Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Творчество М.Ю. Лермонтова.




Творчество принято делить на три периода: 1828-1832 – период ученичества и закладывания самобытной художественной системы; 1833-1836 – переезд в Петербург, неустанные философские и художественные искания; 1837-1841 – ссылка на Кавказ, жизнь тревог и испытаний, перемен, проникновенных чувств и мыслей.

В ранней лирике большое место занимает социальная и историческая проблематика, отклик на события в России и других странах. К концу первого периода производит переоценку многих ценностей, в том числе счастья, которое становится для него синонимом успокоенности. Так, например, произведение «Парус»: за символико-пейзажными картинами и образом паруса вырисовывается целостная концепция человека и мира. Постоянное столкновение внешнего и внутреннего не только противопоставляет человека и мир, но и показывает их неразрывное единство. На раннем этапе он создает новый тип лирического героя – это обобщенный характер поэта с психологическими, биографическими, личностными чертами.

Зрелая лирика открывается стихом «Смерть Поэта»— первым поэтическим откликом на гибель Пушкина. С него началась известность автора как преемника Пушкина. Стихотворение отличается глубокой выношенностью.

Одной из главных в поздней лирике явилась тема поэта, его назначения. В «Кинжале» намечена скрытая параллель между поэтом и кинжалом как орудиями борьбы за человеческие ценности.

В ранний период интенсивно работает в жанре поэмы. Их создано около 15. Первые – «Черкесы», «Кавказский пленник» - отражали впечатления от детских поездок на Кавказ. В 1829 набрасывает первую редакцию поэмы «Демон». В 1830-1831 Лермонтов пишет поэму «Исповедь», где впервые появляется образ невольника-монаха, рвущегося к свободной жизни. Поэт как бы воспроизводит здесь «задел» своего будущего шедевра – поэмы «Мцыри». Среди юношеских поэм особый цикл составляют кавказские поэмы, навеянные впечатлениями от природы Кавказа, уклада жизни, необычных нравов и характеров горцев. Наиболее значительна среди них поэма «Измаил-Бей». В ней присутствуют следы влияния английского поэта Байрона, однако вместе с тем учеными вскрыты исторические прототипы и события, легшие в основу. Уже здесь поэт утверждает необратимость исторического развития, невозможность возвращения к «естественному состоянию» как отдельных индивидов, так и общества в целом.

В переходный период продолжает работу над поэмой «Демон», заканчивая ее пятую редакцию, создает новую кавказскую поэму «Хаджи Арбек», цикл шутливых «юнкерских поэм»: «Гошпиталь», «Петергофский праздник», «Уланша». В них на смену романтизму приходит нарочито «заземленный» натурализм, явившийся своеобразным откликом неудовлетворенности поэта прежним романтическим подходом к действительности. Чуть позже он заканчивает работу над большой поэмой «Боярин Орша».

К позднему периоду творчества относят создание шести поэм, три из которых были опубликованы. Обращает внимание на себя «парность» этих поэм: «Песня про купца Калашникова» и «Тамбовская казначейша», «Беглец» и «Мцыри», «Демон» и «Сказка для детей».

Поэма «Демон» - произведение всей творческой жизни Лермонтова. Она имеет 8 редакций. В основу сюжета положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога и превращенного за это в духа зла. Лермонтовский демон многогранен, вобрал в себя черты всех своих собратьев. Он воплощает в себе и свободный разум, и разрушительную страсть. Богат содержанием и образ героини. Она олицетворяет черты грузинского характера, всепоглощающую любовь, земную красоту. Завязка – Демон встречает Тамару, остро ощущает пленительность высокого идеала и устремляется к нему. Однако развязка сюжета трагична: Демон не смог преодолеть в себе романтического индивидуализма, и это стало причиной гибели Тамары – он умертвляет ее первым же своим поцелуем. Поэма «Демон» - отражение общественно-политической обстановки 30х годов, в которой ничего не шло дальше индивидуалистического протеста. И Лермонтов показывает бесперспективность подобных настроений.

В «Мцыри» - еще одном важном произведении автора - на смену космически-вселенскому сюжету «Демона» приходит изображение земной жизни героя. В основе – трагическая судьба молодого горца, рвущегося из плена на волю, к обретению утраченной свободы и родины, но так и не достигающего этой цели. Поэма диалогически многозначна. Если в первой части идет повествование общеисторического плана – история Грузии, происходящие в ней события, ее история, то во второй части мы уходим в индивидуально-личностную плоскость, где излагается «история души» одного человека. И в исповеди Мцыри «история души» раскрывается в ее автономной суверенности и в то же время в ее зависимости от истории, от вселенной. И главный трагизм Мцыри не в том, что он не находит пути к свободе, а в том, что такого пути нет в принципе. «Герой нашего времени» (1838-1841) – главная книга Лермонтова, первый социально-психологический и философский роман в прозе. «ГНВ» отличается многообразием проблематики. Но центральная проблема, несомненно, - личность в ее отношении к обществу и миру. Образ Печорина – одно из главных художественных открытий Лермонтова, поистине эпохальный тип. Раскрытию образа подчинена структура романа, разграниченная на две части. Первая – повествование о Печорине «извне» («Белла», «Максим Максимыч»). Вторая – самораскрытие героя («Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист»). Лермонтов, стремясь к «объективизации» близкого ему героя, повествование передает «третьим» лицам – Максиму Максимычу, офицеру повествователю и самому Печорину. Сам как-бы отдаляется от повествования. В неукротимой действенности Печорина получила выражение другая сторона лермонтовской концепции человека – существа не только разумного, но и деятельного. Движущим началом является воля, которая подчинена как страстям, так и разуму. Лермонтов первым вывел на страницы романа героя, который думает о цели и смысле жизни. Он размышляет над этим перед дуэлью с Грушницким. И несмотря на то, что он не находит главной цели, у него есть другие – постижение природы человека, самопостроение себя как личности. Создавая нужные ему ситуации, Печорин не только сам предельно активен, но хочет вызвать активность и в других, рассмотреть лицо человека, его суть. Например, он срывает с Грушницкого павлиний наряд, трагическую мантию. Однако эти гуманные стремления осуществляются отнюдь не гуманными способами. ОН смешивает добро и зло, что предает ему черты демонизма. Вторгаясь в чужие судьбы, Печорин провоцирует дремлющие в них конфликты. Это проявляется в жестоком эксперименте с Мери, который ломает все ранние представления юной княжны и полностью меняет ее жизнь. Беда Печорина в том, что его воля переходит в своеволие. Важно и другое: индивидуализм Печорина далек от эгоизма – он глубоко переживает «издержки выбранной им позиции, но ничего не может с этим поделать. Также Печорин постоянно ищет общения с людьми. Причем ему не интересно их положение, статус, ему важен внутренний их мир.

Система образов подчинена в первую очередь раскрытию центрального персонажа. В обрисовке горцев («Бэла») Лермонтов порывает с романтической идеализацией в изображении «детей природы». В «Тамани» действуют три группы героев: «ундина», Янко, слепой мальчик – представители таинственной беззаконно-вольной жизни, борьбы и отваги; урядник, лесятник, денщик Печорина - казенного, строго регламентированного мира; между ними – герой, нигде не могущий найти пристанище. В системе образов «Княжны Мери» Печорин показан в среде, родственной ему социально, но чуждой духовно.

Максим Максимыч – единственный персонаж, сопутствующий герою на протяжении всего романа (кроме «Тамани»). Они с Печориным - два полюса романа. М.М., по Белинскому, «тип чисто русский». С одной стороны – он воплощение лучших национальных качеств русского народа. С другой – исторической ограниченности, служащей опорой для деспотической власти.

Печорин, несомненно, типический характер, но особого рода. Он представляет собой четко очерченный социальный тип. Но как целостная личность с ее несословной сущностью выходит за пределы любого социального типа. В нем всегда остаются нереализованные «потенции».

Вообще, сплав романтизма и реализма находят свое выражение во всем – в образах романа, в сюжетно-композиционной структуре, в языковой ткани, стилистике. Переплетение стилей обусловлено и сложной повествовательной структурой, такт как в ней повествование ведется от разных лиц. И у каждого лица свой неповторимый стиль.

 

24. Поиск героя времени: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов.

Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов - великие писатели русской классической литературы. Из-под их пера вышло много бессмертных творений. Но при упоминании этих имен в первую очередь в памяти возникают такие произведения как "Горе от ума", "Евгений Онегин", "Герой нашего времени". И если рассматривать героев-дворян у этих авторов, то это следует делать на примере Чацкого, Онегина и Печорина. Начну с Чацкого. Его эмоциональный портрет одновременно удивительно прост и многообразен. Он типичный положительный герой, страдающий максимализмом, который проявляется во всём. Если он любит, то так, что"…ему мир целый казался прах и суета! ". Чацкий оскорбительно честен, имеет незаурядный ум, постоянно "алчущий познаний". Он страстно рвётся в бой, причём со всеми сразу. И не трудно понять, что такую личность ждёт разочарование. Ведь Чацкий-герой, а следовательно должен страдать. Но проблема состоит в том, что он упорно не хочет этого делать. Ему просто некогда страдать, ведь у него столько дел: жениться на Софье, открыть всем глаза, спасти Россию. Так например его блестящий ум позволяет ему трезво видеть проблемы политики, ущемление русской культуры, вопрос о гордости и чести; но в то же время Чацкий абсолютно слеп в делах любовных. Доходит до смешного: Софья в открытою: "Я его люблю" (о Молчалине); Чацкий: "Шалит, она его не любит. " Дальше - лучше. Чацкий - великий оратор в обществе глухих. Главный герой "Горе от ума" любит и умеет говорить. Но после монолога героя Фамусов закрыл уши и кричит: "под суд, под суд". И эта модель диалогов Чацкого с окружающими его людьми. Итак, бал. Главное событие комедии. Перед Чацким предстаёт светское общество. Увиденное не понравилось молодому человеку. Он понимает, что в этой среде процветают прислужники. И его любимая девушка не оказалась исключением, выбрав себе "мужа - мальчика, мужа слугу. " А если появится человек, который в науке "впретит ум, алчущий познаний, или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным, - они тот час: разбой! пожар! " Чацкий - как инородная частица в современном ему обществе. Своими речами он с лёгкостью разрушает привычные моральные устои. И вследствие этого он был "забракован" и отторгнут. Возможно, имей Чацкий побольше чинов и денег, его идеи воздействовали бы на умы (если такие имелись бы) окружающих его людей. Но по воле автора Чацкий всего лишь приехавший после долгого отсутствия человек, С непонятными и пугающими принципами. Непонятый, отвергнутый, высмеянный Чацкий покидает Москву. Увозя с собой лишь "мильон терзаний". Но он ещё вернется и не один. Но если Чацкий презирает светское общество, то есть другой молодой человек, который чувствует себя в нём вполне комфортно. По крайне мере некоторое время. "Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет". Обладал всеми талантами светского повесы. Вёл увеселительный образ жизни. Не питал интереса к наукам. "Читал, читал, но всё без толку". И легко догадаться, что Онегиным вскоре овладела скука (опять-таки модная в то время). Из такой ситуации есть два выхода: застрелиться или сменить обстановку. Будучи прагматиком, он выбрал второе. Так Евгений оказывается в деревне. От нечего делать сдружился с Ленским. По этой же причине бывает в гостях у Лариных. Татьяна Ларина влюбляется в Онегина и пишет ему премилое любовное письмо. В ответ Евгений читает ей лекцию о прелестях свободной жизни. Вскоре после этого события Онегин получает вызов на дуэль от Ленского. В результате его поползновений в сторону Ольги, невесты Ленского. Боясь сплетен о трусости, Евгений принимает вызов. Но репутация – не первопричина. Дело в том, что ему всё ещё скучно. А дуэль - событие, повод всколыхнуть в душе хоть что-то. Результат дуэли вызвал в Евгении ужас. Убит поэт. Онегина мучили угрызения совести. Но не сильно. И не долго. К весне о Ленском все забыли. Ольга вышла замуж… С кем не бывает. Татьяну отвезли на "ярманку невест". Она всё ещё любит Онегина, который оправился в путешествие. Вернувшись, встречает Татьяну, но не узнаёт её, хотя всё ещё хранит то письмо. Вероятно, как трофей. Евгений полюбил Татьяну так искренне и нежно, что даже верится с трудом. Но эта любовь дана ему в наказание. Татьяна, любя Онегина, остаётся верна мужу. За что Пушкин наказал своего героя? За то, что тот жил впустую, ни чем не интересовался, ни за что не боролся. За то, что он не был Чацким. Герой Лермонтова более решителен. Он смело действует, панически боясь скуки. Это Печорин. Он жесток по своей воле - это его главная отличительная черта, но далеко не единственная. Сам образ Печорина - новаторский. Он явился переходным звеном от романтизма к реализму. Постоянно экспериментирующий и анализирующий герой. Вечная скука Печорина заключается не во внутренней пустоте, а в самой сути его героической натуры. Печорин "гоняется" за жизнью. Он не подчиняется человеческим законам, которым подчиняются все. Трудно представить полный художественный образ Печорина, так как о нём мы знаем из его дневника, который на первый взгляд откровенен, но с другой стороны в нём слишком много не законченных мыслей. Печорин опускает мотивировку своих поступков. Герой использует окружающих его людей, как инструмент для познания жизни. Не более. Печорин: "Я как матрос, рождённый и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце". А солнце ему ещё как светит. И, пожалуй, так оно не светило ни Чацкому ни Онегину. Печорин красив, принят обществом. Ради любви к нему женщины жертвуют честью, гордостью, благополучием, жизнью! Его многие ценят. За это и боролись герои Грибоедова и Пушкина. Но лермонтовскому герою это не нужно. Потому что он другой, в нём больше экстремальности. И ничто не в силах его изменить, он не успокоится, пока бьётся его сердце. Потому что поиск счастья для него и есть счастье. Если бы он не погиб так рано, то непременно погубил бы ещё три-четыре Бэлы. Застрелил на дуэли пару штук Грушницких. И всё это не со злого умысла, а потому что личность ищет себя. А зачем нам нужны лишние труппы? И на фоне жизни Печорина трагедии Чацкого и Онегина кажутся лишь проблемами молодости. Не важно, что они обижены, одиноки и разочарованы. Они ещё найдут своё место под солнцем, найдут другую "ту единственную". И всё у них получится, потому что для них в этом мире есть место.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных