ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Как в лирике А.С. Пушкина соотносятся темы жизни и смерти?«Если в русской поэзии было когда-нибудь Возрождение, то оно выразилось в одном поэте — Пушкине», — отмечал Н. Бердяев. У Пушкина нет никакой разработанной философской концепции; его философия — это миропонимание, мировоззрение, нашедшее свое воплощение в стихах. Пафос пушкинских стихов всегда жизнеутверждающий. Так для юности характерно упоительное ощущение молодости, силы, желания наслаждаться ими. Из всех философов студенты выбирают Эпикура с его лозунгом: «Живи сегодняшним днем!» Жизнь ценна, пока мы молоды, пока души полны огня, желаний. Между юностью и жизнью ставится знак равенства («Мы ж утратим юность нашу / Вместе с жизнью дорогой»). Но уже в 1820 году Пушкин по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности в стихотворении «Мне вас не жаль, года весны моей». «Не жаль», казалось бы, все приметы юности: «мечты, любви напрасной», «таинства ночей», «неверные друзья», «изменницы младые» — все, что составляло до сих пор смысл жизни. Но рефреном повторяемые строки «мне вас не жаль» объясняют, что жаль не времени, потраченного бездумно, но самого бездумья. «Придите вновь, года моей весны!» — призывает автор. 1823 год — время психологического и творческого перелома Пушкина. Образ жизненного пути представляется безотрадным. В стихотворении «Телега жизни», которое представляет собой развернутую метафору, автор отражает свои мысли в древних образах-символах: жизнь — путь, молодость — утро, зрелость — день, старость — вечер, смерть — ночь. Жизненный путь — бессмысленное движение из небытия в небытие, не зависящее от воли человека. 1830 год — значимый в судьбе Пушкина. Поэт высказывает в стихотворении «Элегия» свою «формулу жизни»: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Вот цель и смысл жизни. Жизнь не в веселье, ибо: Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Жизнь — это труд, бесконечная работа мысли, духа, тогда возможны минуты истинного счастья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь... Время идет, и снова переосмысливается понятие счастья. Теперь уже высшие ценности бытия — покой и воля (1834 год «Пора, мой друг, пора!»). И наконец, в стихотворении «Памятник» сформулировано кредо, подведены итоги жизни, обретена гармония: Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Так соединились в его сознании жизнь, смерть, бессмертие. В чем проявляется избранничество поэта? (По лирике А.С. Пушкина) А.С. Пушкин – поэт элитарный («Поэту», 1830), недаром Писарев негодовал на него как на поэта «чистого искусства», но и народный поэт («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Гоголь нашел в поэзии Пушкина черты «истинной национальности». Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина. Ведущим мотивом этой темы является мотив избранничества. Поэт – избранник богов: Как смелый житель неба, Он к солнцу воспарит, Превыше смертных станет. Избранность покупается муками. Поэт – пророк, он избран, чтобы нести людям слово истины. Ему ведомо все, что происходит на земле, на море, в небесах: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье. Стихотворение «Пророк» особое и в плане жанра (это легенда), и в плане наполнения (введен сюжет), и в плане использования изобразительно-выразительных средств (основной прием – аллегория), автор вводит эпитеты высокого стиля (язык «празднословный», «лукавый»), библейскую лексику («шестикрылый серафим», «пророк», «гады»), метафоры («неба содроганье», «глаголом жги сердца людей»), 16 раз строки начинаются с союза «и» - такая анафора только в этом стихотворении. Тема назначения поэта неоднозначно трактуется в лирике Пушкина. С одной стороны, поэт рожден для высокого, для «служенья муз» мирское не должно его волновать: Не для житейского волненья, Не для корысти, не для битв, Мы рождены для вдохновенья... С другой стороны, звучат традиционные мотивы гражданской лирики: «И долго буду тем любезен я народу, / Что чувства добрые я лирой пробуждал, / Что в мой жестокий век восславил я свободу» В сонете «Поэту» Пушкин утверждает: поэт заканчивается тогда когда начинает творить с оглядкой на мнение «толпы». Никто не должен вторгаться в мир поэта. Это мир пустынный, «безлюдный» в нем одна дорога, которую пролагает себе сам поэт: Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум. Не требуя наград за подвиг благородный. Все награды в самом поэте. Поэт, подчеркивает Пушкин, должен судить себя «высшим судом». Твердость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам, к почестям — вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для поэта Именно верность этим принципам ведет поэта к бессмертию. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|