Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Декаданс и символизм




Основные вехи декаданса.

Лекция Мережковского «О причинах упадка и новых тенденциях русской литературы».

· Принцип жизнетворчества.

· Авторский имидж, образ, миф о самом себе.

· Принцип двоемирия.

· Принцип антитезы.

· Интерес к античности.

· Оценка событий людей, явлений, мира исключительно с точки зрения эстетики. Нет хорошо или плохо - только красиво или некрасиво.

· И у декадентов, и у символистов символ – принцип мышления. Старшие символисты – вышедшие из декаданса.

1903 – Андрей Белый пишет «Символизм как миропонимание». Белый считает, что гений – объективное око мироздания.

1904 – журналы «Весы» и «Скорпион». Публиковали исключительно друг друга. Переводили большой пласт мировой культуры, помещали свои произведения. Вырабатывается своя политическая позиция – 1905. Революция – духовное преображение. Мережковский и Гиппиус интересуются религиозными сектами, ездят по провинции России. Сект много.

Вторая черта символистов – высокий уровень саморефлексии, эгодокументы: дневники, мемуары, письма. Культ индивидуализма. «Символисты» (Брюсов), «Конец века» (Белый). Понимая дисгармоничность мира, они все мечтают о целостности.

К 1910 году символизм теряет свою целостность – по сути, заканчивается как мощное течение. Символисты предпочитали, чтобы их читали как единый текст.

Мережковский

1866-1941. Роман мыслей – роман-эссе. «Христос и Антихрист», трилогия – 1896-1905. Первый роман – «Юлиан отступник или смерть богов» (двойное название). Речь идет о реальном императоре Юлиане – 361-363 (годы правления). Юлиан ребенком растет в постоянной угрозе – его родственник Констанций претендует на трон. Живет в атмосфере христианства. Юлиан понимает, что христианство – синоним неожизни: считает Христа нежизнеспособным, христианский аскетизм – что-то неправильное, его больше привлекают языческие боги. Герои романа делятся на две группы: христиане и язычники. Это роман мыслей. Юлиан увлекается предсказаниями и пророчествами, в итоге это заводит его в тупик.

Второй роман – «Леонардо да Винчи или воскресшие боги» (тоже двойное название). Италия. Да Винчи – сверхчеловек, которому все позволено. Проповедник Савонорола (?) – славился христианскими проповедями. Осуждал Да Винчи. Николя Макиавелли: «я выбрал бы ад, потому как в раю – аскеты и праведники». Мотив ученичества, мотив безумия.

Третий роман – «Петр и Алексей или Антихрист». Еще один шаг вперед – Россия 18 века. Мережковского интересуется Петр 1. Мережковский воспринимает его как первого в истории России новатора, поддерживает его революционные идеи. Петербург ассоциируется с городом-убийцей.

Зинаида Гипиус

1869-1945. Жена Мережковского, прожили в браке 50 лет. Начинает как декадентка. Тоже сделала из себя миф: зеленые глаза, рыжие волосы, одна из первых женщин, которая начала носить мужские костюмы. Писала хлесткие критические статьи под именем Антон Крайний. Часто ее лирическое Я – мужчина. Сверхидея – идея тройственности. Союз Мережковских и Философовского. Три – число гармонии. Первые сборники стихов – 1896-8 года. «Новые люди» и «Зеркала». 22 стиха в каждом сборнике. Выпущены под псевдонимом Антон Крайний.

Рассказ «Богиня». Студент влюблен в девушку. Девушка оступается при переходе через мост, падает в воду; студент это видит и понимает – девушка, оказывается, не богиня.

«Чертова кукла» - 1911. Идея троебратства. Герой – Юрий Двоекуров. Живет легкой жизнью, проповедует разумный эгоизм Чернышевского: «сделаю так, как удобно мне». Чертовка кукла – человек без бога в душе, при этом честный. Игра в жизнь – кукла.

Валерий Брюсов

1873-1924. Маг, мистик, циник, декадент, хулиган. 1894 – первый сборник стихов, «Русские символисты». Придумал множество псевдонимов, в сборнике все стихи под разными именами. Иллюзия целого литературного течения. «Русские символисты 2» - 1896 год. Уже все понимают, что это написал Брюсов. У Брюсова мало своих сюжетов.

1903 – выходит статья «Ключи тайн» и сборник стихов «Urbi et orbi» (городу и миру). В статье Брюсов говорит, что творчество есть познание мира.

1906 – Stephanos (венок), сборник стихов. Во-первых, автобиографичен, о Нине Петровской, впервые появляются эротические стихи и эстетика имморализма, отказ от этики.

1905 – статья «Свобода слова», поэтический ответ Ленина на его статью «Партийность и партийная литература».

1907-8 – время написания «Огненного ангела» (роман). Роман не подходит ни под одно из жанровых определений. Символистский роман.

1918-21 – последний важный период Брюсова. Оправившись после депрессии 1917 года (разруха, аресты, убийства, революция), пишет экспериментальные стихи: «Мир электрона», «Мир N измерений», «В. И. Ленин».

Лекция 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных