Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






5 страница. Итак, государство по мнению Дж




 

Итак, государство по мнению Дж. Локка это совокупность людей, объединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников.

17. Философия Просвещения: Вольтер и Ж-Ж. Руссо.

Глава 1 Рационализм Нового времени

Как Вольтер, так и Руссо писали для основного интеллектуального проекта того времени - великой Энциклопедии под редакцией Дени Дидро и Жана д'Аламбера. Оба в теории возлагали надежды на человеческий род, однако по характеру были горькими пессимистами. Превыше всего прочего оба осознавали себя ревнителями и защитниками Свободы, а следовательно - врагами иерархий и институтов "стародавнего правления" Франции. Разумеется, революция, сама обещавшая свободу от королевского абсолютизма и аристократических привилегий, по праву возвела на престол этих двух великих людей?

Возможно. Однако следует отметить, что Вольтер и Руссо терпеть не могли друг друга и каждый считал, что противник стоит на позициях философии, не примиримой с его собственной. Антагонизм между ними проявился в 1755 г., когда Вольтер, по случаю страшного лиссабонского землетрясения, отрёкся от оптимизма, а Руссо вступился за Провидение. Пресыщенный славой и живя в роскоши, Вольтер, по словам Руссо, видит на земле только горе; он же, безвестный и бедный, находит, что всё хорошо.

Их отношения, разворачивавшиеся целиком и полностью в переписке, поскольку встречались они всего один раз в жизни, начинались довольно сердечно: честолюбивый художник-интеллектуал Руссо писал лестные письма человеку, уже признанному ведущим писателем Франции (несмотря на то, что полемическая натура Вольтера вызывала в свете достаточно неприязни для того, чтобы его изгнали из страны, и он оказался в пригородах родного города Руссо - Женевы). Тем не менее, когда в 1754 году Руссо отправил Вольтеру экземпляр своего второго значительного труда "О причинах неравенства среди людей" все изменилось. Трактат стал первой работой, в которой Руссо полностью сформулировал позицию, впоследствии почти отождествлявшуюся с ним: люди некогда жили в блаженно анархическом "природном состоянии", невинность коего с тех пор была утрачена моральным разложением организованного общества. Это в корне противоречило взглядам Вольтера на то, что дисциплинированная практика Разума постепенно освобождает нас - или могла бы освобождать - от вериг вековечных страстей и суеверий, поэтому с предсказуемой иронией философ ответил: "Я получил, мсье, вашу новую книгу против человеческой расы и благодарю вас. Никто еще не применял столько умственных способностей на то, чтобы превратить нас, людей, в зверье. Прочитав вашу книгу, хочется встать на четвереньки. Тем не менее, более чем за шестьдесят лет я утратил такую привычку. "

С этого момента отношения разладились. Руссо все более убеждался в том, что Вольтер - его злейший враг. Отношения обострились, когда Руссо, в "Письме о зрелищах", сильно восстал против введения в Женеве театра. Вольтер, живший близ Женевы и развивавший посредством своего домашнего театра в Ферне вкус к драматическим представлениям среди женевцев, понял, что письмо направлено против него и против его влияния на Женеву. Не знавший меры в своём гневе, Вольтер возненавидел Руссо и то глумился над его идеями и сочинениями, то выставлял его сумасшедшим.

Всепоглощавшее подозрение вылилось в 1760 году в полном ненависти письме Руссо, равно параноидальном и исполненным мании величия. После него примирение уже было невозможным:

"Вы мне не нравитесь, мсье; вы нанесли мне очень болезненные раны; нанесли их мне, своему ученику и восторженному почитателю. Вы погубили Женеву - в благодарность за то, что здесь вам предоставили убежище. Вы обратили против меня моих сограждан - в награду за те хвалы, которые я возносил вам. Именно из-за вас жизнь в родном городе оказалась для меня невозможна; именно вы вынуждаете меня сгинуть в чужой земле, лишенным последних утешений умирающему, брошенным бесцеремонно, как собака, на обочину, пока вы, живой или мертвый, наслаждаетесь на моей родине всеми почестями, на которые человек только может надеяться. Я презираю вас. "

На самом деле, человек далеко не умирающий, не нищий и всеми отвергнутый, более того - отнюдь не стремящийся к возвращению в Женеву, - Руссо в то время комфортно жил на щедрые дары своего друга и покровителя, фантастически богатого и могущественного маршала Люксембургского.

Вольтер так и не ответил на это письмо, что, вероятно, лишь укрепило паранойю Руссо и его решимость противоречить старику во всем. Если Вольтер превозносил философию, Руссо, который еще начинающим писателем сознательно предпочел философию музыке, отрекался от нее. Если Вольтер славил Разум, Руссо проклинал его во имя более несомненного пути сердца: "Я отринул разум и обратился к природе, то есть, ко внутреннему чувству. "

18. Немецкая классическая философия. Философия И. Канта (критическая и моральная философия, теория познания, категорический императив).

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник немецкой классической философии, великий немецкий философ, внесший неоценимый вклад в развитие мировой философской мысли. В центре внимания философского творчества И.Канта - человек с его сущностными способностями. В центре внимания философского творчества И.Канта - человек с его сущностными способностями. «Что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться?»

 

В философском творчестве И.Канта можно выделить два основных этапа:

 

· «докритический» период (1746-1781);

 

· «критический» период (1781-1804).

 

Принципиальной особенностью «докритического» периода является обращение И.Канта к естествознанию, что являлось новацией для немецкой философии XVIII в. Крупнейшей работой этого периода является «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой И.Кант обосновывает происхождение Солнечной системы из холодной туманности.

 

К этому же периоду относятся: работа о лиссабонском землетрясении, «Наблюдение над чувством прекрасного и возвышенного, три диссертации, защищенные И.Кантом (первая посвящена проблеме огня, вторая называлась «О принципах метафизического познания», а третья, профессорская, «О физической монадологии»).

 

Однако не эти работы создали И.Канту мировую известность и репутацию одного из светлейших умов человечества, а работы «критического» периода и прежде всего «Критика чистого разума» в которой рассматривается способность человека к теоретическому познанию, «Критика практического разума» (1788), решающая проблемы этического действия и «Критика способности суждения» рассматривающая проблемы целесообразности, суждений вкуса.

19. Немецкая классическая философия. Система объективного идеализма и диалектика Г. Гегеля.

Первой значительной философской публикацией Гегеля, сделавшей его известным, была объемистая работа "Различие между системами философии Фихте, Шеллинга".

В том же духе Гегель написал ряд статей в 1802 г. для " Критического журнала философии", который он издавал совместно с Шеллингом. Из-за этих публикаций многие, начиная с самого Шеллинга, считал Гегеля вплоть до завершения йенского периода (1801-1807) последовательным шеллингианцем. Гегель заявляет о себе как об оригинальном философе как раз в то время, когда шеллинговская мысль вслед за фихтиевской исчерпала потенциал прогрессивного развития и повернула в теософские тупики. Читая в Йенском университете лекции по логике, метафизике, философии природы, философии духа, естественному праву, истории философии, Гегель постепенно осуществляет разработку своей оригинальной философской системы. Из набросков этой системы 1801-1802 гг. и 1804-1806 гг. оформляется к концу 1806 г. "Феноменология духа", которая после написания обширного предисловия публикуется в начале 1807г.

Философская система делится Гегелем на три части: логика; философия природы; философия духа.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Характеризуя историческое место Гегеля в развитии философии, Энгельс писал: «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития....Для нас здесь безразлично, что Гегель не разрешил этой задачи. Его историческая заслуга состояла в том, что он поставил ее». Выдающееся значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.

20. Особенности марксистской философии.

Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специализацию", особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политические интересы, но и личная дружба.

Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса "Тезисы о Фейербахе", "Нищета философии", а также совместные с Энгельсом работы "Святое семейство" и "Немецкая идеология". К зрелым марксистским философским работам можно отнести "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Энгельса.

В развитии марксисткой философии можно выделить несколько этапов. Первый характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На втором этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для третьего этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различных национальных культурах. В Германии она представлена творчеством Ф.Меринга и К. Каутского, в Италии - А. Лабриолой и А. Грамши, в России - Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер. Пятый этап развития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей.

В настоящее время существуют различные варианты диалектико-материалистической философии, из которых мы рассмотрим прежде всего философию, созданную Марксом и Энгельсом. При этом формирование марксисткой философии понимается не как процесс чисто логический. Здесь учитывается, что с самого начала деятельности этих мыслителей решение философских проблем осуществлялось ими в непосредственной связи с решением насущных практических задач политической борьбы и в ходе полемики с идеалистическими теориями.

Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философию как "духовную квинтэссенцию своего времени". Марксистская философия формировалась путем критического усвоения прежде всего лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.

21. Общая характеристика русской философии. Славянофилы и западники: различия и сходство.

Западники и славянофилы

В 40-х гг. XIX в. родились два важнейших идейных течения: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Сарматин, К.А.Аксаков, А.С.Хомяков и другие. Представителями западников были П.Я. Чадаев, А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.В. Станкевич и другие. По ряду вопросов к ним примыкали А.И.Герцен и В.Г.Белинский. И те, и другие твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию. Особенно резко выступали против крепостного права, но резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. А.С.Хомяков писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать «самым христианским из всех человеческих обществ». Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.

Славянофилы считали, что русский народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы - общинники, у нас своя жизнь, вы - власть, у вас своя жизнь. К.Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.

Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа «официальной народности»: православие, самодержавие, народность. Но славянофилы старшего поколения истолковали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам «внутренней правды». При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Идеи представления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников - начало вхождения России во всемирную историю.

В то же время, реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способности стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Их споры имели большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия - страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.

22. Социально-философские идеи русской философии (философия «всеединства» В. Соловьева; культура в философии Н. Бердяева; русский космизм и теория ноосферы В.И. Вернадского).

В современной отечественной философии обычно выделяют следующие периоды

русской философии

I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.)

II период – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)

III период – Русская философия XIX – начало XX в.

IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.).

1) Зарождение философской мысли на Руси

Этот период соответствует средневековой философии и делится на два этапа:

· Древнерусская философия Киевской Руси (Х1 – Х111 в.в.)

· Средневековая русская философия Московского государства (XV – XVII

в.в.)

1.1 Древнерусская философия Киевской Руси.

Особенности исторического периода

· Русь сформировалась как союзное государство во главе с Киевом;

· Наличие культурных и торговых отношений с Востоком и Западом;

· Создание письменности, распространение грамотности, книжности,

школьного образования

· Принятие Византийского православного христианства в 988 г.,

послужившее первоначальным толчком к появлению русской философии.

Особенностью этого процесса явилось то, что славяне православию не подчинились,

они его оязычили, так как:

· Славянам была чужда русская психология, (они не ждали Мессии-

спасителя) поэтому постепенно произошла переориентация с культа Христа на

культ Богородицы

· С привычной общинной моралью не согласовывался принцип личной

ответственности за грехи мира.

Поэтому христианство, трансформировавшись и переплетясь с язычеством, стало

мощнейшей силой, внедрясь в основы национальной культуры и психологии.

Все это наложило отпечаток на особенности древнерусской философии

Философские идеи Киевской Руси

Русь восприняла две византийские философские традиции.

1. Объяснение мироздания и истории исключительно на жестко

канонизированных христианских морально-назидательных кодексах;

2. Попытка увязки религиозных догматов с античной мудростью

Представители:

1. Киевский митрополит Илларион (Х1в.)

В “Слове о Законе и Благодати” он рассматривает:

· вопросы истории человечества, закономерности его изменения, а также

место России в общемировом историческом процессе;

· значение принятия христианства на Руси, взаимоотношение церковной и

велико княжеской власти;

· проблема познания как богопознания выходит за рамки богословия и

подходит к пониманию познания с позиции рационализма.

2. Владимир Мономах (1053-1125) – великий князь, политик, мыслитель.

В своих “Поучениях” оставил потомкам нравственные заветы:

· власть – ответственность;

· долг – справедливость;

· каждый человек неповторим, мерило его полезности – труд;

· к церкви надо относиться с почтением, но без подострастия.

3. Митрополит Климент Смолятич (XII в.) – философ.

В “Послании к пресвитеру Фоме” трактовал две метода познания:

· Тайное, чтивое, не нуждающееся в усилиях ума знание, достигаемое

“святыми”.

· Обыденное знание, обоснованное практической жизнью

Разум – это естественный опыт души в чувственном познании мира. Разум

выше чувств. В разуме человеческая душа обретает земное бытие и устремляется к

познанию, мудрости бога, сокрытой в твари.

Вывод:

1. Киевские мыслители выступали против византийского влияния, на

стороне светской великокняжеской власти за укрепление централизации русского

государства.

2. В этот период Киевская Русь сумела познакомиться с античной и

византийской философией, как постичь из нее многое.

3. Способом выражения смысла в древнерусской философии были свободно

конструируемые аллегориум и символиум.

1.2 Философия Московского государства (ХV – ХVII вв.)

 

Исторические условия:

1. После монголо-татарского ига к XV веку Русь оказалась экономически

опустошенной, политически оскорбленной и духовно униженной.

2. Русь начинает объединяться и обновляться. Общественно-политическая

жизнь смещается в Московское княжество, которое со временем становится

центром Русского государства. В XVI-XVII в.в. – это уже крупное

централизованное государство с единой экономикой.

3. Власть опирается не на боярство, а на служилое дворянство.

4. Окончательно оформляется крепостное право.

5. Церковь остается оплотом идеологии, культуры и просвещения, но

постепенно возникает светская литература.

Направления философии Московского государства

1) Историософское направление.

Становление русской государственности отразилось в учении псковского монаха

Филофея “Москва-третий Рим”.

Историософия – концепция философии истории, созданная как целостное

постижение вариантности форм с точки зрения раскрытия в них универсального

закона или метаисторического смысла.

Согласно этому учению в основе исторического процесса лежит божественное

провидение. “Старый Рим” как центр христианского учения пал в

476 г.

“Новый Рим” (Константинополь-Византия) как продолжатель христианских идей

пал под напором турок в 1453г.

“Третьему Риму – Москве” - как истинному продолжателю христианского

учения – стоять вечно.

Падение “старого” и “нового” Рима Фелофей объяснил тем, что тот и другой

изменили истинной вере – православию – и за это подверглись божьей каре.

Учение “Москва- Третий Рим”, по существу, имело целью обосновать

необходимость объединения русских удельных княжеств в единое сильное

государство во главе с Москвой.

2) Религиозные направления

А). Ереси (от греч. – особое вероучение) – отклонение в вопросах

религиозной доктрины от ортодоксии

Ереси возникли в ходе борьбы за независимость страны как движение против

засилия религиозной византийской догматики.

Наиболее известные – стригольничество и движение “жидовствующих”.

Родоначальники ереси “жидовствующих” был ученый еврей Схария, и

распространилась она главным образом в Новгороде:

-отдавали преимущество Библии перед Новым Заветом

-отрицали Троицу, святость икон, таинств;

-выступали против церкви как института;

-Христос – обычный человек, умерший обычным путем.

Б). Нестяжатели и стяжатели.

В конце ХV в. возник знаменитый спор между осифлянами (стяжатели) во главе с

Иосифом Волоцким и нестяжателями во главе с Нилом Сарским и

Василием Патрикеевым.

-Нестяжатели были противниками монастырского землевладения и

богатой церкви. Главное – это развитие духовной культуры.

-Осифляне выступали за сильную и богатую церковь, которая

способна выполнить божественное предначертание вместе с верховной властью.

В этом споре победили осифляне.

Борьба еретических и внутрицерковных идеологических направлений привела к

возникновению русской схоластики.

3) Нравственное направление.

Наиболее важные мыслители этого периода:

-Сименон Полоцкий (1629-1680) -Юрий Крижанич (1618-1683) -Андрей Белобоцкий

-Епифаний Славинецкий

1. Видный мыслитель С. Полоцкий ратовал за доброе законодательство и

хороших правителей, осуждал тиранов и невежество. Он проповедовал

любовь к подданным, трезвость в суждениях, скромность в поведении, прославлял

просвещение, дружбу, трудолюбие.

Полоцкий считал, что вещественный и духовный мир создан Богом. Задачу

философии он видел в том, чтобы просвещать людей, исправлять их нравы,

врачевать болезни, поучать мудрости и правильной жизни.

Согласно учениям С. Полоцкого философия состоит из трех частей: логики,

физики и этики.

Философские воззрения С. Полоцкого пронизаны верой в развитие и расцвет

разума. Он отрицал существование врожденных идей, доказывая, что ум ребенка

подобен чистой доске, на которой учитель пишет все, что хочет. Основная

работа “Вертоград многоцветный”.

2. Юрий Крижанич выступал, прежде всего, с позиции политической

философии. Основные идеи этой философии изложены в его основной работе

“Политика”.

В этой работе автор призывает умножать государственное благополучие и

богатство, развивать земледелие как основу богатства, а так же

совершенствовать промыслы и торговлю.

В “Политике” осуждаются неумеренная роскошь, жестокие порядки и тирания,

нещадные поборы, жадность, безделье и праздность.

Согласно Крижаничу человеческое тело состоит из 4 первозданных вещей: земли,

воды, воздуха и огня.

Эти 4 стихии постоянно враждуют между собой, что ведет к разным несогласиям.

Человек отличается от животных разумом и руками. Все люди рождаются

глупыми и только с годами приобретают ум и знания. Надо стремится

преумножать в людях мудрость, ибо она приносит им благо. При хорошем

правителе мудрость умножается, науки расцветают. Мудрость несет людям

богатство, славу, благо и правду. Невежество порождает суеверие и обман.

Мудрость, по Крижаничу, должна познать такие наиважнейшие и наивысшие вещи,

как бог, небо, земля, человеческие нравы, законопорядки. Знание призвано дать

людям понимание причин вещей.

Мудрость Крижанич делил на духовную и мирскую. Духовная мудрость

– это богословие. Мирская мудрость – математика, механика,

философия.

Философия включает в себя: логику (грамматика, диалектика,

риторика, поэтика), физику (изучает все видимые вещи), этику (личная

нравственность), экономию (наука о ведении хозяйства), политику (наука об

управлении народом).

3). Андрей Белобоцкий составил комментарии книги известного философа

ХIII в. Раймонда Луемия “Великая и предивная наука." Эти комментарии

представляли самостоятельное философское произведение.

Мир, согласно Белобоцкому создан богом и управляется провидением.

Земля шарообразна: она находится в центре вселенной.

Мир делится на 2 части: материальную и духовную.

В комментариях Белобоцкого содержатся также некоторые сведения по ботанике,

зоологии и др. наукам.

4). В XVII в. в России начинает распространятся гелиоцентрическая теория

Н.Коперника.. Первым ее проводником был Епифаний Славинецкий. Он

перевел на русский язык труды Фукидида, Плиния и других философов. В своей

книге “Зеркало всея вселенная”, он изложил наряду с геоцентрической и

гелиоцентрическую теорию неба, дав математические выкладки годового и суточного

движения планет и высказав сочувствие теории Коперника.

ВЫВОДЫ:

1. В рамках первого периода русской философии сформировались

три важнейших идейных потока отечественной философской мысли –

историософский, религиозный и нравственный.

2. Итак, через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать

философские идеи и отдельные произведения античных, византийских и

западноевропейских средневековых мыслителей. Наряду с этим передовые русские

мыслители в IX-XVII вв. пытались постигнуть судьбы Родины, своими

произведениями они стремились содействовать сознанию централизованного

русского государства.

3. Этот период явился прологом к дальнейшему развитию русской

философии.

2. Вопрос.

Русская Ренессанская философия(18 – начало19в.)

Исторические условия

 

1. 18 век поставил Россию вровень с Европой.

-экономические реформы

-развитие производства, ремесел и науки

-политические новации, соседствовали с постоянными заговорами

-разнообразное художественное творчество

-использование жестокости и насилия при проведении реформ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных