Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Для очной и заочной формы обучения.




К курсовому экзамену по ФИЛОСОФИИ

1. Понятие мировоззрения и его значение в жизни человека и общества.(тетрадь, шпора4)

2. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.(тетрадь)

3. Основные напрвления ы философии.(доклад)

4. Философия и наука.(доклад)

5. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.(шпора 14,15,16, тетрадь)

6. Пифагор и число как начало.(шпора 17, тетрадь)

7. Философия становления Гераклита.(шпора18, тетрадь)

8. Элейская школа. Парменид и Зенон.(шпора20,21, тетрадь)

9. Апории Зенона и современная наука.(щпора 21)

10. Атомизм Левкиппа и демокрита.(шпора 25)

11. Поворот к человеку-философские учения софистов и Сократа.(шпора 28, 29)

12. Теория идей Платона.(шпора 30)

13. Знание и восприятие у Платона. Учение об идеальном государстве.(шпора 31)

14. Теория материи и формы в философии Аристотеля.(шпора 34)

15. Практические науки Аристотеля: этика и политика.(шпора 33)

16. Возникновение и развитие христианской философии. Сущность и содержание Библейского послания.(тетрадь)

17. Проблема взаимоотношений разума и веры в философии Августина Блаженного.(шпора 40)

18. Познание как богоуподобление. Схоластика и мистика средневековья.

19. Проблема доказательства бытия Бога и философии Фомы Аквинского. Пять способов доказательства.(шпора 41, доклад)

20. Идеи и тенденции философии эпохи Гуманизма и Возрождения (Ренессанса).(ДОКЛАД)

21. Предпосылки революции в науке. Коперник и Кеплер.

22. Возникновение эксперимантального естествознания. Г. Галилей.

23. Френсис Бэкон: очищение разума от заблуждений (теория «идолов»).

24. Индуктивный метод познания Ф. Бэкона (Новый Органон).(шпора 53. стр 105)

25. Рационализм Рене Декарта. Основные правила дедуктивного метода.(шпора 56)

26. Пантеизм Бенедикта Спинозы.(доклад)

27. Учение о монадах и проблема свободы воли у Г. Лейбница.(шпора 57)

28. Томас Гоббс и его теория абсолютистского государства (Левиафан).(доклад)

29. Теория познания и философский либерализм Джона Локкаю(шпора 54, доклад)

30. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Девида Юма.(стр 114, 115)

31. Французское просвещение: Ф. Вольтер, Ж. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.(доклад)

32. Французский материализм эпохи Просвещения: Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвецкий, П. Гольбах.(доклад)

33. Теория познания Иммануила Канта.(шпора 63)

34. Этика или практическая философия И. Канта.(доклад)

35. Система и метод философии Гегеля.(шпора 66, 67)

36. Антропологический материализм Л. Фейербаха.(шпора 68)

37. Возникновение и развитие марксизма.

38. Характерные особенности русской философии.(шпора 80)

39. Позитивизм и этапы его развития.(шпора 80)тетрадь

40. «Философия жизни» и её разновидности.

41. Истоки и предпосылки возникновения экзистенциализма.(тетрадь шпора 79)

42. Понимание природы и форм бессознательного в философии психоанализа.(доклад)

43. Исторический процесс как предмет философского анализа. Проблема типологии истории.

44. Социальные теории прошлого и настоящего. Понятие общественного прогресса.

45. Религия и современное научное знание. Феномен верующих учёных.

46. Понятие материи. Движение, пространство, время в свете современной науки.(тетрадь, шпора 94)

47. Природа и происхождение сознания. Идеальное и материальное.(шпора 96,тетрадь)

48. Формы общественного сознания: (политическое, правовое, моральное).

49. Понятие «человек» в истории философской мысли.

50. Личность, её свобода и ответственность.

51. Познание, его возможности и границы. Истина и заблуждение.

52. Дедуктивный и индуктивный методы научного познания.

53. Чувственное и рациональное, эмпирический и теоретический уровни познания.(шпора 102,

54. Роль практики в процессе познания.(шпора 105)

55. Язык в мышлении. Естественные и искусственные языки.

56. Учение о развитии (диалектика). Основные законы диалектики.

57. Рост научного знания. Структура и развитие науки Т. Куна.

58. Информационная революция: проблемы и перспективы.

59. Поиск новой системы ценностей в будущей философии. Философия и этика ненасилия.

60. Исторический прогресс и глобальные проблемы современности.

 

 

1)

Роль мировоззрения в жизни человека

 

Мировоззрение – это некая система взглядов человек на окружающий мир, на отдельные явления в их взаимосвязи, также это процесс осознания человеком своего места в мире, в жизни других людей, осознание человеком своих возможностей, смысла своей жизни. Мировоззрение в жизни человека является продуктом его духовной деятельности. Если говорить о более узком значении этого слова, то мировоззрение – это представлении о мире не конкретного человека, а целых народов, поколений или групп людей: представления мифологические, философские, религиозные, научные, политические и обыденные. Мировоззрение - это некая «картина мира». Оно дает человеку представление о собственной связи с окружающей действительностью.

У каждого человека есть свое мировоззрение, и оно формируется в процессе социализации человека, его общения с окружающим миром. В процессе своего развития мы присваиваем себе определенные ценностные установки, моральные, нравственные признаки, у нас складывается своя «картина жизни». С помощью норм и принципов мы можем взаимодействовать в обществе - так формируются различные классы, группы, сословия. Мировоззрение подразделяется на научное (то есть основанное на научных открытиях, достижениях) и ненаучное (имеет религиозные, мистические компоненты). В современном обществе все больше возрастает авторитет науки, с помощью нее пытаются объяснить ненаучные явления, а также антинаучные феномены.

Мировоззрение людей менялось много раз на протяжении всей истории человечества. Каждой эпохе соответствует определенное мировоззрение, которое дает понятие об окружающем мире и месте человека в нем.

Специфика мировоззрения общества родового, доклассового представлена в мифах. В мифах не разделяются явления природные и общественные, они тесно связаны между собой, не разделяются моменты эмоциональные и практические, также индивидуальные и коллективные начала связаны в единое целое. Но поскольку общество развивалось, появилось разделение труда, выявились различные классы общества. Мифы утратили свою значимость, возникло общество с новым представлением о мире, с новыми ценностями и ориентациями.

Специфика мировоззрения античного заключается в том, что космос - это единый механизм, который объединяет все автономные части, все люди гармонично связаны с миром и друг с другом. Основателями этого мировоззрения стали философы, которые пытались связать все вокруг в единое целое, они пытались найти единые законы для всей вселенной, кризис античного мировоззрения привел к появлению новых ценностей и установок.

На смену античному мировоззрению пришло христианство, можно даже сказать, что христианство пошатнуло основные принципы античного мировоззрения. Пришла принципиально новая, теоцентрическая, картина мира. Существование Бога, справедливого и любящего, становится главным принципом христианства. Этот принцип включал в себя все: организацию как индивидуального, так и общественного бытия, оценку действий человека. Новое мировоззрение в жизни средневекового человека стало лекарством от бесправия и обездоленности. В христианстве целью жизни человека является «спасение» души, - это сильно ограничило деятельность человека и его самостоятельность. Однако общество продолжало развиваться, капитализм, развитие промышленности, индустриализм - все это привело к разрушению доиндустриального общества.

Эпоха возрождения требовала от человека активности, предпринимательских способностей, веры в свои возможности. Также для прогресса было необходимо развитие науки, были сделаны многие важные научные открытия. «Знание – сила» - вот лозунг эпохи возрождения. Новая эпоха была ориентирована на развитие человека как личности. Кризис капитализма привел к мировоззренческому нигилизму, к децентрализации.

Современный человек живет в мире массовой культуры, глобального рынка, управленческих технологий, а также в мире, где можно манипулировать общественным и индивидуальным сознанием. Отчуждение человека от самого себя, от других людей, от природы - все это показатель глубокого кризиса общественных ценностей. Для построения нового общества необходимо воспитание в личности такого мировоззрения, которое могло бы создать пространство культуры, в котором человек смог бы проявить свои лучшие качества.

3) При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;

• вульгарный материализм;

• дуализм;

• деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

2. Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно:

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

• сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

• реально существует только идея;

• идея первична;

• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

• "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

• "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

• каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);

• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;

• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

• идеи существуют в разуме человека;

• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.

Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);

• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;

• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого

(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:

• эмпиризмом (сенсуализмом);

• рационализмом.

Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

• мир познаваем;

• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

• мир непознаваем;

• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:

Бог существует Бога не существует

Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Хант выделяет четыре (см. вопрос 36 "Философия Иммануила Канта").

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — "вещи в себе". 4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии -проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

4).Философия и наука.

Философия и Наука – две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ – она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно. Например, для философов разных времён молния - гнев Зевса, искра от соприкосновения облаков и т.п. Для учёных это всего-навсего электрический заряд, когда во время грозы возникает электрическое поле и из-за разности потенциалов происходит обмен зарядами высокого напряжения между этим полем и землёй.

Философия и Наука изучают картину мира, взаимно дополняя друг друга.

Наука занимает свое достойное место как сфера человеческой деятельности, главнейшей функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Она есть одна из форм общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. Считается, что объем научной деятельности, рост научной информации, открытий, числа научных работников удваивается в среднем примерно каждые 5-10 лет. А в развитии науки чередуются нормальные и революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации.

Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным исторически сложившимся разделам относятся онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика. К ним можно добавить и такие разделы, как философская антропология, аксиология, теория культуры, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением таких проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык.

В философии невозможно найти лишь один единственный удовлетворяющий ответ на поставленный вопрос. Если наука реализует достаточно строгую форму организованности, то философия не может похвастаться подобной однозначностью. Она всякий раз сталкивается с выстраиванием множества вариантов обоснований и опровержений. В ней нет таких истин, которые не вызывали бы возражений. Знаменитое изречение: "Подвергай все сомнению!" - вот кредо философствующего разума. Образно говоря – наука – сфера необходимости, а философия – сфера свободы.

Философия - это наука. Конкретная наука, как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и в гуманитарных областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может изменяться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий, возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. У философии иной предмет - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука этим не занимается.

Философы науки уверены, что коренные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания, и всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания современной науки, должен хорошо освоиться с философской мыслью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных