Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стилистическая норма. Стилистическая ошибка.




 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Что понимается под стилистической нормой? Каковы ее составные компоненты? Почему в лингвостилистике нет единства в понимании этого явления?

2. Какое место занимает стилистическая норма в системе норм литературного языка? в системе коммуникативных норм?

3. Что составляет понятие стилистической компетенции? Как взаимосвязаны стилистическая норма и стилистическая компетенция носителя языка?

4. Что можно сказать о кодификации стилистической нормы? Зависит ли характеристика стилистической нормы от формы (письменная или устная) литературной речи?

5. Почему стилистическая норма исторически изменчивое явление?

6. Как решается вопрос о статусе стилистической ошибки (определение стилистической ошибки, разграничение стилистических и нестилистических ошибок, критерии подобного разграничения, речевые и стилистические ошибки, классификация стилистических ошибок)?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная:

1. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. - М., 198О. - С. 233 - 235.

2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993. §§ 59 - 64.

3. Онипенко Н.К. К вопросу о школьной классификации ошибок // РЯШ. 1987. 6.

4. Стилистика и литературное редактирование / под ред. В.И.Максимова. – М., 2004. С. 14 – 18.

5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. С 433 – 439.

 

Дополнительная:

1. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи.- М., 2002. Глава Y.

2. Кожевников А.Ю. “Продажная страсть княжны Мери”, или “Лучше попасть в лесу под разбойника” (о коммуникативных сбоях и неудачах в сочинениях школьников) // Аспекты речевой конфликтологии. - Спб., 1996. - С. 89 - 97.

3. Лаптева О.А. Слушаем радио и телевизор // РР. 1996. 4. - С.54 - 62.

4. Купина Н.А., Матвеева Т.В. Культура русской речи. - Свердловск, 1991. - С. 4 - 7.

5. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. Норма. - С.337 - 338.

6. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982.

7. Цейтлин С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся // РЯШ. 1984. 2.

 

 

ЗАДАНИЯ:

 

Задание 1. Т.Г.Винокур в своей монографии “Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения” пишет о том, социокоммуникативная стилистика благодаря “человеческому ракурсу” анализа перешла от стиля языка “к стилю тех, кто говорит и пишет (говорит и слушает, пишет и читает)”. В связи с этим какие новые вопросы и аспекты, на Ваш взгляд, появляются в проблеме стилистической нормы?

 

Задание 2. Познакомившись с указанной литературой, определите, из чего складывается стилистическая компетенция носителя языка, что служит ее основой? Попытайтесь графически представить структуру стилистической компетенции.

 

Задание 3. Выделенные исследователями четыре типа внутринациональной речевой культуры - элитарный, среднелитературный, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный - нуждаются в дальнейшей детализации и выявлении конкретных критериев для отнесения тех или иных актов речи, тех или иных носителей литературного языка к тому или иному типу (см. об этом подробно: О.Б. Сиротинина . Теоретические основы культуры речи и Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики. Вып. 25. - Саратов, 1993. - С.6 - 19). Какое место в решении данной научно-практической проблемы Вы бы отвели стилистической норме? Свой ответ аргументируйте.

Примечание: Задание выполняется письменно.

 

Задание 4. Выполните упражнения 114, 116 (1 - 15), 117 в “Сборнике по стилистике русского языка А.К. Панфилова (М., 1989).

Примечание: при выполнении упражнения 116 можно использовать таблицу . Например:

 

Предложение с ошибками Тип ошибки, конкретное нарушение Исправленный вариант

 

Задание 5. Внимательно прочитайте статью А.Ю.Кожевникова, предложенную в рекомендуемой литературе. Какие новые аспекты обнаруживаются в ней при разговоре о квалификации и классификации ошибок в письменных работах учащихся?

 

Задание 6. Подготовьте сообщение (тезисно) на тему “ Речевая практика электронных средств массовой информации и тенденции в развитии литературной нормы”. (Используйте материалы статей , затрагивающих данную проблему, в журнале “Русская речь”, рубрика “Культура речи”).

 

 

Занятие 4




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных