Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Соотн-е чувств.и рационального.Сущ-ют:сенсуализм («чувство») и рационализм(«разум»).




Сенсуализм. В основе познават.деят-сти–чувства чела, ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты). Рационализм. Доказывали,что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувств.опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).Интуитивистские направления ф-и.Интуиция может восприниматься по–разному:1.Как божественное озарение.2.Чувственное озарение.3.Как особое психическое состояние.

В совр.ф-и–рационалистическая традиция.

Чувственное позн-е. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешн.миром,если ли-шить этого канала–нет позн-я).Наличие органов чувств–необходимое и достаточное усл-е для многосторонней познават.деят-сти. Формы чувств.позн-я:1. Ощущение –отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета.2. Восприятие - это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений. 3. Представление –чувственно–наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).4. Воображение –способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы.

Рациональное позн-е.Это не чисто природное св-во чела, оно вырабатывается в ходе социологизации чела,в процессе общения и т.д.Уровни рационального позн-я: рассудок и разум.Рассудок.Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.Разум.Более высокий уровень рационального позн-я,хар-но оперирование самими абстракциями,меняет абстракции, конструирует их, его задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны.

Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения. Понятие –исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно–атом мысли. Суждения –отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные. Умозаключения –на основании известных двух суждений выводится новое.(У Аристотеля это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение, роза–растение). Определение дополнительные формы рационального мышления, первых 3-х достаточно для обоснования любой теории Сомнение. Мнение.Интуиция.

Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

 

47.Фил.учение об истине. Критерии истины: 1. чувственный-наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Средствами наблюдения должно быть подвержено само существ-ие изучаемого объекта, его свойства, характер отношений с другими объектами, тенденции развития. 2. Логический – связан с требованием непротиворечивости. В строгом понимании непротиворечивость-свойство предложений какой-либо теории, в соответств. с кот. Из них нельзя с помощью логических средств данной теории вывести 2 предложения, одно из кот. отрицание другого. Требование непротивор. – недопущение прямо противопол. утверждений об одном и том же предмете, отношении, в одно и тожу время времени. 3. Практика, кот. не может подтвердить истинности чел знаний или опровергнуть полностью, но задает тот диапазон ситуаций и параметров, в предел. которого степень истин-ти зн-й проявл. достаточно определенно (пример относит. практики- закон сохр энергии, проц-сс теплообмена и др.). Цель,итог позн-я-получение истинных зн-й,достижение истины.? об истинности зн-я наряду с? о его источнике относится к самым важным в теории позн-я. Что же такое истина?Ни предметы,ни ощущения сами по себе не могут быть ни истинными,ни ложными.Восприятия, представ-ления ощущения м.б.истинны или ложны только в случае их сопо­ставления с объектом.Истина-соответствующее объективной реальности содержа­ние наших зн-й.Она являет собой итог процесса позн-я.Истина-центр. категория теории позн-я,любой фил.сис­темы."Истина-дочь времени,а не Авторите-та",-говорил Ф.Бэкон.Гегель утверждал,что истина "есть великое слово и еще более великий предмет",так что у дух-о здор-го чела"при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь".Самая серьезная потребность чела-потребность позн-я истины.Она не подобна цветам,к-ые легко срывают по пути.Это далекая цель трудного пути по­зн-я."Недостаточно просто открыть глаза и уши,чтобы стать муд­рым и знающим.Многие только потому и спорят против истины,что,пропадут,приняв ее за таковую" (Гете). Диалектич.материализм рассм-ет истину как процесс.Она не является неизменным отражением объекта.Истина-результат последовательного,проти-воречивого процесса углубл.позн-я.Истина имеет неск.сторон:объективность,абсолютность,относительность и конкретность.Проблема истинности наших зн-й вкл. 2?.Сущ-ет ли объективная истина,т.е. может ли в чел.представ­лениях быть такое содержание,к-ое не зависит ни от субъекта,ни от чела,ни от чел-ва?Если да,то могут ли чел.представления,выра-жающие объективную истину,выражать ее сра­зу,безусловно,абсолютно или только приблизительно и относительно?Под объективной истиной пони-мается такое содержание наших знаний,к-ые не зависят ни от чела,ни от чел-ва.Утверждения"Земля вращается вокруг Солнца","труд создал чела" и др.являются объективно истинными.Быть материали-стом-значит признавать объективную истину,откры-ваемую нам органами чувств и разумом.Как же познается объективная истина?Это есть? о соотно­шении абсолютной и относительной истины.Диалек-тико-материалист.принцип развития относится и к истине,к-ая не возникает сразу,а развивается постепенно.Абсолютная истина в ф-и понимается в 3х смыслах:1)абсолютно полное зн-е обо всем,что было,есть и будет в мире;2)моменты абсолютного,не-преходящего знания в составе зн-я относительного; 3)так называемые"вечные"истины.В 1ом случае абсо-лютная истина недостижима,но нет пределов все более полного"овладения"ею.Во 2ом и 3ем смыслах-"включается" в чел.позн-е на каждом из его этапов,и т.о.истиной является не только абсолютная истина,но и приблизительное,т.е.относительная истина.Относит. истина-истина неполная,приблизительная.Она уточ-няется с ходом развития позн-я. Относит-ыми являются,напр.,все гипотезы.Относительна точ­ность наших измерений.В процессе позн-я мы переходим от относит.истин к абсолютным.Т.о.зависимость м/д абсолютной и относит.истинами имеет достаточно сложный диалект.хар-р.Др.крайность-полное отрица-ние абсолютной и признание только относит. истины. На этой позиции стоят релятивисты.Они абсолютизи-руют отдельные моменты процесса позн-я:его зависимость от псих.состоя­ния личности,от биолог. потребностей и эмоций субъекта или же от лог.форм и теорет.ср-в,как-то:символики и сов-сти терминоло-гии координат и методов отсчета и т.п.Диалект.мате-риализм решительно отвергает сведение ре­лятивного к чисто субъективному.Он вкл.в себя момент реляти­визма, отрицания,скептицизма, но не абсолютизирует их.С точки зрения диалект.материализма разница м/д абсолютным и относит.тоже относительна.Если поня-тие "объективность истины" подчеркивает осн.ее чер-ту как верное отражение дей-сти,а понятие "относит.и абсолют.истина"-сам процесс ее позн-я,то понятие "конкретность истины"говорит о возможном практ. примене­нии полученных зн-й.Диалект. материализм исходит из того,что абстрактной истины нет,истина всегда конкретна.Это озна­чает необходимость учета границы,пределов применимости рез-ов позн-я,а соответственно и их уточнения.Принцип конкретно-сти истины есть одно из гносеологических вы­ражений внутр.противоречивости в природе и общ-ве,из чего вытекает необходимость всестороннего учета проти-воречий и разл.тенденций развития.Эти принципы не-разрывно связаны с анали­зом и осмыслением новых явлений,возникающих в науч.практике и общ.жизни.

 

48.Нayчное nознaние. Науч.позн-е -отличается по уровню,глубине проникновения в сущность вещей,стремится выявить з-ны для мира и его компонент.

Для научного познания характерно наличие 2 уровней: эмпирического и теоретического. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоритическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужную информацию или самостоятельно иследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теоритического мышления. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы иследования в научном познании. Часто говорят, что теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Научные обобщения часто используют ряд осбых логических приемов:

1)прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распрстраняются на все возможные случаи.

2)перием идеализации, состоящий в том, что указываюся условия, при которых описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут.

3)прием концептуализации, состоящий в том, что в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получивщие в них достаточно точный смысл и значение.

Важнейшие методы научного познания:

1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным называют методом 1)

2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредсвенному иследованнию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя.

3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

 

49. Сущ-ет немало определений метода:"путь позн-я,опирающийся на сов-сть ранее полученных общих зн-й";"сов-сть систематизированных поз­нават.операций, соответствующих предмету и цели на­уч.исследования";"система регулятивных принципов и приёмов,с помощью к-ых достигается объект.позн-е дей-сти". В содержании приведенных и ряда других определений можно выделить их осн.группы.Прежде всего обращают на себя внимание полуметафорические определения науч.метода,хар-ющие его как путьпоз­н-я,т.е.ведущий к объективно истинному зн-ю.2ой,конкретизирующий,признак("правильность"пути)в определениях такого рода если не выражен в явной форме,то содержится неявно.Нетрудно выделить также альтернативные группы определе­ний,представляющие метод как сов-сть познават.дей-й и как сов-сть нормативного зн-я,регламенти­рующего познават.дей-я(процедуры)исследователя,давшие немало поводов для дискуссий о гносеологичес­кой сущности метода.Для разрешения сомнений относительно того,что упомянутые группы дефиниций содержат именно два(а не одно)понимания гносеологической природы метода,поясним различия м/д ними на более наглядном примере.В данном случае ситуация напоминает ту,к-ая складывается при изу­чении фил.-методолог.аспектов технологии как одного из компонентов производств.предметно-практ.дея-сти,где исследователю с необходимостью предсто­ит четко разграничить 2 смысла понятия"технология"и соот­ветственно 2е стоящие за ними реальности.Во-первых, техноло­гия как сов-ть материальных процессов,реализуемых при производстве того или иного продукта;во-вторых,техноло­гия как система зн-й,описывающих эти процессы.Понимание метода как сов-сти познават.опе­раций (дей-й) не всегда проводится последова­тельно.В одной и той же работе оно сочетается с другими трактовками,прежде всего со взглядом на метод как систему правил и принципов,т.е.систему нормативного зн-я.Эта трактовка является доминирующей как в трудах пред­ставителей конкретных наук,так и в работах специалистов по ф-и и методологии науки.В соответствии,с заданной в ней ориентацией относительно гносеологической сущности ме­тода данный компонент познават.дея-сти можно определить след.образом: науч.метод- систе­ма предписаний, регламентирующих познават.дей-я,операции,процедуры исследователя. Самостоятельную группу составляют "качественные" дефи­ниции науч.метода,в к-ых он хар-ется как"осо­бое кач-во","особый тип","форма дея-сти".Основу их содержания составляют признаки метода,указывающие на его отн-я и связи с др.компонентами познават.дея-сти- целью,предметом,объектом.Тем самым задается ориентация на отражение системного качества науч.метода путем интегрирования его микро- и макрохар-к.На ос­новании этих признаков,а также исходя из понимания метода как схемы,выражающей содержание и последовательность поз­нават.дей-й исследования,в рамках различных клас­сификаций выделяют след.осн.методы науч.позн-я:непосредствен-ного и опосредованного изучения объек­тов,основанные на использовании материальных и идеальных ср-в исследования, кач-ые и кол-ые,описа­тельные и объяснительные,содержательные и формальные.Эти оппозиции,разумеется,не исчерпывают всей сов-сти раз­л.групп методов.Коррелятивно хар-ру исследуемых проблем и задач выделяют группы методов, разработанных для исследования субстрата,функций или поведения объекта.Соот­ветственно стадиям науч. исследования,на к-ых используются существ.методы,их делят на методы постановки проблем,сбора инфы,ее систематизации и теорет.интерпретации,обоснования и док-ва получен­ного решения.На уровне фил.-методолог.осмыс­ления классификации методов чаще всего делается акцент на их различие по области применения,спо­собности регламентировать познават. дей-я исследова­теля при изучении более или менее широкой сферы реальности.Предельно широкую область применения имеют фил.методы- системы самых общих принципов,определяющих способ фрагментации и синтеза ис­следуемой реальности, осмысления усл-й ее стабильности и направленности изменений,а также самый общий способ опре­деления отн-я к ней полученного зн-я.К фил.методам относятся диалектика и ее альтернативы,фил.версии структурализма,феномено-логия,инструмента­лизм, операционализм и др. Это все-общие методы позн-я.За ними следуют общенаучные подходы- методы,ис­пользуемые во всех сферах науч. исследования для реше­ния опред.класса проблем. Последнее ограничение(применение для решения опред.класса проблем)яв­ляется гл.критерием их отличия от фил.мето­дов, выработанным в ходе неоднократных дискуссий о соотн-и общенауч.подходов и фил.методов. В сов­р.методологии науч.позн-я выделяют неск-ко осн.общенауч.подходов: кач-ый,кол-ый,структурно-системный,кибернетический,информацый,синергетичес-кий.Третью группу,выделяемую по степени общности входящих в нее методов,составляют конкретно-науч.методы, регла­ментирующие познават.дей-я,операции,процедуры исследователя в той или иной науч.дисциплине.Напр.,метод ядерно-магнитного резонанса, калибровочный и хрома-тографический методы-в естественнонауч.дисциплинах;метод ассоциаций,интроспективный метод,герменевтический круг-в гуманитарных исследованиях.Многие методы этой группы имеют междисциплинарный хар-р,что послужило основанием для выделения их в отдельный класс.Ф-фы,специалисты в области методологии науки и ученые не были единодушны в оценке знач-я познават.дей-й и их рез-тов,выделенных в рамках эмпирич.и теорет.уровней. Формируя целостное представление о специфике науч.исследования,боль-во из них явно или неявно тяготело к 2м осн.течениям,сто­ронники к-ых разрабатывали модели этого процесса.Более ранняя из них- дедуктивизм- модель науч.исследования,выдвигающая на 1ый план гипотетичес­кие обобщения,из к-ых методом дедукции выводятся след­ствия, сопоставляемые с эмпирич.данными.У ее истоков стояли Платон и Аристотель.Типичным пред-лем дедуктивизма считают Декарта,Карнапа,Поппера.2ая- индуктивизм- модель науч. иссле­дования,подчеркивающая приоритетность эмпирич.опыт­ных данных,на основе к-ых методом индукции делаются теорет.обобщения. Основополож-ником и ярким пред-лем индуктивизма явл.Бэкон.В XIX и XX вв.-Милль и Рейхенбах.Анализ особенностей эмпир.и теорет.уров­ней науч.исследования свидетельствует о наличии в них об­щих элементов и процессов активного взаимодей-я.Особенно значима роль абстрактных конструктов,хар-р к-ых обусловлен,с од.ст.,накопленными эмпирич. данны­ми,исследова-тельским опытом ученого,его способностью к твор­ч.воображению,с др.-содержанием ранее установ­ленных теорет.законов и выработанных понятий.Содер­жание теорет.уровня постоянно обновляется за счет ин­фы эмпирич.хар-ра и в свою очередь активно влияет на процесс эмпирич.позн-я(определяет направ­ленность и режим наблюдений,хар-р экспериментов,методи­ку обработки и интерпретации их данных).

 

50.Структура науч.зн-я -сов-ть предметных представлений об исследуемой реальности,т.е.гл.внимание уделяется содержанию элементов науч.зн-я,восроизводящих особенности строения,функционирования и развития исследуемых объектов. Базовый уровень системы науч.зн-я:данные наблюдений и эмпирические факты. 1-ые отражают само наличие исследуемых объектов,их св-ва,типы отн-й с др.объектами в соответствии с хар-ом общей направленности науч.исследования,его целей,задач.Они связаны с др.элементами хар-ом решаемых проблем и задач,а также используемых ср-в и методов.Эмпирич.факты-осн.форма эмпирич.зн-я,выраженного в особого рода предложениях,истинность к-ых определяется рез-ами наблюдения и эксперемента.Отличаются от данных наблюдения:устойчивостю содержания и наличием интерпретации-истолкования на основе имеющегося зн-я. Над базывами элементами структуры науч.зн-я надстраиваются элементы теоретического и метатеоретического зн-я. Теоретические зн-я-гипотеза и теория.Гипотеза-науч.предложение,вероятность к-ого обоснована фактич.данными с учетом уже известных закономерностей,присущих исследуемому объекту.Это не только форма развития науч.зн-я,но и один из важн.элементов его структуры. Теория-форма науч.зн-я,содержащая обобщающие абстрактные конструкты и набор понятий и з-нов,к-ые воспроизводят исследуемый объект в виде структурированной сов-ти идеализированных элементов и их корреляций.Представление о развитой теории применимо и к частным теоретич.моделям и з-нам,к-ые в посл.время стали выделять в кач-ве самостоятельных элементов в общей структуре науч.зн-я.Частные теоретич.модели и з-ны-формы теорет.зн-я,содержащие абстрактные конструкты,репрезентирующие ограниченную область исследуемой реальности,и сов-ть з-нов,выражающих корреляции их элементов.Сов-ть метатеоретическогго зн-я по другому-основания науч.зн-я.Гл.функции:мировозренческая и концептуальная.К ней относятся:науч.картина мира,,идеалы и нормы науч.исследования и фил.основания науки.Нач.картина мира-схема познаваемог ообъекта,идеалы и нормы исследования-схема метода.Науч.картина мира-форма науч.зн-я,выражающая особенности системной организации иследуемой реальности.Развитая внутр.структура,4типа представлений:1.о фундаментальных объектах;2.о типологии изучаемых объектов;3.об общих закономерностях их взаимодей-я;4.о пространственно-временной структуре исследуемой реальности.Идеалы и нормы исследования-форма предпосылочного зн-я,имеет развитую внутр.структуру.3 осн.гр.идеалов и норм:1.описания и объяснения.2.обоснования и док-ва;3.организация и развития зн-й. Фил.основания науки содержат представления о всеобщих предпосылках,возможности и общей напрпавленности познават.процессов.выполняют мировоззренческую функции.Изложенные представления о структуре познават.дей-й и науч.зн-я хар-ют естественнонауч.позн-е.Соц.позн-е имеет ряд своих особенностей.Осн.отличия:1.общ-во-самы сложный из познаваемых объектов; 2.дополн.сложность создает специфика взаимодей-я дух.и матер.сфер общ-ва;3.в соц.позн-и наблюдается совпадение субъекта и объекта позн-я;4.истина как рез-т соц.позн-я имеет человеко-размерный хар-р.

 

51. Сущ-ет немало определений метода:"путь позн-я,опирающийся на сов-сть ранее полученных общих зн-й";"сов-сть систематизированных поз­нават.операций, соответствующих предмету и цели на­уч.исследования";"система регулятивных принципов и приёмов,с помощью к-ых достигается объект.позн-е дей-сти". В содержании приведенных и ряда других определений можно выделить их осн.группы.Прежде всего обращают на себя внимание полуметафорические определения науч.метода,хар-ющие его как путьпоз­н-я,т.е.ведущий к объективно истинному зн-ю.2ой,конкретизирующий,признак("правильность"пути)в определениях такого рода если не выражен в явной форме,то содержится неявно.Нетрудно выделить также альтернативные группы определе­ний,представляющие метод как сов-сть познават.дей-й и как сов-сть нормативного зн-я,регламенти­рующего познават.дей-я(процедуры)исследователя,давшие немало поводов для дискуссий о гносеологичес­кой сущности метода.Для разрешения сомнений относительно того,что упомянутые группы дефиниций содержат именно два(а не одно)понимания гносеологической природы метода,поясним различия м/д ними на более наглядном примере.В данном случае ситуация напоминает ту,к-ая складывается при изу­чении фил.-методолог.аспектов технологии как одного из компонентов производств.предметно-практ.дея-сти,где исследователю с необходимостью предсто­ит четко разграничить 2 смысла понятия"технология"и соот­ветственно 2е стоящие за ними реальности.Во-первых, техноло­гия как сов-ть материальных процессов,реализуемых при производстве того или иного продукта;во-вторых,техноло­гия как система зн-й,описывающих эти процессы.Понимание метода как сов-сти познават.опе­раций (дей-й) не всегда проводится последова­тельно.В одной и той же работе оно сочетается с другими трактовками,прежде всего со взглядом на метод как систему правил и принципов,т.е.систему нормативного зн-я.Эта трактовка является доминирующей как в трудах пред­ставителей конкретных наук,так и в работах специалистов по ф-и и методологии науки.В соответствии,с заданной в ней ориентацией относительно гносеологической сущности ме­тода данный компонент познават.дея-сти можно определить след.образом: науч.метод- систе­ма предписаний, регламентирующих познават.дей-я,операции,процедуры исследователя. Самостоятельную группу составляют "качественные" дефи­ниции науч.метода,в к-ых он хар-ется как"осо­бое кач-во","особый тип","форма дея-сти".Основу их содержания составляют признаки метода,указывающие на его отн-я и связи с др.компонентами познават.дея-сти- целью,предметом,объектом.Тем самым задается ориентация на отражение системного качества науч.метода путем интегрирования его микро- и макрохар-к.На ос­новании этих признаков,а также исходя из понимания метода как схемы,выражающей содержание и последовательность поз­нават.дей-й исследования,в рамках различных клас­сификаций выделяют след.осн.методы науч.позн-я:непосредственного и опосредованного изучения объек­тов,основанные на использовании материальных и идеальных ср-в исследования, кач-ые и кол-ые,описа­тельные и объяснительные,содержательные и формальные.Эти оппозиции,разумеется,не исчерпывают всей сов-сти раз­л.групп методов.Коррелятивно хар-ру исследуемых проблем и задач выделяют группы методов, разработанных для исследования субстрата,функций или поведения объекта.Соот­ветственно стадиям науч. исследования,на к-ых используются существ.методы,их делят на методы постановки проблем,сбора инфы,ее систематизации и теорет.интерпретации,обоснования и док-ва получен­ного решения.На уровне фил.-методолог.осмыс­ления классификации методов чаще всего делается акцент на их различие по области применения,спо­собности регламентировать познават. дей-я исследова­теля при изучении более или менее широкой сферы реальности. Предельно широкую область применения имеют фил.методы- системы самых общих принципов,определяющих способ фрагментации и синтеза ис­следуемой реальности, осмысления усл-й ее стабильности и направленности изменений,а также самый общий способ опре­деления отн-я к ней полученного зн-я.К фил.методам относятся диалектика и ее альтернативы,фил.версии структурализма, феномено-логия,инструмента­лизм, операционализм и др. Это всеобщие методы позн-я. За ними следуют общенаучные подходы- методы,ис­пользуемые во всех сферах науч. исследования для реше­ния опред.класса проблем. Последнее ограничение(применение для решения опред.класса проблем)яв­ляется гл.критерием их отличия от фил.мето­дов, выработанным в ходе неоднократных дискуссий о соотн-и общенауч.подходов и фил.методов.В сов­р.методологии науч.позн-я выделяют неск-ко осн.общенауч.подходов: кач-ый,кол-ый,струк-турно-системный,кибернетический,инф-ый,синергетиче-ский.Третью группу,выделяемую по степени общности входящих в нее методов,составляют конкретно-науч.методы, регла­ментирующие познават.дей-я,опера-ции,процедуры исследователя в той или иной науч. дисциплине.Напр.,метод ядерно-магнитного резонанса, калибровочный и хрома-тографический методы-в естественнонауч.дисциплинах;метод ассоциаций, интрос-пективный метод,герменевтический круг-в гумани-тарных исследованиях.Многие методы этой группы имеют междисциплинарный хар-р,что послужило основанием для выделения их в отдельный класс.

 

52наука. Теория позн-я без соприкосновения с нау-кой вырождается в пустую схему.Наука без теории позн-я(наск-ко это вообще мыслимо)становится при-митивной и пустой. А.Эйнштейн.Что такое наука?Яв-ление это сложное.Наука выступает в разных кач-ах: как всеобщий дух.продукт общ.развития,как форма общ.созн-я,как дух.потенциал материального пр-ва, как орудие господства чела над природой,как обоб-щенный опыт всего чел-ва,как основа мировоззре-ния,как результат дея-ти ученых,как развивающаяся система знаний и т.д.Но даже такое пере­числение ипостасей науки мало что дает для ее понимания. Науч.зн-е не есть наука,точно так же,как чел знаю­щий,образованный не есть еще ученый.Только созда-вая новое зн-ие,чел приобщается к миру науки.Там, где наука удовлетворя­ется однажды познанным,там она перестает быть самой собой.Зн-е-продукт науки и ее сырой материал,вновь вовле­каемый в науч.дея-ть подобно продукту и сырому материа­лу пр-ва веществ. ценностей.Поэтому зн-е можно рассм-ть как элемент науки,ее часть,но ставить знак равенства м/д ними равносильно отождествлению товарного пр-ва с то-варом.Представление о науке как о зн-и унаследовано по традиции от того истор.периода,когда она не была еще опытной,эксперементальной,а являлась чисто умозрительной и когда ее задача состо­яла в идеаль-ном конструировании мира,а не в его преобразовании. Возникает?:мыслима ли совр. наука без эксперимен-та,являющегося одной из важнейших форм практ.дея-ти людей? Наука без эксперимента-все равно,что ис-кусство без тв-ва,симфония без исполнения.Мало того,симфония оказыва­ется и без композитора,т.к,ог-раничивая науку только зн-ями,мы исключаем из нее ее творцов-ученых.За борт науки выбрасывается ее исток,ее суть-сам творч.процесс исследовательской дея-ти,т.е.процесс пр-ва зн-й.Значит,наука-не только и не столько наличные зн-я сами по себе,но и дея-ть общ-ва по их пр-ву.Ее взаимоотн-е с материальным пр-ом и общ.практикой выступают как отн-е одной формы общ.пр-ва с др-й.Т.о.,наука-система исследо-вательской дея-сти общ-ва,направленная на пр-во но-вых зн-й о при­роде,общ-ве и мышлении.Со времени возникновения науки и вплоть до нач.17в.осн.целью науч.дея-ти в соц.плане была выработка общего пред-ставления о мире и месте в нем чела.Объяснит. мировозренческая функция науч.дея-ти являлась са-модовлеющей.В антич.ф-и позн-е было ориентирова-но на то,чтобы рационально-умозрительным путем объяснить устр-во мироздания и место в нем чела.Зн-я,по убеждею греков,могут сами по себе сделать чела добродетельнее, могущественее,им свойственно управлять челом.Благодаря зн-ям чел становится вы-ше другого не положением,не властью,а именно как чел,как личность.Это дарует обладателю зн-й уваже-ние и почет сограждан,а следствием этого могут быть и богатство,и высокое общ.положение.Т.к.объясни-тельная,мировозренческая функция науч.дея-ти явл. главенствующей,ф-я занимает место«царицы наук». мировозренч.ориентацию науки и мн.черты антич. склада,стиля мышления унаследова и эпоха Средне-век.,и Возрожд.Появилась тяга к опытному изучению природы.Стало постепенно заваевывать всеобщее призн-е идея о грандиозных инструмент.возможно-стях науки,ее техн.приложениях.Мысль о том,что наука может существенно влиять на развитие техники и пр-ва,оказалась удивительно созвучной духу нов. времени.Изменение осн.целевой ориентации науки стимулировалось промыш.революцией,возникнове-нием машин.пр-ва.Сращение науки с пр-вом путем превращения,с од.ст.,пр-ва в науч.пр-во,а с др.,-науки в производ.силу.Каждое открытие становится основой для нового изобретения или для новых усовершенст-вованных методов пр-ва.Только капитал.способ пр-ва впервые ставит естествознание как науку на службу процессу пр-ва,в то время как,развитие пр-ва предоставляет ср-ва для теорет.покорения природы. Итак,наука стала фактором произв.процесса,к-ый был и сферой приложения науки.Техника становилась опредмеченной силой зн-я и все больше зависела от успехов науч.исследований.В сер.20в.в науке все более явно начали обнаруживаться процессы,свиде-тельствующие о«кризисе роста»науки, о ее переходе в новое кач-во.В хоже НТР появляется все больше признаков начинающегося фронтального поворота науки в сторону чела.Признаки:1. автоматизация-вы-рывает чела из технолог. подчинения машине.2.совр. техника и технологии требуют от работника кроме опыта,умения,и опред.системы науч.зн-й,высокой общеобраз. подготовки,3.экономисты в разв.странах пришли к выводу,что ср-ва расходуемые на образо-вание не только окупаются,но и приносят прибыль.4. науч.зн-я воплощаются не только в самом пр-ве и в челе-работнике,но и в управлении соц.-эк.процесса-ми,организации труда и пр-ва.Вывод:самая сложная, совр.техника не сможет дать нужного эфекта,если уровень применяемых в живом труде зн-й будет ниже уровня зн-й,опредмеченных в этой технике.Наука всё больше ориентируется не только на совершенствова-ние техники,но и развитие интелл.,творч.потенциала личности.Т.о.в ходе НТР ителл.,дух.развитие личнос-ти становится ведущим фактором роста материально-го пр-ва.

 

53. Наука как соц.институт-общ-во занятых науч.дея-стью людей,организованная в системе науч.учреждений. Как соц.институт наука формировалась в Нов.время.Вне-шне это выглядило как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии,а позднее-в исследоват.лаборатории и НИИ,подобно тому,как ранее в рамках спец.учреждений объединялись служители культа,юристы,финансисты и др.,все,кто занят проф-есион. дея-стью.Ныне численность мирового науч.общ-ва составляет около 5 млн.чел.Считается,что наукой способна заниматься не более 6-8%населения.

Важной проблемой развития совр.науки является соблюдение учеными этических норм науч.дея-с­ти. К числу исторически сложившихся осн.норм такого рода относятся: установка на поиск объективной истины как высшей ценности и на приращение нового зн-я;запрет на плагиат;бескорыстность(вознаграждение за рез-ат для ученого не гл.цель,а одно из усл-й работы);организо­ванный скептицизм(отказ от прежних ошибочных рез-­тов); равноправие всех членов науч.сообщ-ва в обязан­ности исполнять данные и ряд др.этических норм и требо­ваний науч.дея-сти.Особое знач-е имеет требова­ние соц.ответственности ученых за хар-р рез-­тов своих исследований и их возможное применение в антигу­манных целях.Впервые наиболее масштабно проблема соц.ответственности ученых встала в связи с использовани­ем достижений физики микромира в военном деле(создание ядерной,водородной,нейтронной бомб и др.). Чернобыльская катастрофа показала ее остроту в ином измерении.Аналогич­ная ситуация складывается сегодня в области генной инжене­рии,биотехнологий,биомедицины,в нек-ых областях пси­хологической науки.Однако и ученые и подавляющее боль-во людей верят в то,что гуманистический потенциал на­уки использован еще не в полной мере и что именно ее ср-ва­ми будут решены гл.проблемы общ.развития.

 

54.Науч.революции. Науч.революции-те этапы раз-вития науки когда происходит смена исследоват.стра- тегий,за­даваемых ее основаниями. Основания науки вкл.неск-ко компонентов.Гл.среди них: идеалы и мето­ды исследования (представления о целях науч.дея-сти и способах их достижения); науч.карти­на мира (целост-ная система представлений о мире,его общих св-ах и закономерностях, формирующаяся на основе науч.по-нятий и з-нов); фил.идеи и принципы, обосновывающие цели,методы,нормы и иде­алы науч.исследования. Мож- но выделить 4 науч.революции. 1-ой из них была рево- люция XVIIв.,-становление класс-кой науки.2ая произо- шла в к.18-1ой пол.19вв.-переход от класс.науки к дис-циплинарно организованной науке Появление таких наук,как биология,химия и др. способствует тому,что механическая картина мира перестает быть об­щена-учной и общемировоззренческой. Биология и геология вносят в картину мира идею развития. Происходят из-менения и в фил.основаниях на­уки. Центр.проблемы ф-и в этот период:?? дифференциации и интеграции науч. зн-я,полученного в разных науч.дисциплинах,соотн-я разл.методов науч.исследования,класси­фикация наук и поиск ее критериев. 3-я революция охватывает период с к.19до се­р.20в.Революционные преобразования произо- ­ли сразу во многих науках:в физике были разработаны ре­лятивистская и квантовая теории,в биологии-гене- тика,в химии-квантовая химия и т.д.Возникают новые отрасли науч.зн-я-кибернетика и т-я систем.В рез-те сформировалось новое, неклассическое, естествозн-е. Идеалы и нормы неклассической науки базировались на отрицании разумно-лог.содержания онтологии,способ-ности разума строить единств-но верную идеаль­ную модель реальности,позволяющую получать един-но истинную теорию.Допускалась возможность при­знавать истинность сразу неск-ких теорий.Возникла соответствующая неклассическому естествоз­нанию картина мира, в к-ой появилось представление о приро-де как сложном динамическом и иерархизированном ед-ве саморегулирующихся систем.Изменились и фил. основания науки.Ф-я ввела в систему обоснований последней идею истор.изменчивости науч.зн-я,призна-ла от­носительность истины,разработала представление об активности субъекта позн-я.Суще­ственные измене-ния претерпели многие фил.категории.Это относится к категориям часть,целое,причина, случайность,необхо-димость и т.д.Стало ясно,что целое и часть находятся в более сложных взаимоотн-ях в сложных системах.Боль­шое внимание стало уделяться категории случайность, ибо наука открыла огромную роль случайности в ста-новлении з-нов необходимости. 4ая нау.революция началась в последней тре­ти 20вв.- постнеклассической науки.Объекты исследования:сложные системные образования,к-ые хар-ются уже не только саморегуляцией,но и саморазвитием. Науч.исследова-ние таких систем тре­бует принципиально новых стратегий,к-ые частично разработаны в синергетике. Синергетика (греч.совместный)-направле­ние междис-циплинарных исследований,объектом к-ых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах(физ-их,хим-их).Было выявлено,что материя способна при опред.усл-х к самоорганизации. Синерге-тика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка.Постнеклассическая наука имеет дело с системами особой сложности, требующими принципиально новых познават.стра­тегий.Для изучения и описания саморазвивающихся систем с вариабельным поведением не пригодны статические идеальные модели.Требуется строить сценарии,вкл-я в них точки бифуркации и возможные пути развития си­стем.Это привело к существенной перестройке норм и идеалов исследования.По-новому строятся и фил.основания постне­классической науки.Ф-я фиксирует зависимость науч.позн-я от социальности и состояния культуры,признает истор.изменчивость онто­логических допущений,идеалов и норм позн-я.Науч.революции были одновременно сменой типов рациональности.Тип науч.рациональности-состо­яние науч.деят-сти,представленной как отн-е «субъект-ср-ва исследования-объект»и направлен­ной на получение объективной истины.Классический тип рациональнос-ти в научной деятельно­сти,понятой как отн-е«субъект-ср-ва-объект»,выделяет объект в качестве гл.компонен­та указанного отн-я. Некласс.тип науч.рациональности хар-ется осозн-ем влияния по­знават.ср-в на объект. отн-е«субъект-ср-ва-объект»вни­мание исследователя ак-центируется на объекте и одновре­менно на ср-ах. Пост-неклассический тип рациональност- выход на уровень осозн-я того факта,что зн-я об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодей-я со ср-ами,но и с ценностно-целевы­ми структурами дея-сти субъекта. Субъект влияет на содержание зн-й об объекте не только в силу применения особых исследователь­ских ср-в и процедур,но и в силу своих ценностно-целе­вых установок,к-ые напрямую связаны с соц.ценностями и целями. Прогнозируя будущее науки,можно сказать,что статус доминирующего и опред.принадлежит постне-классическому типу рациональности.В эпоху техно-генной цивилизации определение стра­тегии науч.пои-ска с необходимостью должно вкл.гуманистические ориентиры,т.е.??,связанные с челом и его жизнью на планете Земля.

 

55. В философской и естественнонаучной литературе того вре­мени можно встретить две крайние точки зрения о соотноше­нии природы и общества: натуралистическую и идеалистичес­кую.

Натуралисты преувеличивали роль естественного отбора в процессе происхождения человека и становления общества. Идеалисты же, наоборот, абсолютизировали противополож­ность природы и общества и не видели их взаимодействия и взаимовлияния.Проблема получила свое научное разрешение только с пози­ций диалектико-материалистического подхода как к обществу, так и к окружающей его среде. Сторонники и основатели такого подхода исходили из того, что хотя общество и является специ­фическим материальным образованием, однако представляет часть природы, высший уровень ее развития. История человечес­кого общества — это продолжение развития природы. Формы и пути прогресса тех или иных стран во многом определялись, а иногда и ограничивались природными условиями, географичес­кой и геологической средой.В связи с вышеизложенным можно так определить природу и общество: природа — это материя, не осознающая своего бы­тия; общество — это материальное образование, развивающее­ся до осознания своего бытия, своего становления и прогресса. Оно есть обособившаяся от природы часть материального мира, результат взаимодействия людей.Неразрывная и естественная связь общества и природы обусловливает единство и различие законов их развития.

Единство законов природы и законов общества заключает­ся в следующем:они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью, т.е. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может от­менить ни законы развития общества, ни законы природы;изменение материальных условий влияет на проявление и действие как общественных, так и природных законов.Существует и известное различие между законами общес­тва и законами природы. Так, природа бесконечна в простран­стве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (нап­ример, закон всемирного тяготения), и очень долговременные (законы развития растительного мира). Законы же общества не вечны. Они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного об­щественного образования, формации.Законы природы проявляются в действии стихийных бес­сознательных сил: природа "не знает", что она творит. Истори­ческие же законы осуществляются через сознательную дея­тельность масс людей. Они не могут функционировать "сами по себе", без участия человека. Законы развития общества и законы природы различаются и по своей сложности. Это законы разных уровней движения мате­рии. Законы низших форм движения материи хотя и могут ока­зывать воздействие на законы общественного развития, но не они определяют сущность общественных явлений и процессов.Человек в своем развитии подчиняется и законам механи­ки, и законам физики, и законам химии, и биологии. Но сущ­ность его определяется общественными отношениями и только ими, а не особенностями биологического вида. Изменение его общественной природы может отставать, а может и опережать ход истории в целом.Рассмотренная научная гипотеза соотношения природы и общества, их единства не единственная, она лишь более обосно­ванная. Есть и другие подходы: космическое расселение разу­ма — существование множества миров, подобных и не похожих на наш; многообразие форм живой материи, каким-то образом "распределившихся" в бесконечном космосе, и т.д. Все это ги­потезы и предположения, которые со временем могут стать объ­ектом пристального внимания новых научных направлений, школ, а затем превратиться в доказанные теории, более точно и объемно объясняющие окружающий нас мир и нас самих.

 

56. Чел.общ-во-опред.система.В основе развития: способ пр-ва материальных благ.Соу.структура общ-ва исторически изменяется.Элементы ее находятся в движении и развитии.Основа этого движения –способ пр-ва.Возьмем первобытный способ пр-ва.Такому способу лучше всего отвечала родовая организация людей.Род-обособленную общественно-производст-венную группу людей,связанных кровно-родственными связями,основанную на общ.собст-вености и коллективном труде.С развитием общ.пр-ва происходит объединение неск-ких родов в племя,а затем в союзы племен.Возникает особая ячейка соц.структуры общ-ва-семья.Рабовладельческий способ пр-ва вызвал коренные изменнеия.Изменилась форма семьи,произошло слияние,смещение и исчезновение родов и племен,возникла новая языковая,эк.и культ.общность людей-народность. Положил начало антагонистической соц.структуре общ-ва благодаря возникновению частной собственности на ср-ва пр-ва.На основе капиталистических производ.отн-й народности превращаются в нации.(лат.племя,народ)-историч. общность людей,складывающаяся в ходе образования единой терр.,эк.связей,особенностей культуры и хар-ра.Т.о.развитие соц.структуры общ-ва-естественноистор.процесс,в основе к-ого лежит смена способов пр-ва материальных благюЭто обуславливает специфику соц.структуры общ-ва в каждой формации.

59. Проблема цивилизационного развития сегодня выдвинулась на передний план. Повышение интереса к этой проблеме обуслов­лено неск-кими причинами.Во-1ых,НТП в совр.мире способствует быстрому формирова­нию информационно-технолог.способа пр-ва во всех странах Запада и Востока.Во-2ых,в связи с переосмысле­нием практики социалистического строительства в СССР и выво­дов о его"казарменном", "феод-ом" хар-ре и переориента­цией на капиталистическое развитие возродились споры о 2х осн.цивилизациях-Западной и Восточной.Возникла дилем­ма:сущ-ет одна чел.цивилизация или неск-ко?В истории ф-и сущ-ли разл.толкования понятия"цивилизация":от стадии,достигшей более высокого культ.уровня по сравнению с варварством,до такой сте­пени деградации культуры,к-ое хар-ет состояние упадка общ-ва,его гибель как локальной культуры.Бесспорно,следует различать цивилизацию и культуру.Это различие уже наметил Кант,к-ый в полемике с Рус­со ставит?:"Что такое чел.цивилизация и вправе ли чел отказаться от нее,да и возможно ли такое?"Согласно Канту,цивилизация начинается с установления правил чел.жизни. Цивилизованный чел-тот,кто др-му не причинит неприятностей.Он обходителен, тактичен,уважает чела в др-ом.Культуру Кант связывает с нравств.категорическим императивом,к-ый обладает практ.силой и опред-ет чел.дей-я не общепринятыми нормами,а нравств.основаниями самого чела,его со­вестью.Такой подход к рассм-нию проблемы культуры и ци­вилизации интересен и актуален.В совр.общ-ве,где наблюдается потеря цивилизованности в поведении,в общении людей,остро встала проблема культуры чела и общ-ва.Ц ивилизация -с одн.стороны,уровень развития культуры и общ-ва в целом,а с др.стороны-способ освоения культ.ценностей,к-ый опред-ет спе­цифику общ.жизни.1ый признак наиболее изучен в этнографической, истор.,социолог.и фил.лит-ре.Именно при исследовании этого признака цивилизации чаще всего и происхо­дило отождествление культуры и цивилизации.Напр.,Тайлор так и писал:"культура или цивилизация".Однако он сам же глубоко и всесторонне показал, что первобытная культура,связан­ная с появлением режущих,колющих орудий, свидетельствовала о том,что племена не только похожи друг на друга,но и различаются м/д собой.Развитие орудий труда,их усовершенствование опре­деляло специф.стороны жизни племен,напр.быт.Тайлор приходит к выводу,что цивилизация вкл.в себя уровень развития материальной и дух.культуры,саму общ.структуру,к-ая отражает весь механизм сущ-­ния и развития чел.дея-сти.Др.признак цивилизации-способ освоения культуры-исследован недостаточно.Вместе с тем зн-е содержания этого признака важно,т.к.общ.-истор.практика чел-ва свид-ет,что каков способ освоения культу­ры, такова и цивилизация.Мы различаем Зап.и Вост.цивилизации,хотя ценности одни и те же,а вот способы их освоения различны.На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям,а на Востоке освоение ценностей осущ-ется на основе религ.-фил.традиций:в Ки­тае-буддизм и конфуцианство,в Индии-буддизм,брахма­низм,ф-я йоги,к-ые оказали воздей-е на регла­ментацию всей чел.жизнедея-сти.Для Востока хар-но усвоение материальных и дух.ценностей и их пр-во в усл-ях авторитарного патернализма,всеобще­го послушания,особого личностного восприятия гос-ва,старшего в семье и в общине.Зап.цивилизация развивалась под меньшим воздей-ем монолитных культовых структур,здесь шло быстрое изменение предметного мира и соц.связей людей,ускоренное развитие техники и технологии,т.к.в ее культуре доминирует рациональность.Адекватное осмысление проблемы цивилизационного раз­вития поможет лучше понять пути синтеза общечел-ого и национ-ого в культуре,т.к.этот реальный процесс приоб­рел огромное практ.знач-е для всего мира.

 

57. Пр-во-сфера общ.дея-сти,где создаются материальный продукт,дух.богатство чел-ва, формируется чел как производит.сила.Маркс и Энгельс для обозначения всей сов-сти дей-й людей по пр-ву материальных ценностей вве­ли в науч.оборот понятие"способ пр-ва материаль­ных благ".Сегодня это одна из осн.категорий соц.ф-и. Способ пр-ва- особым образом организован­ная дея-сть общ-ва по пр-ву материальных цен­ностей и воспр-ву всей общ.жизни в истор-ки конкретный период,хар-ющийся также конкретным отн-ем людей к природе и их отн-ями м­/д собой(напр.,рабовладельческий, феод-ый,капита­листический способы пр-ва).Общ-во не может сущ-ть и развиваться без пр-ва необходимых для жизни людей материальных благ.Мар­кс и Энгельс совершили переворот в общ.науке.Смысл его:в установлении зависимости общ.сфер дея-сти от материального пр-ва:"Способ пр-ва материальной жизни,-писал Маркс,-обусловливает соц.,полит.и дух.процессы жизни вообще".З-н определяющей роли способа пр-ва в общ.развитии является осн.социологическим з-ом. Материалистический подход и диалектический метод исследования позволили:1)свести все общ.отношения к производственным как определя­ющим;2)обнаружить зависимость производ.отн-ий от уровня производ.сил;3)установить факт опреде­ляющей роли материальных потребностей людей в возникнове­нии и развитии производ.сил общ-ва(чел,чтобы заниматься политикой и идеологией,должен есть,пить и т.д.).Осн.социолог.з-он имеет боль.методолог.знач-е для науч.объяснения истории развития об­щ-ва и разл.сфер его жизни.Он указывает на то,что причины тех или иных преобразований в общ-ве нужно искать в способе пр-ва матер.благ.Материалистическая соц.ф-я в объяснении развития истории исходит из признания того факта,что труд есть 1ое и осн.усл-е чел.жизни.Именно труд-гл.причина генезиса чела.Ф-фы считают глав­ной детерминантой истор.развития дух.дея-сть,направленную на пр-во фил.,ре­лиг.,полит., науч.и др.идей.Однако,пр-во материальных благ-подлинная ос­нова развития общ-ва, всех др.видов дея-сти людей.Благодаря его открытию,во-первых,история предстает как ре­зультат чел.труда,во-вторых,материальная дея-сть людей содей-ет не только возникновению чел.общ-ва,но и дальнейшему его развитию.И сегодня жизнь убедительно подтверждает правильность ос­новного социолог.з-на.Именно труд остается источни­ком жизни,развития чела и общ-ва.Пр-во же мате­риальных благ, дух.дея-сть,воспитание и образование чела являются осн.сферами общ.жизни.

Категория "бытие" одна из 1ых по происхождению категорий ф-и,многие смысловые знач-я к-ой были заложены еще в мифологии.Она наиболее отчетливо выражает,ориентацию ф-и на осмысление предельно общих св-в(атрибутов)и отношений объектов реальности.Св-во объектов,процессов и явлений иметь существ-е,быть реальностью или просто быть"здесь"и"теперь"—одно из них.Это неотъемлемый атрибут каждой наличной вещи.Однако конкретные вещи "стареют",разрушаются,исчезают,но не бесследно,чаще всего,а превращаясь в др.веществ.образования.Поэтому осмысление бытия как атрибута конкретных вещей было связано с представлением о бытии как существ-и мира в цёлом,т.е.изначально имело универсальную мировоззр.направленность. И именно в этом контексте казалось бы абстрактных умозрительных рассуждений о бытии мира решались и поныне решаются ф-ей мн.важные в теорет.и практич.планах??.Естественно,возникает вопрос о том,что такое небытие и как оно соотносится с бытием.На 1ый взгляд,он мог быть решен довольно легко,поск-ку представление об универсальности категории"бытие"и"подчиненности"ей категорий"небытие"подпитывалось даже обыденным рассуждением о необходимости бытия мира в целом:исчезать,превращаться в небытие могут лишь отдельные вещи,но мир в целом при этом сохраняется как относительно стабильное целое.Вместе с тем тот же обыденно-повседневный здравый смысл подсказывал иной ход рассуждения.Небытие- не полное несуществование.Ведь одни вещи превращаются в другие,т.е.не исчезают бесследно,а как бы обретают некое инобытие..Тем более мир в целом не может уйти в абсолютное небытие,ставящее предел всяким превращениям.Небытие стало мыслиться как источник,начало бытия,связывающее бытие не только с тем,что сущ-ет,есть"здесь"и"теперь",но и с тем,что было и будет.Такое понимание соотношения бытия-небытия доминировало в древневост.культурно-фил-ой традиции. Мир в целом рассм-лся как динамическое ед-во бытия и небытия.При этом небытие мыслилось как лишенное конкретных вещей и форм "вместилище" всего возможного разнообразия мира,к-ое содержится в небытии виртуально,выражаясь совр.языком.Оно переходит из небытия в бытие в соответствии с внутр.з-ом мира(в древнекит. культурно-фил-ой традиции«дао"),постичь к-ый невозможно.К нему можно лишь в той или иной мере приобщиться,следуя определенной системе принципов поведения (прежде всего у-вэй-недеяния и"освобождения от самости'' -безусловного подчинения чела групповым и общественным нормам).Небытие т.о.представлялось ведущим по отношению к бытию началом.Примечательна изобретательность,с к-ой это демонстрировалось на примере обыденных житейских ситуаций и предметов. Одним из выражений небытия считалась пустота,к-ая также являлась началом вещей и определяла их природу.В трактате "Дао-дэ-цзин",китайском памятнике ку-ры IV-IIIвв.до н.э.,подчёркивается,что именно пустота, к-ая содержится в вещах м/д их частями,определяет полезность и применимость вещи(использование колеса зависит от пустоты м/д спицами, употребление сосудов-от пустоты в них, от кол-ва содержащейся в постройке пустоты зависит ее назначение).В западной культурно-фил-ой традиции доминировало принципиально иное понимание соотн-я бытия-небытия.В частности,в античной ф-и небытие и пустота мыслились преимущественно как антипод бытия,как ничто.И только в XIXв.ничто,или чистое бытие,стало рассм-ся как источник бытия,обладающего мн-вом форм(гегелевская фил-ая система,антропологические направления ф-и).

под влиянием нем.ф-фа Шпенглера.Различие в теориях Тойнби и Шпенглера в том,что Тойнби наряду с естественной необходимостью признает за челом способность к самоопределению.А динамику цивилизации определяет з-ном вызова и ответа,согласно к-му каждый шаг вперед связан с адекватным ответом на вызов истории.Адекватный ответ-заслуга творч.меньшинства,к-ое властвует сначала в силу своего авторитета,а затем превращается в господствующее меньшинство.Возникновение цивилизации,ее рост,надлом,упадок,разложение связаны со способностью или неспособностью творч.меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории.(из практики)Цивилизац.подход.Сторонники цивилизационного подхода в основу развития ставят не экономику и технику,а социокульт.особенности. Родоначальником этого подхода считается Маркс.Вебер-автор работы“Протестантская этика и дух капитализма”.В исламе,как в особой цивилизации,более ясно и чётко отн-е к деньгам не одобряется.Наиболее известная классификация принадлежит Тойнби.Он различает 5 культур-Западно-христ.культура, православно-христ, исламская,индуистская и дальневосточная(конфуцианская).Цивилизационный подход также очень многое объясняет в чел.истории.Примеры современности:боснийский конфликт.Различий м/д сербами и хорватами в языке меньше,чем различия в русском и украинском.А боснийские мусульмане по национальности являются сербами.До сих пор ведутся споры о месте России: принадлежат ли россияне к православной культуре или мы особая цивилизация.Есть градация на 2 цивилизации:Запад и Восток.По Чаадаеву: мы 1ая азиатская цивилизация,к-ая столкнулась с Западом и начала преобразовываться.Славянофилы полагают,что мы уникальная культура, совмещающая в себе достоинства,как Запада, так и вост.

3.Культуролог.подход к анализу общ-ва.Категория культуры является универсальной,Шпенглер рассм-л эту проблему как расколотую на 8 культур,каждая из к-ых вырастает на основе способа переживания жизни.Культура:египетская,индийская,вавилонская,китайская,греко-римская, византийско-арабская,культура майя и пробуждающаяся русско-сибирская культура.Каждая культура подчинена жесткому биолог.ритму,к-ый опред-ет осн.фазы ее внутр.развития:рождение и детство,молодость и зрелость,старость и закат.Каждая культура имеет 2 осн. этапа:1.восхождение культуры(собственно культура),2.нисхождение или цивилизация.1ый хар-ется органич.типом эволюции во всех сферах чел.жизни:соц-ой и полит-ой,религ-ой и этической,худ-ой и науч.2ой этап хар-ется механическим типом эволюции-окостенение органической жизни культуры и ее распад.

 

58.Дух.жизнь общ-ва. Общ-во представляет собой сложную систему разл.общ. отн-й.Разобраться в этом многообразии важ­но для понимания социума в целом.Общ.отн-я подразделяются на материальные и дух-ые.1ые складываются вне нашего созн-я и сущ-ют независимо от него.2ые-формируются, предварительно проходя через созн-е людей.Связь м/д ни­ми носит опосредованный хар-р:матер.отн-я порождают опред.дух.ценности,к-ые являются основой дух.отн-й.Дух.жизнь м.б.наполнена богатым содержа­нием,что создает благоприятную общ.атмосферу.В др.случаях дух.жизнь общ-ва м.б.бедной,а иногда в нем царит настоящая бездуховность.В со­держании дух.жизни общ-ва проявляется его подлинно чел.сущность.Осн.элементы дух.жизни-дух.потребности людей,дух.дея-сть по созданию дух.ценностей,дух.потребление и дух.отн-я м/д людьми.Основу дух.жизни общ-ва составляет дух.дея-сть-дея-сть созн-я,в процессе к-ой возникают опред.мысли и чувства, обра­зы и представления о природных и соц.явлениях.Рез-том этой дея-сти выступают опред.взгляды людей на мир,моральные и рели­г.воззрения.Они воплощаются в нормах поведения,произведениях народного искус­ства,религ.обрядах,ритуалах и т.д.Дух.дея-сть направлена на совершенствование всех сфер жизни общ-ва.При этом следует различать пр-во прикладных идей,одухотворяющих процесс ежедневного совершенствования общ.жизни,и пр-во идей фундаментальных,способ­ных заметить принципиально новые цели и ориентиры.Особым видом дух.дея-сти является распростра­нение дух.ценностей с целью их усвоения боль­шим числом людей.Речь идет о механизме трансляции вырабо­танных зн-й челу. Это имеет решающее знач-е для повышения их дух.культуры.Важную роль при этом иг­рает дея-сть,связанная с образованием и воспитанием.Рез-том такой дея-сти является формирование дух.мира людей,а значит,обогащение дух.жизни общ-ва.Побудительными силами дух.дея-сти выступа­ют дух.потребности- внутр.побуждения чела к дух.тв-ву.Они объективны по содержанию и то же время субъективны по форме,т.к.предстают как прояв­ления внутр.мира людей,их созн-я и самосозн-я.Элементарные дух.потребности не существовали в отдифференцированном от материальных виде,а само дух-ое пр-во было вплетено в материальное.И только по мере создания соответствующих общ.усл-й(воспр-во прибавочного продукта)оно превратилось в самостоя­тельную отрасль.Дух.потребности в зависимости от хар-ра сущес­твующих общ.отн-й,уровня дух.культу­ры людей имеют ту или иную соц.направлен­ность.Помноженные на волю людей,дух.потребности выступают как мощные побудительные силы их соц.активности во всех сферах жизни.Существенной стороной дух.жизни является дух.потребление. Предметы дух.потребления фор­мируют соответствующие потребности.Тем самым богатство предметов и явлений дух.культуры выступает как важная предпосылка формирования разнообразных дух.потреб­ностей чела.Уровень и хар-р потребления зависят от мн.факторов.Немаловажную роль играет соц.при­надлежность потребляющего.Передаваемые зн-я о дух.ценностях м.б.непривлекательны с точки зрения профес­сии чела. Эфф-сть передачи зн-й зависит от того,нас­к-ко учтено созвучие избранных для док-ва аргумен­тов дух.настрою потребителя.Дух.потребление м.б.в какой-то мере стихий­ным,когда оно никем не направляется и чел на свой вкус выбирает дух.ценности.В др.случаях дух.потреб­ление может навязываться рекламой.На чела обрушивается поток ин­фы,содержание к-ой связано с мистикой и т.д.В этих усл-ях формиру­ются основы некритического мышления,реальные противоречия не принимаются в расчет,принцип объективности подменяется субъективизмом. Это приводит к стандартизации потреб­ностей и вкусов многих людей.Отвергая манипулирование созн-ем,надо признать сознательное формирование потребностей в дух.ценностях-познавательных,худ-ых,нрав­ств-ых.В этом случае потребление дух.ценностей будет выступать как целенаправленное обогащение дух.мира чела.Пр-во и потребление дух.ценностей опосредуется дух.отн-ями.Они реально сущ-ют как отн-е чела к тем или иным дух.ценностям,а также как его отн-е к др.людям по поводу этих цен­ностей.Выделяют такие виды духовных отношений:поз­навательные,нравственные, эстетические и др. Дух.отн-я- отн-я интеллекта и чувств чела к тем или иным ценностям и ко всей дей-сти.Установившиеся в общ-ве дух.отн-я проявляются в повседневном общении лю­дей:семейном,производственном,национальном и т.д.Они создают как бы интеллект.и эмоц.фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

 

 

59. Проблема цивилизационного развития сегодня выдвинулась на передний план. Повышение интереса к этой проблеме обуслов­лено неск-кими причинами.Во-1ых,НТП в совр.мире способствует быстрому формирова­нию информационно-технолог.способа пр-ва во всех странах Запада и Востока.Во-2ых,в связи с переосмысле­нием практики социалистического строительства в СССР и выво­дов о его"казарменном", "феод-ом" хар-ре и переориента­цией на капиталистическое развитие возродились споры о 2х осн.цивилизациях-Западной и Восточной.Возникла дилем­ма:сущ-ет одна чел.цивилизация или неск-ко?В истории ф-и сущ-ли разл.толкования понятия"цивилизация":от стадии,достигшей более высокого культ.уровня по сравнению с варварством,до такой сте­пени деградации культуры,к-ое хар-ет состояние упадка общ-ва,его гибель как локальной культуры.Бесспорно,следует различать цивилизацию и культуру.Это различие уже наметил Кант,к-ый в полемике с Рус­со ставит?:"Что такое чел.цивилизация и вправе ли чел отказаться от нее,да и возможно ли такое?"Согласно Канту,цивилизация начинается с установления правил чел.жизни. Цивилизованный чел-тот,кто др-му не причинит неприятностей.Он обходителен, тактичен,уважает чела в др-ом.Культуру Кант связывает с нравств.категорическим императивом,к-ый обладает практ.силой и опред-ет чел.дей-я не общепринятыми нормами,а нравств.основаниями самого чела,его со­вестью.Такой подход к рассм-нию проблемы культуры и ци­вилизации интересен и актуален.В совр.общ-ве,где наблюдается потеря цивилизованности в поведении,в общении людей,остро встала проблема культуры чела и общ-ва.Ц ивилизация -с одн.стороны,уровень развития культуры и общ-ва в целом,а с др.стороны-способ освоения культ.ценностей,к-ый опред-ет спе­цифику общ.жизни.1ый признак наиболее изучен в этнографической, истор.,социолог.и фил.лит-ре.Именно при исследовании этого признака цивилизации чаще всего и происхо­дило отождествление культуры и цивилизации.Напр.,Тайлор так и писал:"культура или цивилизация".Однако он сам же глубоко и всесторонне показал, что первобытная культура,связан­ная с появлением режущих,колющих орудий, свидетельствовала о том,что племена не только похожи друг на друга,но и различаются м/д собой.Развитие орудий труда,их усовершенствование опре­деляло специф.стороны жизни племен,напр.быт.Тайлор приходит к выводу,что цивилизация вкл.в себя уровень развития материальной и дух.культуры,саму общ.структуру,к-ая отражает весь механизм сущ-­ния и развития чел.дея-сти.Др.признак цивилизации-способ освоения культуры-исследован недостаточно.Вместе с тем зн-е содержания этого признака важно,т.к.общ.-истор.практика чел-ва свид-ет,что каков способ освоения культу­ры, такова и цивилизация.Мы различаем Зап.и Вост.цивилизации,хотя ценности одни и те же,а вот способы их освоения различны.На Западе преобладает рационалистический подход к ценностям,а на Востоке освоение ценностей осущ-ется на основе религ.-фил.традиций:в Ки­тае-буддизм и конфуцианство,в Индии-буддизм,брахма­низм,ф-я йоги,к-ые оказали воздей-е на регла­ментацию всей чел.жизнедея-сти.Для Востока хар-но усвоение материальных и дух.ценностей и их пр-во в усл-ях авторитарного патернализма,всеобще­го послушания,особого личностного восприятия гос-ва,старшего в семье и в общине.Зап.цивилизация развивалась под меньшим воздей-ем монолитных культовых структур,здесь шло быстрое изменение предметного мира и соц.связей людей,ускоренное развитие техники и технологии,т.к.в ее культуре доминирует рациональность.Адекватное осмысление проблемы цивилизационного раз­вития поможет лучше понять пути синтеза общечел-ого и национ-ого в культуре,т.к.этот реальный процесс приоб­рел огромное практ.знач-е для всего мира.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных