Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнение 4. Парадокс

Цель: исследование парадоксальной природы чувств.

Часто происходит так, что мы говорим абсолютно противопо­ложное тому, что на самом деле чувствуем. В данном упражне­нии студентам предлагается воспользоваться одной из стратегий для исследования этого парадокса. В ходе обсуждения, во время которого речь идет о чувствах, преподаватель просит участни­ков исследовать «противоположный полюс» выражаемых чувств посредством изменения смысла тех высказываний, которые они делают. То есть кто-то из участников говорит, что испытывает то или иное чувство, а затем его просят сказать «обратное тому, что он только что сказал». Например:

- В отношении этого вопроса я чувствую себя абсолютно спо­койно. В нем нет ничего такого, что могло бы меня беспокоить...

- Попытайся сказать обратное тому, что ты только что сказал»

- Я вовсе не чувствую себя спокойно... Как странно! Оказыва­ется, я и вправду не чувствую себя спокойно!

В ходе заключительного обсуждения все члены группы по оче­реди говорят о том, какую пользу они извлекли для себя из дан­ного упражнения.

Занятие 31. Избирательная рефлексия

Цель: развитие навыка избирательной рефлексии.

Избирательная рефлексия предполагает вычленение слова или фразы, которую клиент каким-то образом выделил. Затем это слово или фраза возвращается клиенту с тем, чтобы он взял ее в качестве «подсказки». Используемая умело и аккуратно избира­тельная рефлексия может оказаться ценной терапевтической ин­тервенцией. Пример использования этой интервенции:

- Иногда меня удивляет то, что люди делают, вступив в брак. Я думаю, что большинство людей просто мирятся с.существующим. положением вещей. Но это не для меня. Мне не кажется правиль­ным сохранять существующие отношения, когда партнеры в бра­ке перестают даже заботиться друг о друге...

- Вам не кажется правильным сохранять существующие отно­шения?

- Но что я могу сделать? Несколько месяцев назад мы дошли до точки. Мы крупно поссорились. Я все это ненавидел. Но я думаю, что ссоры случаются у каждого человека. Невозможно прожить жизнь так, чтобы в ней вообще не было разногласий.

Для выполнения упражнения все участники разбиваются на пары; один становится «консультантом», другой «клиентом». Затем «консультант», в то время как «клиент» что-либо ему рас­сказывает, начинает отрабатывать навыки избирательной рефлек­сии. Через 15 минут происходит обмен ролями. Спустя 15 минут все участники вновь образуют общий круг и по очереди дают об­ратную связь о работе над упражнением. Проводится обсуждение, касающееся использования избирательной рефлексии в консуль­тировании и ее ограничений как терапевтической интервенции.

Занятие 32. Техника парафраза

Цель: обучение будущих специалистов техническому приему психологического консультирования. Техника проигрывается «психологом» и «клиентом» — специалист должен замотивиро- вать клиента на выполнение задания и дать ему четкую инструк­цию по его выполнению.

Задачи

1. Мотивировка клиента к выполнению задания.

2. Переформулирование в конкретной форме уже сказанного клиентом.

Занятие 33. Метод парадоксальной инструкции

Цель: освоение техники парадоксальной инструкции и способов применения данного метода в психологическом консультировании.

Упражнение 1

Определить, какие из приведенных реплик психолога к вы­сказыванию другого человека можно считать парадоксальными инструкциями, объяснить свое впечатление от них с точки зрения автора высказывания.

Клиент: «Я ему сто раз говорила, а он все равно свое гнет...»

1. Сделайте что-нибудь другое...

2. Я вам предлагаю сделать следующее...

3. Что ж, вам остается оставить эту затею...

4. Скажите это еще 100 раз.

5. Повторяйте это ему еще чаще, а вдруг?

6. Вы все перепробовали?

7. Настойчиво повторяйте это как можно чаще.

8. А если не пробовать, а просто отказаться от этой затеи?

9. Зачем говорить? Действуйте иначе.

10. Остается принять экстренные меры, да?

Упражнение 2

Найти в высказывании другого человека основания для пара­доксальной инструкции, сформулировать ее, постараться обосно­вать необходимость именно этого метода воздействия.

1. К кому я уже не обращалась. Вы - моя последняя надежда. Я уже все перепробовала: и, знаете, признаюсь, била его и ругала все­ми словами, какие знаю и могу ребенку сказать. Ничего не помога­ет, он только хуже становится. Только хуже, все на него жалуются.

2. Мы уже расходились три раза, но потом всякие квартирные обстоятельства снова толкали нас друг к другу. Я его видеть не могу, мы с ним неделями не разговариваем, нам не скучно друг

4. Я привыкла к порядку, а он все делает кое-как. Я исправлю, а он не замечает моих трудов, снова все портит, словно нарочно.

Занятие 34. Поиск альтернативных решений

Цель: освоение техники поиска альтернативных решений, расши­рение возможностей для развития профессиональной рефлексии.

Упражнение 1

Сформулировать основной путь поиска альтернативных реше­ний следующих психологических задач.

1. «Я хочу, но не могу».

2. «Я могу, но не хочу».

3. «Я не как все».

4. «Я думаю, но не чувствую».

5. «Я чувствую, но не понимаю».

Упражнение 2. Сильные стороны

Даже в самых тяжелых ситуациях есть позитивные моменты, Их надо найти. Несмотря ни на что, у каждого человека обяза­тельно есть дела, которые получаются хорошо. Работа проводится в парах. Первый рассказывает о своем затруднении или проблеме, второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно расска­зать об этом (без осуждения). Потом роли меняются.

Обсуждение в группе

- Все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера?

- Кому было трудно это сделать?

- Кто не смог удержаться от осуждения? Почему?

Упражнение 3. Острый диалог

Инструкция: поссорьтесь с ним без него. Выговорите ему все, что хотелось бы сказать, но не забывайте и его реплики. Это диа­лог, вас - двое, хотя собеседник и воображаемый.

 

Упражнение 4. Вы и ваша социальная роль

Инструкция: Вам надоело быть учительницей (мамой, кухар­кой, женой, дочерью и др.). Поговорите с этой вашей социальной ролью. Выслушайте себя и ее тоже. Это поможет вам уточнить, что же вы - роль или живой человек?

Упражнение 5

Проводится в парах. Один играет роль «психолога», другой - «клиента». «Клиент» выступает с монологом о своих трудностях. «Психолог» должен:

- побудить собеседника к началу разговора, проявлять к нему интерес,

- использовать технику активного слушания,

- попытаться определить основную тему, проблему клиента,

- предложить альтернативное решение его проблемы.

Занятие 35. Идентификация возможностей

Цель: овладение навыками работы с модальностью «Я могу...» и «Я хочу...», приемами выяснения возможностей человека в сфе­ре предметных действий.

Упражнение 1. Выяснение..возможностей человека в сфере предметных действий

- «Я могу узнать, когда люди...»

- «Я могу понять, когда люди...»

- «Я могу поверить, когда люди...»

- «Я могу разобраться в том, когда человек...»

- «Я могу представить себе, что люди...»

Упражнение 2 Идентификация желаний

Методом незаконченных предложений составить список жела­ний («Я хочу...»).

По итогам работы проводится обсуждение с анализом содер­жания психологической задачи, которая решается в ходе психоло­гического консультирования.

Занятие 36. Исследование «Я-концепции»

Цель: овладение приемами и навыками исследования «Я-кон­цепции» как обоснования воздействия на другого человека.

Упражнение L Идентификация модальности «Я-концепции»

Участникам группы предлагается ответить на вопросы:

- Как вы чувствуете, на что или на кого вы сейчас больше по­хожи? Почему?

- На кого или на что вы хотели бы быть похожи? Почему?

- В анализе уделите внимание динамике «Я-концепции»/воз- можности переживать источник этой динамики.

Упражнение 2. Исследование «Я-концепции» с помощью тестовой методики

В ходе итогового обсуждения проанализировать как иденти­фикация «Я-концепции» дает возможность психологу пережить состояние другого человека; который в ходе психологического консультирования встречается с необходимостью структуриро­вания своей психической реальности с помощью средств, предла­гаемых психологом.

Занятие 37. Самонаблюдение в процессе работы психолога

Цели:

1. Познакомить студентов с различными формами и методами самонаблюдения,

2. Исследовать процесс самонаблюдения как средство психоло­гической трансформации.

3. Обсудить организацию самонаблюдения.

Упражнение 1. Самонаблюдение чувств

Студентам предлагается задание прислушаться к своему со­стоянию: самочувствию, ощущениям, чувствам, мыслям, жела­ниям, телесным ощущениям и т.п. и описать их на листке бумаги (листок сохранить до конца занятия).

Упражнение 2. «Фотография»

Студентам предлагается зафиксировать свои позы и выражения лица.


Необходимо рассмотреть попод­робнее все детали этого снимка. Как сидит человек, изображен­ный на фото. Куда наклонено туловище? Голова? Как стоят ноги, руки? Что выражает его поза? Каково выражение его лица? Какое ролью.

Упражнение 5

Один играет роль «психолога», другой -

«клиента • «Клиен^ нметупает с монологом о своих трудностях. «Психолог» должен

- побудить еобс^дМИКа к наЧаду разговора, проявлять к нему интерес,

- использовать тупику активного слушания,

- попы таться оп|)еделить ОСНОВНуЮ тему, проблему клиента,

- предложить алктернативное решение его проблемы.

Занятие 37. Самонаблюдение в процессе работы психолога

Цели:

1. Познакомить студентов с различными формами и методами самонаблюдения.

2. Исследовать процесс самонаблюдения как средство психоло­гической трансформации.

3. Обсудить организацию самонаблюдения.

Упражнение 1. Самонаблюдение чувств

Студентам предлагается задание прислушаться к своему со­стоянию: самочувствию, ощущениям, чувствам, мыслям, жела­ниям, телесным ощущениям и т.п. и описать их на листке бумаги (листок сохранить до конца занятия).

Упражнение 2. «Фотография»

Студентам предлагается зафиксировать свои позы и выражения момент, как бы сделать фото и представитьг что они это фото разглядывают. Необходимо рассмотреть попод­робнее все детали этого снимка. Как сидит человек, изображен­ный на фото. Куда наклонено туловище? Голова? Как стоят ноги, руки? Что выражает его поза? Каково выражение его лица? Какое движение передано снимком? Как на нем сидит одежда? На кого он похож? Что он чувствует, комфортно ли ему сейчас? Чего он хочет?

После выполнения упражнения обсуждается опыт подобного самонаблюдения, взгляда на себя со стороны.

Упражнение 3. Беседа о самонаблюдении

Студентам предлагаются для обсуждения вопросы:

- Что такое самонаблюдение?

- Для чего нужно самонаблюдение?

- Как может психолог использовать результаты самонаблюде­ния в своей работе?

Упражнение 4. «Зоны осознания»

Цель: выработка умения фиксировать свое внимание на на­стоящем для улучшения контакта с зонами своего внутреннего и внешнего мира.

Исходя из положения, что опыт осознания подразделяется на три зоны (внешний мир, внутренний мир тела и мир мыслей и фантазий), студентам предлагается, предварительно разбившись на пары, поделиться по очереди своим осознанием всех трех зон. Начните с осознания внешнего мира, продолжите фразу «Сейчас я осознала, что...». Закончить упражнение можно сообщением о своем непосредственном осознании ощущений (например...шу­мит вода в кране, пахнет одеколоном и т.п.).

После 2-3 минут осознания внешнего мира можно переходить к осознанию внутренней зоны. В течение 2-3 минут сообщайте партнеру об осознании таких внутренних ощущений, как сухость во рту, напряжение мышц на спине, боль, зуд.

Средняя зона осознания включает психическую активность отличную от текущего опыта, такую как воспоминания, планы, подозрения, фантазии и т.п. (например осознание интереса к мыс­лям партнера, осознание желания поехать на море и т.д.) Посвя- тите этой зоне также 2— 3 мин. Партнер в это время внимательно слушает и возвращает вас к нужной зоне в случае, если вы со­скальзываете в другую. После того, как партнеры поменялись листами и выслушали собеседника, проведите упражнение пов­торно, не фиксируясь на какой-либо конкретной зоне.

Обсудите свои трудности и переживания с партнером и со всей группой.

Упражнение 5, «Внутренний голос»

Один из участников группы выбирает себе того, кто будет вы­полнять роль его внутреннего голоса. Тот встает за спиной вы­бравшего его студента и говорит от первого лица: «Я (называет имя ведущего студента) сейчас чувствую, потому дар, из-за того, что...» Затем предлагается обсудить, прав ли быд внутрен­ний голос? Что хотелось услышать? Предлагается поэксперимен­тировать с другими внутренними голосами. Упражнение может усложниться введением двух или более внутренних голосов од­новременно. При этом,«обладатель внутренних голосов» постоян­но корректирует их реплики, оставляя только соответствующие ощущениям их обладателя.

Таким образом, «внутренний голос» может помочь основно­му участнику осознать те чувства, которые им не.осознавались. В процессе упражнения участники меняются ролями. Опыт всех участников затем обсуждается в группе.

Занятие 38. Работа психолога с группой

Цель: познакомить студентов с психологическим консультиро­вание в группе в ситуации психотехнического действия.

Упражнение 1

Студентам, уже знакомым с индивидуальной работой психо­лога, предлагается дискуссия о возможных способах работы пси­холога в группе. Возникшие идеи необходимо выразить в схемах, для удобства используя условные обозначения, такие как О - груп­па в целом; □— человек, участник группы; А — психолог. Все пред­ложенные варианты обсуждаются студентами и не критикуются, дополняются преподавателем.

Упражнение 2

—Показ- видеозаписи с различньгми видами работы психолога в группе с использованием психотехник. После просмотра участия проводится обсуждение, во время которого внимание студентов привлекается к вопросу о специфике психологического видения в ситуации группового психотехнического действия; рассматрива­ются исследовательская и практическая установки в работе пси­холога в представленной групповой работе. Обсуждается внут­ренняя позиция наблюдателя и проблема объективности данного наблюдения. Разбираются возможные интерпретации поведения в группе. Рассматривается, как решались психодрамматические за­дачи: вовлечение в групповую работу, принятие норм групповой работы, разыгрывание ситуаций, решение личностной проблемы, описание опыта участия.

Занятие 39. Письмо психолога

Цель: развитие профессионального сознания и профессиональной рефлексии, формирование профессиональной позиции психолога.

Задание: написать несколько писем, выбрав возможных адре­сатов из следующего списка, обсудите тексты писем в группе.

1. Мальчику (13 лет), который не знает, как понравиться девочке.

2. Девочке (9 лет), которая украла деньги и на них купила гос­тии цев всему классу.

3. Подростку (15 лет), который ненавидит людей.

4. Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая.

5. Девочке (13 лет), которая очень красива.

6. Маме мальчика (9 лет), который не хочет быть мальчиком.

7. Папе девочки (7 лет), который не живет с ней.

8. Папе мальчика (10 лет), который не верит в разум сына.

9. Бабушке девочки (7 лет), которую она воспитывает одна, и терпение ее ужена пределе.

Возможный алгоритм написания письма

1. Обозначить распределение ответственности.

2. Уточ н ить возможности пси хол of а и адресатат"

3. Сообщить безоценочно психологическую информацию.

4. Обозначить свою позицию через обратную связь.

5. Наметить перспективы адресата.

Занятие 40, Самостоятельное проведение беседы

Цели:

1. Получение опыта самостоятельного проведения беседы,

2. Закрепление и углубление навыков общения в ходе психоло­гической беседы.

Упражнение I. Работа в тройках

Участники разбиваются на тройки. Внутри каждой тройки оп­ределяются роли «психолога», «клиента», наблюдателя. Предста­вителем всех ролей даются инструкции.

«Клиенту»: рассказать о любой ситуации вчерашнего дня, при- слушиваться к собственным чувствам в процессе беседы,

«Психологу»: организовать рабочее место, провести психоло­гическую беседу, цель которой — расширить психологическое со­держание описанной ситуации.

Наблюдателю: организовать наблюдение за беседой, основное внимание обращая не на содержание,, а на процесс: организацию психологического пространства, способы установления, поддержа­ния прекращения контакта, невербальные проявления, вербальную активность и т.д. Все замечания фиксировать в письменном виде.

После проведения беседы с супервизией роливтройке меня­ются таким образом, чтобы участники могли побывать в каждой из грех ролей. : п

Упражнение 2. Беседа с «разбитой» супервизией

Два студента в ролях «психолога» и «клиента» проводят бесе­ды. Остальные получают задание наблюдать за строго отведенным аспектом хода беседы (1-2 человека на один фактор наблюдения).

Предлагается для наблюдения факторы:

- невербальные проявления участников беседы.

- способы установления, поддержания контакта.

- распределение ролей в ходе беседы.

- проявление личностных качеств психолога в работе.

- вербальные вмешательства психолога.

- смена энергетики в ходе работы.

Во время проведения беседы супервизоры фиксируют свои на­блюдения в тетрадях. В конце беседы проходит обсуждение, во время которого дается обратная связь по каждому наблюдаемому аспекту.

Занятие 41. Итоговое

Это завершающее занятие, когда обсуждается все, происшедшее на предыдущих занятиях, ищутся ответы на все вопросы студентов, обдумываютея пути использования полученных навыков для реше­ния психологических задач. Группа, разделившись на подгруппы, составляет инструкции психологу-консультанту для проведения каждого этапа консультативной беседы. Подготовленные подгруп­пами разделы обсуждаются в группе и корректируются ею.

В завершение цикла лабораторного практикума студенты пре­доставляют протоколы психологической беседы с анализом и об­суждением ошибок и профессиональных удач консультанта.

Занятие 42. Зачетное

Цели:

1. Разбор проведенных вне аудитории и записанных на магни­тофон бесед.

2. Подведение итогов курса.

На занятии прослушиваются магнитофонные записи консуль­тативных бесед, проводится их разбор. Во время обсуждения ана­лизируются ошибки консультанта в ходе беседы, ее организация, состояние участников беседы, их взаимоотношения, впечатление от общения в ходе беседы, результаты интерпретаций, проведен­ных во время беседы, обоснованность выводов и эффективность ко нсул ьтати вного общем и я.

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное психологичес­кое консультирование. - М, 2000.

Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. ™М, 2001.

Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психо­логического консультирования. — М, 2003.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. -М. 1999.

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М., 2001.

;; Дополнительная

1. Айви А, Айви М., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое кон­сультирование и психотерапия. — М., 2000.

2. Бурмеиская Г. В, Захарова Е.И, Карабанова OA. и др. Воз- растно-психологический подход в консультировании детей и под­ростков. -М, 2002.

3. Глэддинг С. Психологическое консультирование. - М.; СПб., 2002.

4. Джордж Р., Кристиани Т. Консультирование: теория и прак­тика. -М, 2002.

5. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирова­ние.-СПб, 2001.

6. Мастерство психологического консультирования / Под ред. Л.А Бодхена, Л.М. Родиной. - СПб, 2003.

7. Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М, 2000.

8. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консульти-

9. Моховиков А.П. Телефонное консультирование. — М, 1999.

10. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб, 2000.

11. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. -М, 1999.

12. Психологическая помощь и консультирование в практичес­кой психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб., 1999.

13. ТоддДж., Богарт А.К. Основы клинической и консультатив­ной психологии. - СПб., 2001.

14. Уоллес В.А., Холл Д.Л. Психологическая консультация. - М.; СПб., 2003.

15. Файн С., Глассер Г1. Первичная консультация. - М., 2003.

16. Шнейдер Л.Б, Пособие по психологическому консультиро­ванию. - М, 2003.

17. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. -М., 2002.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Dying to be healthy


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных