ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Гласные и согласные звукиСЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ Научные основы и методы изучения фонетики и графики (4 часа) Составление фрагментов уроков по изучению звуков и букв, твердых и мягких, звонких и глухих согласных, слогов.
Звуки и буквы В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв.
Его не видно, в руки не взять, но зато слышно (звук).
Эй, крючочки и точки, Черточки, кружочки! Собирайтесь вместе Становитесь в строчки И шагайте слаженно По листу бумажному. (Буквы)
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем, видим и называем. На письме звуки обозначаются буквами. Каждая буква имеет свое название. [c] [o] [н] cон – эс о эн Слова «алфавит» и «азбука» обозначают одно и то же. Слово «алфавит» состоит из названий двух греческих букв: а́́льфа и ви́та. «Азбука» - из названий двух славянских букв: аз, бу́ки. * Алфавит – это буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет свое место и свое название. В русском алфавите 33 буквы, 42 звука.
Гласные и согласные звуки
Гласный звук (отдельный урок) 1. При произношении не встречает преград: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] 2. Произносится только голосом. 3. Гласный звук образует слог: у-рок, о-во-щи.
Согласный звук ( отдельный урок) 1. При произношении встречает преграды: губы, зубы, язык. 2. Произносится с шумом и голосом или только с шумом. 3. Слог образует только вместе с гласным: му-зей, стра-на. В русском алфавите 10 гласных букв: а, е, ё, и, о, у, э, ы, ю, я и 6 гласных звуков: [а], [о], [и], [ы], [у], [э]
Мы – не буквы, мы звуки речи Изучает фонетика нас. Мы – не буквы, мы звуки речи, Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно.
Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовет, Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные… согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.
Ссс… - змеиный слышен свист. Шшш… - шуршит опавший лист. Жжж… - шмели в саду жужжат. Ррр… - моторы тарахтят. (В.Берестов)
Обозначение твердости и мягкости согласных звуков на письме
- Какими качествами обладают предметы на ощупь? - А можем ли мы сказать про характер человека: твердый – мягкий? - Звуки в русском языке тоже бывают твердыми и мягкими. И сегодня мы узнаем, от чего это зависит. - Прочитайте слова на доске:
май нос лук мэр дым мяч нес люк метр диво - Произнесите первые звуки в словах каждого столбика. Сравните их по мягкости-твердости. - Почему же в одних случаях мы произносим твердо, а в других – мягко? - Какие гласные буквы обозначают твердость согласных звуков, а какие – мягкость? В алфавите нет специальных букв для обозначения мягких звуков. 1.Твердость и мягкость согласных обозначаются гласными буквами. Твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами: а, о, у, ы, э: музыка, школа, мэр.
2. Мягкость согласных звуков обозначается гласными буквами: е, ё, и, ю, я. * е, ё, ю, я после согласного звука обозначают мягкость этого согласного звука и гласный звук мяч – [м’а]ч, букет – бу[к’э]т, люди – [л’у]ди.
3. Мягкость согласных может обозначаться «ь», стоящим в конце слова или в середине между двумя согласными: конь, пальцы, тетрадь, рельсы
4. Ь и гласные нижнего ряда могут обозначать мягкость не только предшествующего согласного, но и впереди стоящего согласного. Например, жизнь – жи[з’]нь, если – е[c’]ли, песня – пе[c’]ня, аллея – а[л’]ея [ж] [ш] [ц] – твердые согласные звуки [ч’] [щ’] [и’] – мягкие согласные звуки
Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки - Какие согласные звуки мы называем звонкими? - Какие согласные звуки мы называем глухими? - Чем различаются звонкие и глухие согласные звуки? друг жираф лев парус ястреб карп морж крот верблюд крюк мороз ёрш - Подчеркните последнюю букву в словах - Найдите пары слов с одинаковым звуком на конце - Соедини стрелкой слова с одинаковым звуком на конце - Сравните, какой звук мы слышим и как его обозначаем? - Почему слова с парным согласным звуком на конце нужно проверять? Чтобы поменьше было случаев неясных И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих.
Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить. Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.
Если слышишь парный звук, Будь внимателен, мой друг, Парный сразу проверяй Слово смело изменяй: Зуб на зубы, лед на льды Будешь грамотным и ты.
Парные согласные
твердые мягкие звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з] [б’], [в’], [г’], [д’], [з’] глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с] [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’]
Непарные согласные
звонкие: [л], [м], [н], [р], [л′], [м′], [н′], [р′], [й′] глухие: [х], [х′], [ц], [ч′], [щ′] Упражнения 1. Измените слова так, чтобы они означали один предмет паруса - … морозы - … 2. Проверьте парные согласные, называя слова ласково хлеб - хлебушек лоб - … клюв - … гриб - … 3. Проверьте парные согласные, используя при проверке отрицание «нет» сугроб – нет сугроба ястреб - … снег - … 4. Выпишите слова с орфограммой парный согласный Напишите проверочное слово голос, север, чиж, день, дождь, кровать, даль, труд
Слог Как из слогов слова получались. Вы уже знаете, что в прекрасной стране Азбуковедения живут гласные и согласные. Они очень дружат между собой. Согласные во всем соглашаются с гласными. Когда они становятся рядом, то происходят удивительные вещи. Образуется слог, и согласные начинают разговаривать. Слог – это союз гласных и согласных. Правда, слог может состоять и из одной буквы, обязательно гласной, а из согласной – никогда; плохо звучит согласная, когда одна. Очень красивым, певучим, открытым слог бывает, когда букв две: первая согласная, а рядом с ней гласная. Но когда встает после гласной еще одна согласная и букв становится три, пение через некоторое время обрывается. Так образуется закрытый слог. Бывает в слоге и больше букв, но гласная всегда только одна. Открытые слоги очень музыкальны. Их можно петь хоть целый день. А вот закрытые долго петь нельзя, т.к. поются только гласные, а в закрытом слоге гласные закрыты с обеих сторон молчаливыми согласными. Когда слоги собираются вместе, то получаются слова. Каждое слово спешит рассказать подробности, дать маленькую информацию. А когда собираются слова, то получаются предложения. Это настоящий праздник. Они могут долго и о многом рассказывать. Их разговоры складываются то в стихи, то в рассказы. Предложения могут поведать о тайнах и событиях, напомнить о прошлом и рассказать о будущем. Надо только относиться с уважением к строгим законам жизни предложения, тогда тебе будет очень интересно в этой сказочной стране. Фрагмент урока: На доске слово – «кот» - Сколько в этом слове гласных? - Сколько в этом слове слогов? На доске слово – «крот» - Какой звук прибавился? - Прибавился ли слог? На доске слово – «коты» - Какой звук прибавился в этом случае? - Сколько стало слогов? * Слоги – это части слова, на которые делится слово при произношении. * Слоги – один или несколько звуков, произнесенных одним выдыхаемым толчком воздуха. В каждом слоге есть гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Фрагмент урока: На доске: ве, река, на, рак, сос, лук, то, поют, парта, ле - Разделите написанное на две группы. - Как мы назовем то, что отнесли к 1-ой группе? Почему вы считаете, что это слова? - Как мы назовем то, что вы отнесли ко 2-ой группе? - Чем отличается слог от слова? -Составьте из данных слогов слова. Слог может состоять: 1) из одной гласной буквы (А-ня); 2) из гласной и одной согласной (ма-ли-на); 3) из гласной и нескольких согласных (строй-ка). Сколько в слове гласных – Столько и слогов. Это знает каждый из учеников. Ты видишь слово на строке, Разбитое на слоги. Как будто поезд вдалеке Мчит по стальной дороге. Упражнения 1. Подчеркните (назовите) слоги по, рт, иг, стр, я… 2. Составьте слова из слогов. 3. Назовите (выпишите) слова, в которых один слог, два, три… 4. Слог за слогом я–ма – ма-ши-на – на-ту-ра 5. Слоговой аукцион «Кто больше?» Составьте как можно больше слов, со слогом БА в начале (база), в середине (колбаса), в конце слова (рыба). 6. Пословица Составьте из слогов народную пословицу о весенних месяцах март ап гро рель зой май во тра дой вой (Март – водой, апрель – травой, май – грозой)
Ударение 1. Петя заболел. Он лежит в постели и скучает. Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по столовой ложке после приема пищи». Начинает пищать. Вбегает мама - Что случилось, сынок? Почему ты пищишь? - А я лекарство принял… - Какую ошибку допустил Петя?
2. Закончите предложения Мы сегодня ели … (уху́) Комар подлетел к … (у́ху) Собака стоит у… (воро́т) У рубахи был вышит... (во́рот) - Как нам найти место в слове, где надо поставить ударение? Как - (С помощью чего) мы различаем одинаковые по написанию слова? - Слова состоят из слогов. В слове всегда один слог произносится с бо́льшей силой. Этот слог называется ударным. Гласный в ударном слоге находится в сильной позиции. Остальные слоги в слове – безударные. Гласные в них находятся в слабой позиции. * Буква «ё» всегда стоит под ударением. Знак ударения не ставят. * В словах, состоящих из одного слога, ударение не ставится. 3. Сто сорок и сто сорок будет двести сорок. На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог. - Найдите слова, одинаковые по написанию - Почему вы читаете эти слова по-разному? - Важно ли правильно и быстро определять ударение в словах? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|