Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






I. ЛОГИКА КАК НАУКА. Утверждено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ




Г. Е. Евланникова

 

ЛОГИКА

 

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург

 

УДК 161/162

ББК 87.4

Е 17

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве учебного пособия.

 

 

Рецензенты:

Кафедра отечественной истории, политологии и социологии СПбГУВК (зав. кафедрой д-р соц. наук, проф. О.А. Лиходей),

Канд. ист. наук, доцент кафедры журналистики СПбИГО. А.Э. Котов

 

 

Евланникова Г.Е.

Е 17 Логика: учеб. Пособие / Г.Е. Евланникова. – СПб:

СПбГИЭУ, 2012. – 235. С.

 

ISBN

 

Учебное пособие освещает основные понятия, и проблемы логики. Изучение логики часто сопряжено с трудностями. Специфика логики в том, что логика - это абстрактная наука и ее изучение не всегда наглядно. Учебное пособие содержит краткие сведения по теории формальной логики. Пособие предназначено для студентов направлений 080200, 080400, 040100, 080100, 230700 и специальности 036401, обучающихся в рамках цикла ГСЭ Федерального образовательного стандарта, а так же для всех тех, кто не равнодушен к проблемам логики. Пособие может быть полезным при изучении, обобщении и повторении учебного материала.

УДК 161/162

ББК 87.4

 

ISBN

© СПбГИЭУ, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие………………………………………………………...4

Введение……………………………………………………………..5

I. Логика как наука.............................................................................6

1.1. Предмет и основные понятия............................................6

1.2. Основные этапы развития логики………………………17

1.3. Теоретическое и практическое значение логики……...32

1.4. Логика и язык……………………………………………36

1.5. Основные законы логики………………………………..45

II. Формы правильного мышления................................................54

2.1. Понятие………….……….................................................54

2.2. Суждение………………………………………………..121

2.3. Умозаключение…………………………………………142

III. Проблемы теории аргументации ......................................... 200

3.1. Доказательство и опровержение…………………........200

3.2. Вопросно-ответные ситуации........................................216

3.3. Формы развития знания…………………………..…...224

Заключение.....................................................................................229

Контрольные вопросы……………………………………………230

Библиографический список ………………………………….….231

Терминологический словарь……………………………………..232

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное учебное пособие «Логика» отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки студентов направлений 080200, 080400, 040100, 080100, 230700 и специальности 036401.

Основной целью является изложение логических основ общения между людьми. Участвуя в коммуникативных актах человек, высказывает суждения и одновременно воспринимает информацию, важно, что бы он понимал других, и его понимали.

Главная задача – вооружить студентов знаниями, с помощью которых они смогут лучше ориентироваться в коммуникативно – познавательных ситуациях, уверенно и грамотно выполнять логические операции (ограничение, обобщение, определение и другие), устанавливать истинность суждений и умозаключений, эффективно использовать логические законы как средство познания и убеждения, не применять недозволительные приёмы в спорах и дискуссиях.

Предлагаемое пособие состоит из предисловия, введения, трех глав, заключения, контрольных вопросов, библиографического списка и терминологического словаря.

Автор предпринял попытку выделить главное, особое внимание уделяя формам правильного мышления: понятию, суждению и умозаключению, которые являются основополагающими в формальной логике.

ВВЕДЕНИЕ

Изучать логику не просто, для этого требуется приложить немало старания, усилий. Процесс должен быть последовательным, нельзя переходить к новым разделам не усвоив предыдущие, и после проработки всех разделов необходимо повторить всё ещё раз, только так можно усвоить материал данного учебного пособия. Человек, освоивший логику, мыслит более четко, его аргументы более убедительны, чем тот который не знает этой дисциплины.

Отличительной особенностью современного человека является наличие разума, но ответить на вопрос: «что такое разум?» - до сих пор невероятно сложно. Мышление, одна из важнейших сторон разума, которая исследована достаточно хо­рошо. Мышление - это способность ориентироваться в окружающем мире, рассуждать, объяснять те или иные явления, делать предсказания.

Логика – единственная дисциплина, которая не только дает знания, которые необходимо усвоить, но и развивает мышление. Логические ошибки более опасны, чем любые другие, логически грамотный человек имеет преимущество не только в спорах и дискуссиях, но и любой деятельности. Логика - наука о формах и законах правильного мышления, она учит человека мыслить правильно и стремится познать формы мышления во всей их полноте.

I. ЛОГИКА КАК НАУКА

1.1.ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ

Предмет логики

Логика(от греч. logos - мысль, речь, разум) - это наука о законах и формах мышления, направленная на познание объективного мира. Одной из основных задач логики является – поиск истины, т.е. она изучает не всякое мышление, а лишь те мыслительные процессы, которые направлены на обнаружение и обоснование истины, на поиск путей преодоления трудностей, возникающих в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.

Слово «логика» в русском языке имеет несколько значений. Во-первых, это необходимая, закономерная последовательность событий, связь последующего с предыдущим. В этом смысле, слово «логика» входит составной частью в название многих наук и говорит о том, что они исследуют законы предметного, естественного мира. Во-вторых, это последовательное, взаимосвязанное рассуждение – логика рассуждения. В-третьих, логика это наука о формах и законах мысли, наука о мышлении, т.е. она имеет философский окрас.

Логика - это наука о структуре форм мысли, о простейших мыслительных методах, о законах связи форм мысли между собой, а также и об ошибках, возможных при нарушении этих законов. Специфика логики в том, что она изучает свойства форм мысли, отвлекаясь от того конкретного содержания, которое несут эти формы мысли; она изучает их со стороны структуры, т.е. внутренней закономерной связи составляющих форму мысли элементов. Формальная логика отвлекается от истории развития форм мысли и изучает только законы их внутреннего строения и их связи между собой. Эти формы (понятие, суждение, умозаключение) исторически существенно изменяют свое содержание, но для логики они остаются неизменными, постоянными. Например, и для античности, и для современности «понятие», жестко структурированная на объем и содержание, неизменная не по содержанию, а по своей конструкции, структуре форма мысли. Содержание понятий зависит от уровня развития науки и культуры - зачастую меняется до противоположного.

Мысли сами по себе не существуют в вещественном виде в окружающей природе, да и в голове человека их не найти. Вне головы мысли воплощаются, находят материальное выражение в словах, в продуктах человеческого труда, всей человеческой деятельности. Поэтому изучение мышления предполагает исследование не только соотношение мыслей и языка, но и соотношение с предметной действительностью, с практикой, деятельностью. Все эти соотношения логика не изучает, эта проблематика выходит за рамки ее предмета, а их изучает философия. Предмет логики - структура форм мысли и законы связи мыслей между собой.

Каждая наука имеет собственный предмет исследования, собственную методологию, свои цели и задачи, свою структуру и свое определенное место в системе наук, свое значение. Специфика предмета логики очевидна. Логика изучает формы мысли, существующие сами по себе, независимо от средств (знаковых систем), в которых мысль выражается и от предметов, которые мысленно отражаются. Но эта особенность форм мысли является существенной трудностью – логика как бы оторвана от действительности, она носит отвлеченный, абстрактный характер. Очень часто отождествляют или подменяют мысль реальным предметом, который её лишь отражает и в этом заключается основная ошибка. В действительности, мысль сама по себе, в какой бы форме не проявлялась, остается качественно отличной и от предмета, и от слова.

Мысль – отражение реальных предметов, явлений и свойств, которые им присущи, но реальные вещи – объективны, а мысли идеальны и они не выразимы сами по себе, а выражаются в знаковой системе. Освоить логику сможет только тот, кто научится отличать мысль от реальных предметов. Таким образом, специфика предмета формальной логики в том, что формы мысли идеальны, их невозможно непосредственно наблюдать, её можно исследовать только мысленно.

Логика помогает строить правильно мысли, верно, их излагать, отстаивать свои убеждения, избегать ошибок при рассуждении. По содержанию человеческое мышление многообразно, он может думать о чем угодно, но главное в том, что мысли возникают и строятся по одним и тем, же законам, укладываются в одни и те, же формы, которых не так уж и много. Если рассмотреть разные по содержанию суждения, то можно заметить, что их объединяет не что общее, а именно форма. «Все волки - это хищники», «Все люди - это разумные существа» и «Все берёзы – это деревья» - три совершенно разные по содержанию суждения, но форма у них одна и та же: «Все А – это В», где А и В какие-либо предметы.

Кроме форм мыслительного процесса - понятия, суждения и умозаключения, предметом логики так же являются: законы, которым подчиняется мышление в процессе познания объективного мира; способы доказательства истинности полученных знаний; методы получения нового выводного знания - сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и др.. Логика, как и философия в целом, выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных (общечеловеческих) формах и методах мышления.

Основные понятия формальной логики

Логическая форма - способ связи частей мыслимого содержания, который может быть одним и тем же для огромного количества мыслей, каждая из которых отличается своим особым содержанием от всех других мыслей.

Пример: «Города есть населённые пункты».

«Школы есть учебные заведения».

«Кутузов есть полководец».

По содержанию эти три суждения – различны, но общим является предмет, о котором что утверждается, то, что утверждается, и связка «есть».

Структура выглядит таким образом: S есть Р,

где S - предмет обозначения, Р - утверждение о предмете. S и Р – переменные знаки, «есть» – постоянный знак.

Возможны две формулы логического выражения формы мысли: «Все S есть Р»; «Некоторые S есть Р». Независимо от того, что мы подставим вместо S и Р, в результате будет общее логическое выражение смысл которого: во-первых, подставив в первую формулу слова вместо S и Р получим утверждение о том, что один класс предметов S целиком содержится в другом классе Р, а общие признаки второго класса Р присущи каждому из предметов первого класса S; во – вторых, подставив во вторую формулу слова вместо S и Р получим утверждение о том, что некоторая часть одного класса предметов S содержится в другом классе предметов Р, и что общие признаки предметов второго класса Р присущи части предметов первого S.

У мозаключение – более сложная логическая форма, состоящая из простых логических форм, между которыми логическая связь.

Пример: «Все цветы есть растения.

Все тюльпаны – цветы.

Следовательно, все тюльпаны растения».

Выразим символически логическую структуру:

Все М есть Р

Все S есть М

Следовательно, все S есть Р,

где М – символ обозначающий одинаковые по смыслу выражения, Р – элемент, содержащийся после слова «есть», S – элемент перед словом «есть».

В реальном процессе мышления логические формы не существуют отдельно от конкретного содержания мыслей, но это содержание не является предметом формальной логики.

Формально – логический закон – это отношение между логическими формами мысли.

Иногда в процессе мышления мысли не связаны друг с другом, но такое мышление уже тем самым не логично. Логичным (правильным, ведущим к истине) может быть только связное мышление, сочетающее мысли в понятия, суждения и умозаключения разных степеней сложности. Однако, связность - условие необходимое, но не достаточное. Необходимое условие истинности мысли - ее логическая правильность, т.е. соответствие логическим законам.

Формально-логический закон - это условия, которым должно удовлетворять положение элемента мысли в системе мыслей, чтобы вся система, логическая форма были правильными. Чтобы механизм работал, его детали должны быть соединены определенным образом. Так и элементы мышления. Логический закон указывает, как нужно соединять эти детали и как их употреблять в процессе мышления.

Но логический закон касается только способа соединения мыслей, а не их самих по себе. Правильность или неправильность мыслей, сочетаемых в целое, логическим законом не подтверждается, данный закон подобен законам и формулам алгебры. Логический закон - выражение, содержащее только логические константы и переменные и являющееся истинным в любой предметной области. Логический закон называют еще логической тавтологией.

Таким образом, утверждение, что логика - это наука о правильном мышлении, нельзя понимать так, будто соблюдение ее правил и законов является абсолютной гарантией правильности выводов, к которым приходим в результате размышления. Логика, ответственна за правильность сочетания и комбинирования мыслей, но не за правильность самих этих фактов, которыми оперирует мышление. Установление фактов - задача других наук и сфер деятельности человека.

По содержанию утверждения могут быть либо истинными, либо ложными. Утверждение может состоять исключительно из ложных посылок, которые согласуются между собой.

Пример: «Все звезды есть спутники Земли.

Марс – звезда.

Следовательно, Марс – спутник Земли».

Ход мысли здесь логически правилен, но правилен ли вывод, полученный таким образом логика доказать или опровергнуть своими средствами не может.

Рассуждение может иметь истинные посылки, но логически не связанные. Получаем ложный результат при истинных посылках.

Пример: «Все коровы – позвоночные.

Все страусы – позвоночные.

Следовательно: все страусы – коровы».

Пример: «Все птицы - позвоночные.

Лебеди - позвоночные.

Следовательно, лебеди – птицы».

Ход мысли такого рода логически неправилен, и в этом легко убедиться, если заменить лебедей какими-нибудь другими позвоночными животными, например, хомяками или лошадьми.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных