Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА — ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА 2 страница




Знать определения литературных направлений и основную линию развития: классицизм — реализм — сентиментализм.

Крылов отказывается от дидактики и идет дальше. Мораль, конечно, существует в его баснях, он играет с его расположением — мораль может быть в середине или начале. В некоторых баснях вообще морали нет, например, в басне «Волк на псарне», которая отражает ситуацию после Бородинского сражения, когда Наполеон запросил мирных переговоров, на которые Кутузов естественно ответил отказом. Эта ситуация вполне историческая, и Крылов на нее реагирует вполне оперативно. Эта басня за несколько дней доходит до Кутузова, тот читал ее перед своими сподвижниками (получил ее в письме), в самый драматический момент, и в финале он по легенде снял картуз и обнажил седовласую грудь. Под гончим имелся ввиду Кутузов, под серым волком — Наполеон. Крылов использовал уже свой сюжет, и активно использовал поэтику русских басен и их символику, в том числе знаменитый образ серого волка — это тоже его характерная черта. Волк — хитрый бесчестный предатель там. Крылов мог рассчитывать на остаточно большую аудиторию, в этом тоже преимущество басни, не только духовная элита могла овладеть басни. Доступность басни — первый момент, второй, который развивает Крылов — народность басни. Только в 1819 году появляется слово «народность», его придумывает Вяземский в письме Тургеневу. Слова на «ость» пришли с Карамзиным, например, он придумал слово промышленность. Народность образовано по тому же принципу, и означает прежде всего не служение трудовому народу, как у Некрасова, тут народность — связь с национальной культурой и ментальностью. Пушкин говорил, что басни Крылова — мудрость самого народа, имея ввиду русских как нацию. Гоголь тоже это признавал. Крылов в большей степени, чем Пушкин и Лермонтов, передавал в своем творчестве взгляд простого народа и оценки тех или иных событий и характеров простым народом, это народность как демократичность — второй аспект народности.

Если человек происходит из народа, он необязательно будет народным и проповедовать народные идеи, но в данном случае эта связь естественна. Крылов происходит из бедных слоев, не дворянин, получал образование самоучкой, и эта близость к народу помогает ему отражать позицию народа. А у Некрасова народность была приобретенная — он из богатой семьи. Так или иначе, Крылов одним из первых в русской литературе дал представление о мире, характерное для простого народа, не для всей русской нации в целом (хотя это тоже есть). Это очень яркая отличительная черта Крылова. Говорят, что если большинство писателей смотрело на народ из окна дворянской усадьбы (даже Радищев при всей его народности), это была позиция просвещенного дворянина, хоть и сочувствующего народа, то Крылову впервые удается показать взгляд самого народа, он смотрит на происходящее вокруг изнутри самого народа. Это чувствуется и в языке: в отличие от карамзинистов, которые расширяли лексическую базу засчет иноязычных слов, и карамзинистов, которые под старым языком подразумевали церковнославянский, который крестьяне с трудом понимали, Карамзин имеет новую позицию — не шишковистсвкая, не карамзинистская, он берет язык из самого народа, отсюда и высказывания, наполненные просторечиями, и взгляд человека, часто примитивный и ограниченный, и этот взгляд может даже попасть в мораль басен — такого не встретишь ни у Дмитриева, ни у Сумарокова. Взгляд обывательский, примитивный, попадает в речь рассказчика — это совершенно новое явление. «Философ и огородник»: рассказчик приходит к выводу - «филосОф без огурцов», высказывание, которое всех возмущало — как такое можно было напечатать?! На самом деле это позиция рассказчика, и надо понимать, что рассказчик и автор — это разные вещи, их позиции могут расходиться, нельзя ставить знак тождества между ними. Например, Гринёв у Пушкина — нельзя приписывать высказывания Гринёва Пушкину. Вот здесь зазор между рассказчиков и баснописцем часто наблюдается.

Крыловские басни разделяют по типам, об этом пишет например Белинский. Принцип разделения разный — например, по теме. Почему Крылова любили и декабристы, и совсем консервативныые люди? Дело в том, что Крылов с его прагматическим умом (он был ленивым прагматиком). «Неееет, не упадет, я посчитал угол падения». Что касается его идейной ориентации, здесь надо иметь ввиду, что он очень непростой человек, занимающий либерально-консервативную позицию. С одной стороны он может сатирически высмеивать и осуждать русскую бюрократию, даже высшие чиновнические слои, даже царь. Басня «Рыбьи пляски» или «Рыбья пляска» (два варианта — первый не прошел цензуру, из-за резкой критики царя). Очень крыловская позиция. Когда Пушкина попросят внести правки в медного всадника и бориса годунова — он отстаивает, и не печатает произведения с правками. Крылов достаточно лояльний и нежелающий вступать в конфликты в 19 веке, после серьезных преследований со стороны Екатерины. Хотя при всем том он может позволить себе критику властей. Вместе с тем даже в поправленном варианте эта басня имела смысл — чиновники там высмеивались.

Для декабристского лагеря была характерна резкая критика властей, такую позицию Крылов не приемлел, он был противником всякого революционного насилия, у него была либерально-консервативная позиция. Сугубо декабристскую точку зрения разделяли те писатели, которые признавали возможность выйти на площадь с орудием в руках. А это не все про-декабристы — многие сторонники не могли этого сделать. Это разные вещи. Одно дело считать необходимым отмену или смягчение крепостного права, либеральные реформы, а другое дело — пойти на площадь и считать допустимым кровопролитие. Те, кто вышли на площадь — точно декабристы, участники декабрьского восстания. А периферия декабристского движения, такие, как Грибоедов или Пушкин, разделяли идеи декабристские идеи насчет реформ, но отнюдь не по поводу методов действия. А Крылов даже некоторые идеи декабристов не поддерживал, не говорил об отмене крепостного права, хотя про сягчение отношения к народу говорил, например, в басне «Волк и ягненок». Это гуманная позиция, критикующая жестокость. Он критиковал не крепостничество как институт, а крепостничество в плане проявлений жестокости, не как систему, а как некие прегрешения против даже самой идеи крепостничества. Грибоедов также не был настроен радикально и протви крепостничества как института.

Что касается позиции Крылова насчет восстания. В 1814 году, задолго до восстания, он пишет басню «Конь и всадник», где он очень успешно использует мораль и говорит, что «коль неприманчива свобода (свободу он ценит!)», она модет принести вред, если дается без меры. Это очень важное признание, можно сказать, здесь мораль идет не от рассказчика даже, а от автора. Он предостерегает от абсолютной свободы. Коню (народу) нельзя дать полную свободу, он не сможет само собой управлять. Крылов понимает, происходя из народа сам, что необразованный народ не может сам собой разумно управлять. Конь понесет и разобьет не только седока (власть), но и себя погубит. Это предостережение Крылова очень мудрое — о нем часто говорят как о мудреце. Крылов конечно же занимает очень умеренную позицию. Когда его упрекали, что он проповедует резкую критику властей, он ссылался на басню «сочинитель и разбойник». В этой басне есть безусловный намек на недопустимость революционной пропаганды, архи-революционных идей. Сочинитель оказывается с точки зрения рассказчика большим преступником, чем разбойник. Разбойник один раз наносит вред, а идеи, которые сеет сочинитель, будут жить века, его неблаготворное воздействие будет продолжаться годы и годы. Утверждали, что басня направлена против Вольтера, Крылов отрицал. В любом случае он выступал против безудержной пропаганды револционных идей, идей, ниспроверргающих религиозные ценности и традиционалистские ценности. Крылов не поддержал бы выступление Pussy Riot. Крылов сказал слово и в развитии эстетики, литературного языка.

 

Сатирические жанры представлены не только басней, но и сатирической комедией, тоже появившейся в 18 веке. Писали комедии Сумароков и другие писатели. Но это были не фигуры мирового масштаба, кроме Державина и Карамзина. Только в 19 веке в России появляется комедия, которая идет не только на российской, но и на мировой сцене. Первым среди этих писателей был Грибоедов. «Горе от ума» (или первый вариант - «Горе уму») - не первая его попытка в этом жанре. Но если бы не это произведение, он не был бы великим писателем, то есть он «писатель одной книги», больше ничего особенного не написал. А Пушкин много написал. Грибоедов — автор одного шедевра. Еще он автор одного музыкального шедевра — замечательного грибоедовского вальса, а еще он великий дипломат, который заключил какой-то там мир и вошел в историю дипломатии.

1816 год — год образования первых тайных обществ. По какому-то совпадению именно к 1816 году относятся первые наброски «Горя от ума». Это только некие отдельные высказывания и фразы и образы, но именно к этому времени относится начало работы над комедией. 1816 — 1825 — период активной деятельности тайных обществ, и именно это время Грибоедов отражает в «горе от ума». Это произведение исторично. Историзм — это не то, что отражает историческую реальность. Историзм — это проблема понимания автором и отражения им в тексте причинно-следственных исторических связей, детерменированность характеров и поведения его героев, когда эпоха определяет поведение героев. И Грибоедов как раз движется к истинному историзму, и это движение связанно с движением от классицизма к реализму. В пьесе есть признаки классицизма — единство времени, места, действия, но соблюдает он его не вполне, и в этом новаторство. Он позволяетс ебе быть свободным от давления очень жесткой традиции. Это эстетическое свободолюбие соотносится с его реальным свободолюбием. Он не соблюдает единство действия. В чем проявляется отказ от единства действия? Прежде всего в том, что Грибоедов концентрирует свое внимание на одной сюжетной линии. В комедии две сюжетных линии, и это тоже отражает эпоху, потому что люди тогда не могли представить себе жизнь, заключенную в стенах дома и семье. Конечно, любовь и семья есть в комедии, но тем не менее характер Чацкого — плоть от плоти своего времени, это человек, который уже не может жить исключительно любовными страстями, даже очень сильными, которому очень важно все, что происходит вокруг. Он не из тех, кто может молчать. Вредя своему реноме и образу потенциального жениха, он начинает высказываться против устоев фамусовского образа. Это психологически и исторически очень точно. И когда Пушкин будет критиковать Чацкого как не умного человека, а побывшего в обществе умного, с ним можно поспорить. Психологически это доказано очень многими мемуарами декабристов — для них невозможно было абстрагироваться от их идейной позиции, притом что они были умны и понимали, что фамусовых не переубедить, но они должны были сказать, что так жить нельзя. Такие люди, диссиденты, были всегда, и Чацкий действительно не мог себя вести иначе. Психологически Грибоедов был прав. В данном случае Грибоедов не нарушает реалистической эстетики — это вполне оправданное поведение. Декабристски настроенные люди именно так себя вели в реальной жизни. Чацкий — образ во многом реалистическим. Грибоедов своего резонера (отражающего мнение) ставит в комическую ситуацию: когда он проповедует и говорит о галломании высокими словами, критикует ее, преклонение перед иноземцами, а все кружатся в вальсе. Его никто не слышит и не слушает, они просто не обращают на него внимание. Это сверх-комическая ситуация. Нельзя представить чтобы у Фонвизина Правдин или Стародум попал в такую ситуацию. Резонер, попадающий в комическую ситуацию — новаторство. Это умение соединить классицистические традиции и реалистические.

Говорят, что русский реализм стоит на трех китах: Крылов с его отражением русского народа, Грибоедов, Пушкин. То коровы, то киты.

 

 

Черты проявления романтизма в Горе от ума.

Монологи Чацкого — это выражение его позиции. Прежде всего это монологи, произнесенные во втором действии. Вся его критика в адрес фамусовского общества вполне может быть представлена как самостоятельные инвективы, направленные против дворянской консервативной помещичьей среды, эти монологи могут быть использованы декабристами как пропагандистские материалы, наряду с гражданской лирикой. Это критика современного общества, в монологах соединяются и черты элегий, и од, и сатир, в общем, много жанров намешано — микст из жанров. Так или иначе, это тексты, которые могут выступать самостоятельными лирическими выступлениями. Эти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана. Гражданский романтизм — отдельное течение.

Романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе. Тема одиночества в толпе — типичная для романтизма. Непримиримое противоречие с миром, противоречие между Я и Общество очень характерно для Чацкого. Грибоедов рисует действительно одинокого героя, хотя есть упоминаемые несценические персонажи (просят назвать на экзамене) - «мы, молодые люди», это новое поколение, в котором есть другие, не такие, как Молчалин. Конфликт этот не между «веком нынешним и веком минувшим». Век нынешний отличается от века Екатерины тем, что в этом веке являются нвоые люди, как Чацкий, которые не гонятся за чинами, а предпочитают занятия науками и искусствами, свободные от карьеристских выступлений, свободные от меркантилизма. Эти люди уже подвергают осмеянию тех, кто готов стучать лбом об пол, лишь бы шли ему чины и деньги. То есть появляются люди с новой позицией. Эти и отличается век Александра от века Екатерины. Фамусов и Максим Петрович остаются в прошлом. Нету напрямую конфликта с веком минувшим. Век нынешний объединяет всех героев, конфликт внутри века, а не между веками. Конфликт между героями с разными мировоззрениями. Место действия - «барская Москва». Москва — это еще и консервативный город, в те годы более консервативный, чем Петербург. Фамусовская Москва — квинтэссенция консерватизма. Человек с новой позицией и новыми предпочтениями является в Москву и осмеивает ее, смеет критически взглянуть на то, что было абсолютным. Этот новый подход и отличает этого героя, и он может считаться персонажем, который близок декабристскому движению. Новый герой с гражданско-романтическими настроениями и чертами, одинокий, противостоит консервативному Фамусовскому обществу. Конфликт этот романтический, романтическое здесь проявляется и в отказе от классицистических требований, и в синтезе жанровых элементах.

Тут появляется нвоый вопрос — это трагедия илик омедия? По определению — комедия, но в то же время в этом произведении явственны черты трагедии. Трагическая ситуация непонятого человека, потерявшего свои мечты — в таком положении в финале оказывается Чацкий, его изгоняют из общества, он бежит — романтическая роль беглеца. Финал идейного противостояния трагичен. «пойду искать по свету где оскорбленному есть чувству уголок». «Мильон терзаний». Это человек трагически неудовлетворенный тем, что происходит.

Но это трагикомическое начало касается и других персонажей. По-своему оказывается несчастлив Фамусов, он теряет стабильность своего положения, которым он гордился. В известной мере страдает и Молчалин, он вынужден скрыться. Молчалин — фигура не в меньшей степени чем Чацкий значимая, и востребованная в последующей русской литературе и журналистике. У Салтыкова-Щедрина есть целый цикл сатирических очерков «Среди умеренности и аккуратности» - это два идеала самого Молчалина, он ценит умеренность и аккуратность. Этот сборник — это некий привет Грибоедову, уже из последущей половины века. И когда оказывается, что Молчалин конечно блаженствует на свете, на цыпочках и молча, понятно становится, что Молчалины будут блаженствовать всегда. Как всегда будут люди, которые не могут молчать, и выйдут на площадь с орудием или палкатами — так будут всегда и Молчалины, которые на цыпочках и небогаты словами, приспосабливаются к любой ситуации и выживают несмотря ни на что. Молчалин — разночинец — выбрался в дворяне благодаря низкопоклонству. Это тоже высмеивается, наряду с образами Фамусова и Скалозуба.

Один из принципов классицизма — говорящие фамилии и имена, Молчалин тому яркий пример. И Чацкий тоже — тут еще один привет романтизму. Упоминается романтичная личность того времени. Поначалу фамилия Чацкого писалась как Чадский и имела ассоциации с Чаадаевым — романтистом и очень интересной фигурой. Его фигура и была использована в образе Чацкого, но он не только отразил некие реалии этого деятеля, но и предсказал Чаадаеву его дальнейшую судьбу. В 1836 году выйдет труд «философические письма чаадаева», за которые Николай 1 объявит Чаадаева сумасшедшим за инакомыслие. Реализованный в жизни сюжет «Горя от ума». Это распространенный способ борьбы с инакомыслием — объявить сумасшедшим. Чаадаева не изолировали и его стали называть басманным философом (жил на басманной улице). Но Грибоедов не дожил до этого.

На допросе по делу декабристов Грибоедов утверждал, что был против декабристов, что даже высмеял декабристов в эпизоде с Репетиловым «шумим, братцы, шумим». Но то, как он показал то время, может говорить, что он разделял идеи декабристов, хоть и не разделял методы. Он был неудовлетворен политическим состоянием России, просто он не видел реальных сил, которые могли Россию на тот момент переделать.

Романтические настроения были ему хорошо знакомы, хотя он был слишком скептическим для этого.

 

Сентября 2012

РОМАНТИЗМ

Одна из значительных черт русской литературы данного периола — переход классицизм — романтизм — реализм. Эстетика этих направлений в любом случае при всей самодостаточности и самоценности этих литературных методом связана с исторической эпохой, они ей предопределены. В этом отношении мы должны рассматривать историческое развитие русской литературы от конца 18 века, господствовал классицизм, а сентиментализм только зарождался, например, Карамзин. Потом появляется новое поколение, лет на 20 моложе — Державин, Батюшков, которые зарождаются как сентименталисты, а потом преодолевают его и идут к вершинам романтизма. Иногда сентиментализм и романтизм отождествляют, иногда сентиментализм называют лишь течением, а классицизм и романтизм — направлениями. Так или иначе, общее движение бесспорно идет от классицизма через сентиментализм к романтизму.

До 1816 года Державин продолжает свое творчество, благословляет пушкина. Но Пушкин начинает не как классицист в чистом виде, в его творчестве заметны черты и сентиментализма, и романтизма. Конец 18 — начало 19 века — в целом в мировой практике это условный переход к романтизму и сентиментализму. Для большинства людей этот переход был неожиданным теми катастрофическими переменами в обществе Европы тогов ремени.

Что тогда происходило? Конец 18 — начало 19 веков — прежде всего, Великая французская революция, 1789 — 1793 год. Это было потрясение для всех в мире, не только для французов. Как потом Октябрьская революция была потрясением для всего мира. Эта революция принесла совершенно новые понятия в мироощущение людей тогов ремени, потому что она делалась под знаком национального, под знаком торжества разума, и весь классицизм, вся его поэтика выстраивается в свете рационализма, веры в разум. Но сама ВФР показывает, что были некие коренные проблемы, которые ен решались с помощью разумного желания людей. И она оборачивается трагедиями, которые например относят якобинский террор, и до сих пор к ней очень противоречивое отношение. Но во Франции отмечается день взятия Бастилии — это справедливо.

Так вот, эти потрясения, и главное их масштаб, крах веры в торжество разума и в возможность изменения мира с помощью разума, приводят к тому, что выдающиеся мыслители мира приходят к мысли о противоречивости мира, к тому, что она неизбывна, что противоречия есть некий общий закон жизни, и что изменения зависят от единства борьбы противоречий. Начинается торжественное шествие диалектической философии в мире, но во главе уже стоят не французы, а немцы. Германия, в те годы отсталая страна Европы, концентрирует в себе развитие духовной жизни, и развитие и становление великой немецкой философии, Кант, Фихте, Гегель — без этих имен невозможно представить развитие философии в мире до сих пор. Это некие столпы, на которых держится философская мысль. Именно немецкие университеты дают ростки философии. Часто отсталые страны дают гораздо более высокие результаты в духовном развитии, чем прочие — это подтверждает и литература России 19 века. А Америка по сути дала два с половиной писателя того уровня, как дала Россия 19 века. Что касается Европы, то немецкая идеалистическая философия начинает распространяться и влиять на литературные круги. В немецких университетах эстетикой занимались братья Шлегели, в то же время занимались критикой. Соединение философии и литературы — причем оба занятия серьезны. В России тоже такое будет, появится группа поэтов-любомудров (= «философов»). Они тоже ориентировались на немецкую философию того времени.

СНАРАЯ ФИЛОФОСИЯ

Появление новой философии, философии идеалистической, диалектической, философии, которая обращает прежде всего внимание на выявление неких общих, универсальных начал — часто говорят об универсализме в романтизме — способность видеть глобальные исторические закономерности и некоторые существенные тенденции. Системность и универсальность — первый момент. Появляются и иррациональные учения, мистические, тоже повлиявшие на литературу. И наконец для эпохи романтизма типично обращение внимания на причинно-следственные связи. Часто они видятся еще как определенные свыше и нам не данные в понимании, но тем не менее этот поиск глубинных причинно-следственных связей — важный элемент движения мысли того времени.

В эти же годы начинается очень серьезные осознания того, что индивидуум, личность — это некая самоценность. Это ощущение высвобождающейся личности, которая становится фигурой вполне самостоятельной, а не частью коллектива, массы. Индиидуализация сознания, отсюда и внимание к идеалистическому сознанию. Тема одиночества — неслучайна, вспомнил творчество Лермонтова. Одиночество зачастую становится преимуществом, герой одинок не потому что он возвышается над всех остальных людей в нравственном, интеллектуальном отношением. То есть одиночество — и вина, и беда героя. В этом смысле Печорин — не отрицательный герой для Лермонтова и для тех, кто разбирается.

Кризис рационализма — отказ от абсолютной веры в разум, приводит и к определенному влечению к мистицизму и интуициизму. Философия романтизма предопределяет в эстетике и поэтике романтизму так называемую проблему двоемирия. Двоемирие — это понимание того, что весь мир основан на неизменном противоречии, онтологическом, между миром идеалом и миром действительном. Жуковский и БатюшкоВ чрезвычайно много внимания уделяют именно этим проблемам. Мир мечты, идеала, высокой устремленности человеческого духа, который оказывается для романтиков (это черта именно романтизма) с миром действительным не могущим содеиниться никогда. Для реалиста эти два мира совместимы, для романткиа этим миры — абсолютно несовместимы. Это глобальное, неразрешимое противоречие, антогонизм — неразрешимое противоречие.

Диалектика Гегеля — учение о том, что мир развивается через борьбу противоречия. У него нет акцента на недостижение идеала, а у романтиков он будет.

Есть писатели, которые акцентируют внимание на энтузиастическом порыве героя в этот мир мечты, причем этот мир чаще всего связывается с социальными или политическими идеалами — это мир свободы, личности человека и все аткое. Этот энтузиазм и мечтательность характерна для гражданского романтизма — писатели-декабристы, Рылеев, Глинка, Кюхельбекер. Они воспевают порыв к свободе, порыв к высокому, истинному.

Есть другая линия в романтизме — она подчеркивает недостижимость высокого идеала, причем этот идеал не так четко связан с некими общественно-историческими тенденциями, это философский романтизм. Он очень часто проникается мотивами пессимизма, связанными с ощущением недостижимости идеала. Акцент будет не на порыве, а на неизбежном крахе этого порыва. Потому что никогда мир действительный не сможет воссоединитсья с миром мечты, даже в самых малых пропорциях. Эта недостижимость идеала приводит к скептицизму и пессимизму — одна из важнейших психологических линий в философском романтизме. Представители — Батюшков, Жуковский (но для него пессимизм не характерен, это связано с проблемой веры, которая спасала от пессимизма).

Наиболее ярко проявление пессимизма — у Байрона, который неслучайно был так высоко оценен русскими романтиками, очень многие ему подражали. Он был властителем Дум, как его назовет Пушкин в стихотворении «к морю». Философия недостижимости идеала, философия пессимизма — характерный признак романтического мироощущения.

Разница между скептицизмом и пессимизмом: скептицизм, прежде всего, это философия сомнений, стремление подвергнуть сомнению все устоявшиеся истины, все должно быть осмыслено и переосмыслено, но скептицизм не отрицает некие идеалы и положительные истины как возможно существующие, а пессимизм как раз отрицает — это полное разочарование и невозможность принять хоть какие-либо абсолютные истины, пессимизм их отрицает в принципе, скептицизм подвергает сомнению, но не отрицает существование.

Такое развитие философии и духовной жизни Европы и России..почему она начала мысль и не закончила? Романтизм, развившись в Германии, быстро овладевает Англией и Францией, хотя во Франции развитие романтизма шло очень трудно, из-за устоявшегося классицизма. Романтизм, конечно же, в своем европейском виде, а потом и в российском (мы заимствуем его у Германии и Англии через перевод — тоже очень важный момент в развитии русской литературы, когда заимствование идет через переводы, но достаточно самостоятельные).. ладно, продолжим. «переводчик в прозе раб, переводчик в поэзии соперник» - Жуковский написал в своей статье про басни. Он очень много занимался переводами, ему важна свобода переводчика, он соперник. И действительно, многие переводы из английских и немецких романтиков и сентименталистов (и тех и тех переводил Жуковский) становятся более значимыми в его творчестве, чем оригиналы. Он так переосмысляет произведения, что они становятся прямо-таки великими. Говорят даже что слава Байрона в России заслужена переводами, то есть они настолько хороши, что Байрона в России представляют даже лучше, чем он был. Жуковский становится соперником Байрона.

Романтики и в Европе, и в России, конечно, изменяют и любви к древней, античной литературе, и вообще к античному миру, миру древней Греции и древнего Мира. Но эти территории, культурные пространства представлены в тот период в гораздо меньшей степени, чем у классицистов. Для романтиков, которые не верят в стройные жесткие конструкции классической архитектуры и мысли античности, ориентиры совсем другие — это средние века. Это очень характерно. Почему такой интерес к средним векам? Потому что это время формирования наций, отдельных наций, это время выделения национального сознания из общемировых структур, это внимание к фольклору — основе жизни нации. Народность в то время понималась еще как национальность. Национальные особенности — то, к чему устремлены взоры романтиков. Эти устремления зиждятся на эстетике немецкой, на серьезных немецких исследования, которые становились учебниками жизни. Это прежде всего имя Гердера. Без Гердера сложно представить Жуковского, Батюшкова и других писателей.

Интерес к индивидуальности проявляется и в отношении к писателю, к его личности. Отвергается принцип подражания природе, который был характерен для классицистов, и на смену этому приходит установка на авторскую поэтику, большее значение придается художественному своеобразию автору. Нет уже универсальных правил классицизма. Теперь это все отвергается. Теперь говорится о том, что есть конечно некие законы и закономерности, но дальше каждый автор должен быть свободен. Грибоедов отвергает принципы классицизма, к письме Котельнину (?) написал «Я как живу, как и пишу, свободно».

 

Романтизм в России начинает свое шествие в литературе в чамом начале 19 века, это связано с именами Батюшкова и Жуковского — первое десятилетие 19 века. Взлет романтизма и его господство — это 10-е — начало 20-х годов, и тут на смену Жуковскому (который был самым популярным, авторитетным и известным поэтом десятых) приходит Пушкин. И сам Жуковский признал это, когда вышел «Руслан и Людмила» он подарил Пушкину портрет свой «Победителю-ученику от побежденного-учителя». Но это позже. Сперва по популярности и авторитетности (хотя это разные вещи) был Жуковский, а Пушкин занимает эту позицию в середине 20-х годов. Жуковский тогда сходит с литературной арены, начинает заниматься воспитанием царственного воспитанника Александра какого-то. Вместе с тем середина 20-х годов — это кризис романтизма, начало кризисных явлений. И неслучайно в 1823 Пушкин начинает писать Евгения Онегина, в 25 первая глава выходит в печать. Евгений Онегин означает переход от романтизма к реализму. Первая четверть — под знаком становления и торжества романтизма, а в середине 20-х годов начинается его кризис. Но он не уходит с арены, в 30-е годы начинается новый подъем романтизма. Лермонтов в своей поэзии — воплощение романтического мироощущения. В больших произведениях «Маскарад», «Мцыри» - тоже черты романтизма. В «Герое нашего времени», хоть это и реализм, тоже есть черты романтизма. Теряет свои позиции романтизм только к 40-м годам, к началу натуральной школы.

 

САМЫЕ ЛУЧШИЕ ПИСАТЕЛИ-РОМАНТИКИ

Жуковский — занимает первые строчки среди писателей-романтиков. Он проходит очень хорошую школу. Уже в самом начале своего творчества. Дебютирует он в 1797 году как хорошо знакомый с принципами классицизма поэт. Но уже в 1801 появляется его стиховторение «Сельское кладбИще», которое содержит сентименталистские настроения. Потом, в связи с его любовным увлечением Машей Протасовой, он становится абсолютно связан со становлением романизма.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных