ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Как готовиться к выступлениюОпытные ораторы иногда произносят блестящие речи и без подготовки, но это, как правило, короткие выступления (приветствия, тосты и т.д.). Лекция, доклад, политическое обозрение, парламентская речь, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки. Вначале необходимо определить и точно сформулировать тему, она должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Выбирая тему, следует о бдумать и название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы.
Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.
Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению, лектору следует узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет). Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.
Главная составляющая подготовки к выступлению - поиск и подбор материала. Изучив хорошо материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо его конспект, либо тезисы или план, который лучше сделать развернутым, предельно полным. Мастерство публичного выступления приходит с опытом. И все же надо знать главные «секреты» ораторского искусства и учиться применять их в аудитории. Античный ритор. канон/образец выделяет 5 этапов формир-ния речи от мысли к слову: 1. инвенцио/изобретение Рассм-ся тема речи, д.б. осмыслена, разработана, нужно выделить подтемы и объединить их в тему. Отбор элементов темы/ общих мест в связи с ситуацией общения. Топ – общее рассуждение, описание, наблюдение, кот. говорящий запомнил, чтобы исп-ть в подх. момент в речи. Т.о. выбираются способы убеждения слушателя – стратегия реч. Поведения. 2. расположение/диспозиция – оратор должен расположить изобретенное. Порядок распол. м.б. линейный (мысли выстраиваются др. за др.). И ант. рит. канон предлагает в важнейших компонентах (Аристотель – «частей речи»), развив. тему, опред-щих линейную струк.: 1) введение; 2) предложение (Арист. – «теорема»); 3) повествование (изложение сути); 4) подтверждение (серия док-в, аргум.); 5) опровержение; 6) заключение. На каждом из этих этапов ритор должен соотносить содержание речи и ее линейную структуру со своей задачей и возможной реакцией слушателей. 3. выражение/элокуция. Этап обличения мыслей в слова. Важен тщат. отбор слов и словосочетаний, предл., стил. средств, звук. единиц. Отбор орпред-ся задачей соотнесения речи с особ-тями ситуации общения, учитыв-ся индивид. вкус говорящего (тропы, стил. фигуры). 4. Запоминание/меморио. Этап подготовки речи к произнесению. В античности речи учили наиз. 5. Произнесени/акцио гипокризис. Речь не только произносится, но и разыгрывается. Действует весь комплекс знаний и навыков, связ. техникой речи, а также с неверб. составляющими речи. Бол. роль играет личность оратора, его телесные и дух. особ-ти, п.ч. вместе с содержанием речи это должно сост-ть гармонию, кот. должна максимально возд-ть на адресата. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|