Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Публицистический стиль.




Вопросы для обсуждения:

1. Какое место занимает публицистический стиль в функционально-стилевой парадигме современного русского языка? Как отражается в самом происхождении слова “ публицистический” сложность этого стилевого образования?

2. В чем особенность реализации коммуникативной модели в рамках публицистического стиля?

3. Какова доминанта публицистического стиля и как она связана с составляющими информационной программы?

4. Что входит в состав публицистического стиля? Почему структура именно данного стиля является наиболее усложненной?

5. Почему, несмотря на “своеобразную многостильность” (М.Н.Кожина), можно говорить о целостности и системности публицистического стиля? В чем это проявляется?

6. Почему язык прессы находится в центе внимания исследователей публицистического стиля? Каковы его основные признаки?

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. §§ 119 - 127.

2. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. - Свердловск, 1990. - С. 84 - 111.

3. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004. С. 114 – 126.

4. Стилистический энциклопедический словарь. –М., 2003. С. 312 -315.

 

Дополнительная:

1. Аверкина Л.А. Стилевые особенности современной немецкой газетно-журнальной публицистики // Лексика и стиль. - Тверь, 1993. - С. 3 - 8.

2. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М., 1982.

3. Земская Е.А. Цитация и виды ее трансформации в заголовках современных газет // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. - М., 1996. - С. 157 - 168.

4. Какорина Е.В. Новизна и стандарт в языке современной газеты // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. - М., 1996. - С. 169 - 180.

5. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971.

6. Лаптева О.А. Стилистические приемы создания языковой иронии в современном газетном тексте // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. - М., 1996. - С.150 - 157.

 

ЗАДАНИЯ:

Задание 1. Докажите, что данный текст относится к текстам публицистического стиля (конкретное наполнение коммуникативной модели, особенности реализации информационной программы, характеристика текстовых категорий, стилевая многослойность). Отметьте стилистические приемы создания иронии.

 

Л.Лиходеев.

ЕДИНОДУШИЕ

Конечно, их выпустили ради мира и согласия. Их выпустили ради единения народа.

И единение произошло тут же, возле проходной. Один выпущенный объявил, что сразу начнет поднимать народ на борьбу, другой сказал, что вернулся к своему народу, а третий, уже со стороны встречавших, как бы от имени народа весело подначил: ну, теперь им, б..., покажем.

Так что теперь ждите мира и согласия.

Единодушие, с которым думцы выпускали их из тенет, сравнимо только с тем единодушием, с коим они же, думцы, делили казенный пирог, обеспечивая свое пищеварение.

Никакие первоочередные задачи государства их не занимали:: ни налоги, ни новый Уголовный кодекс, ни кредиты, ни ремесло, ни промышленность, ни торговля, ни хлебопашество. Первым делом их занимало самообеспечение. И, решив, к объединенному удовольствию, первое дело, они сразу занялись вторым - вновь замутить воду, начавшую было отстаиваться во брегах только что принятой Конституции.

Объединились все - и малые наполеоны, и большие интеллектуалы, и дамы-патронессы, хранительницы очага. Они объединились дружно, с теми, кто явно, открыто, громогласно требует насилия власти над народом, и кому для осуществления своих задач понадобилась подмога.

И они открыли казематы, где эта подмога изнывала в простое.

Они объединились дружно и поименно.

Высокоумные мыслители заняты благородными рассуждениями: поскольку господа парламентарии проголосовали за прощение поименно, они тем самым взяли на себя, каждый в отдельности, личную ответственность за вероятные последствия принятого державного акта.

Мыслители благородно рассуждают также о том, что, поскольку прощенные принимают прощение, стало быть, они признают тем самым свою вину.

Красноречивые рассуждения.

Слушайте! Да плевать им на свою ответственность и плевать им на свою вину. Была уже ответственность, была уже вина. Обошлось.

Что может быть слаще безнаказанности?

Что может быть слаще безнаказанности для того, с кого причитается ответственность за содеянное? Разве что безнаказанность законодателей, осененных державной неприкосновенностью.

И вот здесь надо искать единение.

Я не вижу нравственной разницы между теми, кто выпустил, и теми, кого выпустили. Ну подписали и подписали, ну и что? Ну виновны или невиновны - какая разница? Воспитанные в советских понятиях преступления и наказания, в понятиях произвола и беспредела, когда на одного преступника без суда и следствия стирали в порошок сто тысяч невиновных, они кинулись в другой беспредел: все на волю! Воля без суда и следствия! У них даже нет понятия о правосудии как основе свободы и силы государства.

Так что ждите мира и согласия.

Сперва выпустившие и выпущенные будут обниматься на радостях. Потом они начнут кусаться, потому что и у выпустивших, и у выпущенных одна программа: им плевать на страну, они хотят, жаждут владеть судьбами безнаказанно. Никаких других программ у них нет, как ни вглядывайся. Они хотят насилия власти над народом, они хотят главенствовать, распоряжаться и давить несогласных.

В самой сути их стремлений нет ни мира, ни согласия. Они даже не понимают, что это такое. Они не представляют жизни без палки и, пообнимавшись, потянутся к этой палке, отпихивая один другого.

Несколько наполеонов хотят в президенты. Но как на это посмотрит только что выпущенный полупрезидент? Он тоже хочет в президенты! Как на это посмотрит вольноопределяющийся почти президент, который иначе, как президентом, себя просто не видит? Он тоже хочет в президенты!

Скоро они начнут хватать друг друга за грудки с ярким убедительным предвыборным призывом: "А ты кто такой!?"

И все это - за счет страны, которая вручила им судьбу. И при этом страна будет извиваться без земельных законов, без таможенной выгоды, без Уголовного кодекса, без правопорядка, без керосина для тракторов, страна, залитая мутной водою вонючей политики.

А что же истинный президент? Избранный всенародно и чуть ли не трижды?

Истинный президент прекраснодушествует.

Говорят, его нужно кольнуть шильцем, чтобы он встрепенулся, такой у него характер.

Не знаю. Мне кажется, его уже колют колом.”

(“Известия” от 3. 03. 94).

 

Задание 2. На самостоятельно подобранном материале покажите, как преломляется информационная программа в публицистических текстах разных жанров.

 

Задание 3. Выпишите все заголовки одного из номеров газеты (на выбор). Можно ли сказать, что заголовки а) составляют систему, б) доказывают, что газета - это своего рода текст, в) способствуют идентификации издания?

 

 

Задание 4. Проанализируйте в социально-культурном и политическом контексте открытые письма журналистов НТВ (апрель 2001 года). Сформулируйте вывод о функционально-стилевой специфике текстов. Можно ли говорить о диалогическом единстве данных текстов? Прослеживается ли в текстах коммуникативная координация? Подтвердите свой вывод иллюстрациями из текстов. Выявите речевые средства, маркирующие жанр личного дружеского послания. Какие речевые средства вступают в противоречие с последними? Опишите экспрессивные средства публицистического стиля, имеющиеся в текстах.

Открытое письмо Леонида Парфенова генеральному директору НТВ Евгению Киселеву

Суббота, 7 апреля 2001 г. 0:01

Женя, мне лучше обратиться письменно, к тому же я сорвал голос, споря с Максимовской еще третьего апреля.

Я не могу более находиться в положении человека, за которого принимают решения. То, как ты назначил членов согласительной комиссии, — последний раз я видел подобную процедуру при избрании членов партбюро. К твоему списку Сорокина предложила Миткову, ты ответил: "Не стоит".

Впервые за восемь лет НТВ на предложение взять куда-либо этого человека отвечено отказом, да еще и в присутствии Тани. Ребята-корреспонденты стерпели, и, значит, нет шансов дождаться их скорого повзросления. У меня не остается другого выхода.

Мне даже не интересно, по приказу ли ты, уходя, сжигаешь деревню до последнего дома или действуешь самостоятельно. Ты добиваешься, чтобы "маски-шоу" случились у нас в "Останкино", ты всеми средствами это провоцируешь. Ты держишь людей за пушечное мясо, пацаны у тебя в заложниках, потому что не знают другой жизни, кроме как быть привязанными пуповиной к "Итогам", и значит, то, что делаешь ты, — это растление малолетних.

На нашем восьмом этаже, из окон которого развевается флаг НТВ, нет уже ни свободы, ни слова. Я не в силах больше слушать твои богослужения в корреспондентской комнате — эти десятиминутки ненависти, — а не ходить на них, пока не уволюсь, я не могу.

Считай это заявлением об уходе, формальную бумагу пришлю по факсу. На телевидении мне уходить некуда: ухожу в никуда. Комментарии по поводу этого обращения я готов дать только в эфире родного канала НТВ.

Леонид Парфенов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных