ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Публицистический стиль.Вопросы для обсуждения: 1. Какое место занимает публицистический стиль в функционально-стилевой парадигме современного русского языка? Как отражается в самом происхождении слова “ публицистический” сложность этого стилевого образования? 2. В чем особенность реализации коммуникативной модели в рамках публицистического стиля? 3. Какова доминанта публицистического стиля и как она связана с составляющими информационной программы? 4. Что входит в состав публицистического стиля? Почему структура именно данного стиля является наиболее усложненной? 5. Почему, несмотря на “своеобразную многостильность” (М.Н.Кожина), можно говорить о целостности и системности публицистического стиля? В чем это проявляется? 6. Почему язык прессы находится в центе внимания исследователей публицистического стиля? Каковы его основные признаки?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Основная: 1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. §§ 119 - 127. 2. Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. - Свердловск, 1990. - С. 84 - 111. 3. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. В. И. Максимова. – М., 2004. С. 114 – 126. 4. Стилистический энциклопедический словарь. –М., 2003. С. 312 -315.
Дополнительная: 1. Аверкина Л.А. Стилевые особенности современной немецкой газетно-журнальной публицистики // Лексика и стиль. - Тверь, 1993. - С. 3 - 8. 2. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М., 1982. 3. Земская Е.А. Цитация и виды ее трансформации в заголовках современных газет // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. - М., 1996. - С. 157 - 168. 4. Какорина Е.В. Новизна и стандарт в языке современной газеты // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. - М., 1996. - С. 169 - 180. 5. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1971. 6. Лаптева О.А. Стилистические приемы создания языковой иронии в современном газетном тексте // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. - М., 1996. - С.150 - 157.
ЗАДАНИЯ: Задание 1. Докажите, что данный текст относится к текстам публицистического стиля (конкретное наполнение коммуникативной модели, особенности реализации информационной программы, характеристика текстовых категорий, стилевая многослойность). Отметьте стилистические приемы создания иронии.
Л.Лиходеев. ЕДИНОДУШИЕ Конечно, их выпустили ради мира и согласия. Их выпустили ради единения народа. И единение произошло тут же, возле проходной. Один выпущенный объявил, что сразу начнет поднимать народ на борьбу, другой сказал, что вернулся к своему народу, а третий, уже со стороны встречавших, как бы от имени народа весело подначил: ну, теперь им, б..., покажем. Так что теперь ждите мира и согласия. Единодушие, с которым думцы выпускали их из тенет, сравнимо только с тем единодушием, с коим они же, думцы, делили казенный пирог, обеспечивая свое пищеварение. Никакие первоочередные задачи государства их не занимали:: ни налоги, ни новый Уголовный кодекс, ни кредиты, ни ремесло, ни промышленность, ни торговля, ни хлебопашество. Первым делом их занимало самообеспечение. И, решив, к объединенному удовольствию, первое дело, они сразу занялись вторым - вновь замутить воду, начавшую было отстаиваться во брегах только что принятой Конституции. Объединились все - и малые наполеоны, и большие интеллектуалы, и дамы-патронессы, хранительницы очага. Они объединились дружно, с теми, кто явно, открыто, громогласно требует насилия власти над народом, и кому для осуществления своих задач понадобилась подмога. И они открыли казематы, где эта подмога изнывала в простое. Они объединились дружно и поименно. Высокоумные мыслители заняты благородными рассуждениями: поскольку господа парламентарии проголосовали за прощение поименно, они тем самым взяли на себя, каждый в отдельности, личную ответственность за вероятные последствия принятого державного акта. Мыслители благородно рассуждают также о том, что, поскольку прощенные принимают прощение, стало быть, они признают тем самым свою вину. Красноречивые рассуждения. Слушайте! Да плевать им на свою ответственность и плевать им на свою вину. Была уже ответственность, была уже вина. Обошлось. Что может быть слаще безнаказанности? Что может быть слаще безнаказанности для того, с кого причитается ответственность за содеянное? Разве что безнаказанность законодателей, осененных державной неприкосновенностью. И вот здесь надо искать единение. Я не вижу нравственной разницы между теми, кто выпустил, и теми, кого выпустили. Ну подписали и подписали, ну и что? Ну виновны или невиновны - какая разница? Воспитанные в советских понятиях преступления и наказания, в понятиях произвола и беспредела, когда на одного преступника без суда и следствия стирали в порошок сто тысяч невиновных, они кинулись в другой беспредел: все на волю! Воля без суда и следствия! У них даже нет понятия о правосудии как основе свободы и силы государства. Так что ждите мира и согласия. Сперва выпустившие и выпущенные будут обниматься на радостях. Потом они начнут кусаться, потому что и у выпустивших, и у выпущенных одна программа: им плевать на страну, они хотят, жаждут владеть судьбами безнаказанно. Никаких других программ у них нет, как ни вглядывайся. Они хотят насилия власти над народом, они хотят главенствовать, распоряжаться и давить несогласных. В самой сути их стремлений нет ни мира, ни согласия. Они даже не понимают, что это такое. Они не представляют жизни без палки и, пообнимавшись, потянутся к этой палке, отпихивая один другого. Несколько наполеонов хотят в президенты. Но как на это посмотрит только что выпущенный полупрезидент? Он тоже хочет в президенты! Как на это посмотрит вольноопределяющийся почти президент, который иначе, как президентом, себя просто не видит? Он тоже хочет в президенты! Скоро они начнут хватать друг друга за грудки с ярким убедительным предвыборным призывом: "А ты кто такой!?" И все это - за счет страны, которая вручила им судьбу. И при этом страна будет извиваться без земельных законов, без таможенной выгоды, без Уголовного кодекса, без правопорядка, без керосина для тракторов, страна, залитая мутной водою вонючей политики. А что же истинный президент? Избранный всенародно и чуть ли не трижды? Истинный президент прекраснодушествует. Говорят, его нужно кольнуть шильцем, чтобы он встрепенулся, такой у него характер. Не знаю. Мне кажется, его уже колют колом.” (“Известия” от 3. 03. 94).
Задание 2. На самостоятельно подобранном материале покажите, как преломляется информационная программа в публицистических текстах разных жанров.
Задание 3. Выпишите все заголовки одного из номеров газеты (на выбор). Можно ли сказать, что заголовки а) составляют систему, б) доказывают, что газета - это своего рода текст, в) способствуют идентификации издания?
Задание 4. Проанализируйте в социально-культурном и политическом контексте открытые письма журналистов НТВ (апрель 2001 года). Сформулируйте вывод о функционально-стилевой специфике текстов. Можно ли говорить о диалогическом единстве данных текстов? Прослеживается ли в текстах коммуникативная координация? Подтвердите свой вывод иллюстрациями из текстов. Выявите речевые средства, маркирующие жанр личного дружеского послания. Какие речевые средства вступают в противоречие с последними? Опишите экспрессивные средства публицистического стиля, имеющиеся в текстах. Открытое письмо Леонида Парфенова генеральному директору НТВ Евгению Киселеву Суббота, 7 апреля 2001 г. 0:01 Женя, мне лучше обратиться письменно, к тому же я сорвал голос, споря с Максимовской еще третьего апреля. Я не могу более находиться в положении человека, за которого принимают решения. То, как ты назначил членов согласительной комиссии, — последний раз я видел подобную процедуру при избрании членов партбюро. К твоему списку Сорокина предложила Миткову, ты ответил: "Не стоит". Впервые за восемь лет НТВ на предложение взять куда-либо этого человека отвечено отказом, да еще и в присутствии Тани. Ребята-корреспонденты стерпели, и, значит, нет шансов дождаться их скорого повзросления. У меня не остается другого выхода. Мне даже не интересно, по приказу ли ты, уходя, сжигаешь деревню до последнего дома или действуешь самостоятельно. Ты добиваешься, чтобы "маски-шоу" случились у нас в "Останкино", ты всеми средствами это провоцируешь. Ты держишь людей за пушечное мясо, пацаны у тебя в заложниках, потому что не знают другой жизни, кроме как быть привязанными пуповиной к "Итогам", и значит, то, что делаешь ты, — это растление малолетних. На нашем восьмом этаже, из окон которого развевается флаг НТВ, нет уже ни свободы, ни слова. Я не в силах больше слушать твои богослужения в корреспондентской комнате — эти десятиминутки ненависти, — а не ходить на них, пока не уволюсь, я не могу. Считай это заявлением об уходе, формальную бумагу пришлю по факсу. На телевидении мне уходить некуда: ухожу в никуда. Комментарии по поводу этого обращения я готов дать только в эфире родного канала НТВ. Леонид Парфенов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|