ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
40 страница. Часто редактору при этом приходится обращаться к параллельным синтаксическим конструкциям: 1. Необходимо углубление знаний студентов за счет
Часто редактору при этом приходится обращаться к параллельным синтаксическим конструкциям:
Таким образом, использование параллельных синтаксических конструкций облегчает стилистическую правку текстов, в которых допущены ошибки в построении предложений. 6.18. Синтаксические средства экспрессивной речи Синтаксические средства создания экспрессии разнообразны. К ним относятся уже рассмотренные нами - обращения, вводные и вставные конструкции, прямая, несобственно-прямая речь, многие односоставные и неполные предложения, инверсия как стилистический прием и другие. Следует охарактеризовать и стилистические фигуры, представляющие собой сильное средство эмфатической интонации. Эмфаза (от греч. эмфазис - указание, выразительность) - это эмоциональное, взволнованное построение ораторской и лирической речи. Различные приёмы, создающие эмфатическую интонацию, свойственны преимущественно поэзии и редко встречаются в прозе, причем рассчитаны не на зрительное, а на слуховое восприятие текста, позволяющее оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы, то есть все оттенки звучащей фразы. Знаки препинания способны лишь условно передать эти особенности экспрессивного синтаксиса. Поэтический синтаксис отличают риторические восклицания, которые заключают в себе особую экспрессию, усиливая напряженность речи. Например, у Н.В. Гоголя: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре). Таким восклицаниям часто сопутствует гиперболизация, как и в приведенном примере. Нередко они сочетаются с риторическими вопросами: Тройка! Птица-тройка! Кто тебя выдумал?.. Риторический вопрос - одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально-экспрессивных оттенков. Риторические вопросы содержат утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар?.. Совпадающие по внешнему грамматическому оформлению с обычными вопросительными предложениями, риторические вопросы отличаются яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление, крайнее напряжение чувств; не случайно авторы иногда в конце риторических вопросов ставят восклицательный знак или два знака - вопросительный и восклицательный: Ее ли женскому уму, воспитанному в затворничестве, обреченному на отчуждение от действительной жизни, ей ли не знать, как опасны такие стремления и чем оканчиваются они?! (Бел.); И как же это вы до сих пор еще не понимаете и не знаете, что любовь, как дружба, как жалованье, как слава, как все на свете, должна быть заслуживаема и поддерживаема?! (Добр.) Риторический вопрос, в отличие от многих стилистических фигур, используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах, в художественной и научной прозе. Более строгая, книжная окраска характеризует параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. (А.С. Пушкин) Синтаксический параллелизм нередко усиливает риторические вопросы и восклицания, например: Бедная критика! Она любезности училась в девичьих, а хорошего тона набиралась в прихожих, удивительно ли, что «Граф Нулин» так жестоко оскорбил ее тонкое чувство приличия? (Бел.); Базарову все эти тонкости непонятны. Как это, думает он, подготовлять и настраивать себя к любви? Когда человек действительно любит, разве он может грациозничать и думать о мелочах внешнего изящества? Разве настоящая любовь колеблется? Разве она нуждается в каких-нибудь внешних пособиях места, времени и минутного расположения, вызванного разговором? (Пис.) Параллельные синтаксические конструкции нередко строятся по принципу анафоры (единоначатия). Так, в последнем из примеров видим анафорическое повторение слова разве, в стихотворном пушкинском тексте единоначатия - в синем небе... в синем море. Классический пример анафоры являют лермонтовские строки: Я тот, которому внимала Ты в полуночной тишине, Чья мысль душе твоей шептала, Чью грусть ты смутно отгадала, Чей образ видела во сне. Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы... Эпифора (концовка) - повторение последних слов предложения - также усиливает эмфатическую интонацию: Для чего уничтожать самостоятельное развитие дитяти, насилуя его природу, убивая в нем веру в себя и заставляя делать только то, чего я хочу, и только так, как я хочу, и только потому, что я хочу? (Добр.) Эпифора придает лиризм тургеневскому стихотворению в прозе «Как хороши, как свежи были розы...»; этот стилистический прием любил С. Есенин, вспомним его эпифоры! - Отцвела моя белая липа, Отзвенел соловьиный рассвет... Ничего! Я споткнулся о камень, Это к завтраму все заживет!; Глупое сердце, не бейся; Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом?... Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом. Как видно из последнего примера, автор может отчасти обновлять лексику эпифоры, варьировать ее содержание, сохраняя при этом внешнее подобие высказывания. В числе ярких примеров экспрессивного синтаксиса следует назвать различные способы нарушения замкнутости предложения. Прежде всего, это смещение синтаксической конструкции: конец предложения дается в ином синтаксическом плане, чем начало, например: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? (П.) Возможна также незавершенность фразы, на что указывает авторская пунктуация: как правило, это многоточие - Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал... Иных уж нет, а те далече, Как Сади некогда сказал (П.). Пунктуация позволяет автору передать прерывистость речи, неожиданные паузы, отражающие душевное волнение говорящего. Вспомним слова Анны Снегиной в поэме С.Есенина! - Смотрите... Уже светает. Заря как пожар на снегу... Мне что-то напоминает... Но что?.. Я понять не могу... Ах!... Да... Это было в детстве... Другой... Не осенний рассвет... Мы с вами сидели вместе... Нам по шестнадцать лет... Эмоциональную напряженность речи передают и присоединительные конструкции, есть такие, в которых фразы не умещаются сразу в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь присоединения. Разнообразные приемы присоединения предоставляет современная поэзия, публицистика, художественная проза: Есть у каждого города возраст и голос. Есть одежда своя. И особенный запах. И лицо. И не сразу понятная гордость (Р.); Цитата на 1-ю полосу. О личном. - Я признаю роль личности в истории. Особенно если это президент. Тем более президент России (высказывание В. Черномырдина // Известия. - 1997. - 29 янв.); Вот я и в Быковке. Один. На дворе осень. Поздняя (Аст.). О таких присоединительных конструкциях профессор Н.С. Валгина замечает: «Синтаксически несамостоятельные отрезки текста, но предельно самостоятельные интонационно, оторванные от породившего их предложения, приобретают большую выразительность, становятся эмоционально насыщенными и яркими». В отличие от присоединительных конструкций, которые всегда постпозитивны, именительный представления (изолированный номинатив), называющий тему последующей фразы и призванный вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание, как правило, стоит на первом месте: Мой мельник... Ох, этот мельник! С ума меня сводит он. Устроил волынку, бездельник, И бегает, как почтальон (Ес.). Еще пример: Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось! (П.) При столь своеобразной эмоциональной подаче мысли она разделяется эмфатической паузой; как заметил А.М. Пешковский, «...сперва выставляется напоказ изолированный предмет, и слушателям известно только, что про этот предмет сейчас будет что-то сказано и что пока этот предмет надо наблюдать; в следующий момент высказывается сама мысль». Эллипсис - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги (Жук.). Пропуск сказуемого придает речи особый динамизм и экспрессию. От этого синтаксического приема следует отличать умолчание - оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно недосказывает мысль, предоставляя право слушателю (читателю) догадаться, какие слова не произнесены: Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть (П.). За многоточием скрывается неожиданная пауза, отражающая волнение говорящего. Как стилистический прием умолчание часто встречается в разговорной речи: - Ты не представляешь, это такое известие!.. Как мне теперь?.. Я не могу успокоиться. Для интонационного и логического подчеркивания выделяемых предметов используется выразительная стилистическая фигура - многосоюзие (полисиндетон). Повторяются обычно сочинительные, соединительные союзы и, ни - Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и уходил куда-то в бесконечность... (Корол.); Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта, ни мудрых истин, ни картин; Но ни Вергилий, ни Расин, ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека, ни даже Дамских Мод Журнал Так никого не занимал: То был, друзья, Мартын Задека, Глава халдейских мудрецов, Гадатель, толкователь снов (П.). Большую выразительность обретают строки, в которых рядом с многосоюзием применяется противоположный ему стилистический прием- бессоюзие: Был тиф, и лед, и голод, и блокада. Все кончилось: патроны, уголь, хлеб. Безумный город превратился в склеп, Где гулко отдавалась канонада (Шенг.). Как заметил Д.Э. Розенталь, «Отсутствие союзов придает высказыванию стремительность, насыщенность впечатлениями». Вспомним пушкинские строки: Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах (П.). Этот отрывок из «Евгения Онегина» рисует быструю смену картин, предметы поистине мелькают! Но возможности бессоюзия и многосоюзия разнообразны, эти приемы использовал поэт, описывая динамику Полтавского боя: Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон (П.). Нанизывание однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, придаточных предложений) часто создает градацию - то есть такое расположение слов, (словосочетаний, частей сложного предложения), при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создается нарастание интонации и эмоционального напряжения речи. Это можно иллюстрировать процитированным выше отрывком из «Евгения Онегина» (Хоть не являла книга эта Ни сладких вымыслов поэта...) и множеством других примеров, в том числе и прозаических: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Акс.). Стилистические фигуры нередко соединяются, дополняют, усиливают одна Другую, сообщая речи волнующие интонации. Вспомним объяснение Онегина с Татьяной! - Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел; Когда б мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, - То, верно б, кроме вас одной Невесты не искал иной. Анафора и градация соединились в этом высказывании, представляющем собой блестящий пример особого типа сложного предложения - периода. Периодом называется гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а также исключительной полнотой и завершенностью содержания. А.П. Квятковский, называя в качестве примеров периода классические произведения - «Когда порой воспоминанье» Пушкина (в 26 строк), «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова (16 строк), «О, долго буду я в молчанье ночи тайной» А. Фета (12 строк) и его же «Когда мечтательно я предан тишине» (20 строк),-утверждает: «Стихотворение, написанное в форме периода, свидетельствует о широте поэтического дыхания автора и о большом зрелом мастерстве», позволяющем «совладать со сложной аппаратурой стиха, включающей в себя несколько строф». Учение о периоде как о средстве эмфатической интонации разрабатывалось еще в античной риторике. Своим названием период обязан интонации в сложной синтаксической конструкции: вначале голос плавно поднимается, как бы описывая кривую линию, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции, замыкая линию (период - от греч. периодос, букв. обход). Композиционно период распадается на две взаимно уравновешенные части: первая характеризуется повышением интонации, вторая - понижением, что определяет гармоничность и интонационную завершенность периода. По содержанию период представляет одно целое, развивает одну тему, раскрывая ее с известной полнотой и разносторонностью. Основное положение в периоде передается расчлененно, что позволяет осмыслить его разные стороны, оттенки (вспомните стихотворение А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» Это период.). Музыкальность и ритмичность периода достигаются его структурой: он состоит из нескольких однотипных, соразмерных синтаксических единиц, часто имеющих одинаковые союзы, сходное грамматическое построение, приблизительно одинаковый размер. Повторение их создает ритмический рисунок речи. Чаще всего период строится как сложноподчиненное предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале. Например: Когда он в первый день, встав рано утром, вышел на заре из балагана и увидал сначала темные купола, кресты Новодевичьего монастыря, увидал морозную росу на пыльной траве, увидал холмы Воробьевых гор и извивающийся над рекой и скрывающийся в лиловой дали лесистый берег, когда ощутил прикосновение свежего воздуха и услыхал звуки летевших из Москвы через поле галок и когда потом вдруг брызнуло светом с востока и торжественно выплыл край солнца из-за тучи, и купола, и кресты, и роса, и даль, и река, все заиграло в радостном свете, - Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни (Л.Н. Толстой. Война и мир) В периоде употребительны придаточные времени, условия, причины, образа действия, сравнительные и др. Приведем пример периода с уступительными придаточными: Как ни тяжело было княжне Марье выйти из того мира уединенного созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, - заботы жизни требовали ее участия, и она невольно отдалась им (Л. Т.). Реже в композицию периода вовлекаются те или иные распространенные члены предложения, например деепричастные обороты, выполняющие функцию обстоятельств времени: Явившись к полковому командиру; получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствован себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом (Л. Т.). Периодическая речь Л.Н Толстого неизменно привлекает исследователей, потому что изучение ее дает ключ к пониманию особенностей стиля великого писателя. А.П. Чехов восхищался «силой периодов» Льва Толстого. Стиль каждого писателя сказывается в своеобразии его периодов. Нельзя спутать эти синтаксические построения у Толстого и Пушкина, даже если Пушкин обращался к периоду в прозе: Когда писатели, избалованные минутными успехами, большею частью устремились на блестящие безделки; когда талант чуждается труда, а мода пренебрегает образцами величавой древности; когда поэзия не есть благоговейное служение, но токмо легкомысленое занятие; с чувством глубокого уважения и благодарности взираем на поэта, посвятившего гордо лучшие годы жизни исключительному труду, бескорыстным вдохновениям и совершению единого, высокого подвига (о переводе «Илиады» Гомера). Возможность использовать в периоде разнообразные стилистические фигуры всегда привлекала и будет привлекать художников слова. Использование стилистических фигур, разнообразных синтаксических средств создания эмфатической интонации у больших поэтов обычно сочетается с употреблением тропов, оценочной лексики, ярких приёмов усиления эмоциональности, образности речи. Завершим наши наблюдения классическим пушкинским примером, напомним лишь начало и конец стихотворения: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды- И чей-нибудь уж близок час. .................................................. И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Список условных сокращений А. Б. - А. Белый Абр. - Ф.А. Абрамов «АиФ» - «Аргументы и факты» Айт. - Ч. Айтматов Акс. - С.Т. Аксаков А. К. - А.Ю. Кривицкий А. К. Т. - А.К. Толстой Ал. - М.Н. Алексеев Ан. - А.А. Ананьев Андр. - Л.Н. Андреев Ант. - П.Г. Антокольский А. Пол. - А.И. Полежаев Арс. - В.К. Арсеньев Аст. - В.П. Астафьев А. Т. - А.Н. Толстой Ахм. - А.А. Ахматова Баб. - И.А. Бабель Багр. - Э.Г. Багрицкий Баж. - П.П. Бажов Бальм. - К.Д. Бальмонт Бар. - Е.А. Баратынский Барто - А.Л. Барто Бат. - К.Н. Батюшков Бел. - В.Г. Белинский Белк. - М. Белкина Бер. - Г.С. Березко Берг. - О.Ф. Берггольц Бл. - А.А. Блок Богом. - В. Богомолов Бонд. - Ю.В. Бондарев Брод. - И. Бродский Брюс. - В.Я. Брюсов Буб. - М.С. Бубеннов Булг. - М.А. Булгаков Бун. - И.А. Бунин Вас. - Б.Л. Васильев В. Б. - В.В. Быков В. Бел. - В.И. Белов Вер. - В.В. Вересаев Вик. - С.В. Викулов Вишн. - Вс.В. Вишневский В. К. - В. Козько Возн. - А.А. Вознесенский Вс. Ив. - Вс. Иванов Выс. - В.С. Высоцкий Вяз. - П.А. Вяземский Г. - Н.В. Гоголь Гайд. - А.П. Гайдар Галл. - М.Л. Галлай Гарш. - В.М. Гаршин Герм. - Ю.П. Герман Герц. - А.И. Герцен Г. Ник. - Г.Е. Николаева Гонч. - А.И. Гончаров Гр. - А.С. Грибоедов Гран. - Д.А. Гранин Грин. - А.С. Грин Гум. - Н.С. Гумилев Дв. - И. Дворецкий Держ. - Г.Р. Державин Добр. - Н.А. Добролюбов Дост. - Ф.М. Достоевский Е. В. - Е. Винокур Евт. - Е.А. Евтушенко Е. Н. - Е. Носов Ес. - С.А. Есенин Жук. - В.А. Жуковский З. - Н.А. Заболоцкий Зал. - С.П. Залыгин из газ. - из газет из журн. - из журналов И. и П. - И.А. Ильф и Е.П. Петров Инб. - В.М. Инбер Кав. - В.А. Каверин Каз. - Э.Г. Казакевич Кар. - А.А. Караваева Карамз. - Н.М. Карамзин Кат. - В.П. Катаев Кетл. - В.К. Кетлинская Кож. - А.Б. Кожевников Кольц. - А.В. Кольцов Комр. - Г. Комраков Корол. - В.Г. Короленко К. П. - Козьма Прутков Кр. - А.И. Крылов «Кр.» - «Крокодил» Крив. - Ф.Д. Кривин Купр. - А.И. Куприн Л. - М.Ю. Лермонтов Лавр. - Б.А. Лавренев Лап. - М.А. Лаптев «ЛГ» - «Литературная газета» Леон. - Л.М. Леонов Леск. - Н.С. Лесков Лид. - В. Лидин Лип. - В.В. Липатов Лихон. - В.И. Лихоносов Л. - К. - В. Лебедев - Кумач Лом. - М.В. Ломоносов Лонд. - Л. Лондон Л. Т. - Л.Н. Толстой Луг. - В.А. Луговской Ляш. - Н.Н. Ляшко Майк. - А.Н. Майков Мак. - А.С. Макаренко Марк. - А.Я. Марков Март. - Л.Н. Мартынов Марш. - С.Я. Маршак Матв. - Н.Н. Матвеева Маяк. - В.В. Маяковский М. Г. - А.М. Горький Мих. - С.В. Михалков «МК» - «Московский комсомолец» М. Мар. - Мария Марич М. - П. - П.И. Мельников - Печорский М. - С. - Д.Н. Мамин - Сибиряк Мст. - С. Мстиславский М. Шаг. - М. Шагинян Н. - Н.А. Некрасов Наг. - Ю.М. Нагибин Н.Г. - Н.М. Грибачев Н. Д. - Н. Дубов Н. О. - Н.А. Островский Н. Ч. - Н.К. Черкасов Ог. - Н.П. Огарев Ок. - Б.Ш. Окуджава Остр. - А.Н. Островский П. - А.С. Пушкин Пан. - П.Ф. Панова Паст. - Б.Л. Пастернак Пауст. - К.Г. Паустовский Песк. - В.М. Песков Пис. - А.Ф. Писемский погов. - поговорка Пол. - Я.П. Полонский посл. - пословица Пришв. - М.М. Пришвин Р. - Р.И. Рождественский Расп. - В.Г. Распутин Рек. - А.Е. Рекемчук Роз. - В. Розов Рыл. - Н. Рыленков Св. - М.А. Светлов Сев. - И. Северянин Сейф. - Л.Н. Сейфуллина Сем. - В. Семин Сераф. - А.С. Серафимович Сим. - К.М. Симонов С. - К. - Н.И. Сухово - Кобылин Сл. - Б.А. Слуцкий Снег - С. Снегов Сол. - В.А. Солоухин Стан. - К.С. Станиславский Сур. - И.З. Суриков Сурк. - А.Н. Сурков С. - Ц. - С.Н. Сергеев - Ценский С. - Щ. - М.Е. Салтыков - Щедрин Т. - И.С. Тургенев Твард. - А.Т. Твардовский Тендер. - В.Ф. Тендряков Тим. - К.А. Тимирязев Тих. - Н.С. Тихонов Тр. - В.К. Тредиаковский Триф. - Ю. Трифонов Троеп. - Г.Н. Троепольский Тютч. - Ф.И. Тютчев Усп. - Г.И. Успенский Фад. - А.А. Фадеев Фед. - К.А Федин Ферсм. - А.Е. Ферсман Фет - А.А. Фет Ф. К. - Ф. Кнорре Фом. - В. Фоменко Фонв. - Д.И. Фонвизин Фурм. - Д.А. Фурманов Хл. - В. Хлебников Цв. - М.И. Цветаева Ч. - А.П. Чехов Чак. - А. Чаковский Черн. - Н.Г. Чернышевский Чук. - К.И. Чуковский Шат. - И.М. Шатуновский Шенг. - Г. Шенгели Шефн. - В.С. Шефнер Шол. - М.А. Шолохов Э. Кр. - Эмиль Кроткий Эрен. - И.Г. Эренбург Эрт. - А. Эртель Я. Остр. - Я. Островский
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|