ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Поэзия «серебряного» векаРазные проявления бунтарского духа эпохи в литературе привели к противостоянию литературных школ и индивидуальностей. Кризис веры в единство миропорядка привёл к большему вниманию к личности. Бурные противоречия быстрее всего отразились в самом мобильном типе литературы – в поэзии. Шёл активный переход от реалистических форм к новаторским поискам в области условности, мистики, символики, метафоризма, впечатлительности, словотворчества. Социальные и гражданские темы уступали место вере в высший разум и утверждению индивидуализма.
Символизм Философская основа – субъективный идеализм, то есть признание неподвластных разуму человека высших сфер жизни, «мировой души». Проникать к её постижению способно лишь творчество, которое выше познания. Для символистов реальные, земные предметы – лишь копии, символы, с помощью которых творец пытается приблизиться к постижению высшего разума, подняться до него. Символ многозначен и неисчерпаем, он – «окно в бесконечность» (Ф.Сологуб). Идеологи символизма – Ф.Ницше, В.Соловьёв. 2 поколения символистов: «старшие» (с середины 90-х годов) – Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Ф.Сологуб; «младосимволисты» (с 1900 года) – А.Блок, А.Белый. Вяч.Иванов – пытались преодолеть эгоцентризм «старших», соединить духовно-религиозные, нравственно-эстетические, национальные и общечеловеческие идеалы (они более социальны, чуть ближе к земле, жизни, реальности)
Акмеизм В переводе означает «вершина, расцвет». Вырос из символизма, который акмеисты называли «достойным отцом», путём развития и отрицания одновременно. Идеологи и практики – С.Городецкий и Н.Гумилёв. Возвращают земной жизни её собственную красоту и самоценность, отказавшись от мистики и стремления познать непознаваемое. «Роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не… подобиями с мистической любовью…» (С.Городецкий). От символистов акмеисты унаследовали виртуозность художественной формы, красоту стиха. Кроме названных идеологов, в группу входили А.Ахматова, М.Кузмин, О.Мандельштам.
Футуризм В 1912 году был выпущен манифест «Пощёчина общественному вкусу»: «сбросить классиков… с парохода современности», творить новое искусство, искусство будущего. В стихах и манифестах футуристов, прежде всего, - отрицание и критика буржуазности, прославление технического прогресса, желание переделать мир, начав с передела поэзии. Футуристы стремились овеществить слово, превратив его звучание в адекват предмета, который оно обозначает. Очень много привнесли в литературу в смысле развития многообразия поэтических форм, ритмики, рифм, образности, метафоризма. У футуристов были свои группы: кубо-футуристы (ранний В.Маяковский, В.Каменский, Д.Бурлюк, В.Хлебников), эго-футуристы (И.Северянин), группа «центрифуга» (Н.Асеев, ранний Б.Пастернак).
К концу 10-х годов все три направления прекратили своё существование. Интересно, что в основе всех 3-х течений был дух романтизма, но каждое из них развивало свою, особую сторону романтизма: - символизм – вселенский масштаб, веру в высший идеал и устремление к мечте; - акмеизм – тягу к экзотике, красоте, совершенству; - футуризм – максимализм и мощь противопоставления героя и окружающего мира.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|