн.элемента:1) мысли и представления,порожденные практ.дея­-стью опред.класса (соц.группы)и всего общ-ва,а также унаследованные от прошлых поколений;2)чувства, стремления,настроения,выражающие эмоц.отн-я класса (соц.группы)к др.классам (соц.группам)и побуждающие людей к опред.дей-ям;3)традиции, обычаи,нравы, представляющие со­бой"материальное" закрепление мыслей и чувств соответству­ющих соц.групп.Общ.психология-исходная сту­пень общ.созн-я,вырастающего из общ.бытия.На формирование взглядов и чувств лю­дей решающее влияние оказывают производ.,бытовые, семейные,национальные и культурные отн-я.К особенностям общ.психологии относятся стихийность формирования,возможность прямого перерастания взглядов,чувств и на­строений в дей-е. Идеология дальше отстоит от усл-й повседневной жизни людей,но отражает их полнее и глубже.Она выступает как са­мосозн-е соответствующего класса (соц.группы).В учебной и науч.лит-ре идеология часто хар-ет­ся как теорет.отражение интересов опред.клас­са.В такой трактовке она смешивается с теорет.уров­нем общ.созн-я.В отличие от общ.психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеоло­г.работы.Идеология сущ-ет и возникает в классо­вом, социально неоднородном общ-ве.Общ.психология и идеология взаимодей-ют друг с другом, при этом оп­ределяющая роль принадлежит идеологии. В "горизонт."плане выделяют:полит.,нравств.,эстетическое,науч.,фил.и др.формы общ.созн-я.Они разграничиваются:1)по объекту отражения;2)по способу отражения,3)по соц.роли.Они взаимодей-ют друг с другом,исторически изме­няются.Кратко охар-ем важнейшие из них. Полит.созн-е- особая форма общ.соз­н-я,поср-вом к-ой отражаются и регулиру­ются полит.отн-я(т.е.отношения по поводу влас­ти)м/д классами,нациями,гос-вами.Полит.отн-я обусловлены экон-ими.Пол.соз­н-е не однородно.На идеолог.уровне оно выступает в виде системы полит.взглядов,идей,теорий,лозунгов,выражающих интересы разл.клас­сов,наций, гос-в.На уровне общ.психологии-в виде полит.взглядов,чувств, настроений,представле­ний людей о гос-ве и власти,об отн-ях м/д гос-вами,нациями,партиями. Нравств. (моральное)созн-е возникло еще в перво­бытном общ-ве.Челу для его выживания нужны не только ср-ва труда,но и опред.правила совместной жизни.Эти правила воплощены в морали,к-ая выполняет регулятивную функцию,и в этом отн-ии она близка к праву.Но в отличие от него мор.нормы поддерживаются силой привычки обще.мнения.Отн-я м/д людьми, регулируемые поср-вом мора­ли,-нравств.отн-я.Нравств.созн-е и есть осозн-е существующей морали и нравств.отн-й.Со­ц.-псих.уровень мор.созн-я вкл.:мор.чув-ва(честь,долг), эмоции и представления о моральном и аморальном.На идеоло­г.уровне мор.созн-е-сов-сть принципов, норм,идеалов людей.Идеолог.уро­вень мор.созн-я закреплен в этических учениях.Соц.неоднородность обусловливает разнообразие мо­р.норм в разные эпохи,у различных народов и соц.групп(классов).В них заключено и непреходящее общечел.содержание (напр.,"золо­тое правило нравственности":не делай другим того,чего не хо­чешь,чтобы причиняли тебе). Эстетическое созн-е- форма общ.созн-я,отражающая дей-сть с точки зрения совершенства (или несовершенства)явлений природы и общ-ва. Воплоща­ется в искусстве,в к-ом эстетическое превращается в ос­н.цель дея-сти.Искусство отражает дей-сть с помощью своих специфич.ср-в:худ.образов и худ.приемов(метафора, символ).Эстетическое отн-е присутствует как побочный эле­мент почти во всех формах дея-сти. Науч.созн-е- важнейшая форма общ.соз­н-я-сов-сть объективных зн-й о той или иной области природы или общ.жиз­ни.Важнейшие мо­менты развития науч.позн-я:1)выделение науч.позн-я в качестве самостоятельного вида чел.дея­-сти;2)дальнейший процесс дифференциации и интеграции науки;3) появление разл.форм рефлексии о нау­ке (методология науки,науковедение).Особое место в системе науч.зн-я принадлежит об­щ.и гуманитарным наукам,предметом к-ых яв­ляются разл.стороны жизни общ-ва и законы их разви­тия.В этом дополнит.ценность гуманитарных и общ.наук,т.к.они формируют общ.взгляды о самом общ-ве, и одновременно трудность их развития,пос­к-ку классовые интересы могут исказить картину соц.реальности и затормозить прогресс в целом.В качестве особой формы общ.созн-я предстает и фил.созн-е. Ф-я яв­ляется основой мировоззрения, "несущим каркасом"дух.культуры,и этим определяются ее значение и место в ряду др.форм общ.созн-я.Важность ф-и заключается в том,что она раскрывает общие закономерности природного и общ.бытия и позн-я.Исследуя струк­туру и динамику общ.созн-я,специфику и взаимос­вязь отдельных форм общ.созн-я,ф-я вы­полняет важную функцию по интеграции общ.созн-я,стимулированию развития дух.культуры в целом.Т.о. общ.созн-е в ед-ве и много­образии своих структурных элементов обеспечивает позн-е усл-й общ.жизни и ориентацию отдельных людей и соц.групп в конкретных ситуациях.

 

 

39. Общ.созн-е-особая дух.система,к-ая имеет свои особые,объективные з-ны развития.Вкл.:сов-сть идей,теорий и взглядов,соц.чувств,интересов и идеалов, возникающих в опред.истор.период у больших соц.групп(классов,наций).Оно сущ-ет в открытиях науки,в худ.произведениях,в нормах.Все эти проявления общ.созн-я-необходимое усл-е формирования лично­го,индивид.созн-я.Общ.созн-е обладает относительной самостоятель­ностью:ему присуща преемственность,а периоды его ускоренного или замедленного развития могут не совпадать с соответ­ствующими периодами развития общ.бытия.Общ.созн-е имеет сложную структуру.В услов­но "вертик." ракурсе его принято делить на уровни,а в "горизонт."-на "формы".В вертик.ракурсе применяют гносе­ологический и социолог.подходы.Гносеолог.аспект анализа предполагает выяснение того,что и как отра­жает общ.созн-е в общ.бытии.При таком подходе выделяют обыденный и теорет.уровни общ.созн-я. Обыденное созн-е охватывает и обобщает в основном внеш.связи и отношения,не проникая в сущ­ность вещей.Вкл.:сумму зн-й и заблуж­дений,предрассудков и суеверий,связанных с повседневной дея-стью людей в сфере пр-ва,быта.Обы­денное созн-е возникает как осозн-е повседневных пот­ребностей людей (здравый смысл).Более глубокое отражение общ.бытия дает теорет.созн-ие- система идей, понятий,з-ов.Эти два уровня общ.созн-я тесно взаимодей-ют,ведущая роль принадлежит теорет.созн-ю.Вместе с тем здравый смысл в силу его цельности и непосредственности отражения дей-сти представляет опред.ценность,и он способен корректировать теорет. идеализации.При социолог.подходе осн.критерием разли­чения уровней общ.созн-я является степень уче­та, способ выражения интересов отд.классов или соц.групп.По этому критерию выделяются также 2 уров­ня-общ.психология и идеология. Общ.психология вкл.3 осн.элемента:1)мысли и представления,порожденные практ.дея­-стью опред.класса (соц.группы)и всего общ-ва,а также унаследованные от прошлых поколений;2)чувства, стремления,настроения,выражающие эмоц.отн-я класса(соц.группы)к др.классам (соц.группам)и побуждающие людей к опред.дей-ям;3)традиции,обычаи,нравы, представляющие со­бой"материальное"закрепление мыслей и чувств соответству­ющих соц.групп.Общ.психология-исходная сту­пень общ.созн-я,вырастающего из общ.бытия.На формирование взглядов и чувств лю­дей решающее влияние оказывают производ.,бытовые, семейные,национальные и культурные отн-я.К особенностям общ.психологии относятся стихийность формирования,возможность прямого перерастания взглядов,чувств и на­строений в дей-е. Идеология дальше отстоит от усл-й повседневной жизни людей,но отражает их полнее и глубже.Она выступает как са­мосозн-е соответствующего класса (соц.группы).В учебной и науч.лит-ре идеология часто хар-ет­ся как теорет.отражение интересов опред.клас­са.В такой трактовке она смешивается с теорет.уров­нем общ.созн-я.В отличие от общ.психологии идеология формируется сознательно и целенаправленно в процессе постоянной идеоло­г.работы.Идеология сущ-ет и возникает в классо­вом, социально неоднородном общ-ве.Общ.психология и идеология взаимодей-ют друг с другом, при этом оп­ределяющая роль принадлежит идеологии. В "горизонт."плане выделяют:полит.,нравств.,эстетическое,науч.,фил.и др.формы общ.созн-я.Они разграничиваются:1)по объекту отражения;2)по способу отражения,3)по соц.роли.Они взаимодей-ют друг с другом,исторически изме­няются.Кратко охар-ем важнейшие из них. Полит.созн-е- особая форма общ.соз­н-я,поср-вом к-ой отражаются и регулиру­ются полит.отн-я(т.е.отношения по поводу влас­ти)м/д классами,нациями,гос-вами.Полит.отн-я обусловлены экон-ими.Пол.соз­н-е не однородно.На идеолог.уровне оно выступает в виде системы полит.взглядов,идей,теорий,лозунгов,выражающих интересы разл.клас­сов,наций, гос-в.На уровне общ.психологии-в виде полит.взглядов,чувств,настроений,представле­ний людей о гос-ве и власти,об отн-ях м/д гос-вами,нациями,партиями. Нравств.(моральное) созн-е возникло еще в перво­бытном общ-ве.Челу для его выживания нужны не только ср-ва труда,но и опред.правила совместной жизни.Эти правила воплощены в морали,к-ая выполняет регулятивную функцию,и в этом отн-ии она близка к праву.Но в отличие от него мор.нормы поддерживаются силой привычки обще.мнения.Отн-я м/д людьми, регулируемые поср-вом мора­ли,-нравств.отн-я.Нравств.созн-е и есть осозн-е существующей морали и нравств.отн-й.Со­ц.-псих.уровень мор.созн-я вкл.:мор.чув-ва(честь,долг),эмоции и представления о моральном и аморальном.На идеоло­г.уровне мор.созн-е-сов-сть принципов,норм,идеалов людей.Идеолог.уро­вень мор.созн-я закреплен в этических учениях.Соц.неоднородность обусловливает разнообразие мо­р.норм в разные эпохи,у различных народов и соц.групп(классов).В них заключено и непреходящее общечел.содержание(напр.,"золо­тое правило нравственности":не делай другим того,чего не хо­чешь,чтобы причиняли тебе). Эстетическое созн-е- форма общ.созн-

 

40.Антропосоциогенез. Проблема происхождения чела стала акт.в естествознании 19в. объяснить происхождение чела чисто биоло­г.причинами не удавалось.Согласно Дарвину, происхождение чела является необход.звеном естественной эволюции жизни на Земле.Но вывести происхождение чела из биологичес­кой эволюции прапредков чела не удалось.Не удавалось объяснить,как возникают соц.орга­низации,индивид.различия,сама культура.Решающий шаг был сделан Марксом и Энгельсом,под­черкнули знач-е материального пр-ва.Все известные ранее трактовки чела-как сущ-ва разумного,морального,как полит.жи­вотного и т.д.-м.б.выведены из материально-практ.дей-я.Чел и общ-во возникли одновременно.Биолог.организация сменялась социальной. Становление чела (антропогенез) и становление общ-ва (социогенез) составля­ют 2 стороны единого процесса- антропосоциогенеза, про­должавшегося 3-4 млн.лет.Важную роль в прояснении общего смысла антропосоциоге­неза сыграла"трудовая"гипотеза Энгельса-"труд создал че­ла".Труд.дея-сть во многом обусловливала нап­равленность жизн.процессов и способствовала естествен­ному отбору.Под влиянием труда сформировались специфи­ческие качества чела:созн-е,язык,творч.способ­ности.Идеи Энгельса были поддержаны ф-фами,археологами.Вместе с тем гипотеза Ф.Эн­гельса не лишена недостатков,поск-ку и сам труд должен был сформироваться,он не был одним и тем же.Не вполне по­нятно и то, как, при каких усл-ях прапредки людей были вынуждены трудиться.Необходимо более полно учитывать противоречивое влияние орудий труда,ведь они могли использоваться и в агрессивных целях и,значит,тормозить развитие чела.Наряду с орудийной дея-стью боль.роль играли одомашнение животных,игра и др.проявления жизнедея-сти.Одним из осн.факторов очеловечивания были нрав­ств.отн-я. Запрет агрессивных дей-й по отн-ю к членам рода,забота каждого о пропитании своих близких-все это способствовало укреплению рода.Следует также прини­мать во внимание взаимообусловленность возникновения рода (филогенез)и истории индивид.развития (онтогенез).Онтогенез в сжатом виде повторяет филогенез,наиболее наг­лядно это проявляется в овладении ребенком речью и навыка­ми трудовой дея-сти.И здесь заложены,с одн.ст.,возможность косвенной проверки процесса антропогенеза на основе наблюдений за единичными актами индивид.формирования созн-я,а с др.ст.,возможность соз­нат.направления процессов воспитания и самовоспита­ния на основе позн-я процессов истор.развитияВ этом смысле практика ежедневно и ежечасно подтвержда­ет гл.положения концепции антропосоциогенеза,в чем-то существенно корректируя ее.Особенно большие трудности возникают при воспитании слепоглухонемых детей.Предоставленные самим себе или традиционным методам вос­питания,они вряд ли поднялись бы над уровнем животного состояния.Последовательная работа отечественных психологов и педагогов позволила ряду воспитанников не только при­обрести навыки устной и письменной речи,но и создать себе имя в ученом мире.Чел увился для самого себя не только наиболее интерес­ным,но и самым сложным объектом исследования.Этим объясняются настойчивые попытки ф-ов найти адекватные категории,способные воспроизвести эту сложность.По-видимому,адекватное раскрытие сущности чела воз­можно,если за основу сознательно принять сложность природы чела.Важным шагом в этом направлении является призна­ние противоречивой сущности чела,выражаемой поср-вом сопоставления категорий"природное-соц-ое".Соотн-е природного (биолог-го)и соц-ого(общ-ого)очень сложно.В науке сложились 2 крайние точки зрения: биологизаторство (натурализм),абсолютизи­рующее роль естеств.начал в челе,и социологизаторство, преувеличивающее роль соц.начала.Эти позиции в чистом виде редко встречаются,чаще можно стол­кнуться с преобладанием той или иной точки зрения. Биологизаторские концепции довольно разнообразны.Это социал-дарвинизм,к-ый распространяет дей-е з-ов естес­тв.отбора на общ-во,и фрейдизм,к-ый подчеркивает ведущую роль в псих.дея-сти чела бес­сознательного начала и оправдывающий врожденные кач-ва(напр.,агрессивность).Одной из наиболее распространен­ных концепций-позиция сторон­ников социобиологии,к-ая накопила об­ширный материал,свидетельствующий о том,что в живой при­роде сущ-ют разн.формы организации(иерархическая структура стада, передача опыта и др.).Один из ее основопо­ложников Уилсон склонен объявить все соц.и гуманитарные науки лишь специализированными разделами би­ологии,а поведение соц.сущ-ва предлагает объяс­нять,исходя только из генетической предопределенности. Представители социологизаторства, напротив,недооценива­ют или игнорируют разл.проявления жизнедея-сти чела.Они абсолютизируют знач-е соц.отн-ий и мира вещей, созданных челом("второй природы"),важность социолог.методов изучения чела.Возникнув как реакция на биологизаторство(натурализм),социологизаторство обращало внимание на качеств.специфику чела как соц.сущ-ва,представляя историю его формирования слишком краткой или высказывая прогнозы дальнейшего развития на ином,"внеприродном", субстрате.В числе при­верженцев социологизаторства ряд ф-фов и социологов,сто­ящих на позициях структурализма,трактующих личность как"актера",исполняющего обычно неск-ко соц.ролей.Итак,обе концепции чела-биологизаторская и социологизаторская-односторонне подходят к предмету своего изу­чения.1ая концепция в своих крайних выражениях,в сущ­ности,низводит чела до уровня животных,вторая-превра­щает его в абстрактную социолог.схему.Прежде всего следует уточнить суть оппозиции"природное-соц-ое". Дей-но,чел-животное,принадлежащее к семейству позвоночных,клас­су млекопитающих,отряду приматов,но это особое сущ-во,входящее в разл.общ.системы,вне к-ых он лишен возможности самостоятельно сущ-ть.Осо­бенности чела как соц.существа связаны прежде всего с созн-ем.Он способен взглянуть на себя"со стороны",сознательно перестроить усл-я своего существования в соот­ветствии с потребностями. Здесь коренится и принципиальная незавершенность чела как вида,и эта незавершенность прео­долевается как соц.организацией людей,так и продол­жающимся самоформированием чела.Эта цельность –ед-во биолог.и соц.начал в челе-выражается особой категорией-"биосо­циальное сущ-во",в к-ой синтезированы поиски разл.мыслителей прошлого:"чел есть полит.живот­ное" (Аристотель),"чел есть животное,изготовляющее орудия" (Б.Франклин) и т.д.

 

41.Индивид, личноcть, индивидyaльноcть. Индивид (от лат.неделимое),первоначально-лат.Перевод греч.понятия 'атом'(впервые у Цицерона),в дальнейшем- обозначение единичного в отличие от совокупности, массы;отд. живое существо, особь,отд.чел-в отличие от коллектива,социальной группы,общ-ва в целом.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. словиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Ч. - совокупность всех обществ. отношений.

1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.

2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.

3) сущностное понимание ч.

4) целостное понимание ч.

Развитая индивидуальность->многообразие соц. качеств.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и грамоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определнию смысла жизни.

 

42.Проблема жизни и смерти. Аспекты проблемы смерти:1.Как определить,что данный чел уже умер?2.М.б. имеет смысл определить,что этому челу уже пора умереть?3.Непримеримость чел.созн-я,гордого чел.духа с фактом своей физ.смерти.Ситуация глобального цивилизационного кризиса,к-ый может привести к гибели всего чел-ва:цена чел.жизни возросла,а ценность упала. Сейчас осозн-е своей смертности вызывает сильнейшие эмоцион.потрясения у людей.Шкала ценностей:

1.шкала биологическая–феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие.Право на жизнь для любого живого сущ-ва в силу его рождения.2.Акцентирует внимание на специфику чел.жизни.Чел.жизнь отличается от жизни всего другого.Жизнь и смерть не связаны с чел.разумом,с оценками его совр-ами и потомками.3.Идея обретения бессмертия.Волнует всех зрелых людей. Различные категории людей определяют бессмертие по-разному:

1.бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих детях.2.Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–хар-на для тоталитарных общ-в.3.Упование на растворение тела и духа в космическом бессмертии–хар-но для восточных религ.и фил.течений.4.Результаты чел. тв-ва–произведения,идеологические концепции5.Дости-жение различных состояний,смерть–возможный прорыв в др.миры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных