Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА — ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА 4 страница




1830 — 1837 — последний период, жизнь оборвана дуэлью с ДантЕсом. Тут преобладают глубокие философские раздумия в лирике, все больше обращается к прозе, а не к поэзии.

 

Можно разделить и на 3 больших период: доонегинский, онегинский и послеонегинский. До 23, до 30, после.

 

 

27 сентября 2012

ЛИРИКА ПУШКИНА

Два варианта деления творчества Пушкина на периода. Традиционный связан с биографическим принципом (шесть периодов), более свободный взгляд выделяет три этапа, связанных с евгением онегиным. Доонегинский период — взросление Пушина и его раскрытие, Онегинский, Постонегинский — зрелость Пушкина. Здесь все относительно в плане чисто жизненных реалий, потому что Пушкин погибает, не дожив до 37 лет, очень молодым.

Что касается лирики, то она естественно занимает огромнейшее место в его творчестве, это ведущая линия. Но можно говорить о некоторой тенденции движения по убывающей лирики, по нарастающей идет его интерес к прозе. Лирика в количественном отношении с первых мест уходит, но сохраняет очень глубокую философскую тематику. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - очен глубокое пространство психологических смыслов у позднего Пушкина.

Первые литературный опыты у Пушкина — лирические. Дебют Пушкина (не первое написанное стихотворение, а первое опубликованное) — стихотворение «К другу стихотворцу» 1814 года, без подписи, точнее с зашифрованной подписью. Это очень знаковый момент не только потому что это дебют, но и потому что в нем глубокая мысль. Не подписался он от криптонимов (Н. К. Ш. П. - «пушкин» в обратном порядке). Этот НКШП (вонни: прнс) смело заявляет о себе и его замечают. В первом стихотворении (ему 14 лет) он как истинно мудрый человек проповедует идею учебы о предшествующей классики. Это очень верный подход — не сбрасывать с корабля современности все прошлое, а наоборот, наследовать и усваивать эти территории, как будто бы уже освоенные. Для Пушкина весь русский Парнас был его учителями, и он это осознавал. Пушкин не Лермонтов — он не говорит «нет я не Байрон», он открыт тому, что было до него. Отсюда и про Парнас. У него было радостное ученичество, что отличает его от других поэтов. Для него лицей — это то самое счастливое ученичество, и его он отличает как вторую родину, после Москвы. Отечество нам царское село. Ощущение связи с альма-матер — это очень счастливое ощущение для него. Стихотворение «к другу-стихотворцу» вместе с тем остерегает адресата (судя по всему, Кюхельбекера): страшна участь бессмысленных писцов с большими стихами — имеет ввиду архаистов с огромными виршами и стремлением к архаичным формам. Это шишковисты. И Пушкин тут подписывается к принадлежности к карамзинистам, хотя не отрицает опыт тех, кто принадлежал к истинной высокой гражданской поэзии и писал высоким стилем, например, Ломоносов, он призывает учиться у Ломоносова — но не у Шишковистов.

Для нас очень ценнен опыт Пушкина в собственно гражданской лирике. Это например «Воспоминания в царском селе». Это яркое признание в любви все тому же лицею, царское село для него — памятник российской истории, и это ощущение всегда очень весомо в творчестве Пушкина, ощущение пространства, связанного с историей, хронотопа. Написано стихотворение высоким стилем, даже первые строчки: «навис поков угрюмой нощи на своде дремлющих небес» - чем не державин? Размеренный классицистический стих. Да, он был преемником Державина, тот его благословил, но тем не менее тут уже есть черты новой поэзии — многотемность, характерная для Пушкина: тут и история, и слава екатерининских времен (пушкин не только поклонник Петра, но и Екатерины, даже может быть больше). Царское село связано не с Петром, а с Екатериной. В этом стихотворении есть и тема 12 года и Наполеона — современная тема. В этот момент Пушкин еще совсем юный отрок (написано в 14, опубликовано стихотворение в 15). Там проявляется еще незавершенное противостояние с Наполеоном, но так или иначе там высказывается пушкинское абсолютное неприятие Наполеона, он показывает его исключительно как тирана («тиран земли родной»). Позднее все меняется — только в этом стихотворении Наполеон у Пушкина столь однозначен, через несколько лет Пушкин приходит уже к более глубокому пониманию этого феномане. Тут стоит упомянуть стихотворение «К морю» - классическая (не классичистическая!) романтическая элегия. Там среди властителей дум своего поколения он упоминает Наполеона, и здесь уже другой мотив с ним связан — не тиран, а властитель дум. Потом еще одно знаковое стихотворение времен болдинской осени - «Герой» 1830. Эти три стихотворения — вехи образа Наполеона. В зрелые годы Пушкин представляет Наполеона в двух аспектах, с одной стороны очень крупная историческая фигура, вошедшая в историю как некий палач феодального общества и преобразователь феодальной литературы, о чем Пушкин очень ярко пишет в исторической элегии «Наполеон», которая начинается с «угас великий человек» - Наполеон уже не только тиран, но и великий человек, в чем егов еличие? В том, что он сумел изменить Европу, пускай жестоко и с кровавыми действиями, насилием, но тем не менее этот переворот рождает новую европу — не дремуче-феодальную, а новую. Второй аспект — это литературно-мифологический, что касается этого начала, то мы должны вспомнить об образе такого демонического героя, сына рока, именно с этими мотивами прежде всего связан образ преобразователя Европы. Что касается Наполеона в мифологическом плане, то это особенно ярко проявляется в стихотворении «Герой», само название говорит, что должна быть показана героическая личность, и оказывается, что это — Наполеон. Пушкин к тому времени уже зрелый, великий мастер. Это диалог-размышление между поэтом и его другом, в котором должна родиться истина. Под другом подразумевается какой-то историк, или по крайней мере стремящийся к точному историческому знания. Автор говорит о Наполеоне как о великодушном человеке, проявляющем великодушие в удивительные моменты, который якобы является к солдатам, страдающим от проказы в египетском походе, рискуя заболеть, пожимает ему руку, проявляя мужество. Поэт этим восхищается, потому что для него, в отличие от его друга, важны вымыслы, но не просто вымыслы ради вымыслов и ухода от реальности, а вымыслы, которые облагораживают нашу душу. Диалог тут не просто между Пушкиным и кем-то другим, там кроме внешнего можно видеть и внутренний диалог, которым живет душа автора, в обоих участниках можно увидеть самого Пушкина и его размышления — и стремление к исторической истине, и мифологизация, которая сеет разумное, доброе, вечное. Эпиграф здесь - «что есть истина?». Графически это так: сначал аназвание «герой», поэтом эпиграф, и получается, а что есть истинный герой? И тут речь заходит о Наполеоне. Уже 30 год, но все еще помнят про войну, но Пушкин готов размышлять о Наполеоне как о герое. Для Пушкина, скорее всего, программным является заявление поэта о том, что без сердца герой не может быть героем, он тиран. Тогда только вышли мемуары о Наполеоне, где и содержался тот эпизод про госпиталь в Египте. Для Пушкина в те годы близка тема великодушия и милосердия, которые должны быть присущи личностям, претендующим на звание исторических. Так что наполеон — сложная, неоднозначная, но символичная фигура, интерес к которой не покидает Пушкина на протяжении всего творческого пути.

«Воспоминание в царском селе» интересно еще в одном отношении. Пушкин по всей видимости вослед своему учителю Жуковскому, которого он там упоминает, стремится гражданское, эпическое начало с началом лирическим. Здесь звучит замечательное признание в любви Москве, которое как раз эту интимную тему воплощает наиболее ярко. Понятно, что в лицейской лирике Пушкина появляются разные мотивы, не только эти. Очень характерно и естественна для молодого Пушкина гедонистическая философия. Гедонизм как воспевание чувственных удовольствий — тема раннего Батюшкова, только Пушкин приходит к ней позднее, когда Батюшков от нее отходит, Пушкин как бы перехватывает эстафету.

Петербуржский период проходит под знаком темы свободы. Здесь на второй план уходят гедонистические мотивы (хотя они есть), на первый план выходит тема свободы. Но тема свободы не как сочувствие продекатристской идее, которое есть в стихотворениях «Ода Вольность», «послание к Чаадаеву I» («любви, надежды...»), «Деревня». В трех этих стихотворениях тема — политическая и социальная свобода, но вообще свобода понимается Пушкиным шире, как состояние души человека, который протестует против всякого подавления личности. Это свобода в самом широком смысле, свобода не только в сфере политики, но и в других сферах. Пушкин экспериментирует во всем, его свободолюбие проявляется не только в политической дирике.

Понятно, что три стихотворения входят в так называемый пропагандистский багах декабриста. Практически у всех декабристов в бумагах были найдены эти стихотворения, даже у тех, кто не особо много читал, они входили в эдакую настольную книгу декабристов, потому что пафос этих стихотворений связан с идеологией декабристов как противостояние абсолютизму и деспотизму, особенно в оде вольность — пушкин восклицает «Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон» - про монархов, это идея закона превыше всего. Пушкин в оде вольность не выступает против монархии, ни одного слова против монархии там нет и быть не может, пушкин и большинство декабристов не были республиканцами. Антикрепостничество Пушкин ярко проявилось в стихотворении «Деревня», тут он выступает как мастер лирики, а не только пропагандист, потому что он выстраивает стихотворение двухчастно, и в первой он рисует идиллическую картину с пейзажами, деревня дает вдохновение и все такое — сентиментализм, и этому противопоставляются гражданские стихи (стихотворения делятся противительным союзом но: но мысль ужасная мне душу омрачает), и начинается рассказ об ужасах крепостничества. Есть конечно и третья часть, которая является призывом к читателю и одновременно царю, еще одно подтверждение, что Пушкин не против царя. Он советует царю отменить крепостное право.

«К Чаадаеву» - Пушкин тут показывает владение разными поэтиками, в том числе поэтикой сентиментализма и пре-романтизма, как и в «деревне», начало написано в романтическом, сентиментальном духе. Пушкин включает в интимный жанр послания очень серьезные гражданские идеи и прямые политические призывы: «товарищ, верь, взойдет она» и так далее. Что же такое обломки самовластья? Это вовсе не означает обломки монархии. Дело в том, что самовластие в те годы употреблялось не как синоним монархии, а как монархия с абсолютистской системой правления, никак не учитывающая волю народа или по крайней мере просвещенного сословия, то есть без всяких элементов парламентаризма. То есть Великобритания — не самовластье. То есть это о падении абсолютизма, а не о падении монархии. Пушкин, конечно, за свое свободолюбие не мог не поплатиться свободой, и тут любопытный момент. Александра I преследует пушкина не за стихотворение Деревня, хотя оно последнее перед ссылкой, написано в 18 году, он преследует его за оду Вольность, потому что там он ощутил некую угрозу правителю, там речь идет еще и об исторических примерах казней — казнь Людовика 16 и убийство Петра 3, вот этот мотив Александра насторожил.

Оказавшись на юге, Пушкин не отказывается от идеи свободы — это период южной ссылки. Здесь усиливается не политический радикализм, а философское осмысление мироздания, в том числе и осмысление собственно мира идей свободы. Стихотворения этого периода по большей части принадлежат романтической школе. «Погасло дневное светило» - одно из ярчайших представителей, написано в начале ссылки, по дороге, когда он плыл в корабле по морю, то есть им начинается ссылка, а заканчивается она стихотворением «к морю», таким образом, морская тема окаймляет ссылку. Морская тема привлекает романтиков, Байрона, например. Море в человеческом сознании ассоциируется с непредсказуемостью, со свободной стихией, со свободой. В стихотворении рефрен про волнующийся океан — здесь явственно стремление показать движение, призвать к движению. Ветрило — это не сильный ветер, а что-то другое. Мирое ассоциируется у Пушкина с непредсказуемостью жизни, стабильность и покой для романтизма невозможны. Герой исполнен противоречий, персонаж стихотворения тоже включает противоречия. Чего он хочет? С одной стороны, воспоминаньем упоенный, он живет с мире прошедшего и не может от него отказаться в полной мере, хотя хотел бы, может быть. Второй мотив — он ищет новых впечатлений. Стремление к новому, к обновлению жизни, это тоже характерная эмоциональная доминанта для романтиков. На этом противоречии и строится этот лирический герой.

Пушкин со всоим свободолюбием выступает в поддержку цензуры. Пишет два «послания к цензору» - там критикует цензуру, понятно, он же свободолюбец. Он пишет о неприемлемости цензуры, но только тех преследований, которые неразумны, но есть разумная цензура. Пушкин, некое воплощение вольнолюбивого духа, вдруг говорит в пользу цензуры! Но на самом деле большого парадокса нет. Пушкин взрослеет, идет к зрелости, становится человеком, видящим сложность явления во всей совокупности противоречий этого предмета, без категорических суждений, свидетельствующих о молодости или глупости. Пушкин в 22 году, будучи еще физически очень молодым, пишет «послание к цензору», где высмеивает реальных цензоров, но говорит об идеальном цензоре и цензуре, подчиняющейся разуму. Любопытный комментарий он приводит по поводу европейского отказа от цензуры: ощущение, что российская действительность не созрела для всех нововведений Европы. Пушкин, конечно, европеист, но тем не менее очень осторожно формулирует свою мысль о том, как должна развиваться Россия в том числе в области печати.

Вообще эпоха южной ссылки — период романтизма, период серьезных размышлений, переоценки ценностей, и, конечно, духовного кризиса. Очень любопытное стихотворение «свободы сеятель пустынный» 1823 года может быть интерпретировано и с точки зрения политических событий того времени, спада освободительного движения в Европе и России, но Пушкин далеко от декабристов и на него больше влияли известия из Европы — подавление испанской революции, где большую роль играл тот Риега из прошлой лекции. Реакция его неоднозначна. В стихотворении он пишет о том, что этот сеятель идей свободы по всей видимости вышел рано, до зари, и поэтому он не может быть понят народом. Очень пессимистические настроения звучат. Можно интерпретировать и в общефилософском плане. Эпиграф играет важную роль — он взять из библии («изиды сеятель... что-то там»). Пушкину тогда 23 года, а эти размышления характерны для людей постарше, но Пушкин удивительно рано повзрослел. Причем это 19 век, а не 20, когда было много катаклизмов и люди взрослели быстро.

Пост-декабристская эпоха тоже не обошлась без таких стихотворений трагического пафоса, лирика его достаточно часто исполнена совершенно пессимистическими настроениями. Напрмиер, «Дар напрасный, дар случайный». Вторая строчка — не об искусстве, как часто говорят на экзамене, а о жизни. Жизнь — дар случайный, напрасный. Это еще и написано в день рождения Пушкина. Редко он писал даты, а тут написал. Это имеет символическое значение — это некая расписка в трагедии самоощущения, ощущения своего места в мире, отсутствии цели в жизни. Церковными властями такие стихотворения воспринимались негативно, но к счастью тогда логика преследования инакомыслящих была иной, и митрополит Филарет ответил ему стихами — вступил в литературную полемику с Пушкиным. Пушкин ему потом ответил, в какой-то мере согласился. Вместе с тем, конечно, пушкинское мироощущение все-таки жизнеутверждающее, хотя он не избежал каких-то пессимистических настроений. Но в глубине души это все-таки прежде всего пафос, который выражен в стихотворений «На хОлмах Грузии». «Печаль моя светла» - есть там такая строчка, и ощущение светлой печали, ощущение света в конце туннеля, надежды, которая брежит, оно господствует в творчестве Пушкина. Надо сказать, что тяжелые настроение и переживания отразились и в трактовке темы поэта и его назначения, миссии поэта. Лотман в книге «Пушкин» пишет, что в творчестве поэта можно выделить три уровня осознания какой-либо темы. Про поэта: первая — поэт как светский человек, мирской, живущий в обществе, поэт как обычный человек. Стихотворение «Поэт» с этой точки зрения характерно. Пока Аполлон не требует его труда, поэт живет как все. Публичного внимания творческая сторона не должна призывать. Второй уровень, гораздо больше интересующий Пушкина — поэт как профессиональный литератор. Это 20-е годы, начало профессионализации литературного труда, когда стало возможным жить на доходы от публикаций. В знаменитом стихотворении «Разгвоор книгопродАвца с поэтом» (оно было предварением Евгения Онегина) есть программная строчка на эту тему: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Важно, что ты пишешь не под заказ, ты можешь продать свою рукопись тому, кто больше заплатить, но не подстраиваешь произведение под требования заказчика. Профессиональный литератор, который пишет по воле свободного вдохновения и никогда не под заказ (а Достоевский писал под заказ, в отличие от Пушкина), Пушкин был одним из самых высокооплачиваемых литераторов своего времени. Третий уровень раскрытия темы поэта и поэзии — это Поэт с большой буквы, поэт как Творец, который самостоятелен и самодостаточен. Тут уже не вопрос свободы от толпы, или тем более от цензуры, это проблема самостоятельности в мире вообще. Тут значимо стихотворение «Поэт» 30 года в форме сонета, и стихотворение «Поэт и толпа». Это декларация, хотя во многом там был радикализм — был предопределен жестокой полемикой, направленной против Пушкина в то время. Писали что пушкин потерял читателя и сходит с олимпа и прочие гадости. Пушкин вынужден был отвечать на эти нападки, но так или иначе это конечно не просто такой ответ своим хулителям, это еще и декларация своей принципиальной позиции. Здесь можно прочертить параллель не пушкин — байрон, а Пушкин — Гете. Сама литературная стратегия Гете, особенно зрелого Гете не периода «Шторма и бури», а периода Гете-олимпийца, возвышающегося над бурными страстями и боями в литературе, эта литературная стратегия отстранена от страстей. Таком олимпийцу дано право на свободу от мнений толпы. Но что понимать под толпой? У разных критиков разные интерпретации. Две разные трактовки. Белинский увидел некое барство, дворянскую элитарность, нежелание слышать читателя и даже пренебрежение к читателю из народа. Вторая трактовка — Достоевский, в «Речи о пушкине» видел выпад против светский черни, не против народа, а против высшего света, но это тоже сужает пушкинское понимание. У Пушкина толпа не имеет социальной принадлежности. В эпиграфе «поэта и толпы» есть словао «профаны» на латыни — непосвященные в таинство высокого искусства, они могут быть в любой социальной группе. Журналистика современная — для профанов. Кажется, Прохорова что-то имеет против журналистики...

В зрелые годы Пушкин все больше обращается к философской тематике. Знаменитейшее стихотворение тогов ремени - «Анчар». Чаще всего его трактуют в свете темы свободы. Но там есть еще один пласт — ответственность человека вне зависимости от того, к какой социальной группы ты относишься. Ответственность низов и верхов — обоюдная. Тема очень характерна для Пушкина 30-х годов. Что касается пушкинской философии, надо обратить внимание еще на один момент — это ощущение связи времен и связи вообще всех составляющих мироздания, ощущение единства. Связь поколений, единство законов человеческой жизни для разных миров — мира природы и мира человека. Эти миры едины в своем рождении6 созревании, смерти — закону времен подвержены все. Но Пушкин готов признать движение времен не как трагическое, а как естественное и даже оптимистическое. Открытость всему новому - «Здравствуй племя, младое, незнакомое». Он ощущает связь времен и связь поколений, а себя — как свидетеля движения истории. «Была пора, наш праздник молодой» завершает лицейский цикл — написано 19 октября 1836 года в юбилей Лицей, 50 лет. «Чему, чему свидетелем мы были», хотя Пушкин был и участником.

 

 

Октября 2012

правильно писать – Боратынский, а не Баратынский






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных