Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тесты для проведения тематического контроля




Тема 1. Логика как наука, её предмет и значение

 

1. Что такое, по-вашему, логика? – Логика – это философская наука, изучающая….

а) законы и формы правильного мышления;

б) специфические законы построения доказательств;

в) чувственные формы познания объективного мира.

 

2. Выберите правильный вариант. Возникновение науки логики в Древней Греции было в значительной степени связано с …

а) высоким уровнем экономического развития;

б) ролью ораторского искусства в политической жизни полиса;

в) высоким уровнем развития философской мысли.

 

3. Кто основоположник науки логики?

а) Гераклит;

б) Платон;

в) Аристотель.

 

4. Логика направлена на изучение мышления с позиции анализа…

а) побудительных мотивов мышления;

б) эффективности переработки информации;

в) структуры мышления;

г) физиологических основ мышления;

д) активизация мышления обучаемых;

е) приемов и способов доказательства.

 

5. Существенными признаками абстрактного мышления выступают…

а) непосредственное отражение действительности;

б) опосредованный характер отражения;

в) отражение действительности в обобщенных образах;

г) активный и целенаправленный характер отражения;

д) неразрывная связь с языком.

 

6. Значительный вклад в развитие символической логики внесли русские учёные…

а) Е. Буницкий;

б) С. Соловьёв;

в) П. Порецкий;

г) Н. Бердяев.

 

7. Первые крупные произведения по логике были объединены в труд под общим названием…

а) Логистика;

б) Никомахова этика;

в) Органон;

г) Утопия.

 

8. Развитие современной формальной логики идёт в двух основных направлениях…

а) разработка новых систем неклассической логики;

б) разработка и построение моделей для решения интеллектуальных задач;

в) активное применение формальной логики в психологии;

г) расширение сферы применения формальной логики в целом.

 

9. Психологическая логика сводила предмет науки логики к изучению…

а) психологии человека;

б) психологии личности;

в) психологии мышления;

г) высшей нервной деятельности.

 

10. В Античное время логика как наука возникла в рамках…

а) математики;

б) философии;

в) механики;

г) риторики.

 

Тема 2. Понятие как форма мышления

 

1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие нерегистрирующими; выделите собирательные понятия:

а) Московский Новый юридический институт;

б) Высшее учебное заведение;

в) Национальная экономика.

 

2. Определите соотношение между объемом и содержанием следующих понятий:

а) воспроизводство и простое воспроизводство;

б) учебник и учебник логики;

в) экономическая школа и меркантилизм.

3. Определите вид отношений между понятиями и изобразите их с помощью кругов Эйлера:

а) управленец;

б) менеджер;

в) мужчина.

 

4. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным:

а) рыночный;

б) смелый;

в) ученый;

г) бедный;

д) ответственность;

е) свобода.

 

5. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия:

а) учебник;

б) финансист;

в) преступление в сфере экономики;

г) форма собственности;

д) трудовой договор;

е) награда.

 

6. В каком отношении, по-вашему, находятся два понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но не совпадает с ним? – В отношении…..

а) пересечения;

б) равнозначности;

в) подчинения.

 

7. В каких отношениях находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого? – В отношении ……

а) равнозначности;

б) подчинения;

в) пересечения.

 

8. Проверьте правильность деления понятий, в неправильном деянии укажите, какие правила нарушены:

а) Трудовые договоры заключаются:

1) на неопределенный срок;

2) на определенный срок не более трех лет;

б) Сделки бывают многосторонними, двусторонними и завещаниями.

 

9. Являются ли правильными следующие определения? Если определение неправильное, то какая ошибка допущена?

а) Собственность – присвоение чего-либо в свою власть.

б) Предметом экономической теории являются закономерности функционирования рыночной экономики.

 

10. Являются ли правильными следующие деления понятий? Если деление неправильное, то какая ошибка допущена?

а) Сделки могут быть односторонними, двусторонними, многосторонними и письменными.

б) Экономические блага делятся на средства производства, предметы потребления и сырье.

Тема 3. Суждение как форма мышления

 

1. Выразите в смысловой форме следующие логические суждения:

а) Если растет цена на товары, то уменьшается покупательский спрос;

б) Акции и чеки – ценные бумаги.

 

2. Объясните, почему данные суждения, взятые вне контекста, являются неопределенными?

а) Федоров гордился этой операцией;

б) Генерал своим корпусом преградил ему путь;

в) Он сел за книги.

 

3. Могут ли быть одновременно истинными данные пары суждений?

а) Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука своего предмета исследования не имеет;

б) Никакая идеология не может быть общегосударственной. Существуют общегосударственные идеологии.

 

4. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

а) «Дженерал Моторс» – самая крупная корпорация США;

б) Отцы старше своих детей;

в) Существует Всемирный банк.

 

5. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите, если оно есть, кванторное слово:

а) Российская Федерация – светское государство;

б) Сложный труд нельзя выполнять без приобретения специальных знаний и умений;

в) Маркетинг предназначен для более выгодной продажи товаров.

 

6. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами в суждениях с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:

а) Ни один римский раб не обладал правами гражданина;

б) Некоторые банки – коммерческие;

в) Республики вправе устанавливать свои государственные языки;

г) В некоторых странах нет высокой инфляции.

 

7. Определите вид сложного суждения. Установите истинность или ложность сложного суждения от истинности или ложности составляющих его простых суждений:

а) И волки сыты, и овцы целы;

б) Рента бывает абсолютная или дифференциальная;

в) Если нападают, надо защищаться;

г) Рыночный обмен между людьми совершается только в том случае, если обе стороны рассчитывают получить прибыль.

 

8. Произведите операцию отрицания (внешнего и внутреннего) следующих суждений:

а) По качеству труд работников бывает простым и сложным;

б) Если удешевляются средства производства, то возможности накопления возрастают.

 

9. Опираясь на теоретические знания о сложных суждениях (конъюнкция, дизъюнкция, отрицающие суждения) решите следующую задачу:

В убийстве подозреваются Петр и Павел. Допросили четверых свидетелей. Первый свидетель сказал: «Петр не убивал». Второй свидетель ответил: «Павел не виновен». Третий свидетель показал: «По крайней мере, одно из этих показаний – истинно». Четвертый свидетель сказал: «Показания третьего свидетеля – ложны». Четвертый свидетель оказался прав. Кто совершил убийство?

 

10. Определите вид модальности суждений:

а) Неверно, что Петров принимал непосредственное участие в ценовой политике фирмы;

б) Менеджер обязан уметь управлять предприятием.

Тема 4. Умозаключение как форма мышления

 

1. Сделайте непосредственные умозаключения (превращение, обращение и противопоставление предикату) из суждений:

а) Все взяточники – преступники;

б) Некоторые предприятия не рентабельны;

в) Не всякое лекарство полезно;

г) Ни один студент МИГУП не является освобожденным от сдачи зачетов и экзаменов.

 

2. Сделайте вывод из посылок. Укажите заключение и посылки; средний, меньший и большой термины; меньшую и большую посылки. Изобразите в круговых схемах отношение между терминами. С помощью общих правил силлогизма установите, следует ли заключение с необходимостью.

а) Ипотечные банки дают ссуды под залог недвижимости. Петровы пользовались услугами ипотечного банка.

б) Для социалистических стран характерно полное огосударствление экономики.

КНДР – социалистическая страна.

 

3. Восстановите энтимемы, проверьте правильность вывода:

а) Это суждение не общее, следовательно, оно частное.

б) Бюджетный дефицит – превышение расходов государственных средств над доходами. Значит, в России – бюджетный дефицит.

в) Централизованное командное управление характерно для социалистических стран. Следовательно, Россия не является социалистической страной.

 

4. Определите вид умозаключения, проверьте его правильность и постройте схему:

а) Если Н. – хороший маклер, то он получит вознаграждение от продавцов и покупателей ценных бумаг. Н. получил вознаграждение от продавцов и покупателей ценных бумаг. Значит, он хороший маклер.

 

5. Определите вид дилеммы, сделайте вывод, постройте его схему, проверьте правильность вывода:

а) Поедешь направо – коня потеряешь, поедешь налево – сам пропадешь. Но он и коня не потерял, и сам не погиб.

 

6. Сделайте вывод из посылок; с помощью правил силлогизма установите, следует ли заключение с необходимостью:

а) Все граждане РФ могут бесплатно пользоваться общественным благом, а Иванов – гражданин РФ;

б) Васильев осужденный, а осужденный имеет право просить о помиловании.

 

7. Сделайте вывод из посылок, установите, следует ли он с необходимостью:

а) Если снижаются цены на нефть, то в России растет дефицит бюджета; Цены на нефть снижаются.

б) Если нет кворума, то собрание не состоится. Кворума нет.

 

8. В каком виде умозаключений осуществляется переход от общего знания к частному?

а) в дедуктивных умозаключениях;

б) в индуктивных умозаключениях;

в) в умозаключениях по аналогии.

 

9. На чем, по-вашему, основана классификация умозаключений «непосредственные – опосредованные»? На …

а) количестве посылок;

б) характере связи посылок с заключением;

в) структуре посылок.

 

10. Какой вид непосредственного умозаключения может быть получен путем двойного отрицания?

а) превращение;

б) обращение;

в) противопоставление предикату.

Тема 5. Доказательство как форма мышления

 

1. Тезис должен быть…

а) ясным;

б) чётким;

в) без ошибок;

г) дискуссионным.

 

2. В качестве аргументов могут выступать…

а) любое высказывание;

б) мнения людей;

в) определения терминов;

г) фактические материалы.

 

3. Опровергать тезис можно…

а) критикой личности;

б) демонстрацией силы;

в) фактами;

г) через доказательство антитезиса.

 

4. Ошибки бывают двух видов…

а) косвенные;

б) непреднамеренные;

в) преднамеренные;

г) прямые.

 

5. Самый верный и успешный способ опровержения – это…

а) примеры;

б) ссылка на литературу;

в) цифры;

г) факты.

 

6. По форме доказательства делятся на …

а) косвенные;

б) непрямые;

в) прямые;

г) сложные.

 

7. Логическая операция установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса – это …

а) прямое доказательство;

б) антитезис;

в) доказательство от противного;

г) опровержение.

 

8. Способ рассуждения, включающий доказательство и опровержение, – это…

а) убеждение;

б) полемика;

в) обоснование;

г) аргументация.

 

9. Аргументы должны быть…

а) надёжными;

б) истинными;

в) непротиворечивыми;

г) правдоподобными.

 

10. Логический приём обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых уже известна, – это…

а) аргументация;

б) аксиома;

в) демонстрация;

г) доказательство.

 

Тема 6. Основные законы мышления

 

1. Требования каких законов нарушены в приведенных примерах?

а) «Прошу Вашего разрешения развести меня с Царевым Николаем Михайловичем без моего присутствия, но я согласия на развод не даю» (заявление в суд);

б) Новые аэровокзалы сокращают время пребывания человека на земле;

в) Семенов – студент, ведь он сдает экзамены.

 

2. Преступники скрылись на машине. Допросили трех свидетелей.

- Первый свидетель сказал: «Машина была синяя Волга»;

- Второй свидетель сказал: «Машина была черная, а марка машины – Жигули»;

- Третий свидетель сказал: «Машина была никак не синяя, а марка машины – Москвич. Известно, что каждый свидетель правильно называл либо цвет, либо марку машины.

Какой была машина? Проанализируйте, на какие формально-логические законы вы опирались при решении задачи?

 

3. К мудрецу пришел хозяин и сказал: «Я поспорил со своим соседом». Он изложил суть спора и спросил: «Кто прав?». Мудрец ответил: «Ты прав». Через некоторое время к мудрецу пришел второй из споривших. Он тоже рассказал о споре и спросил: «Кто прав?»

Мудрец ответил: «Ты прав». «Как же так, – спросила мудреца жена. – Тот и другой прав»? «И ты права, жена», – ответил мудрец. Соблюдены ли в данном примере законы логики?

 

4. Какие законы логики нарушены в следующих примерах?

а) Студент, обращаясь к преподавателю, спросил: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?» «Нет, конечно», – ответил преподаватель. «Тогда не наказывайте и меня, я сегодня не подготовился к экзамену по формальной логике».

б) «Это что?» – «Пушки!» – «Они стреляют?» – «Нет» – «Значит, это не пушки!»

 

5. Логическая ошибка, называемая «подменной понятия», возникает при нарушении закона…

а) тождества;

б) непротиворечия;

в) исключенного третьего;

г) достаточного основания.

 

6. Главным законом мышления, по мнению Аристотеля, выступает…

а) закон тождества;

б) закон противоречия (непротиворечия);

г) закон достаточного основания.

 

7. Закон непротиворечия распространяется на суждения, находящиеся в отношениях…

а) подчинения;

б) противоречия;

в) противности;

г) подпротивности.

 

8. На суждения «Экономические блага создаются трудом людей» и «Экономические блага не создаются трудом людей» распространяются требования закона…

а) тождества;

б) противоречия (непротиворечия);

в) исключенного третьего;

г) достаточного основания.

 

9. В примере: «Я навсегда покончил со старым», – сказал уголовник, выходя из квартиры антиквара, нарушены требования закона….

а) тождества;

б) непротиворечия;

в) исключенного третьего;

г) достаточного основания.

 

10. Закон исключенного третьего неприменим…

а) из-за ограниченности знаний;

б) к будущему;

в) в отношении противных суждений;

г) в отношении противоречащих суждений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных