Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Олимпиадная работа по литературе: региональный этап




 

Все мы знаем, что в русской литературе встречается множество стихотворений, имеющих сходные названия. Но, как не может быть одинаковых людей, так не бывает одинаковых произведений. Каждый писатель вкладывает в своё «детище» частичку себя. Кусочек своей души для того, чтобы передать его нам, своим читателям.

Я попробую сопоставить известные стихотворения Лермонтова, Полонского и Никитина и понять, так ли одинаков смысл этих произведений, как одинаковы их названия («Нищий»).

Лермонтов всегда проводил изумительные параллели. В этом произведнии он сравнивает лирического героя с нищим, просящим подаяние, как человек просит любви. Для бедняка кусок хлеба – единственный способ выжить, хлеб – его жизнь. Лермонтов проводит параллель хлеба и любви. Жизнь невозможна без пищи; и без любви жизнь - ничто. Нелюбящий человек иссыхает, страдает, мучается.

Нищий, стоя «у врат обители святой», молит о помощи. Герой же, стоя перед своей любовью, перед своей «святой обителью», просит о взаимности. Она нужна ему, жизненно необходима! Но на земле немало злых людей, безчувственных к чужим страданиям. Нищего обманывают, кладут в руку, полную надежды, камень. Чувства лирического героя также «обмануты навек». Его любовь не снизошла до него, «положила камень в протянутую руку», идущую от сердца.

Михаил Юрьевич, будучи приверженцем романтических течений, передаёт нам всю трагичность ситуации. Благдаря его замечательным эпитетам («иссохший, чуть живой», «являл живую муку»), метафоричности речи («у врат обители святой», «обмануты навек тобою»), мы можем прочувствовать всё то, что «летит» в душе героя, его страдания, надежду, тоску. Перекрёстная рифма помогает нам настроиться на лирический лад и задуматься о том, как часто мы бываем жестоки и чёрствы к другим людям.

Яков Полонский был замечательным лириком, и стихотворение «Нищий» является ярким примером его писательского мастерства.

Полонский использует очень необычное и непростое сравнение юного поэта с нищим. Эта параллель настолько неординарна и искусна, что можно только восхищаться полётом мысли писателя.

Обычный нищий, блуждающий по улица и собирающий подаяние, оказывается не таким уж простым! Всё, что было «приобретено» за день, к ночи оказывается розданным. Такое сложное поведение бедняка можно объяснить только тем, что он является настоящим Человеком с большой буквы, тем, кто, даже находясь в сложной ситуации, находит силы и желание помогать другим, «таким же нищим, как и сам». Он делает это без корысти, без какого-либо намёка на плату, безвозмездно. В этом нищем и сам Полонский. Будучи бесконечно добрым, сострадательным человеком, поэт воплотил «самое себя» в образе неимущего.

Во второй строфе стихотворения Полонский рассказывает нам об «ином поэте», утратившем юношеский максимализм и наивность, веру в добро, но всё-таки остающимся славным представителем человеческого рода. Всё, что не послала ему судьба, он принимает с улыбкой, «с благодарностью берёт» и «делит душу пополам», с теми, кто рядом с ним, кто нуждается в помощи «с таким же нищими, как сам». В этом поэте Полонский так же воплощает идеал человека.??????

Образы нищего и поэта выбраны неслучайно. Это представители полярно разных слоёв общества: самого «дна» и так называемой богемы. Они совершенно не похожи, но их поступки и мировоззрение объединяют их. Эти люди легко идут по трудной жизни и всё, что бы не дал им мир, они разделяют со своими близкими, со своим окружением.

Обилие красочных метафор, олицетворений («всё, что жизнь ему ни шлёт»), сравнений («знавал я нищего, как тень…под окнами бродил») раскрывает перед нами весь внутренний мир произведения. Многоточие в конце стихотворения заставляет нас задуматься о том, как труден путь настоящего человека, и как легко живётся с чистой душой.

Произведения Никитина всегда отличались своей особенной лёгкой эпичностью, напором. Так и в стихотворении «Нищий» автор зовёт нас за своим словом, проводит через дебри образов. Перекрёстная рифма слегка монотонна, но именно благодаря ей «Нищий» приобретает то напевное звучание, которое всегда принимается человеческим сердцем.

В самом начале стихотворения Никитин показывает нам будничные картины русской земли: бесконечные дороги, избы, непогода, обедневшие люди («много старцев, и вдов, и сирот»), лень, «горькая доля», тяжёлый труд. Всё это сопровождает нас на протяжении всей жизни. Так было в девятнадцатом веке, так есть и сейчас. Все горести переносит народ благодаря душевности, состраданию («Жаль разумные божьи созданья, Человека в грязи и с сумой!»). Тем, кто отчаялся, обязательно помогут.

Но есть такие люди на земле, что даже в самой безвыходной ситуации, под грузом проблем и усталости, ни за что что не сложат руки, не остановятся, ни смотря ни на что, вопреки всему. Тот истинный «богатырь в безысходной бед» крепок душой, но ему очень тяжело живётся. И дело даже не в постоянной нужде, не в работе, а в том, чт у него есть душа, совесть, не позволяющие ему сложить руки.

Во время прочтения этого стихотворения на глаза наворачиваются слёзы, болит душа за русских людей. Остаётся только «отдать» поклон мастерству Никитина, его потрясающим хрустальным эпитетам («бесприютный, оборванный люд!», «Богатырь в безысходной беде»), чудесным и сильным сравнениям («крепче камня в несносной истоме, крепче меди в кровавой нужде»). Особую роль играет олицетворение в финальной части («О нём облако слёзы роняет, Про тоску его буря поёт»). Мне кажется, что в конце можно даже поставить многоточие для того, чтобы мы поняли, что за такими людьми, богатырями, стоят великие силы. Эти могучие люди – столпы человечества, его потерянный памятник!

Это изумительное стихотворение пронизано духом того времени. Мне даже видится лёгкий намёк на жестокое крепостное право, ведь именно в конце 50-х годов девятнадцатого века эта проблема назревала в умах всех творческих людей. И конечно этот намёк заставляет нас кружить по комнате, вновь и вновь возвращаясь к мысли о всеобъемлющей силе и крепости русского духа, выдержке русского народа…

Перед нами три творения русской души, три бриллианта отечественной поэзии. Ни разные! Они несут разные мысли, чувства, самыми различными языковыми средствами они затрагивают струны нашего сердца. Но, не смотря на непохожесть авторского стиля, они несут читателю то, без чего не может сложиться жизнь: Любовь, Доброту и Терпение. Мне кажется, именно эти чувства должны присутствовать в каждом из нас для того, чтобы глубоко-глубоко в сердце «проклюнулся» росточек Настоящего Человека, чтобы мы любили и надеялись, как Лермонтовский герой, были добрыми и сострадательными, как нищий Полонского, и знали, что всё лишь в наших руках, как богатыри Никитина.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных