Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Согласны ли вы с утверждением, что тема свободы — главная в лирике Пушкина?




Понятие «свобода» нельзя определить однозначно — это и соци­альная, и политическая, и философская, и морально-этическая катего­рия. И на разных уровнях своего развития человек по-новому опреде­ляет для себя содержание этого слова. Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля» — ключевые слова пушкинского «словаря». В стихах 1817-1819 гг. свобода становится предметом воспевания («хочу воспеть Свободу миру»). В социально-философской оде «Вольность» лирический герой скорбит и негодует, потому что на троне восседает «неправедная Власть». Тираноборче­ский пафос сливается с обращением к разуму монархов. Пушкин за­вершает оду поучением-призывом:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Гуманистический идеал гармоничного общества, живущего под властью Закона, проповедуется Пушкиным и в стихотворении «Де­ревня». В этом произведении, построенном на антитезе, противопос­тавляется высшая гармония, царящая в природе, дикости социальных взаимоотношений.

В лирике Пушкина периода южной ссылки одним из ведущих стал мотив личной свободы. В романтической аллегории «Узник» свобода — это вольная жизнь за пределами «темницы сырой». К этой жизни узника зовет его «грустный товарищ, махая крылом». Поэтиче­ским итогом размышлений Пушкина-романтика о свободе стало сти­хотворение «К морю». «Свободная стихия» не аллегория, а емкий символ свободы, символ любой природной и человеческой стихии.

В конце 1820-1830 гг. Пушкин приходит к пониманию свободы как личной независимости, «достоинства личного». Свобода для поэта – это свобода иметь свое собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, это «никому / Отчета не давать, себе лишь самому / Служить и угождать», это «по прихоти своей скитаться здесь и там», это «пред созданьями искусств и вдохновенья / Трепеща радостно в восторгах умиленья».

На вопрос, что представляет собой «иная, лучшая» свобода, Пушкин отвечает в своем итоговом стихотворении-оде «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Понятие «свобода» становится понятием духовным: «чувства добрые я лирой пробуждал», «милость к падшим призывал».

В чем смыл пушкинского определения: «Цель поэзии — поэзия»? (по лирике А.С. Пушкина)

Поэзия - не игра, не забава, это то главное, что определяет все самое основное в человеческой жизни. А потому, чему бы ни было посвящено то или иное стихотворение, его цель - это прежде всего само искусство. Ведь оно вбирает в себя все, о чем размышляет чело­век, все, что его волнует, тревожит, радует и огорчает.

Именно об этом говорил Пушкин в стихотворении «Элегия» («Бе­зумных лет угасшее веселье...»). С искусством и творчеством поэт связывает грядущие «наслажденья», которые помогут ему преодолеть усталость от жизни, настроения тоски и отчаяния:

И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь...

Действительно, поэзия поддерживала его в самых тяжелых ситуаци­ях. Тогда, когда он оказался вдали от друзей, в «глуши, во мраке заточенья» Михайловской ссылки. Даже тогда, когда, вернувшись, он почув­ствовал охлаждение читателей и отразил в целом ряде стихотворений второй половины 20-х — начала 30-х годов («Поэт», 1827; «Поэт и тол­па», 1828; «Поэту», 1830; «Эхо», 1831) мрачные размышления о непо­нимании и нежелании слышать слова поэта. В этих стихах Пушкин, ка­жется, вновь вернулся к той мысли об искусстве, которая возникла еще в романтический период его молодости. Если тебе «нет отклика», то не лучше ли сосредоточиться на самой поэзии, бежать от мирской суеты и внимать «божественному глаголу»? И пусть толпа тебя не понимает, ес­ли «ты сам свой высший суд», а главная награда — это и есть творчест­во. Но как же тогда понять слова Пушкина о пророческой миссии ис­кусства, высказанные в 1826 году в стихотворении «Пророк»? Если цель поэзии в ней самой, то почему высшее предназначение поэта выражено в словах «глаголом жги сердца людей»?

Я думаю, что все кажущиеся противоречия снимает стихотворе­ние, написанное незадолго до гибели, в котором Пушкин подвел итог своего творчества, — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Ведь здесь ясно сказано: главное, чем заслужила бессмертие его лира, это то, что в «жестокий век» она пробуждала в сердцах людей «чувст­ва добрые». Вот ее цель и смысл. Эта основная идея стихотворения подготавливается всем предшествующим движением поэтической мысли, всей образностью и даже самим звучанием. Медленный, вели­чественный ритм александрийского стиха, высокий одический стиль, создающийся подбором особых эпитетов (памятник нерукотворный, глава непокорная, заветная лира), использованием большого количе­ства славянизмов (воздвиг, главою, пиит, доколь), соответствуют об­разу музы, послушной «веленью Божию».

Именно такая муза может и должна сотворить поэзию, которая отвечает самому высшему предназначению. А значит, действительно «цель поэзии — поэзия».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных